1996.04.01, Автор: Дайана Бернс8073 прочтений

Мозаичные узоры

Теги: Допечатные процессы Publish

Оригинальный узор - лучший фон для вашей работы


Создание узоров в Adobe Illustrator
Узоры из полос
Узоры с волнистыми линиями
Геометрические узоры
Создание узоров в FreeHand
Создание узоров в CorelDraw
Неограниченные возможности

Любые узоры, от природных текстур до цветастых тканей, добавляют миру новое измерение. Став инструментом в руках художника, они могут оживить скучную иллюстрацию.

Программы Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand и CorelDraw позволяют создавать повторяющийся мозаичный узор, который можно использовать для заполнения любой формы. В процессе создания повторяющихся узоров сложнее всего добиться их точного выравнивания при многократном повторении во время заполнения формы.

Создание узоров в Adobe Illustrator

Пакет Illustrator Deluxe в версии на CD-ROM поставляется с большой библиотекой узоров для заполнения. Можно использовать готовые узоры, модифицировать их или создавать свои собственные. В любом случае важно иметь ясное представление о технологии построения узоров.

Во-первых, создайте рисунок, который вы собираетесь применять в составе узора. Для этого можно взять любую векторную иллюстрацию, где не используются маски и градиенты. Постарайтесь удалить из рисунка лишние детали, которые при регулярном повторении сделают узор слишком сложным.

Далее выделите рисунок и выберите команду Pattern из меню Object. В окне диалога Pattern щелкните по кнопке New и присвойте узору имя. Теперь можно заполнять объект новым узором.

Узоры из полос

Чтобы понять основные принципы создания повторяющихся узоров, начнем с простого узора из полос. Во-первых, с помощью инструмента "перо" нарисуйте полосу (линию толщиной в несколько пунктов). Для превращения этой линии в прямую, щелкните мышью на точке окончания линии, удерживая нажатой клавишу Shift.

Воспользуйтесь командой Move из меню Arrange (Command-Shift-M), чтобы продублировать полосу, задав точное расстояние между копиями. В диалоговом окне Move введите расстояние между полосами и щелкните по кнопке Copy. Команда Repeat Transform из меню Arrange (Command-D) позволит получить любое число копий полосы.

Чтобы создать правильно повторяющийся мозаичный узор, с помощью инструмента "прямоугольник" нарисуйте квадрат или прямоугольник поверх полос, составляющих узор. Убедитесь, что опция Snap To (File, Preferences, General) включена, чтобы нижняя и верхняя стороны прямоугольника совпали с рисунком. Поскольку верхняя и нижняя полосы вашего узора будут соприкасаться при повторении, верхняя и нижняя стороны прямоугольника должны проходить точно по серединам полос.

И наконец выберите прямоугольник и выполните команду Send to Back (Command-дефис). Выделите прямоугольник и рисунок с полосами, а затем выполните для них команду Patterns из меню Object, которая завершит создание нового узора.

Посмотрите, как будет выглядеть узор, заполнив им какую-нибудь форму. Если вас не устраивает размер узора, его легко можно масштабировать. Выберите инструмент для масштабирования и щелкните по объекту, содержащему заполнение. Во время изменения размера удерживайте нажатой клавишу P - при этом будет масштабироваться только узор, а не весь объект.

Узоры с волнистыми линиями

В узоре с прямыми линиями рисунок не перекрывает верхние и нижние края прямоугольника, являющегося элементом мозаики. В случае узора из ряда волнистых линий дело несколько усложняется, поскольку нижний и верхний края прямоугольника, являющегося элементом мозаики, должны пересекать волнистые линии в одних и тех же местах.

Вначале нарисуйте волнистую линию (степень "волнистости" задайте по вкусу). Выберите ее и с помощью команды Move сделайте копию. Слегка отодвиньте полученную копию от оригинала. Нарисуйте прямоугольник, покрывающий обе линии так, чтобы его угловые точки совпадали с конечными точками верхней и нижней волнистых линий. В результате линии окажутся разделены, причем нижняя и верхняя - в одних и тех же местах. С помощью команды Send to Back переместите прямоугольник на задний план. Сохраните созданный узор с помощью диалогового окна Pattern.

Геометрические узоры

С помощью любого инструмента рисования создайте в Illustrator симметричный рисунок. В нашем примере мы будем использовать геометрический узор на основе ромба.

Нарисуйте первый ромб. Убедитесь в том, что опция Snap to Point в диалоговом General Preferences включена, а затем перетащите копию ромба, удерживая нажатыми клавиши Shift и Options, так, чтобы конец второго ромба "приклеился" к концу первого. Ромбы должны быть выровнены по горизонтали. Выберите оба ромба и скопируйте их. Выровняйте вторую пару относительно первой по вертикали.

Нарисуйте ограничивающий прямоугольник, диагональ которого соединяет центры верхнего левого и нижнего правого ромбов. Поскольку прямоугольник становится частью узора (он занимает свободное пространство в центре), вы можете задать для него заполнение. Не забудьте переместить прямоугольник на задний план.

Выбрав ромбы и прямоугольник, создайте новый узор с помощью команды Pattern. Применяя к ромбам (но не к прямоугольнику) различные фильтры, можно получить бесконечное число вариаций этого узора.

Создание узоров в FreeHand

С помощью пакета FreeHand вы также можете создавать мозаичные узоры, следуя тем же принципам, но с использованием несколько иной техники.

Чтобы создать узор, задайте его рисунок с помощью любого инструмента FreeHand. Выделите все его элементы, выполните команду Copy или Cut, а затем выделите объект, подлежащий заполнению. Для заполнения выбранного объекта узором используйте опцию Tiled из палитры Fill Inspector, затем щелкните по кнопке Paste In.

Как и в Illustrator, если вы хотите создать повторяющуюся мозаику, вначале следует ограничить выбранную часть рисунка прямоугольником. Затем нужно вырезать рисунок и при помощи команды Paste Inside вставить его в прямоугольник.

Чтобы применить узор, выберите объект для заполнения, затем опцию Tiled в диалоге Fill Inspector и щелкните по кнопке Paste In.

Создание узоров в CorelDraw

Основные принципы создания узоров в пакете CorelDraw не отличаются от используемых в Illustrator и FreeHand. В качестве узора можно применять практически любой растровый или векторный рисунок: объекты с градиентным заполнением, фотографии, текст, даже объект, уже заполненный мозаичным узором. Чтобы создать новый растровый узор в CorelDraw, нужно просто выбрать на странице любой объект (объекты) и экспортировать его (их) в любой растровый формат, в том числе TIFF, JPEG, GIF или BMP. (Если вы хотите, чтобы были сохранены заданные маски прозрачности, выберите GIF 89a.)

Как и в пакете FreeHand, для выбора в качестве основы узора только части рисунка можно вставить его в ограничивающий прямоугольник (или объект другой формы). Из меню Effects выполните команду PowerClip, Place Inside Container. Курсор мыши примет форму большой черной стрелы, которой следует указать объект-контейнер.

Чтобы применить узор, выберите объект и щелкните по кнопке Fill. Из раскрывающейся палитры инструментов выберите кнопку Full-Color Bitmap Fill. Щелкните по кнопке Import и дважды - по только что экспортированному растровому файлу. Контрольное изображение покажет, как будет выглядеть узор. Для изменения размера нужно выбрать один из параметров: Small, Medium или Large.

Кнопка Tiling позволяет точнее управлять размером, пропорциями или "мозаичностью" вашего узора. Изменяя значения поля Offset, можно отрегулировать расположение узора. Когда узор будет готов, щелкните по кнопке ОК.

Растровые рисунки более всего подходят для создания цветного узора, но, если вы хотите использовать в качестве элементов узора текст или векторную иллюстрацию, следует создать векторный узор для заполнения. Такой узор легко масштабировать, и можно не бояться появления неровностей на краях объектов. Для создания узора нужно сохранить векторный рисунок в формате Corel Pattern (команда Save As из меню File). Файлу будет присвоено расширение .pat. Заполнение объекта таким узором выполняется так же, как и в случае растрового узора. Только вместо кнопки Bitmap Fill из раскрывающейся палитры инструментов Fill необходимо выбрать кнопку Vector Fill.

Неограниченные возможности

Использование узоров в иллюстрациях добавит в них новое измерение и глубину, сделает их интереснее. Освоив основные приемы их построения, не бойтесь экспериментировать. Разнообразие эффектов, которого можно достичь с помощью узоров, поистине удивительно. Даже многие опытные дизайнеры не полностью используют имеющиеся возможности. Неизведанный мир мозаичных узоров ждет вас!


Дайана Бернс - президент фирмы Tech Art, филиалы которой расположены в Сан-Франциско и Токио. Фирма специализируется на компьютерном дизайне и предоставлении полиграфических услуг.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus