101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Фотокниги на гребне роста

  • Юрий Захаржевский
  • 21 мая 2014 г.
  • 6933
18 февраля 2014 г. в Москве компании НР и «НИССА Центрум» провели семинар «Фотокниги. Мир безграничных возможностей», на котором было озвучено много интересной статистики, а также представлены современные решения для выпуска фотокниг — от ЦПМ HP Indigo и послепечатного оборудования до специализированного ПО и запечатываемых материалов.
Представители типографий с интересом изучали продукты, изготовленные с помощью машин НР Indigo на самых разнообразных материалах и с применением новых технологий, в т. ч. выборочного лакирования и тиснения

Рост за счёт фотокниг

Позитивной статистикой порадовал собравшихся полиграфистов Джереми Уилс — представитель английской аналитической компании Future Source, которая уже 25 лет занимается исследованиями мирового рынка. Распространение Интернета и прочих электронных средств коммуникации приводит к падению печати обычных фотографий, в то время как рынок фотокниг и сувенирной фотопродукции успешно развивается.

В 2012 г., по данным FutureSource, в России было продано 700 тыс. фотокниг, а в 2013 г. — уже 960 тыс. В будущем году ожидается увеличение до 1,3 млн, а в 2017 г. — до 2 млн. Число профессиональных фотокниг в 2013 г. выросло почти на 20% — и ожидается, что их доля будет расти и в дальнейшем. Из всего объёма фотокниг профессиональные издания пока составляют всего 6% (из них ¾ — свадебные), но в денежном эквиваленте они составляют 30% от стоимости рынка. Если средняя любительская фотокнига стоит в России 2600 руб., то средняя профессиональная — 10 000 руб. (для сравнения: в Европе профессиональные фотокниги стоят в среднем 4500–7000 руб., хотя встречаются, разумеется, и уникальные издания стоимостью в несколько тысяч евро).

Уилс отметил, что российский рынок отличается от европейского не только объёмом и ценами, но и способами заказа и доставки. Если в Европе большинство клиентов заказывают фотокниги через Интернет и получают их по почте, то в России до сих пор значительная доля покупателей предпочитает иметь дело непосредственно с компанией, в которой книга заказана, — даже если для этого придётся самому отправиться за заказом. У нас клиенты всё ещё не любят платить онлайн и не доверяют почте: заказ может быть испорчен, доставлен с опозданием или вовсе исчезнуть. Конечно, и у нас постепенно происходит переход потребителей к заказам через Интернет, но заказы в точках продаж ещё долго будут сохранять свою важность.

Суммарная рыночная стоимость фотографий, фотокниг и сувениров в России в 2011 г. была 5,4 млрд руб., а в 2013 г. — 5,6 млрд. Хотя общий объём рынка практически не вырос, доля фотокниг увеличилась с 9 до 25% — за счёт сокращения заказов на обычные фотографии

«Цифра» — лучший инструмент

Если в прошлом преобладали фотокниги на серебросодержащей фотобумаге, то в последние годы растёт цифровая фотопечать. В Западной Европе 90% фотокниг для массового потребителя печатается на ЦПМ — в том числе и потому, что аналоговая фотопечать менее выгодна по сравнению с «цифрой». При этом 4/5 из этих 90% печатаются на ЦПМ HP Indigo.

Менеджер НР по работе с партнёрами Александр Гагарин рассказал о причинах, по которым большинство компаний, занимающихся фотопечатью, выбирают именно эти ЦПМ: это стабильность цвета, стойкость краски, производительность, наличие нужного ПО. Немаловажно, что для печатных машин НР Indigo имеются в наличии уже сотни сертифицированных материалов для печати. Технология «жидкого тонера» сохраняет глянец или матовость бумаги, а долговечность красок на оттисках — до 45 лет.

Пользователи HP Indigo могут использовать как обычные триадные, так и дополнительные краски Lc (Light Cyan) и Lm (Light Magenta), которые необходимы при профессиональной фотопечати, в т. ч. для улучшения воспроизведения телесных цветов. Ещё одна возможность для профессионалов — чернила Light Black, позволяющие печатать ч/б фотографии с лучшим качеством, чем при использовании только чёрной краски, но с в 2 раза более высокой скоростью и в 2 раза меньшей ценой по сравнению с печатью CMYK.

Видит брак

HP Indigo 7600 имеет усовершенствованную систему Vision, которая осуществляет автоматическую калибровку, уменьшая объём работы оператора и снижая возможность ошибок. На основе этой системы может работать опция Automatic Alert Agent: в этом случае на выходе сканер сравнивает отпечаток с файлом и при их несоответствии машина останавливается. В результате в брак попадает всего один лист, а не вся книга, а то и целый тираж, что может произойти, если контроль отпечатков будет производиться только визуально.

При необходимости можно использовать и разнообразные «пантоны», а смена краски занимает не так уж много времени — 35–40 мин. Но наиболее востребованы среди спецкрасок белила, позволяющие печатать на цветных и металлизированных материалах — эта возможность выгодно отличает ЦПМ НР от конкурентов. Для HP Indigo 5600 и 7600 опционально доступен программно-аппаратный комплекс White ink option, который поддерживает стабильную плотность белил.

Разумеется, в подавляющем большинстве случаев для фотопечати используют листовые ЦПМ. Но за рубежом применяют и рулонные машины: HP Indigo ws6600p и w7250. Например, норвежская Fovea печатает таким образом школьные фото. К сожалению, у нас этот сектор не так развит, чтобы снабдить работой столь производительное оборудование. Также на рулонной машине можно делать длинные обложки, суперобложки, листы для фотокниг с плоским разворотом и другую продукцию.

Наиболее совершенные машины для фотопечати на сегодняшний день — это модели HP Indigo 5600, 7600, 10000. На них возможна не только печать, но и отделочные операции. Например, при лакировании наносится до 50 слоёв прозрачной краски общей толщиной до 60 мкм. Тариф за клик в этом случае ниже, чем при обычной печати. Разумеется, цифровым способом имеет смысл наносить выборочный, а не сплошной лак, при этом можно персонализировать каждый оттиск. Некоторые производители ПО уже готовят программы, позволяющие быстро делать маски для такого лакирования.

Для рельефного тиснения в машине создаётся форма из 250 слоёв краски, которая потом и оказывает давление на уже запечатанные оттиски. Одной формой можно обработать до 500 листов. Конечно, персонализация оттисков в этом случае становится слишком дорогой и длительной, зато при обработке небольших тиражей типография избавляется от необходимости иметь специальное послепечатное оборудование и делать для него штампы, которые надо заказывать на стороне и затем ждать — обычно несколько дней.

Материалы для «цифры»

Д. Ре не ограничился показом слайдов об устойчивости бумаги e?Photo к влаге. Он на глазах публики смачивал фотоальбом и предлагал лично убедиться, что он не испортился

О материалах для фотопечати рассказал Джузеппе Ре — региональный представитель Felix Schoeller Group. У этой компании большой опыт работы с материалами для фотопечати — как аналоговыми, так и цифровыми. Например, для печати фотокниг применяется бумага Silver digital gloss 200.

В 2008 г. появилась бумага e-Photo для цифровой печати — сейчас существует около двух десятков её разновидностей, в том числе такие ходовые, как e-Photo Lustre 190 D для премиальных фотокниг и e-Photo Lustre 135 D для фотокниг с плоским разворотом (layflat).

Опыт, накопленный в работе с аналоговыми материалами, не пропал даром: умение качественно наносить покрытие с нужными характеристиками помогает компании в создании материалов для «цифры». Полиэтилен, нанесённый на поверхность материала, в зависимости от обработки можно сделать матовым или глянцевым. Благодаря прочной и гибкой структуре материала на красочной плашке не остаётся следов даже после 50 сгибов.

По данным Felix Schoeller падение количества бумаги, расходуемой на фотоизделия в целом, с 2010 г. прекратилось. Продолжает уменьшаться количество фотографий на серебросодержащей бумаге, но одновременно стабильно растёт рынок цифровой фотопечати

Послепечать и ПО

На семинаре выступил партнёр НР по послепечатной технике — представитель Duplo Ласло Кельнер. Он отметил, что наблюдающаяся во всём мире экономическая рецессия сопровождается, тем не менее, ростом цифровой печати. В частности, практически во всех регионах динамично растёт издание фотокниг — как в развитых, так и в развивающихся странах, в то время как офсетная печать в развитых странах понемногу утрачивает позиции.

Duplo может предложить цифровым типографиям брошюровщики, станки для продольной и поперечной резки, перфорации и биговки. Управляет этими машинами обычно тот же оператор, который работает на печатной машине.

Одна из последних моделей DC-646Pro имеет модули для продольной и поперечной перфорации, в т. ч. частичной. Частичная (т. е. не на всю длину или ширину листа) перфорация позволит делать книги и буклеты с отрывными талонами.

Для придания блеска готовой продукции пригодится Duplo Ultra 200A — устройство для УФ-лакировки, на котором можно делать двухстороннее покрытие до 52 см шириной.

Для переплётных работ можно использовать КБС Duplo с PUR-клеем, который обеспечивает надёжное крепление фотобумаг и хорошую раскрываемость, что важно для фотокниг.

Партнёр НР по ПО — американская компания Perfectly Clear. Её продукт производит интеллектуальную коррекцию изображений, что снижает время их обработки — достоинство, весьма существенное при массовой печати фотокниг, когда приходится в короткие сроки обрабатывать множество любительских снимков.

Программа от ColorLogic автоматизирует работу с белилами при печати на прозрачных и цветных материалах.

Чтобы снять головную боль при общении с клиентом, который заказывает продукт онлайн, нужны специальные программы, которые типографии разрабатывают самостоятельно либо приобретают в готовом виде. Например, можно воспользоваться программой английской Taopix. Её директор по продажам в регионе ЕМЕА Дайэнн Морале рассказала, что у компании, начавшей работу в 2007 г., уже более 400 клиентов в более чем 60 странах. Taopix предлагает версии продукта на более чем 20 языкаx, в том числе и на русском. ПО Taopix пригодится при создании самой разнообразной продукции. Шаблоны имеются для фотокниг и альбомов, календарей, открыток, сувениров и аксессуаров, подарочных коробок, обложек и суперобложек.

Программа представляет собой сквозное комплексное решение, в котором решаются множество задач, в т. ч. создание шаблона для печати, безопасная доставка тяжёлых файлов, внесение данных для финишной обработки, автоматическая оплата и т. д. Зайдя под своим паролем, заказчик фотокниги может наблюдать изменяющийся статус задания. Система поддерживает рекламные трюки, в т. ч. скидки. Можно загружать фото из соцсетей, сейчас рассматривается возможность работы с сетью «Вконтакте». Многие функции введены с учётом пожеланий клиентов.

Среди покупателей Taopix есть как производители массовой продукции, так и типографии, работающие с профессионалами и очень требовательные к цвету. В России — уже 6 инсталляций.

В перерывах между выступлениями гости семинара могли встретиться с представителями производителей послепечатной техники (слева — Л.?Кельнер) и бумаги для фотопечати Felix Schoeller

Лидеры делятся опытом

Интерес собравшихся на семинар вызвало выступление представителя netPrint, которая, по информации Future Source, занимает почти половину российского рынка фотокниг — 48% в 2013 г. За последние 12 месяцев было изготовлено около 400 тыс. фотокниг, не считая календарей. Соответственно, и парк печатных машин в типографии внушительный: 4 машины HP Indigo 5000 и 5500. В видеопрезентации компании исполнительный директор Илья Новичков объяснил, что преимущества, которые побудили приобрести столько машин, — скорость и возможность печати на обычной бумаге. Аналоговая фотобумага быстро растёт в цене, которая к тому же колеблется в зависимости от курсов на бирже.

Лично присутствовавший на семинаре IT-директор компании Константин Горелов рассказал, что фотокниги составляют примерно половину всей выпускаемой продукции — 45,6%. Но значительную долю ещё составляет печать обычных фотографий (28,8%), фотокалендарей (13,3%), фотосувениров (8,9%). Остальное приходится на интерьерную печать.

Западные аналитики советуют фокусироваться на одном сегменте рынка, но в netPrint, занимающей исключительное положение на нашем рынке, считают иначе: чем больше видов продукции — тем больше оборот. Другое отличие от развитых рынков — в компании до сих пор растёт количество фотокниг на серебросодержащей бумаге, поскольку наш рынок отстаёт от европейского как минимум на пару лет. Горелов рассказал, насколько значительную роль играет IT-отдел в секторе фотокниг (в компании из 150 человек персонала в IT-отделе работает около 20).

Прежде всего, подготовка данных должна быть быстрой: если в Европе вполне нормально, когда клиент ожидает неделю, то в России клиент желает получить завтра заказанное сегодня. И чтобы удовлетворить его ожидания, важна не только мощность серверов, но и абсолютная надёжность всего производства. В netPrint для этого сделано практически всё: 50 отказоустойчивых серверов с зеркалированием данных, два подвода Интернета разными путями (будет и третий) и даже резервные генераторы на случай перебоев с электричеством (случалось и такое).

Собственная система управления производством осуществляет автоматизированную сортировку заказов по 400 пунктам выдачи. Для массовых фотокниг используется функция улучшения фото: как известно, среднее качество снимка с телефона просто ужасное. Разумеется, её можно отключить, поскольку некоторые сюжеты она воспринимает неправильно, особенно у профессиональных фотографов.

Брак и неполученные заказы, по словам Горелова, составляют менее 0,5% от общего объёма продукции. Из тех, кто не забирает заказ, 90% просто забыли про него — для напоминания работает call-центр. Отказов от готового продукта очень мало, в том числе и потому, что в компании существует правило, о котором предупреждают клиентов: книги, которые клиент не забрал, поступают в шоу-рум. Очевидно, немногим клиентам хочется попасть туда.

Рост числа заказов происходит как за счёт новых покупателей, так и за счёт старых: если человек один раз напечатал хотя бы простые фотографии, потом он может заказать и фотокнигу, и сувенирную продукцию. В базе компании — уже 2 млн покупателей.

В netPrint считают, что ситуацию на фоторынке можно было бы изменить к лучшему, если бы участники рынка тратились на рекламу: сарафанное радио между клиентами в России не очень работает.

Выступил на семинаре и представитель другой ведущей компании по производству фотокниг — французской Mon Album Photo. Она возникла в 2004 г. и была тогда одним из первых игроков на этом рынке. В то время во Франции увеличилось количество цифровых камер и стал доступен широкополосный Интернет. Главный исполнительный директор Пьер-Антуан Батай рассказал, что компания поначалу не имела собственного производства, а делала упор на маркетинг и разработку программных решений. Продажи с самого начала велись онлайн, поэтому пришлось внедрять решения для низкоскоростного соединения и оплаты банковскими переводами. ПО у компании собственное, разработанное в Индии. Сейчас компания переходит на его онлайн-версии.

Найти клиентов в 2004 г. было просто, поэтому до 2009 г. компания быстро росла: например, в 2007 г. доход вырос, по сравнению с 2006, на 88%. Но в 2009 г. пришлось столкнуться с проблемами по качеству продукции, выросла её себестоимость, случались задержки тиражей. Для преодоления трудностей было решено организовать собственное производство.

До этого печать производили у подрядчиков на ЦПМ Xeikon и Xerox, при этом приходилось сталкиваться с проблемами по печати. А конкуренты уже тогда использовали HP Indigo — и в Mon Album Photo решили последовать их примеру. Сегодня в компании работают четыре машины серии HP Indigo 7000 разных моделей, купленные в 2010, 2011, 2012 и 2013 гг.

С приобретением своей печатной техники снова начался рост: в 2011 г. доход вырос, по сравнению с 2010 г., на 135%. Сейчас в компании 65 сотрудников, за прошлый год они изготовили 1 млн единиц продукции, из которых фотокниги составляют 65% (85% оборота). Другие виды продукции — календари, открытки, постеры, печать на холсте.

Производство работает круглые сутки 6 дней в неделю. Пик заказов приходится на декабрь: в этом месяце компания получает 20% годовой выручки. В этот момент очень важна бесперебойная работа всех звеньев: «Подарок на Рождество должен вовремя дойти до адресата, иначе мы покойники», — эмоционально выразил ситуацию Батай. Пиковый сезон в декабре неизбежен, поэтому Батай хочет в будущем иметь несколько линий производства — для каждого продукта отдельно.

В прошлом году было освоено УФ-лакирование и изготовление фотокниг с плоским разворотом (layflat). Сейчас они составляют 1–3% продукции, в планах — довести до 8%. В перспективе рассматривается приобретение HP Indigo 10000 — как для повышения производительности, так и для освоения новых продуктов: плакатов В2, фотоальбомов формата А4 с плоским разворотом. На вопрос одного из гостей семинара, делаются ли книги со страницами, проклеенными картоном, был дан отрицательный ответ: во Франции клиенты такого не требуют.

Не все возможности печатной техники НР используются в полной мере: в Mon Album Photo применяют только CMYK-печать. Аплодисменты аудитории вызвали слова Пьера, объясняющие причину, почему компания не работает с фотографами: «Капризные, не наш сегмент». Видимо, проблема общения с профессиональными клиентами знакома многим. Основная аудитория французской компании — женщины 30–45 лет, с 1–2 детьми, у которых уже есть время заниматься семейными фотографиями. Ориентация на семейные ценности себя оправдывает: Mon Album Photo занимает 20% на рынке Франции.

По-прежнему компания уделяет значительное внимание маркетингу, который теперь стал дороже: на рекламу тратится до 100 000 евро в месяц и более (стоимость привлечения нового клиента — 25 евро). Например, в 2010 г. с помощью телевизионной рекламы всё ещё приходилось объяснять, что такое фотокнига. Но если в первые годы в рекламе компании упор делался на простоту получения фотокниги, то теперь, когда появились конкуренты, надо объяснять, в чём заключаются преимущества именно Mon Album Photo. Одно из главных преимуществ — отсутствие задержек выполнения заказов, поэтому клиент не ищет другого исполнителя: компания может похвалиться 45% повторных клиентов. Хотя период между заказами может быть и год, и два. При повторном заказе даётся скидка 25%. Интересно, что при объёме фотокниги свыше 96 страниц её цена уже не растёт.

Перспектива есть

Доклады поставщиков и ведущих типографий, общение между коллегами — мероприятия такого формата полезны и интересны как для освоивших производство фототоваров, так и для тех, кто только собирается ступить на эту стезю. Участники убедились в том, что рынок фотокниг динамичен и перспективен. Этот сектор растёт быстрее других, а его развитие в России существенно отстаёт от Западной Европы. А значит — велик потенциал развития.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Оптимистичные картинки с выставки

6–9 июня в Москве состоялась очередная совместная выставка Printech и RosUpack. И она порадовала: наконец-то полиграфистам было на что посмотреть. Это особенно чувствуется после нескольких лет, когда на выставки многие ходили пообщаться с коллегами.

Больше, чем выставка

Выставки Rosupack/Printech 2023 сильно прибавили по сравнению с прошлым годом: судя по официальному каталогу, участников будет более 700. И это не может не радовать. Рассказать обо всех экспонентах невозможно в рамках журнала, но мы выбрали некоторых из них, заслуживающих особого внимания.

Видимое и скрытое

Кого защищает этикетка и почему не стоит расстраиваться, если специальные защитные материалы не заложены в бюджете.

Эффективно и эффектно: как защитить упаковку и этикетку от подделки с помощью технологий тиснения

До 70% решений о покупке происходит непосредственно у полки с продуктами. На потребителя главным образом влияют такие факторы, как внешний вид упаковки продукта и его цена.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12