1998.02.24, Автор: Боб Уэйбел4341 прочтений

7 способов создания иллюстрированных диаграмм

Теги: Допечатные процессы Дизайн и вёрстка Publish


Adobe Illustrator 7.0
Adrenaline Charts SE 1.0.1
CorelChart 6
Macromedia FreeHand 7
Microsoft Excel 97
SPC ActiveOffice 1.0
SPSS DeltaGraph 4.0

Своеобразная красота стройных колонок цифр, оценить которую в состоянии лишь бухгалтеры, навевает скуку на обывателя. Поэтому перед дизайнером часто ставится задача преобразить данные электронной таблицы, "вдохнув" в них жизнь, независимо от того - годовой ли это отчет компании, статистический справочник или еженедельник финансовых новостей. Итак, каков же лучший способ превратить все эти скучные строки и колонки в наглядные изображения, помогающие читателю сориентироваться в предлагаемых данных? Для преобразования данных из таблицы Excel в привлекательные диаграммы с рисунками использовались семь приложений Macintosh и Windows. Художник-иллюстратор Ральф Бергер воспользовался для этого пакетами Adobe Illustrator 7.0 (его стоимость - 595 долл.) и Macromedia FreeHand 7 (599 долл.), в то время как сотрудничающий с журналом Publish редактор Марти Бодет для построения диаграмм выбрал четыре специализированных продукта: Adrenaline Charts SE 1.0.1 (149,99 долл.), CorelChart 6 (часть набора CorelDraw 6 suite, 595 долл.), Microsoft Excel 97 (339 долл.) и SPC ActiveOffice 1.0 (50 долл.). А редактор журнала Publish Джейк Уидман остановился на одном из самых популярных пакетов DeltaGraph 4.0 (295 долл.) компании SPSS. Какой из продуктов лучше, как всегда, решать вам. Не обращайте особого внимания на эстетическую сторону представленных далее диаграмм, а постарайтесь хорошенько присмотреться к функциональным возможностям и методам использования каждого пакета.


Adobe Illustrator 7.0

Ральф Бергер начал работу, выбрав инструмент создания диаграмм (graph) из палитры. Посредством его можно создавать девять типов рисунков. Пакет Illustrator не позволяет представлять данные по трем осям координат, поэтому Бергер остановился на стандартной столбиковой диаграмме. Протащив ее инструмент вдоль пустой страницы, художник открыл лист для данных.

Бергер предпочел ввести информацию вручную, хотя Illustrator позволяет также вставлять данные из пакета Excel или импортировать таблицы, разделенные табуляциями. По умолчанию диаграмма создается в градациях серого цвета.

Бергер решил, что для реализации эффекта пиктограмм пакета Illustrator потребуется слишком много ненужной работы. Для получения цилиндрических столбиков он предпочел использовать эффект экструзии. Вначале был воссоздан прямоугольник, к которому Бергер применил градиентную заливку. "Присоединение" овалов к концам прямоугольника осуществлено посредством команды Object (Объект), Pathfinder (Указатель), Unite (Объединить). Для имитации глубины овал также был заполнен градиентной заливкой. Особенности работы с Illustrator потребовали еще одного обрамляющего весь циллиндр прямоугольника, который был перемещен на задний план.

Выбрав цилиндр и прямоугольник, Бергер выполнил команды Graphs (Диаграммы), Design (Рисовать) из меню Object. Затем щелкнул по кнопке New Design (Новый вид) и присвоил новому виду колонки название "gold tube" (золотая трубка). Создавая два другие цилиндра, получивших названия "blue tube" и "pink tube", он дважды скопировал и перекрасил исходный объект.

Чтобы применить созданные "трубчатые" стили, Бергер выбрал каждую серию столбиков и выполнил команду Object, Graphs, Column (Столбец). В списке Column Type (Тип столбца) он отметил каждый вид столбца как Sliding (Скользящий), во избежание искажения колонок при масштабировании. Затем к каждой серии был применен цветной "трубчатый" стиль.

Для изменения масштаба по оси y, Бергер выбрал диаграмму, дважды щелкнул по инструменту диаграмм и выбрал соответствующие опции из списка Value Axis (Параметры осей), расположенного в верхней части окна диалога.

При перемещении легенды под диаграмму, Бергеру пришлось разгруппировать рисунок, закрыв его связь c листом данных. Это исключило возможность автоматического обновления вида диаграммы при изменении данных.

Большей привлекательности диаграммы Бергер достиг посредством импортирования готовых рисунков. Пакет Illustrator автоматически не отображает значения данных на концах столбиков, поэтому автору пришлось ввести их вручную.

Он сохранил диаграмму в формате Illustrator EPS, что позволило поместить ее в пакет QuarkXPress.

Источник: Adobe Systems, www.adobe.com.


Adrenaline Charts SE 1.0.1

Пакет Charts SE не допускает непосредственный ввод данных, но Бодет смог импортировать текстовый файл, сохраненный из пакета Excel, автоматически конвертированный в диаграмму. Хотя программа содержит 23 стиля рисунков, все же заданный по умолчанию стиль вполне удовлетворил художника - это столбиковая трехмерная диаграмма. Чтобы сделать столбики цилиндрическими, Бодет щелкнул по кнопке 3D Cylinders (Трехмерные цилиндры). Добиться более удобного угла обзора, при котором были бы лучше видны короткие столбики, удалось методом вращения диаграммы в интерактивном режиме.

Затем автор щелкнул по кнопке Axis (Оси) в палитре Appearance (Вид) и выбрал опцию Custom (Пользовательский) из выпадающего списка Scale (Масштаб), с целью задать максимальные значения по осям. Далее он щелкнул по каждой метке оси и настроил их шрифт, размер и стиль, выполнив затем команду Text (Текст), 3D Aspect (Тип объемного представления), Perspective (Перспектива) из палитры Fonts (Шрифты). В результате текст расположился параллельно осям серий данных.

Так как Charts SE импортирует лишь изображения PICT, Бодету пришлось растрировать изображения EPS при помощи пакета Adobe Photoshop. Затем он щелкнул по колонке Cats (Коты), удерживая клавиши <Shift-Option>, выполнил команду File (Файл), Import (Импорт) из меню и выбрал опцию Image (Изображение) из всплывающего меню File Format (Форматы файлов). Взяв картинку кота, Бодет наложил ее на серию котов. Подобную операцию он повторил с кроликами и крысами, а также с подложкой диаграммы, куда была наложена текстура деревянного пола.

Для поворота изображения кроликов на первый план, художник щелкнул по серии с кроликами, удерживая клавиши <Shift-Option>, после чего воспользовался кнопкой Effects (Эффекты) из палитры Appearance (Вид) и повернул картинки. Пакет Charts SE отображает выбранные колонки в режиме проволочного каркаса, поэтому эффект вращения в интерактивном режиме не виден. Чтобы установить изображения в нужное положение, пришлось сделать несколько операций - выбор и отмену выбора колонок.

Команда Chart, Chart Title (Заголовок диаграммы) из меню позволяет поместить лишь неперемещаемый заголовок в верхней части страницы. Пришлось передвинуть саму диаграмму ближе к заголовку. Пакет не позволяет вставлять подзаголовки в рисунок, поэтому, для добавления строки "1997 Sales", Бодет использовал команду Y Axis Title (Заголовок оси Y), однако и такую подпись нельзя перемещать - а она пересекалась с другими подписями на оси y.

Хотя программа Charts SE и позволяет задавать для диаграммы источник освещения, увидеть результаты его применения до окончания рендеринга нельзя. Бодет посчитал возможность настройки источника света требующей неоправданно много времени.

Для получения готовых файлов в пакете Charts SE необходим их рендеринг. На конечной стадии его инструмент Electric Cafe Photo SE, входящий в комплект программы, добавил к диаграмме тени от столбиков.


CorelChart 6

Команда New (Новая) из меню File пакета CorelChart отображает окно со списком типов диаграмм, откуда Бодет выбрал 3D Riser. Получилась объемная столбиковая диаграмма на основе произвольных данных. Затем, для открытия окна с электронной таблицей, он выполнил команды Edit (Правка), Edit Chart Data (Правка данных для диаграммы). В таблицу нельзя импортировать данные или вставить их из буфера обмена, поэтому пришлось вводить числа и подписи вручную.

После этого художник выбрал заднюю стенку диаграммы и выполнил команду File, Apply Picture (Применить картинку). Нужная фотография появилась на подложке и стенках диаграммы. Применить изображение только к одной поверхности не удалось и Бодету пришлось удалить одну стену и подложку, воспользовавшись окном диалога Display Status (Настройка отображения).

Картинки наложились и на три серии данных; с этого момента после выполнения каждой команды диаграмма перерисовывалась в течение 35 секунд. С целью уменьшения засоренности экрана, Бодет через окно диалога 3D Grid Lines (Линии сетки) отключил отображение линий сетки по осям x и y, а также числовых значений для правой стенки. Кроме того, он ограничил количество делений по оси z до 6 и задал новые начальное и конечное значения.

Пакет CorelChart недостаточно гибок в обращении с текстом. Бодет смог изменить лишь цвет его заголовка при помощи окна диалога для выбора цвета, вызванного из плавающей палитры цветовых инструментов. Кроме того, подписи Jan-Mar и Apr-Jun пришлось сократить до Q1, Q2, поскольку кегль шрифта исходного текста изменить нельзя.

Используя мастер Visibility Wizard пакета CorelChart, демонстрирующего процент данных диаграммы, видимых под различными углами зрения и предлагающий свои рекомендации, художник выбрал из 14 предварительно заданных углов зрения вид Standard (Стандартный).

Воспроизведенная картинка оказалась несколько меньше ожидаемой. К сожалению, изменить ее размер на экране в интерактивном режиме оказалось невозможным. Пришлось несколько раз выполнять команду File, Page Setup (Настройка страницы), выбирать новые размеры диаграммы в пикселах, а затем выводить пробные отпечатки до тех пор, пока не был достигнут желаемый результат.

CorelChart способен сохранять законченную диаграмму лишь в собственном формате. Команда Copy Chart (Копировать диаграмму) из меню Edit размещает копию во внутреннем буфере, но ее нельзя вставить в другое приложение. Ни одна из существующих программ, даже CorelDraw, не может прочитать формат файла CorelChart. Чтобы включить полученную диаграмму в данную статью, Бодет сканировал напечатанный рисунок, отретушировал его в пакете Photoshop и сохранил как файл EPS.

Источник: Corel, www.corel.com.


Macromedia FreeHand 7

Ральф Бергер приступил к работе, перетащив инструмент для создания диаграмм (он находится в палитре Xtra Tools пакета Macromedia FreeHand) вдоль пустой страницы, после чего ввел данные в открывшийся лист таблицы. (Пакет FreeHand позволяет также вносить данные в таблицу из буфера.) Щелкнув по кнопке Chart и отметив ячейку с надписью Data numbers in chart (Значения данных в диаграмме), художник разместил на вершине каждого столбца числа.

По умолчанию была создана плоская диаграмма в градациях серого цвета. Среди шести типов диаграмм пакета FreeHand трехмерной не оказалось.

Для вывода опции отображения, Бергер воспользовался кнопкой Chart в палитре Chart. Щелкнув по кнопке Y Axis, он расширил шкалу по оси y до 70.

Прежде чем создать колонки из значков, художник нарисовал три картинки - кота, кролика и крысу - каждая шириной в один столбик.

Затем скопировал кота в буфер обмена и, удерживая клавишу <Alt>, щелкнул по столбику первой серии данных, куда хотел наложить рисунок. Выбрав команды меню Xtras, Chart, Pictograph (Пиктограмма), Бергер воспользовался кнопкой Paste In (Вставить). Чтобы значок не увеличивался до полной высоты столбика, а повторялся, автор отметил ячейку Repeated (Повторяющийся). Изображения кота появились во всех столбиках первой серии. Подобные же действия были повторены для кроликов и крыс.

Далее Бергер сделал фоновую заливку для столбиков диаграммы, щелкнув по каждому из них с нажатыми клавишами <Shift-Alt>. Затем он перетащил цвет на закладку Gradient (Градиент) палитры Inspector (Инспектор), отпустив его на одном конце полоски градиента. После удаления черточек по оси y посредством ячейки None в окне диалога Y Axis все пользовательские заливки в столбиках также исчезли. Поэтому, с целью избавиться от черточек без потери цветов, пришлось щелкать по каждой из них, одновременно удерживая клавиши <Shift-Alt>, а затем нажимать клавишу <Delete>.

Бергер выбрал различные текстовые элементы и присвоил им другие шрифты. Фон рисунка и заголовок были созданы вручную. Когда художник попытался расширить линии сетки оси y, щелкнув по ячейке Y axis под заголовком Gridlines (Линии сетки) в палитре диаграммы, все произведенные прежде изменения исчезли. Поэтому он щелкнул по кнопке Undo, а затем вручную выбрал и расширил каждую черточку на оси y. Затем Бергер ввел заголовок диаграммы и выровнял его. Для завершения работы он импортировал логотип Perky Pets и сохранил рисунок в формате EPS.

Источник: Macromedia, www.macromedia.com.


Microsoft Excel 97

Создание своей диаграммы Бодет начал с выделения в таблице Microsoft Excel данных и щелчка по кнопке мастера диаграмм Chart Wizard в инструментальной панели. Потом он выбрал из 72 типов диаграмм 3-D Column, и задал рисунок без легенды, но с метками данных на вершине каждого столбика. Все остальные параметры по умолчанию оставались без изменений, а в соответствующей строке он ввел заголовок. По умолчанию диаграмма отображается в новом окне.

Ее стенки и линии сетки Бодет удалил, выделяя каждую из них и нажимая клавишу <Delete>. Затем дважды щелкнул по столбику каждой серии данных, открывая палитру Format Data Series (Формат серий данных). Из шести вариантов в закладке Shape (Форма) художник остановился на конусе. В закладке Patterns (Шаблоны) автор выбрал цвет для каждой серии и отменил вывод рамки.

После проделанного он вызвал палитру Format Floor (Формат подложки), дважды щелкнув по подложке диаграммы, а затем один раз по кнопке открытия палитры Fill Effects (Эффекты заливки). В данной палитре Бодет щелкнул по закладке Texture (Текстура) и выбрал Sand (Песок).

Щелкнув правой кнопкой по фону диаграммы, Бодет с помощью всплывающего меню открыл палитру настройки объемного вида 3-D View. В ней он в интерактивном режиме задал параметры высоты, перспективы и поворота картинки.

Чтобы расположить текст вдоль осей диаграммы, Бодет дважды щелкал по каждой оси, открывая палитру Format Axes (Формат осей). Черточки на осях были выключены при помощи закладки Patterns (Шаблоны), шрифт для чисел - Font (Шрифт). Затем, для открытия палитры Format Data Labels (Формат меток данных), он дважды щелкнул мышью по меткам данных. Для каждой серии данных был задан шрифт и цвет. С целью точно расположить метки, художник дважды щелкал по ним мышью и перетаскивал их на выбранные места. Те же операции проделаны и при форматировании заголовков диаграммы.

Чтобы добавить каждое из изображений животных, художник щелкал по кнопке Picture From File (Картинка из файла) из палитры Picture, а затем выбирал изображение TIFF для импорта. При настройке яркости и контраста использовалась инструментальная палитра Picture, после чего инструментом "подрезания" (crop) удалялся лишний белый фон. Затем Бодет в интерактивном режиме изменял размер изображения и перетаскивал его в нужное место. Для импорта логотипа Perky Dogs из формата WMF (Windows Metafile) использовались те же команды.

Поскольку Excel не может сохранять диаграммы в других графических форматах файлов, автор сканировал напечатанную страницу и отредактировал изображение в пакете Photoshop, после чего сохранил в файле EPS для последующего размещения в полосе QuarkXPress.

Источник: Microsoft, www.microsoft.com.


SPC ActiveOffice 1.0

Прежде всего Бодет выделил данные в таблице Excel, а затем, для открытия палитры ActiveOffice, щелкнул по кнопке ActiveOffice на инструментальной панели. (ActiveOffice работает с любыми приложениями, совместимыми с пакетом Microsoft Office.)

В закладке Layouts (Шаблоны) палитры художник щелкнул по пункту Column (Столбиковая) в категории Charts и выбрал Oblique (Наклонная) из семи вариантов столбиковых диаграмм. Картинка появилась непосредственно в электронной таблице, и автор увеличил ее, перетащив в один из углов.

Из 15 стилей фона закладки Design (Дизайн) был выбран Basic (Основной), а в закладке Color Schemes (Цветовые схемы) из 20 вариантов схем - Autumn (Осень). Текстуру Sand (Песок) для фона Бодет выбрал из 24 вариантов, предложенных в закладке Textures (Текстуры).

Кнопки со стрелками вверх (больше) и вниз (меньше) позволили ему указать один из восьми предварительно заданных размеров диаграмм. Щелчками по кнопке Style (Стиль) можно переключаться между четырьмя вариантами вида стенок: "полная", "только сетка", "только оси" и "нет". Кнопка Rotate (Вращать) используется для выбора одного из четырех заранее заданных углов зрения. И, наконец, щелкнув кнопкой Values (Величины), можно выбрать режим отображения значений данных в вершинах столбиков.

Чтобы добавить заголовок и подзаголовок, Бодет воспользовался кнопкой "+", после чего щелкнул по появившемуся образцу текста для его замены. Выполнив команды Edit, Font из меню, он задал для заголовков новый шрифт. Художнику не удалось изменить ни один из параметров форматирования текста подписей к осям, хотя он смог вместо месяцев написать Q1, Q2 и т.д. Пришлось довольствоваться плохо различимыми черными цифрами.

Выполнив команды Import (Импорт), Picture (Картинка) из меню, автор загрузил логотип Perky Pets и поместил его в одну из восьми "разрешенных" точек, выделенных зелеными квадратами. Какое бы изображение не размещалось на диаграмме, все остальные элементы страницы изменяют свои размеры относительно размеров картинки. Аналогично, при изменении размеров одного объекта изменяются и все остальные. Но, щелкнув по кнопке Foreground (Задний план), можно отделить изображение от диаграммы и свободно разместить его, либо изменить размеры. Художник повторил операции с фигурками кота, кролика и крысы.

Пакет ActiveOffice не имеет команд Save (Сохранить) или Export (Экспорт); все файлы должны сохраняться из пакета Excel. Переход из ActiveOffice в Excel приводит к тому, что графика, расположенная на заднем плане, изменяет размер и смещается. Единственный способ преобразовать завершенную диаграмму в файл изображения - напечатать ее, сканировать и сохранить из пакета Photoshop.

Источник: Software Publishing, www.spco.com.


SPSS DeltaGraph 4.0

Начиная работу над созданием диаграммы в пакете DeltaGraph, Джейк Уидман выполнил команды File, Import, Excel получив доступ к данным в таблице Excel. После выбора пунктов Data (Данные), Chart Gallery (Галерея диаграмм), было открыто окно мастера диаграмм Chart Adviser, предлагающий наиболее подходящий тип диаграммы для выбранных данных. Вместо стандартного рисунка 3-D Column Уидман решил создать 3-D Column-One Wall, поскольку его легче "разукрасить". Щелкнув по кнопке OK, он получил диаграмму с параметрами по умолчанию.

Далее Уидман изменил цвета диаграммы, выполнив команду Colors (Цвета) из меню Edit (Правка) и загрузив одну из 26 палитр Pantone ColorUp. Окно диалога не позволяет выполнять предварительный просмотр цветовой схемы палитры, поэтому для выбора схемы Mosaic Blue потребовалось несколько попыток.

К сожалению в схеме Mosaic Blue подписи к осям оказались белыми, поэтому Уидман подумал, что они исчезли. Он нашел их позже, когда случайно поместил импортированное изображение позади подписей. С этого момента художник смог изменить цвет и шрифт подписей.

Уидман решил, что для диаграммы необходима задняя стенка. Он выбрал команду Options (Опции) из меню Chart и щелкнул по всем необходимым ячейкам со сторонами света, обозначающими отображение соответствующих сторон диаграммы на маленьком рисунке. Выбор опции West (Запад) позволил получить нужный результат.

Некоторые из коротких столбиков оказались спрятанными, поэтому Уидману пришлось изменить диаграмму. Можно было воспользоваться командой 3D View (Угол обзора) и переместить точку расположения "камеры" выше; однако он предпочел перетащить манипуляторы осей, сжав столбики и увеличив расстояния между ними.

Для имитации глубины художник применил цветные градиентные заливки: выбрал лицевые стороны всех красных столбиков, дважды щелкнул по одной из них и выполнил команду Blend (Плавный переход). Такой же процесс был повторен с лицевыми и боковыми сторонами всех столбиков, а также с задней стенкой и подложкой.

Уидман импортировал следы зверей и изображения животных, а затем разместил их вручную, расставив позади диаграммы при помощи команды Draw (Рисовать), Send (Переслать), To Back (На задний план). Затем он добавил текст, щелкнув по инструменту текста и задал его шрифт и цвет. Легенда была добавлена с помощью команды Legend (Легенда) из меню Chart. После этого автор настроил размеры цветных прямоугольников. Щелкнув по каждому из элементов легенды, художник установил для них цвета и шрифты. На последнем этапе он выполнил команды File, Export, EPSF и создал файл для использования в пакете верстки.

Источник: SPSS, www.spss.com.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus