2018.06.09, Автор: Юрий Захаржевский689 прочтений

Цифровая трансформация по-немецки

Теги: Publish Форум Цифровая печать Цифровая упаковка Эксклюзив

Цифровая трансформация по-немецки15 мая в Москве состоялся технический симпозиум «Современные тренды и инновации в печати и постпечатных технологиях: Индустрия 4.0». Немецкие производители полиграфического оборудования рассказали представителям типографий о своих инновационных решениях. В первую очередь — в секторах премиум-упаковки и отделки этикеток.

Симпозиум был проведён компанией PrintPromotion в партнёрстве с «Мессе Дюссельдорф Москва». PrintPromotion — некоммерческая компания в структуре Союза немецких машиностроителей, которая продвигает инновационные решения и ноу-хау для печатных процессов от немецких производителей полиграфического оборудования и материалов. В России она организовала первое мероприятие в 2006 г. Генеральный директор PrintPromotion Маркус Хееринг напомнил, что изменения в полиграфии происходили всегда. Наша промышленность должна отвечать на вызовы, и решающую роль в этом играют инновации. Полиграфисты должны гибко реагировать на постоянное снижение тиражей, поэтому наша отрасль в последние годы изменялась в направлении цифровой трансформации. Под этим термином следует понимать не только цифровую печать: переход на цифровые техпроцессы происходит на всех этапах работы типографий.

Ведущий симпозиума Михаэль Мандель («Мессе Дюссельдорф Москва», он на фото слева) неспроста с немецкой педантичностью выстроил всех участников мероприятия с табличками, на которых написаны их имена и компании: полиграфисты ещё при регистрации указывали, с кем именно желают пообщаться. После представления гости могли встретиться с любым из выступавших в специально выделенном для этого помещении

Что мы имеем

Президент МАП Борис Кузьмин считает, что проблемы мировой и российской полиграфии однотипны: в периоды спада наша отрасль рушится быстрее, чем рынок в целом.

Сейчас российское правительство рассматривает меры для стимулирования роста экономики. Существует адресная поддержка некоторых отраслей и предприятий, но полиграфическое производство не входит в число приоритетных. В ВВП страны полиграфия занимает менее 1%, поэтому на нас и не обращают внимания. Начав разговор о статистике, Кузьмин посетовал, что объёмы производства в российской полиграфии приходится оценивать в условиях недостатка данных. По приблизительным оценкам годовой оборот нашей отрасли в РФ составляет 8–9 млрд долл.

Разумеется, наибольшая концентрация полиграфических предприятий наблюдается в Центральном округе. По выпуску продукции производственно-технического назначения (упаковка, этикетка) лидирует Московская область. Кузьмин отметил, что за 20 лет в стране создана упаковочная индустрия, которая развивается вслед за пищевой, фармакологической и другими отраслями.

Производство газет, напротив, снижается, и прогнозы — пессимистичные. Но ведь про печать книг говорили то же самое, однако в последнее время их выпуск даже растёт. Лидируют Тверская, Ульяновская и Саратовская области. В Москве печатаются в основном короткие тиражи книг, часто — в цифровых типографиях.

В 2017 г. наблюдались позитивные тенденции: в частности, возросли масштабы модернизации типографий. Инвестиции сейчас производятся в основном в ЦПМ промышленного типа.

Среди тенденций можно также отметить развитие цифровых малых и микротипографий: растёт «бутиковая» полиграфия, направленная на работу с конечным клиентом.

Кузьмин отметил: «К сожалению, отечественная полиграфия сегодня полностью импортозависима. Поэтому чрезвычайно важно получение информации из первых рук, то есть от производителей».

Цифровая трансформация

Сергей Слободчиков («Гейдельберг-СНГ») отметил, что автоматизация производства становится всё важнее, поскольку тиражи снижаются. Чтобы сохранить рентабельность производства в таких условиях, необходимо снижать себестоимость отпечатка и повышать управляемость всего процесса.

Разумеется, по этому поводу было упомянуто о ЦПМ Heidelberg Primefire 106. В первую очередь они предназначены для производства упаковки, хотя печатают на них и рекламную продукцию, и календари.

С. Слободчиков: «Heidelberg становится более цифровой компанией, она продаёт как офсетное, так и цифровое печатное оборудование»

Но, как было сказано выше, дело не только в способе печати: даже в случае использования традиционных технологий все процессы будут выполняться автономно. Теперь машину надо будет не запускать, а останавливать — по этой концепции, которую в Heidelberg назвали Push to Stop, работает уже более 400 машин.

Цифровая трансформация — это целый комплекс, который включает как управление оборудованием и предприятием, так и обучение, консалтинг.

Ахим Куррек (генеральный директор H.C.MOOG) и Татьяна Климова (технический директор «ОктоПринт Сервис») представили оригинальные листовые машины для глубокой печати, которые пригодятся при производстве элитной упаковки. Куррек обратил внимание присутствующих на тот факт, что доля глубокой печати по упаковке меняется от страны к стране: чем выше требовательность к качеству, тем выше доля упаковки, напечатанной этим способом.

Машины H.C.MOOG могут работать с материалами плотностью 75–600 г/м2, то есть от тонкой бумаги до толстого картона, а также синтетическими. Каждая секция оснащена системой сушки.

Технология глубокой печати позволяет наносить толстые слои краски или лака, что можно использовать для создания разнообразных эффектов. На этих машинах можно наносить рельефные, ароматизированные и металлизированные лаки, магнитные и токопроводящие краски. Металлизированные краски на этой машине позволяют получить результат, сравнимый с тиснением фольгой и далеко превосходящий другие способы печати металлизированными красками.

А. Куррек тридцать лет работает в H.C.MOOG, основанной его дедом, а руководит ею одиннадцать лет

Технология глубокой печати и точная приводка обеспечивают высокую производительность, быструю приладку и низкие потери.

Кроме печати, на этих машинах можно делать блинтовое тиснение, причём для этого не обязательно использовать дорогостоящие цилиндры: можно закрепить на гладком цилиндре специальную полимерную пластину с нужным рельефом.

Татьяна Климова отметила, что листовые машины, работающие по принципу глубокой печати — достаточно экзотический продукт, но зато работающий. У H.C.MOOG есть только один конкурент — в Китае.

Жан-Филипп Фурнье рассказал о УФ-технологиях одного из ведущих производителей в этом секторе — IST METZ. Эта компания производит все УФ-сушки, применяемые в полиграфии: на традиционных лампах и предназначенные для работы с высокореактивными УФ-красками со специальными лампами, а также светодиодные.

Фурнье обратил внимание собравшихся, что энергопотребление ИК-сушек гораздо больше, чем даже у обычной УФ-сушки. Энергопотребление LE- и LED-систем приблизительно одинаково, но надо учитывать, что УФ-лампа работает, даже если закрыта, а вот светодиоды выключаются даже при кратковременных остановках, что экономит электричество. К тому же линейку светодиодов можно отключать частично — это позволит экономить в том случае, когда запечатывать надо только часть листа. Для экономических расчётов важна и стоимость краски. УФ-краски, особенно высокореактивные, пока заметно дороже традиционных, но объём их расхода несколько меньше, поскольку они не впитываются в материал. Разумеется, печатать высокореактивными красками выгодно при низкой плотности растра — в этом случае доля краски в стоимости тиража не столь заметна. Но по мере того как УФ-краски дешевеют, рентабельными становятся всё более плотные сюжеты. А говоря о перспективности УФ-печати, Фурнье отметил: «Специальные виды печати обеспечивают полиграфистам доход выше среднего».

Елена Лисиченко (ГК «Дубль В») и Рольф Шмидтке (Leonhard Kurz) рассказали, что в последние 5–6 лет Kurz активно занимается цифровыми технологиями. В том числе предлагает два типа машин DM-liner для «цифрового» тиснения фольгой — один работает по запечатанным тонером отпечаткам, другой включает встроенную секцию нанесения УФ-лака, играющего роль клея для фольги. Таким образом можно делать как короткие тиражи полиграфических изделий, так и прототипы для длинных тиражей. К сожалению, в России таких машин пока нет.

Разумеется, Kurz продолжает развивать и традиционные технологии. Например, на drupa 2012 был представлен модуль Distorun для нанесения холодной фольги на рулонных машинах. На этом модуле решена проблема приводки холодной фольги. В России один такой модуль уже работает. Шмидтке отметил: «Уже более 10 лет в Kurz работает группа дизайнеров, которая следит за всеми мировыми тенденциями». Это позволяет компании создавать очень стильные образцы. C Kurz близко сотрудничает, как рассказал Мартин Хемпель, компания Кама, известная своим послепечатным оборудованием.

Кама больше не делает машин формата В1, сосредоточившись на устройствах второго формата. Клиентов они привлекают не только качеством и надёжностью, но и универсальностью: на одной машине можно выполнять несколько операций — высечку, биговку, тиснение. Конечно, не все их можно выполнять в один прогон, но само наличие компактного и универсального устройства расширяет возможности типографий, особенно небольших. Небольшие типографии часто работают с отпечатками, сделанными на ЦПМ. И тут Кама предлагает помощь: её устройства с помощью оптических меток и датчиков преодолевают трудности, связанные с несовершенным совмещением на некоторых ЦПМ.

Так как тиражи, в том числе цифровые, становятся всё короче, актуально и время приладки на устройствах Кама: всего 5–10 минут.

Глеб Самойлов и Роланд Хенн рассказали о развитии Мüller Мartini. Несмотря на определённые трудности, компания продолжает исследовательские работы. Сейчас она уделяет больше внимания сервисной поддержке, в том числе КБС Heidelberg.

Разумеется, было упомянуто об интеграции в линейку оборудования Мüller Мartini устройств КБС и для изготовления твёрдого переплёта от Kolbus, которые будут выпускаться под прежней маркой. Конечно, линейки этого оборудования будут подкорректированы: убраны повторяющиеся модели. Но удалось сохранить всех сотрудников Kolbus, работавших в этих секторах. У Мüller Мartini есть завод и в Китае. В целом компания выпускает около 80 моделей оборудования.

Р. Хенн (слева): «Требования, получаемые от клиентов, полиграфисты передают нам. Мы рады вопросам из бывшего СССР. Требования ваших заказчиков часто сложнее, специфичнее»

Мüller Мartini, как и другие производители, стремится к автоматизации оборудования. Для этого создана АСУ Connex.info 4.0. Это большой шаг к идеалу — бесконтактному рабочему процессу, происходящему без ручного вмешательства. Работающая по этому принципу книжная линия Мüller Martini Diamant МС Digital Book of One поколения drupa 2016 с этого марта работает в Москве — в типографии netPrint.

Послепечать 4.0 — это производство, работающее с использованием возможностей, которые дают информационные сети. Это позволяет не только максимально автоматизировать каждую техническую операцию и повысить вариативность выпускаемой продукции, но и повысить эффективность предприятия в целом.

Что касается Kolbus, то Менеджер ГК «ЗИКО» Денис Яничев отметил, что в последние годы компания сосредоточилась на производстве оборудования для упаковки класса люкс. Компания предлагает для этого линейку машин, которые могут в полностью автоматическом режиме делать сложные коробки и футляры — например, с магнитными замками.

Ф. Смирнов: «Полиграфисты идут в привлекательные ниши»

Фёдор Смирнов, рассказывая об истории Кoenig & Bauer, разумеется, упомянул, что именно основатель этой компании создал первую печатную машину. Но Кoenig & Bauer теперь — уже не только офсетные машины, благодаря которым она стала известна у нас. Устройства этой компании позволяют печатать на стеклянных поверхностях и полых предметах, по жести, на коробках. Также она выпускает струйные системы маркировки.

Для своих печатных машин Кoenig & Bauer выпускает широкий спектр УФ-сушек VariDry UV.

Для удобства клиентов создана Rapida LiveApp — диспетчерская система сервисного обслуживания.

Не так давно Кoenig & Bauer стала развивать и направление послепечати — приобрела компанию Iberica, которая занимается устройствами для плоской высечки.

После докладов гости предприятия смогли тесно пообщаться с представителями поставщиков. На мероприятии присутствовало почти 100 гостей из различных полиграфических предприятий. 17 мая аналогичная встреча состоялась в Санкт-Петербурге.

Такие мероприятия, как PrintPromotion, полезны в первую очередь тем, что позволяют лучше понять тенденции отрасли, а также дают возможность пообщаться с разными производителями. С другой стороны, сами производители могут лишний раз почувствовать, «чем дышат» российские заказчики.

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Выставки торопят «цифровизацию»

    Экспозиции Printech и RosUpack в этом году оказались гораздо более насыщены цифровыми решениями, чем российские типографии. Пока это определяется большей выставочной активностью поставщиков подобных решений, но в перспективе приведёт к цифровой трансформации всей отрасли.

     

  • Лучшее с FESPA 2019: футболочные принтеры и цифровая резка

    Завершение обзора новинок, определяющих тенденции, с главной международной выставки широкоформатной и специальных видов печати.

     

  • За культуру разработки!

    Publish — один из моих любимых журналов, в котором много внимания уделяется «цифре» в разных ипостасях. В журнале и на организованных редакцией конференциях много рассказывается о цифровых технологиях для упаковки, в том числе и гибких, рассматриваются аспекты цепочки «производитель товара — покупатель», куда включаются и производители упаковки, логистика, места продажи…

    Но в темах, которые относятся к цифровому производству упаковки, чего-то не хватает… Представители бизнеса рассказывают, как они работают или осваивают новые технологии, прорабатывают схемы современной логистики производства упаковки, предлагают технологические линии. Всё, чтобы быть уникальными, гибко реагируя на требования заказчиков. В итоге — много разговоров о печати и оборудовании: цифровом печатном и послепечатном, о цифровых планшетных режущих плоттерах для изготовления прототипов и даже тиражей. Реже говорится о допечатном ПО и программных инструментах настройки и управления оборудованием, облегчающих жизнь операторам оборудования.

     

  • Ricoh Pro 8300S

    Заключение: высокопроизводительная монохромная ЦПМ пригодится как коммерческим, так и корпоративным типографиям. Улучшения направлены на упрощение обслуживания и повышение времени безотказной работы. Высокое качество печати позволяет отлично воспроизводить как текстовые, так и графические работы и даже фотографии.

     

  • Бестселлеры для полиграфистов

    Представители производителей и поставщиков — о самых продаваемых полиграфических решениях.

     

  • Влияет ли на ваше решение о покупке популярность (объём продаж) оборудования или материала на рынке?

    Иван Гудим, директор объединённого репроцентра «Выражайтесь печатно», PRINTDESIGN, «Форма 24» (Москва):

    При выборе устройств СТР мы в первую очередь обращаем внимание на технологию экспонирования — предпочитаем термальную, как наиболее стабильную, обеспечивающую высокое качество пластин. При этом лазер нужен стабильный и мощный, с возможностью регулировать процесс.

     


comments powered by Disqus