1996.04.01, Автор: Брюс Фрейзер2615 прочтений

Вижу - значит верю

Теги: Допечатные процессы Publish

Как на мониторе получить цветопробу, не уступающую по достоверности Matchprint.

Для любого человека, "понюхавшего пороху" в настоящем издательском деле, понятие "экранная цветопроба" (soft proofing) - использование монитора для предсказания результата печати и показа желаемого итога оператору офсетной машины - может показаться недостижимым "журавлем в небе".


Перейди Рубикон...
Мониторы, которым мы верим
Звенья цепи
На вкус и цвет товарищей нет

Конечно, это пока не стало рутинной процедурой, да и добиться правильной работы экранной цветопробы - задача не тривиальная, однако в результате недавних экспериментов я пришел к выводу, что монитор может быть использован в качестве устройства для цветопроб. К тому же нравится нам это или нет, но тенденция отказа от пленок в полиграфическом процессе, которая наблюдается в отрасли - независимо от того, что будет применяться: традиционные офсетные машины с формами, изготовленными по технологии "прямо на плату" (direct-to-plate), либо цифровые офсетные машины типа Agfa Chromapress или Indigo E-Print, - может в конечном итоге привести нас к использованию экранной цветопробы.

Если пленки не станет, то как мы сможем делать цветопробы? Печатные цветопробы, которые выполняются путем реального прогона офсетных плат на специальных печатных машинах и, несомненно, являются наиболее точными из всех возможных видов цветопроб, недопустимо дороги для большей части номенклатуры заказов. Все большее распространение получают цветопробы на сублимационных принтерах типа 3M Rainbow или на струйных, подобных Iris Realist, и эта тенденция почти наверняка будет усиливаться. Но технология экранной цветопробы на мониторе компьютера подобна хождению по тонкому льду. Мы почти уверены, что эту технологию можно заставить работать, но для этого необходимо приложить немало усилий. Нужно добиться, чтобы аппаратное, программное и "человеческое" (человек-оператор) обеспечения работали как слаженный ансамбль.

Чтобы добиться совпадения между изображением полосы на экране монитора и ее представлением на печати, применяют два различных подхода. Проще всего настроить первое в соответствии со вторым. Однако такой метод имеет два недостатка: первый - вам придется распечатать результаты вашей работы, а второй - изображение на мониторе будет совпадать только с теми работами, которые печатаются аналогичным способом. Это не поможет вам предсказать результаты печати с применением других типов устройств вывода и может дать ошибочные результаты для некоторых типов изображений.

Есть гораздо более амбициозный и, потенциально, эффективный подход - установить параметры монитора в некоторое известное состояние (задать определенное значение гаммы и цветовой температуры или точки белого цвета) и использовать калибровочную утилиту для преобразования CMYK-данных изображения в правильные значения RGB с учетом состояния монитора. Изображение в CMYK нельзя просмотреть прямо на мониторе - монитор всегда отображает RGB - поэтому, чтобы открыть на компьютере изображение, описанное в CMYK, ваше приложение должно "на лету" преобразовать его в RGB.

Чтобы это преобразование было выполнено корректно, программе необходима информация о мониторе и о системе вывода. Программа должна определить, какие именно цвета представлены в виде значений CMYK, чтобы затем правильно воспроизвести их в RGB на экране монитора.

Например, в Adobe Photoshop данные о состоянии монитора отображаются и настраиваются в диалоговом окне Monitor Setup, а характеристики устройства вывода - в окне Printing Inks Setup. Если вы занимаетесь версткой и используете приложения QuarkXPress или Adobe PageMaker, то понадобятся системы управления цветом, такие как Kodak Digital Science Color Management System, FotoTune компании Agfa или ColorSync фирмы Apple, в сочетании с профайлами, соответствующими вашему монитору и способу вывода (см. материал "Головоломка", сентябрь 1996 г.). Иногда процесс калибровки остается "за кадром" - принято считать, что в пакете Photoshop не используется система управления цветом, однако параметры, которые устанавливаются в диалоговых окнах Monitor Setup и Printing Inks Setup, играют ту же роль, что и профайлы монитора и устройства вывода, применяемые реальной системой управления цветом.

Второй подход обладает двумя важными преимуществами. Вы можете предсказать характер различных процессов вывода, просто загрузив соответствующий профайл устройства CMYK или таблицу Photoshop, а ваш монитор становится настоящим эталоном для просмотра RGB-изображений, что особенно полезно при работе со снимками цифровых фотоаппаратов или отсканированными рисунками, оригиналы которых не сохранились. Но работает ли эта схема, вот в чем вопрос?

Перейди Рубикон...

Мне всегда хотелось сделать свой монитор надежным эталоном для моих данных, но доверять ему больше, чем цветопробе с пленок, я не решался. Так продолжалось до тех пор, пока сама жизнь не заставила меня отказаться от этого предубеждения. На последнем этапе производства книги Real World Photoshop 3 (Peachpit Press) мой соавтор Дэвид Блатнер и я получили первые цветопробы страниц, сделанные с помощью Hoechst Pressmatch в нашем сервисном бюро. Когда мы увидели цветопробы, нами овладело уныние. Даже в самых худших прогнозах мы не допускали, что они получатся такими темными и контрастными. Как обычно, график работ был построен очень жестко, сервисное бюро находилось на расстоянии нескольких сотен миль от нас, а мы не имели никакого опыта использования системы Hoechst Pressmatch. Надо было выяснить причины неудачи, и как можно скорее: либо цветопробы были сделаны неверно, а наши пленки хороши, либо мы допустили серьезные ошибки при цветоделении.

Ранее мы приложили немало труда, чтобы правильно настроить параметры в диалоговых окнах Printing Inks Setup и Separation Setup для печати соевыми красками на бумаге из вторсырья с помощью листовой печатной машины. Наш основной монитор, SuperMac PressView 21, был аппаратно откалиброван на цветовую температуру 5000 К и значение гамма 1,8. CMYK-изображения на экране выглядели хорошо, однако если цветопробы были верными, то ошибочными оказывались не только наши файлы, но и значительная часть книги - один из ее разделов подробно описывал правильную методику управления цветом в Photoshop.

Единственной информацией, которую смогли сообщить нам работники сервисного бюро об их системе получения цветопроб, было то, что ее параметры настроены в соответствии со стандартами технических условий на рулонную офсетную печать (Specifications for Web-Offset Publications, SWOP). Это нас сразу насторожило. Стандарты SWOP применимы к рулонным офсетным машинам и предусматривают величину растискивания точки растра в диапазоне от 20 до 25 %, в зависимости от типа бумаги. Мы намеревались печатать книгу на листовой печатной машине и уже несколько раз обсуждали с печатником ожидаемые величины растискивания, размеры минимальной точки в высоких светах и максимальной - в тенях. Мы рассчитывали, что значение растискивания не будет превышать 12 %. Позвонив в Hoechst, мы узнали, что в системе Pressmatch для имитации различных величин растискивания точки растра используются три различных подложки, а применяемая в нашем сервисном бюро подложка со средним значением растискивания имитирует 22-процентное значение.

Настройки в диалоговом окне Printing Inks Setup определяют, каким образом Photoshop преобразует CMYK-изображения в RGB для отображения на экране. Итак, вооруженные новой информацией, мы вернулись к настройке и увеличили величину растискивания с ожидаемых 12 до 22%, а затем открыли некоторые CMYK-файлы, чтобы посмотреть, соответствуют ли экранные изображения полученным цветопробам с увеличенным значением растискивания. Они совпадали, и очень хорошо. Но даже после того, как мы разобрались в причинах плохого качества цветопроб, потребовалось определенное мужество, чтобы "перейти Рубикон" и довериться монитору, а не проверенным многолетней практикой цветопробам на бумаге. Пока не подоспели отпечатанные результаты, мы провели несколько бессонных ночей, но оттиски, к счастью, доказали нашу правоту. Мы вывели хорошие пленки, с которых получились хорошие печатные формы и в конечном итоге оттиски. Наш монитор показывал нам реальную картину, а цветопробы на бумаге нас совершенно дезориентировали.

Мониторы, которым мы верим

В январе этого года я принимал участие в гораздо более амбициозном эксперименте с экранной цветопробой, в ходе которого монитор выполнял роль единственного цветопробного устройства. Беседы с Карлом Лангом из фирмы Radius и фотографом Стивеном Джонсоном, специализирующимся на съемке пейзажей цифровой фотокамерой, навели меня на мысль о создании плаката на основе одного из цифровых снимков Стивена с использованием монитора в качестве единственного устройства для получения цветопробы. Стивен уже давно подбирал монитор, на который можно было бы положиться. Но после длительных безрезультатных поисков он был настроен скептически. Представители Radius установили один монитор PressView 21 SR в студии Стивена (Пасифика, шт. Калифорния), а другой, контрольный, в типографии компании Hatcher Trade Press (Сан-Карлос, шт. Калифорния). Оба монитора с помощью калибратора ProSence фирмы Radius были совершенно одинаково откалиброваны, а в Photoshop на обоих компьютерах Macintosh были загружены одинаковые таблицы отображения для листовых печатных машин, поэтому одно и то же изображение на обоих мониторах выглядело одинаково.

Стивен выполнил цветоделение цифрового RGB-изображения в Photoshop, а затем использовал предоставленные фирмой Radius как часть системы калибровки PressView таблицы Photoshop для листовых печатных машин, чтобы сделать цветопробу изображения в CMYK. Одно из главных преимуществ экранной цветопробы - ее интерактивность: Стивен редактировал CMYK-файл до получения желаемого результата, используя изображение на мониторе в качестве образца.

Получение печатного оттиска прошло как нельзя лучше: мы были готовы к любым неожиданностям, но, так как офсетная машина уже давно была настроена на стандартные плотности красок, для воспроизведения изображения с приемлемым качеством нам потребовалось внести всего пару небольших изменений в настройки. Мы учли, что стандартные плотности красок в фирме Hatcher слегка отличались от тех, для которых создавались таблицы Photoshop.

Но еще более драматическим был момент, когда с тех же пленок, которые использовались для экспонирования форм, была сделана цветопроба Matchprint. Мы хотели сравнить цветопробу на бумаге с изображением на мониторе. Проба Matchprint оказалась гораздо контрастнее, а пурпурная составляющая - несколько плотнее, чем у изображения на экране и печатного оттиска. Стивен признался, что, если бы он увидел цветопробу на бумаге раньше, ему пришлось бы редактировать файл и выводить новую пленку, что также потребовало бы дополнительных усилий при настройке печатной машины (читай - дополнительного времени, а, следовательно, денег). Когда мы услышали слова печатника: "Хорошо, что мы не сделали Matchprint вначале", то поняли, что эксперимент увенчался полным успехом.

Важно не переоценить результаты данного эксперимента: мы очень тщательно выполнили экранную цветопробу, но сделали это только один раз, строго контролируя весь процесс, и всей командой были нацелены на получение качественного результата. Это не значит, что все получилось благодаря счастливому стечению обстоятельств, но назвать это обычной каждодневной практикой тоже нельзя. Однако наш опыт показал, что это осуществимо. К тому же мы определили значение каждого звена в технологической цепи.

Звенья цепи

Чтобы заставить работать экранную цветопробу, необходима согласованная работа нескольких компонентов. Прежде всего, это сам монитор, на котором показывается изображение. Далее - аппаратные и программные средства калибровки, которые выполняют две задачи: устанавливают для монитора известное значение цветовой температуры и гамма-функции, а также сообщают эти параметры пакету, в котором изображение будет открыто. В случае с программой Photoshop такое сообщение посылается через установки в диалоговом окне Monitor Setup, но этого же можно достичь, создав профайл монитора для системы управления цветом, типа ColorSync или Digital Science Color Management System. Еще одно звено в технологической цепи - программное обеспечение, которое управляет преобразованием данных об изображении из CMYK в RGB для вывода на экран. В пакете Photoshop для этого загружается подходящая таблица цветоделения, но можно использовать и систему управления цветом с профайлом CMYK-устройства. И, наконец, последнее (в списке, но не по значению) - человеческий фактор. Любая цветопроба - это абстракция, а отношение между цветопробой и конечным продуктом является предметом познания - ниже мы рассмотрим это подробнее.

Первым необходимым компонентом является монитор. Конечно, у него не должно быть существенных дефектов, типа изменений яркости и цвета в разных местах поверхности экрана, но главным его свойством должна быть яркость, достаточная для того, чтобы при цветовой температуре 5000К (что соответствует отраслевому стандарту D50 источника цвета для просмотра оттисков, используемого в просмотровых столах) белый цвет казался белым, а не желтым. У человеческого зрения много странностей, одна из которых заключается в том, что при уменьшении яркости ниже определенного уровня белый цвет внезапно начинает казаться желтым. Естественная цветовая температура большинства мониторов выше (голубее), чем 5000 К, и обычно находится где-то между 6500 и 9300 К. Когда вы применяете аппаратуру и программное обеспечение для калибровки монитора, излучение "голубой" пушки уменьшается, вам начинает казаться, что теряется яркость, а изображение становится тусклым и желтым.

Как правило, новые мониторы остаются достаточно "белыми" после калибровки на цветовую температуру 5000К, но со временем они теряют яркость, поэтому относительно старый монитор не может дать хороший белый цвет при 5000К. Только несколько моделей - это прежде всего, Barco Reference Calibrator и Radius Press View - специально спроектированы для экранных цветопроб и оптимизированы для вывода изображения с максимальной яркостью при 5000K.

Второй компонент - это аппаратура и программное обеспечение для калибровки. Хотя я наблюдал хорошие результаты при строгом контроле за внешним освещением с использованием визуальных программных средств калибровки, типа пакета Colorific фирмы Sonnetech, поставляемого в комплекте со многими моделями мониторов, применение измерительного инструмента, закрепляемого на экране, позволяет в значительной степени избежать неопределенности и жизненно необходимо в условиях непостоянства внешнего освещения. Для компьютеров Macintosh существует несколько надежных инструментов для калибровки, в том числе OptiCal компании ColorPartnership, Colortron II фирмы Light Source и ProSense производства Radius. Все они дают возможность создавать ColorSync-профайлы для мониторов. Для того чтобы использовать ColorSync-профайл монитора в пакете Photoshop, вы должны загрузить его как системный профайл (System Profile), тогда Photoshop считает информацию в Monitor Setup. В программе MonitorRightproof фирмы WillowSix применен несколько иной подход: при калибровке монитора для экранной цветопробы учитываются параметры бумаги, характеристики красок, а также условия внешнего освещения и яркость устройства.

На Windows-платформах картина не столь обнадеживающая, главным образом из-за отсутствия стандартного видеодрайвера на системном уровне. В настоящее время для Windows-машин нет аппаратных калибраторов мониторов. Вполне вероятно, что ситуация изменится в следующем году, но любое такое решение будет поддерживать только некоторые видеоадаптеры и отдельные приложения. В Windows 95 имеется система Image Color Matching (ICM), которая позволяет встроить в видеодрайвер профайл монитора, но ни одно из известных издательских приложений не использует эту возможность. К тому же параметры монитора постоянно "плывут", поэтому периодически возникает необходимость в корректировке профайла монитора, а ICM этого не позволяет.

Третий компонент - постоянная тема журнальных обзоров - это программное обеспечение для преобразования "на лету" данных из CMYK в RGB для отображения на экране. На практике это обычно означает либо набор таблиц цветоделения для Adobe Photoshop, либо профайлы устройств CMYK для работы с системой управления цветом. Сейчас, когда разработчики систем управления цветом определились со стандартом на формат профайла устройства, выбрав формат, предложенный Международным консорциумом по цвету (International Color Consortium, ICC), для множества систем цветопроб уже существуют заранее подготовленные профайлы. Но особо требовательные издатели будут стараться создавать оригинальные профайлы для своих уникальных конфигураций оборудования. К счастью, повсеместное принятие ICC-формата и доступность относительно недорогих спектрофотометров, таких как Spectrolino компании Gretag, Colortron фирмы Light Source и Digital Swatchbook производства X-Rite, привели к перенасыщению рынка средствами для создания профайлов.

Общий принцип работы всех программ для создания профайлов одинаков: вы печатаете образец, содержащий известные значения CMYK, а затем измеряете полученный результат спектрофотометром или колориметром. После этого программа строит профайл, в котором описывается поведение устройства вывода.

Некоторые программы для создания профайлов, в числе которых ColorSynergy фирмы Candela, SMPPro компании Color Savvy и Logo ProfileMaker Pro (в Соединенных Штатах ее продает фирма Gretag), кроме ICC-профайлов могут создавать таблицы цветоделения для Photoshop. Другие пакеты, среди которых ColorBlind ICC Print фирмы Color Solutions, LinoColor Print Profile производства Linotype-Hell и MonacoPrint компании Monaco Systems, записывают только ICC-профайлы. Такие отличия имеют значение только с точки зрения технологического процесса. Если для цветоделения вы используете Photoshop, таблицы цветоделения Photoshop будут иметь большее значение, чем ICC-профайлы (Photoshop не может преобразовывать ICC-профайлы в таблицы цветоделения), хотя системы управления цветом на базе ICC захватывают все большую долю рынка. (Несколько поставщиков - Linotype-Hell, Praxisoft, RIT Research и WillowSix - предлагают свои услуги по удаленному созданию профайлов: вы печатаете соответствующий образец, посылаете результат в компанию, а она отправляет вам профайл.)

На вкус и цвет товарищей нет

И, наконец, человеческий фактор. Мы уже говорили, что любая цветопроба - это абстракция: всегда есть почти неуловимая разница даже между цветопробой с пленок и оттиском, полученным в типографии. Монитор же - это еще большая абстракция: черные цвета на мониторе не такие плотные, как на типографском оттиске, а белый цвет монитора редко соответствует цвету бумаги.

Во всех случаях соотношение между цветопробой и конечным результатом должно быть изучено оператором печатной машины. Это справедливо для любой системы цветопробы, но почти каждый оператор печатной машины знает соотношение между цветопробой с пленок и напечатанным оттиском. Когда оттиски с Iris были впервые использованы в качестве цветопроб, некоторые операторы просто не признавали их. То же самое, скорее всего, произойдет и с экранными цветопробами; некоторым операторам будет гораздо сложнее изучить соотношение "монитор-печатный оттиск", чем другие варианты.

С учетом этих соображений интересен мой опыт в фирме Hatcher Trade Press. Некоторые операторы сразу приняли экранные цветопробы, но были и такие, кто говорил: "Мы работаем на Heidelberg и не знаем, как на этих машинах испортить оттиски до такой степени, чтобы они совпали с вашей пробой". Парадокс состоит в том, что все операторы видели на мониторе одно и то же изображение.

Конечно, технология экранной цветопробы пока напоминает хождение по тонкому льду, но уже появляются инструменты, которые могут заставить эту технологию работать на вас. Монитор для экранной пробы вряд ли станет в ближайшее время обязательным элементом оборудования любой типографии, но не удивляйтесь, если в недалеком будущем наиболее предприимчивые полиграфисты начнут эксплуатировать дешевую, быструю и гибкую экранную цветопробу.


Брюс Фрейзер с 1991 года писал для журнала Publish статьи о языке PostScript, использовании цвета и электронных допечатных технологиях. Он соавтор книги "Real World Photoshop 3" (Peachpit Press).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus