1997.05.08, Автор: Кай Краузе1920 прочтений

Все хорошо, что хорошо смешивается

Теги: Допечатные процессы Publish

Уроки работы в Photoshop

Что мы будем делать?

Операции с каналами пока остаются наименее используемым инструментом Photoshop. Однако я уверен, что "алгоритмическое рисование" очень скоро окажется в центре всеобщего внимания, просто время для него еще не наступило. Но вот вы - счастливый обладатель Photoshop и готовы заняться этим прямо сейчас. Без сомнения, алгоритмическое рисование не заменит собой трехмерный морфинг, но в ежедневной рутинной работе оно просто незаменимо. Может быть, только для меня? Что ж, примите или отвергните... Я живу этим!

В первой статье, посвященной операциям вычисления, я ввел понятия теневого и светового сомножителей и вскользь коснулся операций вычитания (Substract), перекрытия (Screen) и умножения (Multiply). Я надеюсь, что вы читали первую статью, и не буду объяснять все сначала...

Как мы это будем делать?

На этот раз займемся операцией Normal (в версии 2.5 - Blend).

Как обычно, описываемые эффекты могут быть получены в изображениях любого размера. Для примера я возьму небольшой файл, что позволит сэкономить время и добиться повторяемых, предсказуемых результатов. Пари заключать не стоит.

В качестве примера я использую объект, изображенный на рис. 1. Это буква "G" из логотипа "Magazine" Роджера Дина (Roger Dean). (Да, да, это еще один очищенный факс...)

Picture_1

Рисунок 1.

Так вот, во времена, когда фильтр Emboss еще не свел процесс получения подобных эффектов к простому выбору соответствующей команды в меню, я использовал для создания самых разных видов рельефа следующий прием. Что интересно, я до сих пор возвращаюсь к этому приему, поскольку он позволяет получать более интересные эффекты, чем фильтр Emboss (которым я, конечно же, также пользуюсь), и в данном контексте это проливает свет на природу операции Normal (Blend).

Для начала посмотрим, что собой представляет диалоговое окно Calculations, расположенное в меню Image. Довольно занятно, что операции Normal в руководстве по Photoshop 3.0 отведено всего лишь две строки, а в незаменимой во всех иных отношениях книге Photoshop Handbook эта операция не упоминается вообще ни разу! Надо полагать, проку от нее не слишком много? Давайте восстановим справедливость!

Операция Normal, подобно Add, складывает значения яркости каждого пиксела в двух изображениях. При этом вы можете изменять относительное преобладание любого изображения, выраженное в процентах. Обычно при 50% они одинаково сильны.

Как обычно, при разработке полезных инструментальных средств я работаю в режиме "Градации серого", по крайней мере для получения файла-операнда. Однако вы можете взять в качестве исходных изображений файлы в RGB или CMYK и получить интересные эффекты. Но для создания настоящей библиотеки эффектов я считаю целесообразным разделить полноцветные изображения, одноцветные маски и операторы каналов (как видно уже из первого урока).

Отправная идея чрезвычайно проста: если продублировать и инвертировать U-1 (рис. 2а), в U-2 (рис. 2б) мы получим инвертированную копию исходного изображения.

Picture_2a
Picture_2b
Рисунок 2а. U-1
Рисунок 2б. U-2

Очевидно, что при сложении пары соответствующих пикселов мы получим пиксел с яркостью, равной среднему значению исходных яркостей. В данном случае при смешивании U-1 и U-2 (Blending = Normal, Opacity = 50%) это будет сплошной серый цвет. Белый (256) плюс черный (0) дают серый (128). (Из школьной программы по математике вам должно быть известно, что среднее арифметическое равно (A+ B)/2, если, конечно, вы не болели в то время свинкой.)

На рис. 3 показаны примеры дальнейших манипуляций с исходными изображениями. Это, разумеется, не шедевры компьютерной графики, но для понимания сути приема они очень полезны.

Picture_3a
&
Picture_3b
=
Picture_3c
Picture_3d & Picture_3e = Picture_3f
Picture_3g
&
Picture_3h
=
Picture_3j
Picture_3i
&
Picture_3k
=
Picture_3l

Рисунок 3.

Черный плюс белый дают сплошной серый. (0+256)/2 = 128.

Черно-белое изображение плюс серый дают тонированную версию того же черно-белого изображения.

Сложение белого (256) с серым (128) затемняет белый, получаем серый (192).

Черно-белое изображение плюс градиентная заливка дают то же самое черно-белое изображение, тонированное вверх и вниз градиентом.

Сложите в уме соответствующие пикселы каждой пары исходных изображений, и вы убедитесь, что правые изображения получены при смешивании левых слагаемых.

А теперь, после этих простеньких упражнений, дающих интуитивное понимание сути процесса, мы подходим к тривиальному объяснению очень мощного приема, позволяющего получать рельефы любого вида. Если два смешиваемых изображения (Source 1 и 2) являются точными противоположностями (т.е. одно из них - инвертированный дубликат другого), то при смешивании они компенсируют друг друга и мы получаем простой серый цвет. Но что, если они не точно совпадают, а немного смещены друг относительно друга? Это же целое море рельефов...

На рис. 4 среднее изображение, являющееся инвертированным дубликатом первого, смещено вверх и влево на один пиксел. После смешивания получаем рельеф справа. (Гм, очень похоже на фильтр Emboss со значением высоты 1 пиксел...)

Picture_4a
&
Picture_4b
=
Picture_3c
Рисунок 4a.
Рисунок 4б.
Рисунок 4в.
Есть несколько способов сместить изображение. Наиболее очевидный - использовать диалоговое окно Offset, расположенное в подменю Other меню Filter, где вы просто указываете величину смещения по вертикали и по горизонтали - в данном случае (-1, -1) - и включаете опцию Repeat Edge Pixels для минимизации искажений. Отрицательные значения используются для смещения изображения влево и вверх, чтобы получить потом в результирующем изображении освещение слева сверху. Разумеется, освещение можно задать с любой стороны. В данном примере я просто выделил фрагмент изображения и нажал при перемещении фрагмента клавишу (при этом перемещается копия выделенного фрагмента; при перемещении самого фрагмента его место заполняется белым цветом). Так как мне нужно было переместить фрагмент только на один пиксел, я использовал клавиши-стрелки. На осуществление операции требуется всего полсекунды.

Теперь внимательно посмотрим на собрата фильтра Emboss - ведь он намного продуктивнее! Во всех следующих примерах нашим основным изображением будет простой объект U-1 ("Source 1").

Применим к инвертированному дубликату U-1 фильтр Gaussian Blur со значением радиуса 4 пиксела. Получаем (рис. 5) размытое изображение, которое мы сместим влево и вверх - Offset: -4x,-3y. Теперь применим операцию Normal.

Picture_5

Рисунок 5.

Ага! Изображение на рис. 6 обретает светлый "коронный" эффект и неплохое затенение. Далее можно получить другие интересные эффекты и изображения.

Picture_6

Рисунок 6.

Как вы уже, вероятно, поняли, именно алгоритмические методы рисования, лежащие в основе рассмотренных примеров, дают такие впечатляющие результаты. Теперь когда у вас есть эти несложные инструменты, их можно комбинировать для получения гораздо более сложных эффектов. Сама по себе операция смешивания Normal еще не так занятна. Но изображение на рис. 6 - это отличный промежуточный файл-маска!

А вот пример того, какой результат могут дать изменение направления смещения и одна инверсия. Для отмены предыдущего смещения сместим рис. 5 вниз и вправо на +4x и +3y. Комбинация клавиш повторяет смещение. Далее мы смешиваем полученное изображение с рис. 4a и результат инвертируем. Вот что мы имеем теперь (рис. 7).

 

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus