101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цветопроба в цифровую эру

  • Алексей Моисеев
  • 14 июня 1997 г.
  • 12060

Виды цветопробы
Аналоговая цветопроба без изготовления печатных форм
Цифровая проба с физическим носителем
Струйные
Сублимационные
Твердые чернила
Место цифровой цветопробы в допечатном процессе
Цифровая проба с имитацией растра
Экранная цветопроба - softproof

Всего каких-нибудь десять лет назад произвола в технологиях допечатной подготовки практически не было - цветоделение делалось в типографии, на оборудовании, осуществлявшем запись непосредственно на фотоформу. Соответственно основным видом цветопробы была офсетная проба - с фотоформ изготавливались обычные офсетные формы, после чего "тиражом" 1-2 экземпляра на специальном печатном прессе делались оттиски. Появление квадратика с надписью DTP между сканированием и цветоделением внесло небывалую гибкость в процесс подготовки публикаций к печати. Не осталась в стороне и цветопроба.

Цветопроба (Proof, Color Proofing) представляет собой технологическую операцию, предназначенную для визуальной оценки ожидаемых результатов печати цветного изображения. Выполнение цветопробы в реальной технологии допечатной подготовки преследует три основные цели.

Первая условно может быть названа "самоконтролем" - оператору цветоделения необходимо знать, что получится в печати, для своевременного внесения цветокоррекции в изображение. Вторая цель - предъявление результата работы заказчику до печати тиража с целью согласования цвета (именно цвета - в противном случае хватило бы отпечатков лазерного принтера). Третье применение - передача в качестве контрольного образца в печатный процесс для обеспечения возможно более близкого соответствия тиражных оттисков замыслу авторов.

Возможны и другие варианты использования цветопробы - для контроля правильности воспроизведения сложных мест макета, отслеживания "overprint'а" и треппинга, муара и влияния растровой розетки на восприятие изображения, проверки качества изготовления фотоформ, а также в качестве важного аргумента в ходе выяснения отношений с заказчиком и печатниками при поисках виновников бракованного тиража. Однако если для достижения основных целей должна быть пригодна любая цветопроба - иначе ее и цветопробой называть некорректно - то с использованием в других целях дело обстоит сложнее. Конкретные виды оборудования могут оказаться в этом смысле неприменимыми или ограниченно применимыми.

Место цветопробы (как технологической операции) в процессе допечатной подготовки неоднозначно - напрашиваются, по меньшей мере, три возможных варианта. Первый - цветопроба непосредственно после сканирования и цветокоррекции. Оптимально по оперативности - если не годится, можно сразу исправить ошибки или даже заменить оригинал. Экономит массу времени, так как исключает повторное выполнение каких-либо манипуляций на дальнейших этапах. Естественно, при использовании большинства видов оборудования потребуется вспомогательный монтаж нескольких иллюстраций на одну страницу - до формата соответствующего листа бумаги - но выигрыш все равно окажется больше.

Вариант второй - цветопроба с окончательно сверстанных полос, но до вывода фотоформ. Помимо цвета отдельных иллюстраций позволяет оценить цветовое решение полосы в целом - зачастую небольшие отклонения цвета кажутся вполне допустимыми, если рассматривать отдельные изображения, и "режут глаз", когда эти изображения оказываются рядом. Такая проба гораздо больше подходит для утверждения заказчиком, а также (иногда) позволяет обнаружить многие другие огрехи, допущенные уже непосредственно при верстке.

Третий вариант - цветопроба непосредственно с фотоформ. Естественно, она применима лишь при наличии фотоформ - для выбравших технологии Computer to Plate или Digital Printing такой способ изготовления пробы явно нецелесообразен по экономическим соображениям. Впрочем, это во всех случаях самая дорогая цветопроба.

Экзотическим (во всяком случае, в России и пока) является использование цифровых печатных машин, работающих по принципу Print on Demand. Для таких производств отдельная цветопроба просто не нужна - достаточно отпечатать один экземпляр, чтобы получить абсолютно адекватное представление об ожидаемых результатах печати тиража.

Во всех остальных случаях говорить об абсолютной адекватности нельзя - цветопроба представляет собой лишь более или менее точную имитацию офсетного печатного процесса. Предсказуемость результатов печати по результатам цветопробы определяется, во-первых, наличием необходимой информации о параметрах печатного процесса, во-вторых, возможностью учета этих параметров при выполнении цветопробы. Насколько это реально - зависит от конкретного оборудования, используемого для выполнения цветопробы.

Виды цветопробы

Все виды оборудования можно условно разделить на две большие группы, условно называемые аналоговыми и цифровыми системами цветопробы. Аналоговые виды пробы используют информацию об изображении, содержащуюся на вещественном носителе в некодированном, "естественном" виде - речь идет просто о фотоформах или их функциональных аналогах.

В офсетной технологии цветопробы все происходит, как в обычном офсетном печатном процессе - с фотоформ делаются печатные формы, с них на специальном пробопечатном станке реальными красками, используемыми в печатном процессе, изготавливается необходимое число экземпляров пробы. Хотя по тому, насколько результаты будут близки к офсетному оттиску, такую пробу можно считать идеальной - не воспроизводятся лишь индивидуальные особенности печатной машины, на которой делается тираж - низкая технологичность, высокая трудоемкость, плохая оперативность и высокая стоимость оттиска обусловили резкое снижение популярности этого вида пробы при появлении первых же разумных альтернатив.

Другие виды аналоговой цветопробы изготавливаются с фотоформ без использования печатных форм. Как правило, название "аналоговая цветопроба" относят именно к этим видам оборудования, забывая об офсетных пробопечатных станках.

Альтернативой аналоговым системам являются цифровые, формирующие изображение непосредственно на основе содержащейся в компьютере информации, без промежуточного носителя. С точки зрения специалистов по вычислительному оборудованию, цифровая цветопроба - это цветной принтер, обладающий некоторыми специальными характеристиками (о них речь пойдет ниже). Поэтому и классификация устройств цифровой цветопробы такая же, как и у принтеров - по способу формирования изображения. На полиграфических выставках встречаются струйные, сублимационные и твердочернильные принтеры, рекомендуемые к использованию как устройства для выполнения цифровой цветопробы.

Особый вид цифровой пробы - экранная цветопроба ("softproof"). При этом твердой копии изображения не делается вообще - оценка цвета производится на экране специально откалиброванного монитора.

Чтобы понять, как различаются области применения разных систем цветопробы, начнем с рассмотрения основных принципов их работы.

Аналоговая цветопроба без изготовления печатных форм

Системы изготовления цветопробы непосредственно с фотоформ производятся несколькими фирмами, среди которых наиболее известны DuPont, Kodak, Imation и Agfa. Принцип работы подобных систем рассмотрим на примере оборудования DuPont Cromalin Studio. Комплект состоит из трех элементов - ламинатора, копировальной рамы и печатного пресса. Изготовление цветопробы производится в несколько этапов.

Сперва на лист плотной бумаги-основы со специальным покрытием с помощью ламинатора наносится слой светочувствительного материала с защитной пленкой сверху. Затем поверх защитной пленки крепится фотоформа.

Получившийся "бутерброд" помещается в копировальную раму и производится кратковременная (от 5 до 30 секунд) экспозиция с помощью ультрафиолетового источника света. Происходящий при этом фотохимический процесс является основой формирования изображения. Светочувствительный слой, который был клейким по всей поверхности до экспонирования, задубливается, то есть теряет клейкость в тех местах, где на него попал свет, а именно на прозрачных местах фотоформы. Там же, где свет был перекрыт элементами изображения - растровыми точками, задубливания не происходит.

После экспонирования фотоформа снимается, после чего удаляется защитная пленка. Бумага с воспринявшим изображение светочувствительным слоем пропускается через печатный пресс, где по ней прокатывается покрытая слоем пигмента фольга. Процесс, происходящий при этом, достаточно прост - слабо держащийся на поверхности фольги пигмент прилипает к оставшимся клейкими незадубленным элементам. В результате, на участках бумаги, соответствующих черным местам фотоформы, создается изображение.

Для получения цветного изображения описанный выше процесс повторяется четырежды. Каждый раз берется и фольга с соответствующим пигментом. Совмещение красок производится вручную. После нанесения последней краски готовый оттиск покрывается защитным ламинатом для обеспечения устойчивости к внешним воздействиям.

Оптические свойства светочувствительного слоя (рассеивание света в окрестностях границы света и тени), а также определенное давление в печатном прессе обеспечивают имитацию фиксированной величины растискивания растровой точки (17% по Мюрею-Дэвису). Красочный слой, переносимый с фольги, идентичен пигменту печатных красок европейской триады, что обеспечивает прекрасное визуальное соответствие офсетным оттискам, отпечатанным по нормам печати Eurostandart.

Похожий принцип формирования пробы с пленок используется в системе 3М MatchPrint фирмы Imation. В отличие от Chromalin, прикатываемый к основе ламинат уже содержит красящее вещество внутри светочувствительного слоя. После экспонирования подвергшиеся воздействию света участки красящего слоя меняют свою чувствительность к определенным реактивам и при "проявлении" в специальной машине удаляются химическим способом вместе с защитным слоем ламината. Защищенные экспонированными участками фотопленки участки пигментированного слоя фиксируются в проявочной машине и образуют видимое изображение.

Преимущества

Заслуженную популярность системам аналоговой цветопробы (особенно в "традиционной" полиграфии) обеспечила их функциональная близость к офсетной пробной печати. Безусловные преимущества аналоговой пробы - это не только хорошее "попадание" в цвет офсетного оттиска, но и возможность полностью проконтролировать качество готовой фотоформы: не только цвет, но и качество растрирования векторных элементов, треппинг, качество совмещения красок и даже (отчасти) оптическую плотность экспонированной пленки. Благодаря этому аналоговая проба признается печатниками всего мира практически наравне с офсетной. Немаловажно и то, что системы аналоговой пробы принципиально готовы к переходу на любой иной набор цветов - Imation уже предлагает расходные материалы для нанесения серебряной и золотой красок, как DuPont, так и Imation на определенных условиях могут обеспечить поставку цветной фольги с любыми цветами набора Pantone.

Недостатки

Основной недостаток систем аналоговой пробы - высокая себестоимость оттиска. В зависимости от обстоятельств она колеблется довольно сильно, но при наличии готовых пленок оттиск формата А3 обходится исполнителю примерно в 30 долларов. Трудоемкость изготовления аналоговой пробы достаточно высока, и, что немаловажно, большое влияние на качество пробы оказывает квалификация оператора (существенно как качество ручного совмещения красок, так и аккуратность при прикатке ламината). Еще один существенный недостаток - невозможность работы на тиражной бумаге и настройки на параметры конкретного печатного процесса. Цвет тиражной бумаги может имитироваться лишь цветом основы (существует лишь 2-3 варианта). (После завершения работы над статьей редакция получила информацию от российского представительства Kodak о том, что компания поставляет систему аналоговой цветопробы Kodak Confirm, позволяющую изготавливать цветопробы на тиражной бумаге. - Прим. ред.) Моделирование различного растискивания возможно лишь за счет выбора комплекта светочувствительных материалов (у DuPont свободы выбора нет, Imation предлагает наборы расходных материалов для трех вариантов растискивания).

Место в технологическом процессе

Место аналоговой цветопробы в процессе допечатной подготовки жестко определено способом их выполнения - между изготовлением фотоформ и печатью тиража. Дороговизна (как самого оттиска, так и корректировки обнаруженных ошибок) и относительно низкая оперативность предполагают ее использование для "выходного контроля" особо ответственных материалов и для передачи в печатный процесс (другие виды пробы печатники могут просто не принять).

Цифровая проба с физическим носителем

Цветопроба или цветной принтер?

Как говорилось выше, цифровая проба представляет собой цветной принтер с некоторыми специальными свойствами. Поскольку большинство производителей подобных систем с трогательным единодушием объявляет лишь свою модель пригодной для изготовления цветопробы, неплохо было бы определиться - чем, в принципе, определяется пригодность принтера для решения обсуждаемых задач?

Единственный реальный критерий - способность принтера имитировать цвет и детали полутонового изображения адекватно офсетной печати - все остальное второстепенно. Названная способность определяется в свою очередь тремя составляющими: достаточностью пространственного и цветового разрешения, широтой зоны цветового охвата и наличием встроенной системы управления цветом, обеспечивающей калибровку системы под реальный офсетный печатный процесс.

В печати (во всяком случае, в фотоформе, изготовляемой по общепринятой в настоящее время PostScript-технологии) число градаций каждого цвета достигает 256 при линиатурах 150 lpi и выше. Для обеспечения той же глубины цвета разрешения 300 dpi с двумя градациями цвета явно недостаточно.

Что касается второй и третьей составляющих, здесь дело обстоит сложнее. Экспериментальное определение диапазона требует, как минимум, хорошего денситометра, а еще лучше, спектрофотометра с возможностью перевода показаний в систему CIE Lab. Если построенное по измеренным чистым цветам и бинарам цветовое пространство принтера (при печати без коррекции цвета!) хотя бы незначительно шире, чем цветовой охват имитируемого печатного процесса - есть потенциальная возможность подстроить принтер под печать. Если же цветовой многогранник печатного процесса где-либо "вылезает" за пределы диапазона цветового охвата принтера - беда. Соответствующие цвета никогда не смогут быть воспроизведены на пробе, что приведет к более или менее существенным искажениям всей картины в целом.

Даже если цветовое пространство принтера шире, чем в офсетной печати (это легко достигается у трех рассматриваемых ниже классов принтеров), для обеспечения идентичности оттисков требуется преобразование информации о цвете. Информация о количестве каждой краски, содержащаяся в файле, цветоделенном под офсетную печать, должна быть преобразована в информацию о количестве красок принтера, дающих на бумаге тот же самый цвет. Соответствующее преобразование цветовых пространств задается профилем (англ. profile), учитывающим как цвета печатных красок, так и характеристики растискивания в офсетной печати. Для возможности корректировки профилей желательна комплектация принтера соответствующими программными и техническими средствами (некоторые фирмы по дополнительному заказу поставляют средства тонкой регулировки цвета, причем их цена достигает 30% и более от цены принтера). В отсутствие таких средств возможность имитации конкретного печатного процесса ограничивается комплектом 2-3 профилей, поставляемых фирмой-изготовителем.

Достаточным для выполнения цветопроб качеством могут обладать принтеры трех систем - струйные (continuous ink jet), сублимационные (dye sublimation) и принтеры на твердых чернилах (dry jet).

Струйные

Наиболее известные представители струйных принтеров, используемых для цифровой цветопробы - это устройства семейства Iris graphics. Основное принципиальное отличие таких принтеров от офисных моделей - большая глубина цвета на один микроэлемент изображения. Если большинство струйных принтеров имеет разрешение 300-720 dpi при двух уровнях плотности цвета в каждой точке (капля краски либо есть, либо нет), Iris при разрешении 300 dpi "стреляет" в каждую точку переменным количеством капель краски - от 0 до 32. Естественно, количество передаваемых цветов при том же разрешении резко возрастает.

Для того чтобы избежать 32-кратного замедления печати, в Iris организуется непрерывный поток капель краски, следующих друг за другом с очень высокой частотой. Когда капли краски не должны попадать на бумагу, электростатическая отклоняющая система изменяет траекторию полета капель так, что после удара о специальный ограничитель ("нож" - knife) они удаляются из печатающей системы.

Для передачи более 32 градаций каждого цвета в Iris используется псевдорастр, хорошо видимый даже при небольшом увеличении. Чередование 3-х точек с уровнем плотности 11 и одной точки с уровнем плотности 12 (в виде ячеек 2Ё2), дает усредненную плотность 11,25. Таким образом число оттенков каждого цвета легко увеличивается в четыре раза - ценой снижения реального разрешения в два раза.

Из-за сложной конструкции форсунок количество одновременно печатаемых точек ограничено до четырех - по одной каждого цвета. Формирование изображения осуществляется на бумаге, закрепленной на поверхности вращающегося барабана. Второе направление "развертки" создается перемещением всей печатающей системы вдоль оси барабана.

Тонкая конструкция печатающих форсунок Iris не допускает, чтобы в них оставалась засохшая краска. Чтобы предотвратить это, каждый принтер с интервалом в несколько минут выполняет холостой прогон небольшого количества чернил через форсунку. При необходимости отключения принтера от питающей сети печатающий узел снимается, тщательно промывается и герметично упаковывается.

Принтеры Iris комплектуются программным RIP для Mac-совместимых компьютеров, PS/2 или RISC-компьютеров под управлением UNIX. Большинство моделей струйных цветопробных принтеров имеет развитую систему управления цветом, позволяющую имитировать практически любой четырехкрасочный офсетный печатный процесс.

Преимущества струйных принтеров - их относительно низкая стоимость оттиска (3-4 доллара за А3) при довольно высокой скорости печати, а также возможность выполнения черновых работ на обычной бумаге (на большинстве сортов бумаги не удается получить калиброванный по цвету оттиск из-за сильного впитывания краски).

Основными недостатками струйной технологии печати являются: разбрызгивание краски при ударе о бумагу, приводящее к плохой передаче векторных элементов изображения (текста) и незначительному снижению четкости изображения; необходимость обеспечения бесперебойного снабжения электроэнергией и низкая надежность из-за опасности засорения форсунок; заметная "ячеистая" структура изображения у моделей с регулярным псевдорастром. Большинство струйных принтеров печатает воднорастворимыми красками, что требует дополнительного ламинирования оттисков.

Сублимационные

Изображение в сублимационном принтере формируется за счет испарения красителя с лавсановой пленки и конденсации паров краски в специальном покрытии бумаги. Печатающая головка имеет ширину, равную ширине бумажного листа, то есть одновременно печатается целая строка изображения. После печати одной краски лист сдвигается к началу изображения, а красящая лента перематывается к началу зоны, содержащей следующий цвет.

Количество краски, попавшей на бумагу, определяется продолжительностью нагрева печатного элемента. Таким образом, в принтерах этого класса каждая точка изображения может иметь произвольное количество градаций цвета, чем обуславлена прекрасная цветопередача при достаточно высоком разрешении (обычно 300 dpi при 16 млн. уровней цветности в каждой точке (256 по каждому цветовому каналу)). К сожалению, медаль имеет и обратную сторону - рассеяние красителя в процессе переноса заметно снижает резкость полутоновых изображений. В печати мелкие детали видны значительно лучше, чем на оттисках сублимационных принтеров.

Количество моделей сублимационных принтеров, представленных на рынке, весьма велико. Наиболее известны Kodak 9000, 3M Rainbow (Imation), 4Cast фирмы DuPont, Textronix Phaser 480X и NewGen Chromax. Основными отличиями являются используемые RIP и программные средства. Rainbow, как и Iris, использует программный RIP с встроенным управлением преобразования цвета, у остальных моделей RIP "аппаратный" (во всяком случае, находится внутри принтера). Kodak и DuPont предоставляют средства коррекции профилей и осуществляют преобразование цвета при генерации PostScript-файла, NewGen преобразует цвет при интерпретации PostScript в соответствии с одним из жестко заданных профилей. Особенностью Rainbow является возможность печати дополнительных цветов (серебро, золото) - естественно, при условии приобретения соответствующих расходных материалов.

Основные преимущества сублимационной технологии печати - это прекрасная тонопередача при полном отсутствии видимой структуры изображения, малые габариты устройства и его низкая цена, а также высокая надежность.

Недостаток рассмотренных моделей - заметное снижение четкости изображения по сравнению с офсетной печатью, высокая стоимость оттиска (6-8 долларов за А3), не зависящая от запечатываемой площади, полная невозможность печати на обычной бумаге.

Твердые чернила

Принтеры на твердых чернилах пока не получили широкого распространения в качестве устройств для выполнения цветопробы. Практически единственный яркий представитель семейства - Polaroid Dry Jet.

Конструктивное исполнение печатающего механизма близко к струйным принтерам - медленно перемещающаяся головка наносит изображение на быстро вращающийся барабан с листом бумаги по методу "спиральной развертки". Печать же осуществляется совсем по другому - для достижения большего числа градаций цвета одновременно используются два комплекта печатающих головок - с пигментами стандартной и половинной оптической плотности, за счет чего в каждой точке может быть достигнуто 4 градации плотности краски. Твердые чернила на основе воскообразного наполнителя с пигментом расплавляются электронагревателем, расположенным в нижней части печатающей головки. Выброс образовавшегося расплава краски из сопла-форсунки осуществляется с помощью пьезоэлектрических элементов.

Поскольку механизм печати расплавленными чернилами исключает засорение головки, разрешение устройства увеличено до 600 dpi, а число одновременно печатаемых точек составляет 320 (по 40 форсунок на краску), что обеспечивает высокую скорость печати при относительно низкой скорости вращения барабана. Для достижения большей плавности цветопередачи используется частотно-модулированное растрирование.

Поскольку вязкость краски в момент соприкосновения с бумагой достаточно высока, практически отсутствуют проблемы ее разбрызгивания и впитывания. Пигмент, используемый при изготовлении твердых чернил, близок к пигменту типографских красок, что облегчает калибровку принтера под офсетную печать. Управление цветом осуществляется в программном RIP на платформе Power Macintosh.

Преимущества dry jet технологии - низкая стоимость оттиска (1-3 доллара за А3), уменьшающаяся для страниц с малой площадью запечатывания цветом, высокая скорость печати, очень высокая четкость изображения, хорошая передача мелких деталей, включая тонкие штриховые линии (до 50 мкм), возможность получения качественной печати на обычной бумаге.

К недостаткам принтеров dry jet относятся относительно крупная структура FM-растра, заметная на "чистых" цветах невооруженным глазом. Естественно, не свободны принтеры на твердых чернилах и от общих недостатков цифровых систем цветопробы.

Место цифровой цветопробы в допечатном процессе

Общие преимущества рассмотренных выше систем цифровой пробы заключаются в их оперативности, удобстве в работе, низкой стоимости изготовления пробы, а также в возможности устранения ошибок на ранних этапах работы. При наличии достаточно развитых программных средств управления цветом и необходимого измерительного оборудования калибровка принтера под конкретный печатный процесс возможна "в домашних условиях".

Способ формирования изображения, принципиально отличающийся от офсетной печати, определяет "генетические" недостатки цветопробы на принтере, в первую очередь - невозможность имитации офсетного растра, растровой розетки и любых видов муара. Естественно, не может идти речи о контроле качества вывода фотоформ - цифровая проба делается до этого. В отличие от аналоговой пробы невозможно использовать более четырех цветов без серьезной переделки аппаратного и программного обеспечения. Как правило, печатники скептически относятся к оттискам цветных принтеров, предъявляемым в качестве цветопробы.

Особенности цветопробы, выполняемой непосредственно из компьютера, определяют ее место в процессе допечатной подготовки - контроль качества цветоделения непосредственно после сканирования и сплошной или выборочный контроль сверстанных полос до их вывода на фотоформы. Применение оттисков цифровой пробы для утверждения у заказчика, в принципе, возможно, хотя в конфликтных ситуациях они вряд ли смогут служить достаточно веским аргументом - аналоговая проба завоевала несоизмеримо большее доверие.

Особая роль отведена цифровой пробе в допечатном процессе, ориентированном на систему computer to plate (CTP). Здесь нет фотоформ, а значит нет места и аналоговой пробе. В то же время, рассмотренные выше технологии цифровой пробы не обеспечивают достаточных гарантий качества офсетного оттиска - прекрасное в цветовом отношении, изображение может быть безнадежно испорчено наложением растра на сюжет, содержащий ткань с ярко видимой фактурой (вельвет) или иную регулярную структуру. Как решать эту проблему вы узнаете из следующего раздела.

Цифровая проба с имитацией растра

Появление технологий печати без фотоформ подтолкнуло к созданию принципиально новых систем цветопробы, появившихся на рынке лишь в последние 1-2 года и называемых иногда системами approval. К ним относятся, например, TrueRite 1080 фирмы Dainippon Screen, Kodak Approval и Presstek PEARLhdp. По конструкции эти машины больше похожи на высококачественные лазерные экспонирующие устройства, чем на цветные принтеры (PEARLhdp, кстати, одновременно используется в качестве системы CTP). Как формируется цветное изображение, рассмотрим на примере TrueRite.

На первом этапе на внешней стороне специального барабана размещается лист тонкой металлической фольги - основы будущего изображения. Поверх него прочно крепится тонкая лавсановая пленка с пигментом, подобная той, что используется в сублимационных принтерах. Крепление и равномерный прижим обоих листов к поверхности барабана осуществляется с помощью вакуума.

Дальнейшее сильно напоминает работу фотонабора "с внешним барабаном" - цилиндр с фольгой и пленкой начинает вращаться, а мощный лазер прорисовывает на его поверхности... те же самые растровые точки, которые он рисовал бы на фотоформе или пластине. Единственное отличие состоит в программной имитации растискивания - все остальное, включая разрешение, линиатуру, форму точки и угол наклона растра, идентично форме для соответствующего цвета. Под действием лазера пигмент расплавляется и переходит на металлическую фольгу - естественно, только в нужных местах.

После записи первой краски уже ненужная лавсановая основа с остатками краски снимается автоматически и удаляется из машины. На цилиндр поверх фольги с первым слоем многоцветного изображения крепится следующая цветная пленка, после чего процесс повторяется.

Фольга с перенесенными на нее четырьмя цветными изображениями извлекается из экспонирующей секции и вместе с листом бумаги-основы, покрытым специальным легкоплавким слоем, попадает в ламинатор. Зарядка фольги и бумаги в ламинатор - единственная ручная операция в процессе изготовления пробы. В ламинаторе происходит термоперенос пигмента с фольги на бумагу. В результате переноса получается изображение, практически идентичное ожидаемому офсетному оттиску - с точностью до растровой точки.

Система TrueRite 1080 может использовать общий растровый процессор с системами CTP фирмы SCREEN, за счет чего и цветопроба, и формная пластина могут выводиться с одного postscript-файла.

Преимущества систем цветопробы с имитацией растра очевидны - результат практически идентичен аналоговой пробе, но не требует фотоформ; практически исключены ручные операции; по удобству и гибкости управления цветом не уступает другим видам цифровой пробы.

Недостатки практически столь же очевидны - сложность конструкции, влекущая за собой высокую стоимость аппаратов; высокая стоимость оттиска, обусловленная большим количеством расходных материалов, и достаточно большое время изготовления пробы.

Основное применение пробы с имитацией растра - выходной контроль в допечатном процессе с использованием CTP. Не случайно производители многих систем CTP сейчас заняты их интеграцией с подобными цветопробными устройствами, как минимум на уровне общего RIP. В других технологических процессах применение систем approval пока представляется неоправданно дорогим.

Экранная цветопроба - softproof

Вопрос о возможности использования экрана дисплея в качестве цветопробы (о "калибровке монитора") - одна из тем, которые наиболее часто обсуждаются как в печати, так и в процессе повседневной работы. Итак, можно ли получить на экране изображение, идентичное печатному оттиску? Как утверждают производители мониторов и систем цветокалибровки - можно.

Как и для любой пробы, возможность имитации изображения определяется шириной цветового охвата монитора по отношению к имитируемому процессу. Проблема же состоит в том, что цветовой охват монитора зависит от двух факторов - его собственного излучения, поддающегося программно-аппаратному контролю, и внешней засветки, определяемой условиями в помещении. Большинство технических средств и программ калибровки мониторов позволяют обеспечить заданные цветовую температуру (точку белого), динамический диапазон и характеристику контрастности ("гамма-функцию")... практически при отсутствии внешнего освещения. При этом обещается, что изображение на экране будет выглядеть точно так же, как и офсетный оттиск при освещении источником с той же цветовой температурой и некоторой определенной интенсивностью. Поскольку лицезреть и экран и оттиск при одних и тех же условиях оказывается попросту невозможно, приходится верить производителям программно-аппаратных средств на слово.

В действительности речь идет несколько о другом. В литературе, посвященной использованию цвета на экране, часто используется термин predictable colors (предсказуемые цвета), означающий, что одинаково выглядящий на разных мониторах в разное время и в разных программах цвет будет одинаково выглядеть в одинаковых условиях печати. Системы управления цветом Radius ProSense, X-Rite monitor optimizer и LightSource Colortron (названы наиболее известные) способны успешно решить две первых задачи - обеспечить стабильность и идентичность изображений на экранах мониторов. Для этого достаточно регулярно калибровать все мониторы одним измерительным прибором, с помощью одного и того же программного продукта, с одинаковыми параметрами (цветовой температурой и гамма-функцией) и силами одного человека - в настройке большинства моделей неизбежно присутствует субъективный элемент регулировки яркости и контрастности, аппаратно выполняемых на самом мониторе. Идентичность отображения одинаковых цветов в разных программах остается на совести производителей программ - декларированная совместимость с системой Apple ColorSync на деле часто оказывается пустым звуком.

Что касается соответствия офсетному оттиску, задача дополнительно усложняется необходимостью преобразования CMYK-RGB, для чего средства калибровки мониторов просто не предназначены, а ColorSync поставляет лишь правила преобразований цветовых пространств CMYK-Lab-RGB, использующие в качестве параметров преобразования ICC-профили монитора и устройства вывода (печатной машины), указанные пользователем. Построенные с использованием ColorSynergy или PrintOpen ICC-профили обеспечивают стабильность и переносимость результата с одной рабочей станции на другую. Что касается визуального соответствия экрана и оттиска, то здесь история повторяется - чтобы увидеть одно и то же, нужно смотреть на них в разных условиях.

Если речь идет о достижении визуального соответствия изображения на экране и оттиске, наблюдаемых одновременно в одних и тех же условиях, без ручного вмешательства в процесс настройки не обойтись. Во-первых, несколько модифицируется процесс калибровки собственно монитора - яркость и цветовая температура подбираются так, чтобы обеспечить визуальное соответствие "белого" на экране цвету белой бумаги, на которой сделан контрольный оттиск.

Во-вторых, средствами программы, выполняющей преобразование CMYK-RGB (в подавляющем большинстве случаев это Adobe Photoshop), настройкой соответствующих таблиц преобразования добиваются визуального соответствия изображения оттиску, полученному с того же файла. Точность такой калибровки, естественно, определяется способностями оператора. Для другого программного продукта может потребоваться новая настройка.

В результате достаточных затрат сил и времени может быть достигнуто удовлетворительное визуальное соответствие изображения CMYK-файла, создаваемого Photoshop'ом на экране монитора, офсетному оттиску, полученному с того же файла. Этим соответствием можно пользоваться для контроля над качеством цветоделения непосредственно после его выполнения - или даже в процессе цветокоррекции. Это изображение может быть показано клиенту или печатнику - если удастся убедить их в высоком качестве калибровки цвета на ваших мониторах.

Использование экрана для контроля цвета на последующих этапах представляется крайне проблематичным - ни одна из программ верстки не обладает способностью адекватного воспроизведения цвета, а отсутствие средств ручной настройки не позволяет исправить положение. Как следствие, реальные цвета сверстанной полосы сегодня можно увидеть лишь на "твердом носителе" - цифровой или аналоговой цветопробе.

Подводя итог, попытаемся сформулировать разумный подход к выбору оборудования для выполнения цветопробы. Во-первых, речь пойдет о пресловутом softproof - поскольку у вас все равно есть экран, желательно подстроить его под тот печатный процесс, с которым вы работаете чаще всего. Этот способ контроля цвета, хотя и не дает стопроцентной гарантии, в большинстве случаев окажется достаточным для сплошного контроля цвета сразу после цветоделения и цветокоррекции.

Фирм

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 28