101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Фотокниги на гребне роста

  • Юрий Захаржевский
  • 21 мая 2014 г.
  • 5116
Представители типографий с интересом изучали продукты, изготовленные с помощью машин НР Indigo на самых разнообразных материалах и с применением новых технологий, в т. ч. выборочного лакирования и тиснения

Рост за счёт фотокниг

Позитивной статистикой порадовал собравшихся полиграфистов Джереми Уилс — представитель английской аналитической компании Future Source, которая уже 25 лет занимается исследованиями мирового рынка. Распространение Интернета и прочих электронных средств коммуникации приводит к падению печати обычных фотографий, в то время как рынок фотокниг и сувенирной фотопродукции успешно развивается.

В 2012 г., по данным FutureSource, в России было продано 700 тыс. фотокниг, а в 2013 г. — уже 960 тыс. В будущем году ожидается увеличение до 1,3 млн, а в 2017 г. — до 2 млн. Число профессиональных фотокниг в 2013 г. выросло почти на 20% — и ожидается, что их доля будет расти и в дальнейшем. Из всего объёма фотокниг профессиональные издания пока составляют всего 6% (из них ¾ — свадебные), но в денежном эквиваленте они составляют 30% от стоимости рынка. Если средняя любительская фотокнига стоит в России 2600 руб., то средняя профессиональная — 10 000 руб. (для сравнения: в Европе профессиональные фотокниги стоят в среднем 4500–7000 руб., хотя встречаются, разумеется, и уникальные издания стоимостью в несколько тысяч евро).

Уилс отметил, что российский рынок отличается от европейского не только объёмом и ценами, но и способами заказа и доставки. Если в Европе большинство клиентов заказывают фотокниги через Интернет и получают их по почте, то в России до сих пор значительная доля покупателей предпочитает иметь дело непосредственно с компанией, в которой книга заказана, — даже если для этого придётся самому отправиться за заказом. У нас клиенты всё ещё не любят платить онлайн и не доверяют почте: заказ может быть испорчен, доставлен с опозданием или вовсе исчезнуть. Конечно, и у нас постепенно происходит переход потребителей к заказам через Интернет, но заказы в точках продаж ещё долго будут сохранять свою важность.

Суммарная рыночная стоимость фотографий, фотокниг и сувениров в России в 2011 г. была 5,4 млрд руб., а в 2013 г. — 5,6 млрд. Хотя общий объём рынка практически не вырос, доля фотокниг увеличилась с 9 до 25% — за счёт сокращения заказов на обычные фотографии

«Цифра» — лучший инструмент

Если в прошлом преобладали фотокниги на серебросодержащей фотобумаге, то в последние годы растёт цифровая фотопечать. В Западной Европе 90% фотокниг для массового потребителя печатается на ЦПМ — в том числе и потому, что аналоговая фотопечать менее выгодна по сравнению с «цифрой». При этом 4/5 из этих 90% печатаются на ЦПМ HP Indigo.

Менеджер НР по работе с партнёрами Александр Гагарин рассказал о причинах, по которым большинство компаний, занимающихся фотопечатью, выбирают именно эти ЦПМ: это стабильность цвета, стойкость краски, производительность, наличие нужного ПО. Немаловажно, что для печатных машин НР Indigo имеются в наличии уже сотни сертифицированных материалов для печати. Технология «жидкого тонера» сохраняет глянец или матовость бумаги, а долговечность красок на оттисках — до 45 лет.

Пользователи HP Indigo могут использовать как обычные триадные, так и дополнительные краски Lc (Light Cyan) и Lm (Light Magenta), которые необходимы при профессиональной фотопечати, в т. ч. для улучшения воспроизведения телесных цветов. Ещё одна возможность для профессионалов — чернила Light Black, позволяющие печатать ч/б фотографии с лучшим качеством, чем при использовании только чёрной краски, но с в 2 раза более высокой скоростью и в 2 раза меньшей ценой по сравнению с печатью CMYK.

Видит брак

HP Indigo 7600 имеет усовершенствованную систему Vision, которая осуществляет автоматическую калибровку, уменьшая объём работы оператора и снижая возможность ошибок. На основе этой системы может работать опция Automatic Alert Agent: в этом случае на выходе сканер сравнивает отпечаток с файлом и при их несоответствии машина останавливается. В результате в брак попадает всего один лист, а не вся книга, а то и целый тираж, что может произойти, если контроль отпечатков будет производиться только визуально.

При необходимости можно использовать и разнообразные «пантоны», а смена краски занимает не так уж много времени — 35–40 мин. Но наиболее востребованы среди спецкрасок белила, позволяющие печатать на цветных и металлизированных материалах — эта возможность выгодно отличает ЦПМ НР от конкурентов. Для HP Indigo 5600 и 7600 опционально доступен программно-аппаратный комплекс White ink option, который поддерживает стабильную плотность белил.

Разумеется, в подавляющем большинстве случаев для фотопечати используют листовые ЦПМ. Но за рубежом применяют и рулонные машины: HP Indigo ws6600p и w7250. Например, норвежская Fovea печатает таким образом школьные фото. К сожалению, у нас этот сектор не так развит, чтобы снабдить работой столь производительное оборудование. Также на рулонной машине можно делать длинные обложки, суперобложки, листы для фотокниг с плоским разворотом и другую продукцию.

Наиболее совершенные машины для фотопечати на сегодняшний день — это модели HP Indigo 5600, 7600, 10000. На них возможна не только печать, но и отделочные операции. Например, при лакировании наносится до 50 слоёв прозрачной краски общей толщиной до 60 мкм. Тариф за клик в этом случае ниже, чем при обычной печати. Разумеется, цифровым способом имеет смысл наносить выборочный, а не сплошной лак, при этом можно персонализировать каждый оттиск. Некоторые производители ПО уже готовят программы, позволяющие быстро делать маски для такого лакирования.

Для рельефного тиснения в машине создаётся форма из 250 слоёв краски, которая потом и оказывает давление на уже запечатанные оттиски. Одной формой можно обработать до 500 листов. Конечно, персонализация оттисков в этом случае становится слишком дорогой и длительной, зато при обработке небольших тиражей типография избавляется от необходимости иметь специальное послепечатное оборудование и делать для него штампы, которые надо заказывать на стороне и затем ждать — обычно несколько дней.

Материалы для «цифры»

Д. Ре не ограничился показом слайдов об устойчивости бумаги e?Photo к влаге. Он на глазах публики смачивал фотоальбом и предлагал лично убедиться, что он не испортился

О материалах для фотопечати рассказал Джузеппе Ре — региональный представитель Felix Schoeller Group. У этой компании большой опыт работы с материалами для фотопечати — как аналоговыми, так и цифровыми. Например, для печати фотокниг применяется бумага Silver digital gloss 200.

В 2008 г. появилась бумага e-Photo для цифровой печати — сейчас существует около двух десятков её разновидностей, в том числе такие ходовые, как e-Photo Lustre 190 D для премиальных фотокниг и e-Photo Lustre 135 D для фотокниг с плоским разворотом (layflat).

Опыт, накопленный в работе с аналоговыми материалами, не пропал даром: умение качественно наносить покрытие с нужными характеристиками помогает компании в создании материалов для «цифры». Полиэтилен, нанесённый на поверхность материала, в зависимости от обработки можно сделать матовым или глянцевым. Благодаря прочной и гибкой структуре материала на красочной плашке не остаётся следов даже после 50 сгибов.

По данным Felix Schoeller падение количества бумаги, расходуемой на фотоизделия в целом, с 2010 г. прекратилось. Продолжает уменьшаться количество фотографий на серебросодержащей бумаге, но одновременно стабильно растёт рынок цифровой фотопечати

Послепечать и ПО

На семинаре выступил партнёр НР по послепечатной технике — представитель Duplo Ласло Кельнер. Он отметил, что наблюдающаяся во всём мире экономическая рецессия сопровождается, тем не менее, ростом цифровой печати. В частности, практически во всех регионах динамично растёт издание фотокниг — как в развитых, так и в развивающихся странах, в то время как офсетная печать в развитых странах понемногу утрачивает позиции.

Duplo может предложить цифровым типографиям брошюровщики, станки для продольной и поперечной резки, перфорации и биговки. Управляет этими машинами обычно тот же оператор, который работает на печатной машине.

Одна из последних моделей DC-646Pro имеет модули для продольной и поперечной перфорации, в т. ч. частичной. Частичная (т. е. не на всю длину или ширину листа) перфорация позволит делать книги и буклеты с отрывными талонами.

Для придания блеска готовой продукции пригодится Duplo Ultra 200A — устройство для УФ-лакировки, на котором можно делать двухстороннее покрытие до 52 см шириной.

Для переплётных работ можно использовать КБС Duplo с PUR-клеем, который обеспечивает надёжное крепление фотобумаг и хорошую раскрываемость, что важно для фотокниг.

Партнёр НР по ПО — американская компания Perfectly Clear. Её продукт производит интеллектуальную коррекцию изображений, что снижает время их обработки — достоинство, весьма существенное при массовой печати фотокниг, когда приходится в короткие сроки обрабатывать множество любительских снимков.

Программа от ColorLogic автоматизирует работу с белилами при печати на прозрачных и цветных материалах.

Чтобы снять головную боль при общении с клиентом, который заказывает продукт онлайн, нужны специальные программы, которые типографии разрабатывают самостоятельно либо приобретают в готовом виде. Например, можно воспользоваться программой английской Taopix. Её директор по продажам в регионе ЕМЕА Дайэнн Морале рассказала, что у компании, начавшей работу в 2007 г., уже более 400 клиентов в более чем 60 странах. Taopix предлагает версии продукта на более чем 20 языкаx, в том числе и на русском. ПО Taopix пригодится при создании самой разнообразной продукции. Шаблоны имеются для фотокниг и альбомов, календарей, открыток, сувениров и аксессуаров, подарочных коробок, обложек и суперобложек.

Программа представляет собой сквозное комплексное решение, в котором решаются множество задач, в т. ч. создание шаблона для печати, безопасная доставка тяжёлых файлов, внесение данных для финишной обработки, автоматическая оплата и т. д. Зайдя под своим паролем, заказчик фотокниги может наблюдать изменяющийся статус задания. Система поддерживает рекламные трюки, в т. ч. скидки. Можно загружать фото из соцсетей, сейчас рассматривается возможность работы с сетью «Вконтакте». Многие функции введены с учётом пожеланий клиентов.

Среди покупателей Taopix есть как производители массовой продукции, так и типографии, работающие с профессионалами и очень требовательные к цвету. В России — уже 6 инсталляций.

В перерывах между выступлениями гости семинара могли встретиться с представителями производителей послепечатной техники (слева — Л.?Кельнер) и бумаги для фотопечати Felix Schoeller

Лидеры делятся опытом

Интерес собравшихся на семинар вызвало выступление представителя netPrint, которая, по информации Future Source, занимает почти половину российского рынка фотокниг — 48% в 2013 г. За последние 12 месяцев было изготовлено около 400 тыс. фотокниг, не считая календарей. Соответственно, и парк печатных машин в типографии внушительный: 4 машины HP Indigo 5000 и 5500. В видеопрезентации компании исполнительный директор Илья Новичков объяснил, что преимущества, которые побудили приобрести столько машин, — скорость и возможность печати на обычной бумаге. Аналоговая фотобумага быстро растёт в цене, которая к тому же колеблется в зависимости от курсов на бирже.

Лично присутствовавший на семинаре IT-директор компании Константин Горелов рассказал, что фотокниги составляют примерно половину всей выпускаемой продукции — 45,6%. Но значительную долю ещё составляет печать обычных фотографий (28,8%), фотокалендарей (13,3%), фотосувениров (8,9%). Остальное приходится на интерьерную печать.

Западные аналитики советуют фокусироваться на одном сегменте рынка, но в netPrint, занимающей исключительное положение на нашем рынке, считают иначе: чем больше видов продукции — тем больше оборот. Другое отличие от развитых рынков — в компании до сих пор растёт количество фотокниг на серебросодержащей бумаге, поскольку наш рынок отстаёт от европейского как минимум на пару лет. Горелов рассказал, насколько значительную роль играет IT-отдел в секторе фотокниг (в компании из 150 человек персонала в IT-отделе работает около 20).

Прежде всего, подготовка данных должна быть быстрой: если в Европе вполне нормально, когда клиент ожидает неделю, то в России клиент желает получить завтра заказанное сегодня. И чтобы удовлетворить его ожидания, важна не только мощность серверов, но и абсолютная надёжность всего производства. В netPrint для этого сделано практически всё: 50 отказоустойчивых серверов с зеркалированием данных, два подвода Интернета разными путями (будет и третий) и даже резервные генераторы на случай перебоев с электричеством (случалось и такое).

Собственная система управления производством осуществляет автоматизированную сортировку заказов по 400 пунктам выдачи. Для массовых фотокниг используется функция улучшения фото: как известно, среднее качество снимка с телефона просто ужасное. Разумеется, её можно отключить, поскольку некоторые сюжеты она воспринимает неправильно, особенно у профессиональных фотографов.

Брак и неполученные заказы, по словам Горелова, составляют менее 0,5% от общего объёма продукции. Из тех, кто не забирает заказ, 90% просто забыли про него — для напоминания работает call-центр. Отказов от готового продукта очень мало, в том числе и потому, что в компании существует правило, о котором предупреждают клиентов: книги, которые клиент не забрал, поступают в шоу-рум. Очевидно, немногим клиентам хочется попасть туда.

Рост числа заказов происходит как за счёт новых покупателей, так и за счёт старых: если человек один раз напечатал хотя бы простые фотографии, потом он может заказать и фотокнигу, и сувенирную продукцию. В базе компании — уже 2 млн покупателей.

В netPrint считают, что ситуацию на фоторынке можно было бы изменить к лучшему, если бы участники рынка тратились на рекламу: сарафанное радио между клиентами в России не очень работает.

Выступил на семинаре и представитель другой ведущей компании по производству фотокниг — французской Mon Album Photo. Она возникла в 2004 г. и была тогда одним из первых игроков на этом рынке. В то время во Франции увеличилось количество цифровых камер и стал доступен широкополосный Интернет. Главный исполнительный директор Пьер-Антуан Батай рассказал, что компания поначалу не имела собственного производства, а делала упор на маркетинг и разработку программных решений. Продажи с самого начала велись онлайн, поэтому пришлось внедрять решения для низкоскоростного соединения и оплаты банковскими переводами. ПО у компании собственное, разработанное в Индии. Сейчас компания переходит на его онлайн-версии.

Найти клиентов в 2004 г. было просто, поэтому до 2009 г. компания быстро росла: например, в 2007 г. доход вырос, по сравнению с 2006, на 88%. Но в 2009 г. пришлось столкнуться с проблемами по качеству продукции, выросла её себестоимость, случались задержки тиражей. Для преодоления трудностей было решено организовать собственное производство.

До этого печать производили у подрядчиков на ЦПМ Xeikon и Xerox, при этом приходилось сталкиваться с проблемами по печати. А конкуренты уже тогда использовали HP Indigo — и в Mon Album Photo решили последовать их примеру. Сегодня в компании работают четыре машины серии HP Indigo 7000 разных моделей, купленные в 2010, 2011, 2012 и 2013 гг.

С приобретением своей печатной техники снова начался рост: в 2011 г. доход вырос, по сравнению с 2010 г., на 135%. Сейчас в компании 65 сотрудников, за прошлый год они изготовили 1 млн единиц продукции, из которых фотокниги составляют 65% (85% оборота). Другие виды продукции — календари, открытки, постеры, печать на холсте.

Производство работает круглые сутки 6 дней в неделю. Пик заказов приходится на декабрь: в этом месяце компания получает 20% годовой выручки. В этот момент очень важна бесперебойная работа всех звеньев: «Подарок на Рождество должен вовремя дойти до адресата, иначе мы покойники», — эмоционально выразил ситуацию Батай. Пиковый сезон в декабре неизбежен, поэтому Батай хочет в будущем иметь несколько линий производства — для каждого продукта отдельно.

В прошлом году было освоено УФ-лакирование и изготовление фотокниг с плоским разворотом (layflat). Сейчас они составляют 1–3% продукции, в планах — довести до 8%. В перспективе рассматривается приобретение HP Indigo 10000 — как для повышения производительности, так и для освоения новых продуктов: плакатов В2, фотоальбомов формата А4 с плоским разворотом. На вопрос одного из гостей семинара, делаются ли книги со страницами, проклеенными картоном, был дан отрицательный ответ: во Франции клиенты такого не требуют.

Не все возможности печатной техники НР используются в полной мере: в Mon Album Photo применяют только CMYK-печать. Аплодисменты аудитории вызвали слова Пьера, объясняющие причину, почему компания не работает с фотографами: «Капризные, не наш сегмент». Видимо, проблема общения с профессиональными клиентами знакома многим. Основная аудитория французской компании — женщины 30–45 лет, с 1–2 детьми, у которых уже есть время заниматься семейными фотографиями. Ориентация на семейные ценности себя оправдывает: Mon Album Photo занимает 20% на рынке Франции.

По-прежнему компания уделяет значительное внимание маркетингу, который теперь стал дороже: на рекламу тратится до 100 000 евро в месяц и более (стоимость привлечения нового клиента — 25 евро). Например, в 2010 г. с помощью телевизионной рекламы всё ещё приходилось объяснять, что такое фотокнига. Но если в первые годы в рекламе компании упор делался на простоту получения фотокниги, то теперь, когда появились конкуренты, надо объяснять, в чём заключаются преимущества именно Mon Album Photo. Одно из главных преимуществ — отсутствие задержек выполнения заказов, поэтому клиент не ищет другого исполнителя: компания может похвалиться 45% повторных клиентов. Хотя период между заказами может быть и год, и два. При повторном заказе даётся скидка 25%. Интересно, что при объёме фотокниги свыше 96 страниц её цена уже не растёт.

Перспектива есть

Доклады поставщиков и ведущих типографий, общение между коллегами — мероприятия такого формата полезны и интересны как для освоивших производство фототоваров, так и для тех, кто только собирается ступить на эту стезю. Участники убедились в том, что рынок фотокниг динамичен и перспективен. Этот сектор растёт быстрее других, а его развитие в России существенно отстаёт от Западной Европы. А значит — велик потенциал развития.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 68