101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровая этикеточная эволюция

  • Игорь Терентьев
  • 16 октября 2013 г.
  • 5952
Переход на цифровые технологии в секторе этикеточной печати происходит весьма активно, но его темпы явно не оправдывают ожидания производителей струйных ЦПМ — количество не переходит в качество. Спокойны могут быть только в HP — для них всё идёт по плану.

Год назад в Publish вышла объёмная статья «Прогресс в цифровой этикетке». Производителей, желающих поучаствовать в разделе этикеточного пирога, в мире оказалось настолько много, что даже для краткого описания решений и ситуации на российском рынке понадобилось 12 журнальных полос, поэтому статья была опубликована в двух частях в № 9 и 10, 2012 (http://www.publish.ru/articles/201209_20012872; http://www.publish.ru/articles/201210_20012901). На этот раз мы постараемся сосредоточится лишь на изменениях, не утомляя читателя повторами.

Рынок оборудования для цифровой печати этикетки продолжает расти. По данным последнего исследования InfoTrends («Прогнозы рынка оборудования для цифровой печати этикетки и упаковки на 2012–2017 гг.»; http://www.capv.com/public/Content/Press/2013/09.05.13.html) в 2012 г. мировые производители упаковки и этикетки потратили на цифровое печатное оборудование 201 млн долл. В ближайшие пять лет средние темпы роста продаж таких машин составят 17,7% в год. Таким цифрам, да ещё в перспективе на пять лет вперёд, большинство других секторов полиграфического оборудования могут только позавидовать. Среди самых популярных решений — узкорулонные электрографические и струйные машины для печати этикеток и, но в гораздо меньшей степени, для производства картонной тары и гибкой упаковки.

Ключевым фактором, определяющим прогнозы роста сегмента, стало появление на рынке в текущем году новейшего поколения ЦПМ для печати этикетки и упаковки, обладающих существенно большей, чем у предшественников, производительностью. «Благодаря новинкам от HP Indigo, Fuji, Konica Minolta, Screen, Xeikon и других производителей, цифровая цветная печать скоро станет вполне обычным способом производства картонной тары и даже гибкой упаковки», — сообщает один из руководителей InfoTrends Боб Лихей. Он отметил, что новое поколение машин формата B2 имеет большую ширину рулона, чем используемые сейчас ЦПМ. Среди новинок есть модели, специально предназначенные для печати упаковки, а не только этикетки.

По мнению Лихея, в поведении производителей товаров сегодня наблюдается три основных тенденции, определяющих рост рынка специализированных ЦПМ. Одна из тенденций — активный переход к целевому маркетингу, другая — стремление к «бережливому» производству с минимизацией издержек. Третья — повышение требования к экологичности продукции — тоже крайне важна. И она также создает преимущества для цифровой печати — прежде всего потому, что при использовании этой технологии объём отходов резко сокращается. «Вместе взятые, три эти тенденции заставляют производителей заказывать упаковку и этикетку более часто и меньшими тиражами, — объясняет Лихэй. — Для типографий сегмента это означает постоянное повышение доли заказов, для которых использовать специализированное цифровое оборудование оказывается более эффективным, нежели обычные печатные машины». Продажи промышленных упаковочных ЦПМ действительно только начинаются, поэтому всё внимание пока этикеточному сектору.

Цифровая этикеточная эволюция

Перемены

Новинки в рассматриваемом секторе удобнее всего «фиксировать» по экспозиции главной выставки «этикеточников» — LabelExpo-2013, в этом году стартовавшей 24 сентября в Брюсселе. Ни один из серьёзных игроков не может себе позволить её пропустить. Мы сосредоточимся на обновлениях в печатающих механизмах и тонерах (чернилах), не касаясь ПО и автономных финишных решений.

Электрофотографические ЦПМ | HP продолжает лидировать в этом секторе — если на конец 2011 г. компания сообщала о 1300 инсталляциях при оценке своей доли на рынке в 80%, то по состоянию на сентябрь 2013 г. это число выросло до 1400. Из них моделей серии WS4000 — более 200, а WS6000 — примерно 500.

На LabelExpo на стенде HP показали рулонную HP Indigo 20000, ориентированную на печать гибкой упаковки и этикетки, и листовую HP Indigo 30000 для печати по картону. Обе машины по-прежнему ещё не поставляются серийно — начало продаж запланировано на 2014 г. Однако первая инсталляция 20000-й состоится сразу после LabeExpo в типографии Wibth (Швейцария). Очевидно, именно на доведение этих моделей до серийных образцов сейчас брошены все силы. Также на стенде представили текущих лидеров продаж в этикеточный сектор — HP Indigo WS4600 и WS6600.

Главный сюрприз для этикеточников от HP — серебряный металлик для HP Indigo WS6600

Свой главный сюрприз для владельцев машин серии HP Indigo WS6000 компания приберегла до LabelExpo — первые серебряные металлизированные краски HP Indigo ElectroInk Silver. Однако их ещё придётся подождать — коммерческие продажи запланированы на начало 2014 г.

В HP также говорят о положительных откликах о пакете расширения для серии HP Indigo WS6000, бета-тестирование которого началось в августе. Он содержит ряд функций, повышающих производительность ЦПМ, включая ПО HP SmartStream Labels and Packaging Workflow Suite 4.0 от Esko.

Все модели этикеточных ЦПМ HP Indigo были в нашей таблице и в прошлом году.

Нет изменений и в модельном ряде Xeikon. Среди новостей от компании, только что сменившей владельцев, — информация об успешном тестировании нового тонера Xeikon ICE для термочувствительных материалов, в первую очередь на PE-плёнках. Он закрепляется при температуре фьюзера на 10–15 °C ниже, чем тонер QA-I. Заявлены высокие качество печати без праймера, стойкость к выцветанию, а также уровень непрозрачности для кроющего белого состава.

Струйные УФ | Самый активный сектор, в котором всегда больше всего игроков и новостей. Увы, несмотря на изобилие решений, количеством инсталляций, сравнимым с лидерами — HP Indigo и Xeikon, никто из производителей этикеточных ЦПМ пока похвастаться не может. Видимо, именно этим объясняется тот факт, что большинство производителей просто не раскрывают цифры продаж. Самые яркие технологические тенденции — переход на отверждение светодиодными источниками (LED), расширяющими спектр запечатываемых материалов за счёт термочувствительных, а также стремление к выпуску комплексных решений с встроенными цифровыми послепечатными модулями. Возможно, появление на этом рынке серьёзных японских производителей — Epson и Screen — наконец, изменит ситуацию в пользу струйной УФ-технологии?

EFI, вероятно, остаётся самым успешным производителем струйных этикеточных ЦПМ — в 2012 г. компания заявляла о 130 инсталляциях, новых данных пока нет. В текущем году сняты с производства машины Jetrion 4000, 4550 и 4830. До последнего времени в ряду оставались 4 модификации модели 4900: 4900M, 4900M-330, 4900ML. Модель 4900ML и её новая модификация 4900ML-330, показанная на выставке, оснащены встроенным модулем лазерной высечки и белыми чернилами в стандартной конфигурации. Самая производительная — 4900M-330 за счёт увеличенной до 330 мм ширины печати выдаёт 8 м 2/ч.

Jetrion-4900
Конструкция линейки EFI Jetrion 4900 предусматривает расширения за счёт финишных модулей

Впрочем, в EFI приберегли сюрприз к выставке — EFI Jetrion 4950LX LED. ЦПМ обладает более высокими разрешением (720×720 dpi) и производительностью (48 м/мин при ширине до 330 мм), а для закрепления чернил используются долговечные светодиодные источники (гарантированно до 10 000 ч). Переход на LED расширяет спектр продукции на гибкую упаковку и термоусадочные этикетки за счёт возможности работы с материалами, чувствительными к нагреву. К середине следующего года обещана версия машины с белыми чернилами — заказы на неё уже принимаются. Технический директор EFI Jetrion Стив Биллоу даже заявил: «Наш белый цвет обладает наибольшей непрозрачностью среди всех однопроходных систем».

Для модели 4900 представили новые послепечатные модули в линию: для лакирования/ламинирования, а также высокоэнергетическую лазерную высечку. Она доступна в двух конфигурациях — с одним (500 Вт) или двумя (1000 Вт) лазерами. На выставке их показывали на примере модели Jetrion 4900ML-330.

Tau330LFS
Durst Tau LFS 330 — этикеточная ЦПМ в линию с лазерной высечкой (справа)

Durst показала 7-красочную Tau 330 с новым модулем лазерной высечки, а также УФ-чернилами SunJet LM низкой миграции для пищевой и фармацевтической этикетки. Заявлено, что за последний год установлено 15 таких машин. Компания сняла с производства модель Tau 150, теперь в ассортименте — две модификации Tau 330: стандартная с шириной рулона до 330 мм и Tau 330/200 с уменьшенной до 200 мм шириной. Ранее на Labelexpo America (США) Durst впервые представила серебряные металлизированные УФ-чернила. Здесь компания опередила HP Indigo. По информации Publish, разработчик этих чернил — Eckart, поэтому можно ожидать, что ими будут оснащаться и этикеточные ЦПМ других производителей.

Domino представила машину N610i (обновлённая версия N600i) — на этот раз с белыми чернилами, отличающимися высокой непрозрачностью. С ними скорость печати машины снижается c 75 до 50 м/мин. Помимо белых чернил пользователь может заказать также два дополнительных цвета.

SurePress L?6034VW
Представив SurePress L?6034VW — свою первую ЦПМ с УФ-отверждением — Epson в очередной раз вышла в новый сектор рынка. И с весьма весомыми аргументами

Epson использовала выставку для дебюта в УФ-секторе. Наследник проекта SurePress X — SurePress L-6034VW — построен на собственной аппаратной базе — включая головки нового поколения, изготовленные по технологии PrecisionCore. Естественно, используются и собственные чернила, оптимизированные для отверждения светодиодными источниками. Система Nozzle State Analysis автоматически отслеживает и восстанавливает засорившиеся сопла.

В шести линейках, отвечающих за нанесения чернил определённого цвета (белый может наноситься первым или последним — это даёт дополнительную гибкость), установлено по 11 печатающих головок. Предусмотрено нанесение глянцевого или матового лака. Ёмкости для чернил — 3 литра. Модификация L-6034V не имеет белого. Разрешение печати — 600 dpi, скорость — до 15 м/мин, макс. ширина печати — 330 мм, рулона — 340 мм. Конструкция отличается наличием центрального барабана, обеспечивающего более точную подачу и удержание материала. Продажи обеих модификаций начнутся летом 2014 г. Стоит напомнить, что в распоряжении Epson также есть этикеточная ЦПМ на водных чернилах — 7-красочная SurePress L-4033AW — фактически, единственная промышленная модель в подобном исполнении. Это повышает шансы компании на успех.

FFEI Graphium
FFEI Graphium больше похожа на ребрендинг выпускавшейся ранее модели Caslon (разрабатывалась совместно с Nilpeter) с новыми чернилами

Британская FFEI ещё на Print в Чикаго показала новую модель — Graphium. Машина стоимостью до 500 000 фунтов в Великобритании может иметь до 6 модулей цифровой печати и, опционально, интегрированные в линию станции флексопечати (2 до цифровых модулей и 4 — после) и финишных. Макс. ширина печати — 330 мм (5 головок) или 410 мм (6 головок). Цветовая конфигурация — CMYK, опции — белый и дополнительный. Скорость печати — до 50 м/мин. Печатающие головки Xaar 1001, специальные УФ-чернила Uvijet Graphium UV разработаны Fujifilm. С этой компании у FFEI достигнуто соглашение о продаже Graphium в США, Канаде и Мексике, а также в отдельных странах Европы.

Focus объявила о возможности выбора и замены новых печатающих головок Konica Minolta для машин dFlex — они обеспечивают скорость печати до 70 м/мин при печати CMYK с разрешением 360×720 dpi. Представлены также новые пурпурные чернила, расширяющие цветовой охват.

Miyakoshi MJP13LX
Как всегда, без особой помпы японская Miyakoshi представила совершенно новую MJP13LX?2000 — рулонную ЦПМ на водных пигментных чернилах с разрешением печати 1200 dpi, шириной рулона до 343 мм и скоростью 50 м/мин. Стандартные 4 цвета могут быть расширены до 8. Встроенная ротационная высечка, опция — лазерная высечка. Когда-нибудь в эту компанию наймут хотя бы одного специалиста по PR?

Японская Iwatsu также представила свою машину, которая теперь может поставляться и в пятикрасочном варианте: CMYK + белый кроющий. В остальном машина не претерпела изменений и может работать на скорости до 50 м/мин при разрешении 600×600 dpi.

Cостоялся европейский дебют струйной рулонной УФ-машины Screen Truepress Jet L350UV — машину показали на стенде Screen и её европейского реселлера Dantex. ЦПМ печатает на рулонном материале шириной до 322 мм со скоростью до 50 м/мин. Разрешение печати — 600× 1200 dpi. Мин. объём капли — 3 пл. Цветовая конфигурация — CMYK, белые чернила — опция. Реализована система автоочистки печатающих головок. В линию можно установить модули для ламинирования, высечки, тиснения фольгой, лакирования и других финишных операций.

Компактные настольные системы | Здесь значимых новостей нет — большинство разработчиков таких систем зависимы от производителей печатающих механизмов: струйного Memjet и электрографического OKI. В ближайшее время можно ожидать обновления электрографических аппаратов — у OKI летом появились пятикрасочные принтеры с белым тонером. А со стороны Memjet пока затишье — обновлений печатающего механизма не было уже давно.

Этикеточные ЦПМ в России

Существенных изменений ситуации в России с сентября 2012 г. не произошло. По информации «НИССА Центрум», эксклюзивного дистрибьютора HP Indigo в России, до конца 2013 г. количество инсталляций этикеточных ЦПМ HP Indigo (серия WS) достигнет 27. Компания продолжает укреплять своё лидирующее положение в секторе.

Извечный конкурент HP Indigo на международном рынке — Xeikon — в России особыми успехами похвастаться не может. Летом состоялась вторая инсталляция этикеточной ЦПМ Xeikon 3030 в типографии Glloss Label (http://www.publish.ru/news/201308_20086534).

Совсем нет изменений в секторе струйных УФ-машин — в России эксплуатируются всё те же две ЦПМ EFI Jetrion.

Установившая три «лёгких» ЦПМ на базе печатающих механизмов Memjet (стоимость таких аппаратов составляет от 11 000 евро) ГК «Терра Принт» прекратила дальнейшее сотрудничество с их производителем OWN-X. Объяснение простое — компании больше не существует. Вероятно, так и есть, поскольку последние обновления информации на сайте OWN-X датированы июлем 2012 г. Несмотря на заявленное участие компании в LabelExpo-2013, в списке экспонентов её также нет.

Впрочем, вместо выбывшего игрока в дело уже вступил другой: весной на выставке «Фотофорум» на стенде Lomond показывалась мини-типография — всё та же этикеточная ЦПМ Lomond Desktop Press на базе механизма Memjet со стандартными для подобных решений характеристиками. По информации Lomond в России уже установлено несколько таких машин, однако точное количество нам сообщать отказались, сославшись на коммерческую тайну.

И совсем ничего не слышно о поставках в нашу страну «лёгких» электрографических рулонных ЦПМ на базе механизмов OKI. Время пока не пришло?

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Цифровизация этикетки: от печати — к отделке

Представляем совместное интервью с президентом Konica Minolta Business Solutions Russia Александром Суворовым и исполнительным директором группы компаний «Оптифлекс» Владиславом Ковалёвым

Цифровые упаковочные инновации как опора в эпоху пандемии

На ежегодной конференции Publish, посвящённой цифровой упаковке и этикетке, обсуждались мировые и российские тенденции, были названы самые перспективные ниши, представлены передовые решения и опыт практиков.

Цифровое мышление в упаковке и этикетке

Аналитические исследования и опыт типографий, перешедших на цифровые технологии изготовления упаковки и этикетки, говорят о том, что перспективы на этом рынке очень велики. А производители готовы предоставить типографиям лучшие инструменты — ЦПМ и расходные материалы для них.

Спецэффекты без Голливуда

Краткая энциклопедия цифровых спецэффектов для листовых типографий — от печати с расширенным цветовым охватом и дополнительными цветами до рельефного лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22