2014.12.051055 прочтений

Трансформация: 20 лет спустя

Теги: От редактора Широкоформатная печать Эксклюзив


Примерно за пару десятков лет активного развития широкоформатной струйной печати мы стали свидетелями её проникновения в новые области применения. История творилась буквально на наших глазах! Помнится, году эдак в 95-м наблюдал на «Полиграфинтере» настольный Espon Stylus Color с сумасшедшим по тем временам разрешением печати 720 dpi. Ещё не «испорченный» впечатлениями от скорости и качества печати настоящей полиграфической техники — офсетной — я поражался яркости цветов и простоте получения отпечатков из маленького аппаратика прямо на столе. Умудрённые годами полиграфисты только ухмылялись, проходя мимо, и, вероятно, думали про себя: «Этим игрушкам никогда не стать настоящими промышленными аппаратами». Печатали тогда настольные «струйники» медленно, дорого, а на обычной бумаге — ещё и с совершенно неприемлемым качеством.

В том же 95-м HP, ещё с 70-х годов занимавшаяся выпуском перьевых плоттеров, закончила разработку первого широкоформатного струйного принтера DesignJet. Так эти аппараты начали завоёвывать мир, начиная с конструкторских и архитектурных бюро. Всего за несколько лет большие струйники полностью вытеснили перьевые и не успевшие особенно распространиться электростатические плоттеры и теперь делят эти рынки только с высокопроизводительными электрографическими аппаратами. Но там же в HP уже пообещали, что продлится это недолго — на пороге технология HP PageWide, способная соперничать по скорости с самыми быстрыми тонерными инженерными системами. Сейчас HP продолжает доминировать на рынке струйных широкоформатных инженерных принтеров, фактически конкурируя только с Epson и Canon.

Чуть раньше, в 1989 г., на рынке появился первый широкоформатный струйный фотопринтер от Iris Graphics — модель 3047. Долгое время это направление не особенно развивалось, пока за него всерьёз на взялась всё та же большая тройка — HP, Epson и Canon. Эти компании начали выпускать принтеры со всё большим количеством цветов — 6, 8, 10 и даже 12. Капли стали меньше, механика — точнее, цветовой охват — шире. Качество печати стало удовлетворять самых взыскательных фотографов, для которых многие десятки лет до этого момента существовал только один эталон — традиционный «мокрый» процесс. А начавшийся с конца 90-х постепенный переход на более стойкие пигментные чернила ещё больше добавил очков «струйникам» в глазах профессионалов — теперь их шедевры могли храниться десятки лет. Во многих фотостудиях сейчас хороший широкоформатный фотопринтер — единственный инструмент, на котором печатают снимки любых форматов.

Интересно, что в том же 1995 г. ещё одна японская компания Roland DG представила миру первый плоттер/каттер для винила — PNC-5000, а ещё через год вывела на рынок струйную щирокоформатную версию принтера/каттера Cammjet CJ-60. Появление подобных инструментов вызвало огромный энтузиазм на рекламном рынке. Сольвентные и экосольвентные чернила, под которые начали также выпускать свои модели Mimaki и Mutoh, существенно расширили ассортимент доступных материалов — а именно этого и ждали рекламщики.

Начало 90-х — это ещё и время, когда появились первые сверхширокоформатные принтеры. У истоков стояли Matan Digital Printing, VUTEk и SignTech, а начиналось всё с моделей, где капли из сопел выбрасывались потоком воздуха и наносились на материалы с разрешением в десятки точек на дюйм. Зато удавалось за один прогон получать «картинки» шириной в несколько метров. Современные модели в «гранд»-формате способны создавать точки, едва различимые человеческим глазом со скоростями в сотни «квадратов» в час. И теперь именно струйные машины доминируют на рынке наружной рекламы, оставляя на долю трафаретной и крупноформатной офсетной печати лишь единицы процентов от огромного рыночного пирога…

Почему я вспомнил об этих примерах? Во-первых, чтобы напомнить — ничто не вечно. Любая перспективная технология, которая в процессе своего развития демонстрирует явные преимущества над давно устоявшимися стандартами, рано или поздно сама превратится в новый стандарт. Во-вторых, возможности новых технологий требуют постоянного переосмысления привычных методов и способов работы. И это именно то, о чём маркетологи производителей цифровой печатной техники регулярно твердят на презентациях, говоря о цифровой трансформации…

 

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Большой выставочный
     

    Так получилось, что на май пришёлся пик интересных полиграфистам международных выставок этого года. Выставку Interpack посетило 170 500 человек, проходящую раз в четыре года China Print 2017 — около 180 тыс. (столько было в 2013 г. с примерно такой же площадью экспозиции; данных о посетителях этого года пока не опубликовано), FESPA 2017 — 20 456. На каждой из этих выставок были гости из России, но их количество организаторами обычно не объявляется, поскольку посетителей из нашей страны никогда не бывает особенно много. Скорее всего речь идёт о нескольких сотнях человек в Дюссельдорфе и Пекине и нескольких десятках — в Гамбурге. Мы видим свою задачу в том, чтобы рассказать читателям, не сумевшим выбраться за границу, о наиболее интересных и важных показанных новинках, а также обозначить некоторые тенденции.

     

  • Горячий формат
     

    Широкоформатная цифровая печать набирает вес. В контексте нашей отрасли — это в первую очередь оборудование, позволяющее печатать интерьерное оформление и разнообразную «наружку», а также изготавливать множество другой продукции — от сувениров и футболок до автографики и огромных баннеров, порой украшающих целые небоскрёбы или стадионы.

    Нет ничего удивительного, что выставка FESPA, когда-то организованная для демонстрации возможностей специальных (читай — нишевых) видов печати, сейчас испытывает небывалый подъём. Широкоформатная струйная печать всего за два десятка лет поставила всю отрасль с ног на голову — теперь она является доминирующей технологией, а трафаретная, тампонная, крупноформатная офсетная и прочая экзотика скромно переместились в категорию нишевых.

     

  • Фотокниги: «блочные» тонкости
     

    В статье, посвящённой теме номера, Сергей Кувшинов призывает изготовителей фотокниг обращать больше внимания на форму. Иначе полиграфисты так же, как постепенно отступают на газетном, журнальном и книжном «фронтах», проиграют электронным носителям и на этом рынке. Стремясь максимально удешевить изготовление, мы нивелируем ценность конечного печатного продукта. Кому приятно брать в руки некрасивую вещь? И уж тем более у людей не будет желания платить за неё… Кувшинов в своей статье рассуждает о новых возможностях «достучаться» до покупателей фотокниг. Мы же любим покопаться в особенностях технологий, поэтому обратим внимание читателей на специфику изготовления блоков, также оказывающую непосредственное влияние на впечатления покупателей фотокниг.

     

  • Воспоминания о будущем печати
     

    Будучи на выставке Hunkeler Innovationdays 2017, которая проводится уже полтора десятка лет и неуклонно растёт, я задал двум представителям производителей оборудования вопрос: «А вы замечали, что из России сюда приезжает больше представителей офсетных типографий?» Ответ был однозначным: «Нет». Получается, за парой исключений (в России уже есть целых две коммерческих типографии, оснащённых рулонными струйными ЦПМ для двусторонней печати) больше никто из офсетчиков особенно не думает о внедрении по-настоящему промышленной «цифры»? Наверное, у наших крупных офсетных типографий всё в порядке с заказами, а будущее легко и безоблачно…

     

  • «Цифровой» белый как двигатель прогресса
     

    Вспоминаю разговор, состоявшийся всего пару лет назад на дилерской конференции крупного дистрибьютора офисного печатного оборудования. Опытный и технически грамотный специалист известного производителя принтеров удивил меня вопросом: «А кому вообще нужен белый тонер в принтерах?» Вопрос его с колокольни компании, в первую очередь сфокусированной на рынке офисной техники, был вполне справедлив. Довольно сложно представить себе, кому в повседневной офисной работе действительно может понадобиться возможность печати белым тонером. Белым по белому? Вы в своём уме вообще? Можно сказать, что идея темы номера «Цифровой белый» зародилась именно тогда…

     

  • Год надежд
     

    Продолжающийся уже более двух лет кризис в стране и отрасли, кажется, понемногу отступает. Не то чтобы мы особенно доверяли уверениям правительства, традиционно придерживающегося преувеличенно оптимистичных взглядов на состояние дел в экономике и перспективы её развития в будущем. Есть более объективные признаки. Например, наши коллеги из газеты «Коммерсант» ещё до публикации официальной статистики Книжной палаты обсудили ситуацию на рынке книг с крупнейшими издателями. Все они единодушно говорят о стабилизации в уходящем году выпуска книг по тиражам, а также росте выручки. Оценки масштабов роста разнятся, но общая тенденция внушает осторожный оптимизм. Наибольший прирост выручки обеспечивает учебная литература. Всё говорит о том, что вслед за упаковочной издательская полиграфия уже пережила шок, вызванный резким снижением курса рубля и последовавшим за ним взлётом цен на бумагу и другие расходные материалы, а также на оборудование. Да, не все типографии справились, но остальные постепенно возвращаются к нормальной деятельности, начинают строить планы на будущее. Сыграла свою позитивную роль и прошедшая drupa 2016, традиционно внушающая полиграфистам заряд бодрости, а обогащающая их идеям дальнейшего развития.

     


comments powered by Disqus