2019.03.193322 прочтений

20 наивных, но важных вопросов про лакирование и его возможности, или как сделать оттиск более ценным

Теги: hubergroup Weilburger Coatings Лакирование На правах рекламы ОктоПринт Сервис Послепечать

20 наивных, но важных вопросов про лакирование и его возможности, или как сделать оттиск более ценнымЛакирование печатной продукции традиционно считается средством защиты оттиска (повышения его стойкости к истиранию и загрязнению) и придания ему глянца (или матовости). Сейчас этот процесс всё чаще играет роль повышения ценности печатной продукции в глазах заказчика и переходит в разряд отделочных. А если отпечаток ценнее, значит, его можно продать дороже и повысить свою прибыль.

Вместе с компанией «ОктоПринт Сервис», поставляющей на российский рынок широкий ассортимент лаков немецких производителей hubergroup и Weilburger Coatings, мы попробуем разобраться в том, зачем лакировать, какие для этого требуются оборудование и виды лаков, и как это делать выгодно.

Эффект Chip off (эффект кратеров) — один из самых интересных эффектов, которые можно получить с помощью лакирования, как на лакировальной секции офсетной машины, так и в трафаретной печати. В качестве слоя-основы использован УФ-лак SenoLith UV Base Lacquer Chip Off 360600, в качестве второго — SenoLith UV Gloss Lacquer Chip Off 360610 с пигментом Merck Iriodin Solar Gold Satin 305. Для трафарета подойдут, соответственно, лаки SenoScreen UV Base Lacquer Chip Off 363600 и SenoScreen UV Gloss Lacquer Chip Off 363610

 

Зачем вообще нужно лакировать оттиски?

Лакирование используется в полиграфии очень широко при изготовлении картонной и блистерной упаковки, этикеток (в том числе вплавляемых), обложек книг и журналов, открыток, рекламной продукции. Среди его главных задач: защита оттиска от механического и химического воздействия и загрязнений, повышение его стойкости к истиранию, придание ему барьерных свойств против жира и влаги, уменьшение запаха краски и ускорение послепечатной обработки, а также придание продукции особых свойств и создание множества уникальных спецэффектов.

Очки кота покрыты термохромным лаком SenoSafe UV Screen Printing Lacquer Black 31 °C 363060, который становится прозрачным при температуре +31 °C

 

А что нужно для начала?

Наносить лак можно на различном оборудовании. Раньше, когда на офсетные печатные машины не устанавливали лакировальные секции, это делалось через красочный и увлажняющий аппараты. Технология эта устарела, но её всё ещё можно встретить в глубинке и в небольших типографиях. Но так можно наносить только масляные печатные лаки, которые, по сути, являются краской без пигмента. То есть у них схожий состав — смолы, растительные и минеральные масла, воск, сиккативы и добавки. Они дают желтизну на оттиске, со временем теряют свои свойства и долго сохнут. К тому же требуют применения противоотмарывающего порошка, да и наносятся очень тонким слоем, недостаточным для получения хоть какого-то заметного эффекта. Но если всё же вы хотите использовать такой вариант, то лаков в продаже много, а дополнительное оборудование покупать не нужно. Правда, придётся «пожертвовать» одной печатной машиной.

Значит, если мы хотим большего от лака, специальное оборудование всё-таки понадобится?

Если ваша цель — получить с помощью лакирования добавленную стоимость, придётся потратиться на офсетную машину с одной (а то и двумя — сейчас это, как говорится, в тренде) лакировальной секцией, отдельную лакировальную или трафаретную машину, либо модернизировать имеющуюся офсетную машину лакировальной секцией и сушкой. Для водно-дисперсионных лаков нужна ИК-сушка, для УФ-отверждаемых — традиционная ультрафиолетовая ламповая (UV) или светодиодная (LED-UV). Можно модернизировать печатную машину с секцией УФ-лакирования или трафаретную машину дополнительной секцией голографического лакирования (Cust&Cure).

Что нам выбрать, чтобы меньше потратить, но больше получить?

Вариантов получения добавленной стоимости с помощью лакирования не счесть, и каждый из них по-своему интересен. Самый распространённый способ нанесения лака — в офсетной машине с лакировальной секцией. Его преимущество — лакирование за один прогон с печатью. Соответственно — минимальное влияние на увеличение себестоимости, но заметное повышение цены печатной продукции. Если печать выполняется обычными красками, то на машине ставится ИК-сушка, и лакирование в линию возможно только водно-дисперсионными лаками. Если нужно УФ-лакирование, то и машина должна быть с оснащением для УФ-печати. Можно даже установить на обычную машину две лакировальные секции (под разные лаки) с двумя сушками разных типов — это практикуется.

Но, если планируете большие объёмы лакирования именно для придания спецэффектов, то лучше купить отдельную лакировальную или трафаретную машину.

Какие вообще бывают лакировальные секции? Чем они отличаются?

Самая простая, недорогая и поэтому самая распространённая конструкция лакировальной машины — двухвалковая. Один валик (дукторный) вращается в ёмкости с лаком и через другой (накатной) передаёт лак на лакировальную форму. Изменение давления прижима валиков приводит к изменению толщины слоя лака. Такие машины хорошо зарекомендовали себя на малых тиражах и часто меняющихся запечатываемых материалов, т.к. толщину слоя лака легко подстроить к смене материала. Однако минимальный слой лака, который можно получить на этих машинах, — 5 г/м². Для работы с тонкой, например этикеточной, бумагой это многовато.

Можно использовать трёхвалковую систему, отличающуюся от вышеописанной наличием раскатного валика. Слой лака на ней получается гораздо равномернее, но на приладку уйдёт больше времени и макулатуры.

Есть ещё лакировальные аппараты камер-ракельной конструкции, в которых лак наносится на форму через анилоксовый вал — он определяет толщину слоя на оттиске. При этом, чтобы изменить количество лака на оттиске, нужно менять анилоксовый вал. Учтите, что такая конструкция не позволяет работать с вязкими лаками, а валковая может использоваться для лаков с вязкостью до 100 с.

Что такое вязкость лака и как её определить? Можно просто посмотреть этикетку на банке?

Можно ориентироваться на значение на банке, где вязкость указана в секундах, т.к. фактически она представляет собой время растекания лака. Нужно обязательно иметь в виду, что это значение получено при температуре +20 °C. А изменение температуры лака всего на 1 °C приводит к изменению вязкости на 4 с. На больших тиражах лак подвергается длительной механической нагрузке, от которой его температура повышается, а вязкость, соответственно, снижается. Слишком низкая вязкость лака при высокоскоростном лакировании в линию ведёт к пылению и налипанию краски на лакировальное полотно, а если она становится меньше 25 с, лак распределяется неравномерно. При лакировании оттиска с двух сторон нижний предел вязкости — 45 с. Повышенную вязкость снижают добавлением воды (но не больше 5% от общего объёма лака).

А как правильно выбрать анилоксовый вал?

Если нужен слабый эффект лакирования, берут анилокс с линиатурой 100-120 lpi и объёмом ячейки 9-11 см32. Более сильный достигается увеличением объёма ячейки до 12-16 см32 при той же линиатуре. А вал с объёмом ячейки 18 см32 и выше используется для высокоглянцевых, барьерных и блистерных лаков.

Может, стоит сразу купить трафаретную лакировальную машину?

Благодаря трафаретной технологии печати, при которой лак продавливается через сетчатые печатные формы с разным размером ячеек, этот способ УФ-лакирования предоставляет больше возможностей для получения спецэффектов, чем любой другой. К тому же, возможность получения слоя лака большой толщины создаёт сравнимый с ламинированием глянец поверхности и практически неограниченные возможности при выборочном лакировании. Присовокупите к этому самую быструю среди всех видов лакировальных машин окупаемость — и выбор окажется вполне разумным. А когда нет заказов на лак, машину можно использовать для трафаретной печати.

Трафаретный УФ-лак SenoScreen UV Relief Effect Lacquer Water Droplets 363056 с эффектом водной капли. Особенно выигрышно смотрится на металлизированном картоне

 

Можно лакировать любые оттиски, или краска и материал имеют значение?

Нужно учитывать взаимодействие краски с лаком и лаков между собой. Краска должна как можно лучше высохнуть до нанесения лака. Потом она уже не высохнет, и оттиск не пройдёт скотч-тест (заказчик будет недоволен и не примет у вас такую работу). Подобрать правильные пары красок и лаков помогут их поставщики.

Самый лучший материал для лакирования — глянцевая мелованная бумага. Если нужно лакировать другие материалы, — не всегда удаётся убедить в своей правоте заказчика, — обратите внимание на впитывание бумагой масла и влаги. Если оно излишнее, лак на оттиске может «провалиться». Сильно впитывающие сорта бумаги едва ли пригодны для лакирования, особенно для сложных вариантов. Например, для получения эффекта Twin (Drip Off) плотность бумаги должна быть больше 70 г/м² (особенно это касается лакирования водно-дисперсионным лаком). То же самое относится к дорогим сортам дизайнерской бумаги, в которых неравномерность верхнего слоя является специальным эффектом. Лак на такой бумаге не успевает заполимеризоваться внутри и проступает на обороте в виде жирных пятен. Поэтому для трафаретного лакирования на дизайнерских и макропористых сортах офсетной бумаги разработан лак SenoScreen UV Relief Satin Gloss Lacquer For Uncoated Paper 363034, который хорошо полимеризуется и не просачивается на оборотную сторону оттиска.

Пример использования голографического лака. В России такое оборудование выпускает «Ювиграф Инжиниринг»

 

С технологией и оборудованием более или менее понятно. А что мы в результате получим?

Огромное разнообразие спецэффектов, которые невозможно или дорого получать другим способом. Например, замену ламинирования, имитацию текстуры дизайнерской бумаги и тиснения, зрительное приближение части изображения, создание объёма, придание блеска, запаха и фосфоресцирующих и блистерных свойств и многое другое.

А можно подробнее?

Ну, например, водно-дисперсионный лак SenoSoft WB Matt Coating FP NDC 350210 даёт бархатистый эффект, очень востребованный производителями косметической упаковки. За один прогон у вас будет отличная имитация дизайнерской бумаги или плёнки для ламинации. Ярко выраженная матовость (степень глянца меньше 10 единиц) и эффект Soft Touch («мягкое прикосновение») расширяют сферу применения. В отличие от конкурентов, этот лак на оттисках не слипается, подходит для двустороннего лакирования (несмотря на слегка прорезиненную структуру), тиснения и нанесения УФ-лака. К тому же у него более высокая, чем у других водно-дисперсионных лаков, устойчивость к царапинам. Заказчики упаковки его точно оценят. Причём, не только картонной. Специальные добавки, повышающие стойкость к химическим веществам, позволяют наносить его на глянцевые ОПП-плёнки и картон с припрессованной металлизированной плёнкой. Самое главное, что это можно делать без предварительного нанесения праймера.

Очень интересный эффект в отделке даёт трафаретный УФ-лак SenoScreen UV Relief Effect Lacquer ICE 363064 с эффектом пены. С его помощью можно передать морскую или пивную пену, облака, снег и другие поверхности с похожей структурой. Лак вспенивается на трафаретной форме и затем ракелем продавливается через неё. Подходит для бумаги, картона и некоторых видов плёнок.

Водно-дисперсионные лаки с эффектом песка, например MGA Sand Touch Matt 58MGA5181, можно эффектно обыграть на рекламных проспектах турфирм, а с эффектом Soft Touch — в каталогах мебели (и не только).

В фармацевтической и пищевой промышленности востребовано лакирование термохромными лаками. Они меняют цвет при изменении температуры. Например, лак FlexiTherm CC 50, «исчезающий» при охлаждении, любят производители пива и натуральных молочных продуктов. Производители лекарств с помощью таких лаков могут контролировать правильность хранения и транспортировки продукции. Лак SenoSafe UV Screen Printing Lacquer Black 31 °C 363060, реагирующий на температуру человеческого тела — он становится прозрачным при +31°C — может создать интересные эффекты на сувенирной продукции, обложках книг, журналов и тетрадей. Коснулся такого отпечатка пальцами — спецэффект налицо!

А эффект металлизации с помощью лакирования можно получить?

Можно. С помощью лако-красок. Например, Acrilac Gold, Alu-Gold, Silver на водной основе. Вместо цветного в них добавлен металлизированный пигмент размером 1/10 от размера обычных металлизированных пигментов. Поэтому частицы «всплывают» на поверхность краски, и получается ярко выраженный металлический эффект. По техническим характеристикам лак-краски похожи на водно-дисперсионный лак. Валковая красочная секция для них не подходит — получается слишком толстый слой, ухудшающий визуальный эффект.

Упаковка конфет «Осенний вальс» производства Van Genechten Packaging. Лакирование лаком с золотым пигментом в линию даёт великолепный эффект. Для сравнения — сверху оттиск без лакирования

 

А если мы работаем с невпитывающими материалами, для нас что-то есть?

В ассортименте «ОктоПринт Сервис» более наименований лаков, среди которых есть водно-дисперсионные, например,SenoLith-WB Label Coating Alcohol Resistant 350597, и УФ-отверждаемые, например SenoScreen UV Gloss Lacquer 363501 для мелованной бумаги и картона, самоклеящихся полиэфирных этикеток и плёнок: ПЭТ, ПВХ и матовой OPP.

Имитирующий лёд лак SenoScreen UV Effect Lacquer Frost Pattern 363057 с эффектом подойдёт для металлизированных картонов и прозрачного пластика и будет отлично на них смотреться.

А ели нужно получить объёмное изображение? Для этого ведь обычные лаки не подходят.

И для этого есть специальные лаки, например SenoScreen UV Relief Gloss Lacquer 363012, который передаёт на оттиске объёмное изображение.

Я что-то слышал о Twin-лакировании. Можете объяснить доступно?

Twin-лакирование — это имитация выборочного лакирования последовательным нанесением двух лаков для получения интересных декоративных эффектов. Эта технология представлена сейчас в двух вариантах: Chip off и Drip off. В обоих случаях лак-основа с большим содержанием силикона наносится выборочно, а второй лак — сплошным слоем. Эффект получается за счёт разницы поверхностного натяжения первого и второго слоёв. Второй лак как бы стекает с поверхности первого на элементах изображения. Разница вариантов в том, что в первой случае второй слой наносят не в линию, а на предварительно высушенный оттиск.

У нас в стране такое кто-то делает?

Например, типография «Карат» (Нижний Новгород) использует Drip off для лакирования картонной упаковки. Матовый УФ-лак они наносят через красочный аппарат офсетной УФ-машины, а глянцевый — через лакировальную секцию. Изображение формируется с помощью печатной формы на матовом лаке. Там, где будет глянец, на форме — пробельные элементы, а там, где будет матовое изображение — печатающие. Тут — огромное поле для экспериментов: разные пары лаков, разные варианты мощности УФ-сушек дадут разные эффекты на оттиске.

А само выборочное лакирование тоже даёт такие эффекты?

Не совсем. Выборочным оно называется потому, что, в отличие от Twin-лакирования, когда первый слой лака покрывает оттиск целиком, наносится только на определённые участки изображения. Поэтому участки, на которых нет лака, как бы «уходят в тень». Надо сказать, что сегодня — это самый распространённый способ получения спецэффектов, но для него требуется лакировальная форма. Её вырезают из специальных лакировальных полотен на режущих плоттерах или методом лазерного гравирования резины, например Conty Caserline. Чаще всего для выборочного лакирования используется УФ-лак.

Упаковка туалетной воды, покрытая лаком с пигментом Iriodin. Цвет упаковки меняется в зависимости от угла падения света

 

Можно ли с помощью лакирования получить эффект псевдобронзирования, металлизации?

Для этой цели можно использовать ВД- и УФ-лаки с пигментами Iriodin или Color Stream, придающими им цвет, в том числе металлик (дающий эффект нанесения голографической фольги). Известные конфеты «Осенний вальс» продаются в коробке, покрытой лаком с золотым пигментом. Она изготавливается в типографии Van Genechten Packaging. Лак наносится за один прогон с печатью.

Технология голографического лакирования существует, но в России пока не реализована, хотя она активно используется, например, в типографии «Интеллсервис» (Алматы) для печати упаковки. Принцип таков: наносится специальный УФ-лак, а затем с мастер-плёнки на нём формируется голографическое изображение. Для этой технологии нужны дополнительная лакировальная секция и специальный модуль припрессовки.

Почему для создания эффекта мерцания не подходят краски, а нужны именно лаки?

Все интерферентные пигменты — это прозрачная слюда. Если их замешать в краску, то цветные пигменты краски перекроют эту прозрачность, и эффект сойдёт на нет. К тому же для печати через красочную секцию размер частиц пигмента не должен превышать 25 мкм, а это очень мало — перламутровый эффект будет очень слабым. Когда лак с пигментами лежит на поверхности, эффект выражен намного ярче.

 

Пример упаковки шоколада с отделкой на цифровой машине Scodix. Имитация выборочного лакирования, тиснения фольгой двух видов и конгревного тиснения выполнены за один прогон

 

Можно ли получить все эти эффекты при лакировании цифровых отпечатков?

В ассортименте «ОктоПринт Сервис» есть лаки для цифровых отпечатков, однако не все спецэффекты удастся получить с их помощью. Для цифровых типографий идеальным решением будет цифровая лакировальная машина Scodix, способная за один прогон выполнить несколько отделочных операций, в том числе имитацию выборочного УФ-лакирования, фольгирования и конгревного тиснения. В основе технологии — послойное нанесение специального полимера струйным способом.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Лучшее с FESPA 2019: футболочные принтеры и цифровая резка

    Завершение обзора новинок, определяющих тенденции, с главной международной выставки широкоформатной и специальных видов печати.

     

  • Цифровой «конь», приходит на смену аналоговым «лошадкам»

    В московской MDMprint снова рискнули стать первопроходцами. На этот раз типография заменила лакирование на трафаретной машине и традиционное тиснение фольгой с помощью клише современной системой цифровой отделки MGI.

     

  • Световой меч для полиграфиста

    Выбираем лазерную высечку для листовой продукции.

    Данный вид оборудования в этой рубрике мы рассматриваем впервые. И делаем это не столько потому, что он пользуется большим спросом, сколько из-за его потенциальных возможностей. Пока что в России трудно даже найти типографию, которая пользуется лазерным оборудованием для листовой продукции — в основном такая резка применяется на производствах с рулонной печатью и отделкой, например, при изготовлении этикеток.

     

  • Четверть века с GMP и «Вай-Пи»

    9 апреля 2019 г. в московском офисе группы компаний «Русском» состоялась встреча в честь 25-летия сотрудничества с южнокорейской GMP — крупнейшим мировым производителем ламинаторов и плёнок для них.

     

  • Цифровая промышленная революция в печати

    Организаторы выставки Hunkeler Innovationdays 2019 считают, что ключ к цифровой трансформации в полиграфии — в автоматизации. И с ними не поспоришь…

     

  • Тузы в рукаве...

    Оказалось, что генеральный менеджер департамента профессиональной печати Konica Minolta Business Solutions Europe Чарльз Лиссенбург сам любит задавать вопросы, поэтому задуманное во время Hunkeler Innovationdays 2019 интервью с ним превратилось в диалог. Он состоялся 25 февраля 2019 г.

     


comments powered by Disqus