101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

«Мурзилка»: 100 лет в печати

  • Ирина Паялина
  • 4 декабря 2024 г.
  • 637
Журнал «Мурзилка» издаётся с 16 мая 1924 года и адресован детям младшего школьного возраста.

За 100 лет существования всеми любимого детского журнала его ежемесячный выпуск не прерывался ни разу. В 2012 году «Мурзилка» занесён в Книгу рекордов Гиннесса™ как детский журнал с самым длительным сроком издания в мире. В отдельные годы тиражи достигали 6,5 миллиона экземпляров.

«Мурзилка»: 100 лет в печати

«Мурзилка»: 100 лет в печати

До 6 апреля 2025 года в Москве в музейном центре «Зубовский,15», в Центральном здание ГМИРЛИ имени В.И. Даля, проходит семейная выставка «Здравствуй, Мурзилка», посвященная столетию издания. Экспозиция состоит из двух частей: история журнала и город «Мурзилки».

«Мурзилка»: 100 лет в печати

«Мурзилка»: 100 лет в печати

Первый номер журнала вышел в 1924 году, как приложение для детей к «Рабочей газете», тиражом в 20 000 экземпляров. Мурзилка в нем был изображен собакой, смешным лохматым щенком мальчика Пети из рассказа А. Фёдорова-Давыдова «Мурзилкин первый день». В самом журнале у него было три разных изображения. В какой-то момент образ собаки исчез, а в 1937 году художник-иллюстратор Аминадав Каневский создал образ желтого пушистого волшебного героя в красном берете, который был хорошо знаком всем детям Советского Союза. За время выхода журнала этот образ изменялся, одевался, пропадал с середины 1939 года и появлялся вновь в 1941 году в виде мальчика с короткой стрижкой. В 1959 году возвращается герой Аминадава Каневского, который и дальше меняется, но сохранит основные черты: желтый, пушистый, в шарфе и берете.

«Мурзилка»: 100 лет в печати

Однако история героя Мурзилки началась значительно раньше. В 1883 году американский художник и писатель канадского происхождения Пальмер Кокс придумывает брауни, домовых эльфов, основываясь на ирландском фольклоре. В 1887 году в журнале «Задушевное слово», выпускаемом товариществом Вольфа, выйдет повесть Анны Хвольсон по иллюстрациям Кокса, про маленьких человечков, но без привязки к его текстам. В 1889 выйдут новые истории Анны по рисункам Кокса, где появляется Мурзилка по прозвищу «пустая голова». И с 1892 года штатный сотрудник «Задушевного слова» Сигизмунд Либрович придумывает истории не только о Мурзилке, но и от его лица.

«Мурзилка»: 100 лет в печати

«Мурзилка»: 100 лет в печати

Мурзилка становится популярным героем, а «Империя Мурзилки» — самым массовым и успешным проектом товарищества Вольфа, над которым работает уже десяток авторов. Выпускались помимо журнала, игры, декорации для домашнего театра и наборы для вырезания. Выглядит Мурзилка-лилипут, как маленький худой человечек во фраке, цилиндре с моноклем в глазу и тростью в руках и считался хвастуном, щеголем и лентяем.

«Мурзилка»: 100 лет в печати

Помимо истории самого героя, на выставке представлены детские издания, выпускаемы в разные года в дореволюционной России и в Советском Союзе. Самый первый детский журнал — «Детское чтение для сердца и разума» издавался с 1785 по 1789 годы. А потом: «Друг юношества» 1807-1815, «Библиотека для воспитания» 1843-1846, «Детское чтение» 1869-1906, «Игрушечка» 1880-1912, «Дело и потеха» 1905-1909, «Доброе утро» 1909-1918, «Затейник» 1921-1953, «Барабан» 1923-1926, «Дружные ребята» 1927-1953, «Чиж» 1930-1941, «Искорка» 1957-1992 и многие другие. Из большого перечня «живы» в наши дни помимо «Мурзилки»: «Юный натуралист», издаваемый с 1928 года, «Костер» с 1936 года, «Юный техник» и «Веселые картинки» с 1956 года.

«Мурзилка»: 100 лет в печати

Выставка наполнена интерактивными модулями, например, «Как печатали вашу книгу» по стихотворению С. Маршака, история «Как создавался журнал в 70-е годы» и современное представление редакции.

«Мурзилка»: 100 лет в печати

Что касается печати, то около 20 лет основной площадкой была типография «Молодая гвардия». Печатали «Мурзилку» на офсетной бумаге очень плохого качества, близком к газетной. При этом 2000 экземпляров для советской элиты делали на финской бумаге.

В 90-х хорошие условия предложила финская типография Hansaprint, с которой «Мурзилка» сотрудничала около 10 лет. Помимо качества печати значительно улучшилась бумага. Журнал стали печатать на бумаге шведской компании Elanders. С ростом стоимости растаможки журнал возвращается в Россию и печатается в типографии в Дмитрове снова на офсетной бумаге.

«Мурзилка»: 100 лет в печати

Самый большой тираж журнала за всю 100-летнюю историю составлял 6,5 миллиона экземпляров в месяц в период до развала Советского Союза! Журнал по подписке распространялся по всем союзным республикам. Впоследствии тиражи стали сокращаться в связи с отказом бывших республик от подписки, при этом коллектив журнала «Мурзилка» помогал им налаживать собственное производство детских журналов. В дальнейшем на сокращение тиража повлияло появление большого количества новых детских журналов, в том числе репринтов иностранных издательств.

На текущий момент журнал выходит тиражом 11 000 экземпляров, печатает его «Подольская фабрика офсетной печати» на листовом офсете. Обложка на глянцевой бумаге «Омела» 130 г/м2, блок 28 полос на офсетной бумаге 80 г/м2 с клапаном на последней полосе + 4 полосы вкладыша «Самоделка» на офсете 120 г/м2. За много лет технология отработана и не требует серьезного вмешательства в производства. Со всеми сложностями, связанными с изменениями поставок расходных материалов, типография справилась без участия издательства. Чему последние очень рады и в целом качеством работы типографии очень довольны.

«Мурзилка»: 100 лет в печати

Выставка «Здравствуй, Мурзилка» будет длиться до 6 апреля 2025 года. Она занимает два вытянутых зала, насыщенных информацией. Экспозицию завершает елка, оригинальным образом собранная из коробов, на которых отпечатаны обложки всех вышедших новогодних журналов.

«Мурзилка»: 100 лет в печати

Музейный центр «Зубовский,15», Москва, Зубовский бульвар, д. 15, строение 1. Время работы: вторник, пятница, суббот, воскресенье 11:00 – 18:00, а в среду и четверг 11:00 – 21:00, понедельник – выходной. Вход платный по билетам.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Юбилейная самоклеющаяся

25 октября 2024 года в Москве прошла Десятая конференция производителей самоклеящейся этикетки, которую организовала ГК «Артмарк». Партнёрами конференции стали B2Print, «Акопринт», Kocher+Beck и «СМГ Технология».

Книга «Художественное конструирование СССР»

Продукты художественного конструирования СССР были всецело заточены на решение проблем эргономики и удобства использования. Это рациональность, воплощённая в зримую форму. Целью этого визуального исследования является показать уникальные особенности решения эргономических задач при обустройстве жизненного пространства человека.

Обзор этикеток с испанских полок

Интересные находки из жаркой Испании от команды арт-технологов Wizart Polygraphic.

Книжный дизайн в работах студентов Школы Дизайна НИУ ВШЭ#

Студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ создают книги и визуальные исследования на самые необычные темы — от серьёзного обсуждения концептуальных текстов художников из разных стран до дневника трат. В своих проектах авторы используют разнообразные типографические приёмы и возможности современной полиграфии. Среди представленных проектов — исследование направления спиритической фотографии, серия книг про самые страшные эпидемии Африки, история кружева в культурном контексте, изучение советских дворовых игр, а также обзор музыкальной сцены Сиэтла 90-х и другое!

На этих книгах выросло несколько поколений детей

До 16 февраля в Мультимедиа Арт Музее в Москве на Остоженке проходит выставка «Чудесное путешествие» Эрика Булатова и Олега Васильева. С 1959 по 1989 годы, тридцать лет они проработали в легендарном издательстве «Малыш» и совместно проиллюстрировали более ста детских книг. На этих книгах выросло несколько поколений.



Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59