101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

О наболевшем: что ждет российскую книжную полиграфию?

  • 6 сентября 2022 г.
  • 1030
На ежегодной ММКЯ прошло крупнейшее отраслевое мероприятие – конференция «Книжный рынок России-2022», организованная Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Российским книжным союзом.

«Книжный рынок России ? 2022», Ни для кого не секрет, что сегодня полиграфия страны испытывает серьезные трудности: сказывается отсутствие возможности приобрести новое оборудование у недружественных стран, а также дефицит всевозможных комплектующих и расходных материалов. О состоянии и проблемах российской книжной полиграфии рассказал Игорь Полтавцев, заместитель генерального директора «Первой Образцовой типографии».

Что нужно издателю от книжного полиграфиста сегодня? По словам Полтавцева, это возможность печатать в том виде и с тем качеством, в котором хочет издатель, а также разумная себестоимость книги. «Если говорить про возможности печати, то наша отрасль с большинством проблем до сих пор справляется на уверенное “хорошо”», – подчеркнул спикер. В апреле ожидались серьезные перебои с поставкой расходных материалов, но поставщики достаточно быстро этот вопрос решили. Многие ждали значительного снижения качества книг, их упрощения, ухода от таких изысков как, цветное ляссе, специализированные виды фольги, отдельные типы переплетных материалов. Да, в какой-то степени это произошло, но, например, вместо голландского переплетного материала, поставщик которого категорически отказался работать с Россией, пришли турецкие производители. И, скорее всего, потребитель этого даже и не заметит.

Что касается стоимости, то здесь отрасль не слишком справилась, по мнению Полтавцева: цена действительно возросла. Как известно, себестоимость книги состоит из затрат на основные материалы и оборудование. Бумага начала дорожать достаточно давно, так что это проблема не 2022 года, и она коснулась всех материалов. Во многом благодаря той позиции, которую занимала вся отрасль и министерство, рост цен на бумагу в России удалось сдержать. В целом он не опережает мировые показатели. Кроме того, книги в основном печатались на отечественной бумаге, особого дефицита которой на рынке в этот период не было.

Другие составляющие себестоимости – краска, пластины, клеи. Здесь рост цен просто катастрофический: на листовую краску – порядка 80%, на ролевую краску – 250%. С клеем – аналогичная ситуация. Наиболее простые животные клеи подорожали на 80%, а более технологичные (водно-дисперсионные,  термоклеи) – более чем в два раза. Это произошло по целому ряду причин: во-первых, параллельный импорт привел к подорожанию логистики, к тому же при таком подходе всегда появляются посредники, некие фирмы из тех стран, через которые этот параллельный импорт и осуществляется. Кроме того, в значительной степени возросли и отпускные цены у всех производителей. Поставки из Юго-Восточной Азии, из Китая и Кореи идут напрямую, но там более дорогая логистика в силу географического положения. Это и является основной причиной удорожания.

И третий момент – это оборудование, здесь самый большой риск. Сегодня многие работают в буквальном смысле до первой поломки. Доступ к электронным компонентам практически перекрыт. В лучшем случае срок их поставки будет занимать 3–4 месяца. И это проблема не только типографий, но и «бумажников»: всё оборудование ЦБК – из недружественных стран. «Остановка одной-двух печатных машин – это большая беда для типографии, но остановка бумагоделательной машины – боль для всей отрасли», – поделился Полтавцев. И этот риск сегодня самый существенный. Во многом из-за него впервые с 90-х годов в типографиях появилось воровство запчастей, именно они появляются на сайтах объявлений. Это очень плохая тенденция.

Будет ли деградация технологическая? Возможно. Как отметил спикер, их команда долго выстраивала технологию, пыталась подобрать идеальные расходники. А сегодня они работают с тем, что есть в наличии. На данный момент тестируют 7 видов китайской краски. Это сложный и дорогостоящий эксперимент, не одна, а сотни банок с краской, которую нужно откатать на печатной машине. Важно увидеть, как она ведет себя в конечном продукте, на разных печатных машинах и видах бумаги. И это серьезный вызов. Пока на конечном виде продукции это не сказывается.

Ещё один немаловажный момент, на котором акцентировал внимание Полтавцев, – цифровые технологии печати. Как известно, малые тиражи эффективнее печатать на «цифре». И здесь ситуация катастрофическая. Еще до введения пятого пакета санкций практически все производители цифрового оборудования приняли решение с Россией не работать. И с той или иной степенью жесткости это решение последовательно соблюдается. В отдельных случаях удалось перекрыть даже каналы параллельного импорта. Это привело к тому, что сегодня любая поставка чернил в цифровую типографию – своего рода рулетка: сегодня получилось, а завтра – не факт. В результате уже остановлена значительная часть цифрового оборудования. Правда, пока это больше касается упаковочной отрасли.

Кроме чернил есть еще и печатающие элементы [формирующие изображение в ЦПМ — Publish]. Как рассказал Полтавцев, им совместно с представителями вендоров удалось отработать на определённых машинах технологию их восстановления. Но рано или поздно печатающие элементы всё равно придется менять. Поэтому многие присматриваются к китайским машинам. Кто-то их даже уже приобрел: они нормально работают, качество оттиска не хуже. Однако функциональность «китайцев» ограничена. После печати на них приходится использовать классическую, традиционную технологию со всеми вытекающими отсюда последствиями и по времени, и по себестоимости. «Мы с коллегами из компании Т8 приложили массу усилий для того, чтобы получить на “цифре” сквозной процесс, где после машины выходит собранный и подобранный блок. На китайском оборудовании мы этого не получим никогда», – отметил спикер.

Как подытожил Полтавцев, в целом ситуация сложная, но не критичная. В ближайшее время ничего трагического происходить не будет. Значимые игроки отрасли имеют определённый резерв по техническим мощностям. Дефицита производственных мощностей в книжной полиграфии, по его мнению, сейчас нет. Да, проблемы чувствовались во втором квартале, но это, скорее, было связано с пиком выпуска образовательной литературы.

Несмотря на все происходящее, наша полиграфия держит удар. Миллионы читателей ждут и получат хорошие книги. Отрасль обязательно выживет.

Игорь Полтавцев
Игорь Полтавцев, заместитель генерального директора «Первой Образцовой типографии»

 

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
Оборудование и технологии для ЦБП будут представлены 15-17 ноября 2022 на 30-й выставке PulpFor

В Экспофоруме (Санкт-Петербург) состоится выставка оборудования и технологий для целлюлозно-бумажной, лесной, перерабатывающей, упаковочной промышленности и отрасли санитарно-гигиенических видов бумаг

С 24 по 27 октября 2022 года состоится 29-я международная выставка «Реклама-2022»

Cпециализированная выставка технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы пройдет в Москве в павильоне №2 (залы 1, 2) ЦВК «Экспоцентр»

«Реклама-2022»: живое общение, ключевые решения и новые стратегии для рекламной и полиграфической отрасли

С 24 по 27 октября 2022 года в ЦВК «Экспоцентр» состоится 29-я международная специализированная выставка технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2022»

Реальная конференция Publish на выставке «Реклама–2022»

Журнал Publish 27 октября проведёт настоящую конференцию в рамках выставки «Реклама–2022», посвященной особенностям бизнеса в текстильной печати

Приглашаем на конференцию, посвященную цифровой текстильной печати

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати


Новый номер

Тема номера — Небольшие устройства послепечати. Выставка «Реклама-2022». Печатающих головки. «Например» — Krekerdecor и «Карт Регион». ЦПМ для коробок. Publish Eurasia: Казахстан и Иран. «Текстильная печать»: конференция про деньги в текстильной печати. Каландровые прессы. Ч. 1.


Что сдерживает переход на цифровую печать этикетки?
    Проголосовало: 15