Можно, конечно, побороться за опытных ребят, но тут есть пара неудобных моментов:
1. Опытные товарищи прекрасно видят ситуацию. Сейчас не компания выбирает себе печатника, а печатник — компанию. И не факт, что он останется у вас надолго. Иначе говоря, в него придётся вкладываться, а мы ведь хотим зарабатывать…
2. Увы, не каждый опыт репрезентативен. Даже если человек владеет внушительным набором навыков, каждый производственный процесс уникален. Свои правила, обычаи и отношение к делу. Переучивать бывает труднее, чем учить с нуля, особенно когда человек «тащит в Тулу свой самовар».

С другой стороны — есть молодёжь. Да, те самые зумеры. Они выросли. Разумеется, придётся отсеивать будущих музыкантов, блогеров, киберспортсменов и работников госструктур. Но многие выпускники вообще не имеют чётких планов на жизнь — и не против, чтобы кто-то эту пустоту заполнил. Правда, у такого «чистого листа» есть своя цена: на собеседовании непонятно, что из него получится, а учить придётся уже за свой счёт. Поэтому — не теряем время. Отправляем в цех. Начинается операция по приручению зумера.
Задача новичка — разгрузить опытных сотрудников от рутинной физической работы: распаковка, упаковка, люверсы и прочее. Не нужно обещать воздушные замки карьерного роста — это пугает. Зато чёткие инструкции и конкретные обязанности работают хорошо. Если человек прижился и больше не обижается на точку в конце предложения, можно подумать о повышении его квалификации.
Этап адаптации не должен занимать больше месяца. Чтобы снизить риск «внезапного стресса», можно предложить выбор направления развития. В РПК, как правило, развита взаимозаменяемость — не так важно, чем именно займётся новый человек. Зато мы создадим иллюзию демократии. Пусть разочаруется позже.
Использовать разные методы обучения. Лучше всего работает личный пример, но не стоит недооценивать тех, кто умеет читать и записывать. Не торопимся. Молодой человек, впервые увидевший широкоформатный принтер 3,2 м или фрезер, испытывает первобытный страх. Пусть походит вокруг, потрогает, подумает. Потом объясняем: обучаемость — это не «кивание головой рядом со старшим», а умение работать самостоятельно.
Можно дать простое тестовое задание. Допустим, в цеху стоит Xerox 7800. Спрашиваем: зачем принтеру «усишки» — датчик переполнения лотка? Смотрим, будет ли человек искать инструкцию, разбираться. По реакции сразу понятно, кто хочет учиться. А кому неинтересно — тому мы невзначай даём понять, у кого зарплата будет расти, а у кого — нет. Всё честно.
Если зумер остался — самое время подумать, как его не потерять. Часто, набравшись знаний, он решает попытать счастья в других компаниях или даже отраслях. Он ещё не знает, что пути назад из профессии может и не быть. Наша задача — сохранить этого кадра для себя (и для отрасли). Очевидный метод — деньги. Менее очевидный — авантюры.
Проекты с сомнительным успехом, но заманчивой наградой: сжатые сроки, резкое освоение новых технологий. Опасный путь, но практика показывает — после таких встрясок коллектив крепчает. Особенно молодые — они боятся рутины и через «авантюру» порой приходят к стабильности. Главное — не переборщить, чтобы не сплотили ряды сотрудников против начальства.
![]() |
|
|
Об авторе: Александр Нечаев, печатник РПК «Принта».
.jpg)