101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Газетный рынок в эпоху перемен

  • 26 сентября 2013 г.
  • 4578
Отвечая на наши вопросы, генеральный директор холдинга «Внешмальтиграф» Дмитрий Ремизов отметил, что время огромных газетных типографий, оснащённых рулонными машинами двойной ширины, ушло. А ещё он объяснил, почему это привело к упрочению лидирующих позиций его компании на российском рынке.
Дмитрий Ремизов
Дмитрий Ремизов

Какие изменения происходят на рынке рулонного офсета и, конкретнее, в секторе газетных машин одинарной ширины с момента кризиса 2008 г. и как ваша компания к ним адаптируется?

Давайте смотреть шире. Ведь сформулировав нишу «машины одинарной ширины», Вы по сути охватили весь современный российский полиграфический рынок. Я слабо представляю кого-то, кто сейчас будет покупать машину двойной ширины. Даже если теоретически смоделировать такого покупателя, то он будет один. Всё остальное — это то, чем занимаемся мы: оборудование одинарной ширины одинарного диаметра. Между описанным Вами сектором и рынком газетного оборудования в России можно поставить знак равенства.

Дело в том, что всё остальное — это решения для миллионных тиражей. Они были хороши и востребованы при Советском Союзе и даже лет десять назад. А сейчас больших тиражей кроме Москвы нигде больше нет, столица же такими машинами уже «упакована».

Все остальные заказы — это небольшие тиражи, большие номенклатура и полосность. И для них однозначно нужны машины одинарной ширины. Возможно, кому-то потребуются машины двойного диаметра, но и это маловероятно.

Ситуация на этом рынке в последние годы всем ясна — он стагнирует. Возможно, есть падение. Газетная машина работает от 10 до 30 лет — в зависимости от загрузки и условий эксплуатации. И с момента кризиса 2008 г., в принципе, ни одна из газетных типографий могла не обновляться. Обновления были, но даже при их полном отсутствии общество бы этого не заметило, потому что существующие машины можно чинить и латать, продолжая работать с ними лет десять или больше.

Да, с 2008 г. инвестиции в этот сегмент сильно сократились, но наша компания пострадала не сильно. Мы существенно увеличили свою долю рынка — до 70–80%. Совсем не продаются машины двойной ширины и двойного диаметра — и теперь это наш рынок, и наши клиенты.

Это всё касается новых машин. Если же говорить о всём рынке, то составная его часть (уверен — меньшая) — это бывшие в эксплуатации машины. На этом рынке появилась интересная особенность — увеличилось количество проектов с б/у машинами (лично слышал о 3 таких проектах), которые не удаётся запустить. Т. е. люди покупают машины, пытаются их установить и запустить, но не могут на них работать.

Глубина стратегического планирования в отрасли сейчас понизилась до года-двух. А что будет через 3 или 5 лет, уже никто не знает…

В такой ситуации некоторые руководители предпочитают инвестировать в оборудование б/у, притом максимально недорогое. Однако рынок подержанных газетных машин не безграничен. Насколько мне известно, в США все адекватные варианты б/у машин уже выбраны. В СНГ тоже предложений очень мало. Несколько месяцев назад у нас был заказчик, который очень хотел купить б/у машину CityLine Express в приличном состоянии. Но мы не смогли ничего предложить. С 2008 г. около четырёх CityLine Express сменили хозяев, и мне не известно о новых предложениях. То, что можно купить сейчас, находится в ужасном состоянии. В итоге участились случаи, когда закупаются такие б/у машины, которые вовсе не работают.

Многие типографии, которые раньше замахнулись бы на новую, серьёзную машину, выбирают дооснащение и модернизацию. Нужно как-то расшириться, а выбирают минимальные варианты дооснащения.

Рынок сейчас сложный, но мне это даже нравится. Нам не интересно работать на рынке, где конкурировать можно только по банальным техническим параметрам. Где наша компания выступала бы как обычный продавец оборудования. В такой работе не нужны инновации, опыт. Получил деньги, довёз машину, растаможил, передал покупателю — всё. Даже монтаж и гарантийный ремонт нередко делают специалисты производителя. Неинтересно. Так раньше работали…

К счастью, сейчас не так. Половина из наших текущих проектов — сложные: хитрые дооснащения, когда надо куда-то на уже существующем производстве вставить башню или зарядку. Например, в Ульяновске мы составили единый комплекс из трёх частей. Часть машины уже была там, часть (тоже наша машина) — в другой типографии в Кирове, а третья была заказана новая на Manugraph. Все три части собирались в той же типографии в Ульяновске, но в другом помещении. Изначально все машины были линейного построения в одной плоскости, а собирали мы газетный агрегат балконного построения. Автосклейки расположены на нулевом уровне, а печатные башни — на первом.

Это сложнейший проект — собрать из трёх частей с разным уровнем автоматизации одну газетную машину. Мы его реализовали, потому что у нас — сильнейший сервис, 14 человек. Есть электронщики — можем программировать PLC, корректировать программы, закупили для этого специальное ПО и ноутбуки. Есть богатейший опыт по монтажам, которых каждый год мы делаем по два десятка. Востребован и инженерный опыт — для проектирования агрегата. И при создании таких сложных газетных агрегатов в итоге оказывается очень значительна доля сервисной услуги. Задачи сложные, но мы их можем решать. И я не знаю, кто из конкурентов способен на подобное.

Ещё один пример. В Казани мы дооснастили GOSS Universal двумя печатными башнями Hiline и Hiline Express и фальцаппаратом 222. Причём внутрь чужой машины была добавлена автоприводка. Два фальцаппарата GOSS были дооснащены суперструктурой, позволяющей выровнять натяжение, принять полотна с башен Hiline и Hiline Express и ещё поменять очерёдность полотен. А для успешной интеграции нам и нашим коллегам из Manugraph пришлось сделать несколько визитов в типографию, чтобы снять параметры чужой машины — от чертежей до электроники. Других проектов подобной сложности на рынке я просто не знаю.

Благодаря таким возможностям, мы уже провели несколько дооснащений чужих машин. Это наша сильная сторона, которая является одной из важных причин увеличения нашей доли на рынке. Это то, за счёт чего мы можем продолжать действовать и без чего поставщику невозможно состояться на нашем рынке.

Конечно, есть и совершенно новые проекты. Но они, кстати, тоже становятся сложнее. Например, сейчас реализуем проект, в котором задействована башня HiLine Express с развитым красочным аппаратом и б/у УФ-сушкой для печати по мелованной бумаге. Остальные секции агрегата — CityLine Express, потому что газета должна быть объёмной, но лишь несколько полос нужно печатать на мелованной бумаге. И почти все современные проекты такие…

Можете оценить объем российского рынка по оборудованию для газетной печати в 2012 г. и свою долю на нём? Ваш прогноз на 2013 г.

В 2012 г. в газетное рулонное оборудование было инвестировано от 20 до 30 млн долл. Точные цифры существенно зависят от того, засчитывать ли в 2012 г. крупный проект в Воронеже с машиной Uniset стоимостью несколько миллионов. Газетные проекты — очень длительные, поэтому их сложно учитывать как проекты одного конкретного года при подобных подсчётах. Что брать за точку отсчёта — момент заключения контракта, или момент поставки, или подписание акта? Ведь от первого события до последнего, как правило, проходит больше года. Оборот рынка по итогам 2013 г. будет меньше, чем в 2012, — я пока не вижу больших проектов.

Каковы основные технологические тенденции на рынке газетного оборудования? Чем интересуются типографии?

Сначала расскажу историю нашей типографии «ВМГ-Принт» — она показательна. Когда мы начинали работать в Москве, у нас была машина StarLine практически без автоматизации. При этом типография была успешной как бизнес. Но тогда было другое состояние рынка. Были заказы, был недостаток печатных мощностей. В 2006 г. мы установили CityLine, но совершенно «голую», без автоматизации. И в Москве нам с этой машиной было трудно. Мы зарабатывали, но очень тяжело, поскольку конкурирующие печатные мощности в столице («Экстра-М», «Прайм-Принт») имеют очень высокий уровень автоматизации — автосклейки, автоприводки и т. п. Плюс к этому — мощные цеха экспедиции, стоимостью по полтора десятка миллионов долларов. И мы не могли конкурировать с такими «монстрами» из-за слишком больших отходов — мы существовали, а не жили. А в 2008 г. мы поставили полностью автоматизированную машину HiLine из 4 башен. И мы уже смогли спокойно работать на рынке газетной печати. При этом я знаю две типографии в столичном регионе, оснащённые не автоматизированными машинам примерно в то же время, которые с рынка фактически ушли.

Мораль: войдя с аналогичным по уровню автоматизации оборудованием тому, что есть на рынке, мы смогли вести нормальный бизнес. И это отвечает текущим тенденциям по спросу. Сейчас, покупая газетные машины, очень внимательно выбирают опции по автоматизации. Потому что конкуренция есть почти во всех регионах и победу в ней можно одержать за счёт более высокой эффективности, снижая отходы. Те же автосклейки при условии небольших тиражей могут обеспечивать экономию порядка 7% по бумаге, составляющей около 70% в себестоимости газеты. А при рентабельности, скажем, 10% разница получается гигантская. Совсем другой бизнес. На эту тему люди сейчас стали больше задумываться. Кстати, по нашему опыту, хороший эффект также даёт внедрение автоматических систем пробивки и загибки пластин — за счёт сокращения брака форм.

Хотя нельзя сказать, что интерес к автоматизации — это глобальная тенденция. Это характерно для крупных городов, а в небольших городах в некоторых регионах может вообще существовать монополия на газетном рынке. Если город удалён от соседнего километров на 300, то это не совсем монополия, но очень на неё похоже. Не каждую газету повезут на такое расстояние. И даже покупая у нас новую машину и располагая финансированием, её владельцы не думают об автоматизации — важно, чтобы она вовремя запустилась и без проблем работала. Всё, что на ней отпечатают, купят. И разница в себестоимости продукции в пределах 10% тоже не важна.

Из других тенденций отмечу третий фальц — его сейчас берут практически все. Раньше такого не было. Больше, чем раньше, интересен параллельный фальц для выпуска книжной продукции. Есть типографии, более половины продукции которых представляют собой не газеты, а различные издания форматов А4 и А5 — телегиды, брошюры, дешёвые журналы и т. п. Обложки обычно печатают на листовой машине, а подбирают и переплетают на автономном оборудовании.

Очень заметен интерес к сушкам — о них думают почти все газетные типографии. И у нас уже есть более десятка установок сушек: одна газовая, есть также ИК, но больше всего УФ. Это понятно — УФ-сушки дешевле и компактнее. Их проще всего монтировать, а увеличение затрат на энергию почти незаметно. Правда, краски дороже и технология имеет особенности, но для выхода газетных типографий на рынок полукоммерческой продукции УФ-печать оптимальна. И под неё стараются покупать машины с развитыми красочными аппаратами, такие как HiLine Express.

Тенденция интереса к технологиям для выпуска не газетной продукции понятна — ежедневные газеты в регионах сильно изменились. Газета потеряла привычные информационные свойства, она становится больше похожа на журнал — по периодичности, насыщенности рекламой, формату и объёму. А раз это другой продукт — нужны и другие технологии. Должны быть полосы на мелованной бумаге, скрепление — получаем, по сути, дешёвый журнал. Среди чисто газетных продуктов неплохую перспективу развития имеют местные региональные газеты и рекламные газеты, к которым можно отнести и региональные издания власти. Остальных-то газет сейчас фактически и не осталось.

Что касается красочности, то все ориентируются на цветную печать — моносекций продаём две-три в год. И то чаще «в нагрузку» к более сложным агрегатам с башнями. В некоторых газетах остаются чёрно-белые полосы, а есть отдельные издания, для которых однокрасочная печать является «фишкой». На самом деле это проще реализовать за счёт подключения двух зарядок к одной башне, чем покупать моносекцию, которая будет использоваться для печати одного-двух изданий.

По объёмам изданий однозначной тенденции нет. Можно лишь отметить, что 32 полосы — это «входной билет» на газетный рынок в крупных и средних городах. В некрупных городах — 16 полос. Большинство проектов рассчитаны на 32–40 полос, дальше — уже эксклюзивные проекты. Но не забывайте, что всегда остаётся возможность ручной подборки. Объёмных газет обычно немного, тиражи у них небольшие. Поэтому проще и дешевле раз в неделю подобрать их вручную.

Интерес к скреплению в линию пока невелик — это специфика российского рынка, хотя, например, в Скандинавии скрепляются почти все газеты. У нас в России есть одна установка системы Tolerans на машине CityLine Express в Брянске. В большинстве типографий подборку и скрепление изданий формата А4 и А5 всё равно делают отдельно — комплекс получается более гибкий. Ведь для таких изданий, кроме скрепления, обязательно нужна ещё и трёхсторонняя подрезка, а их объём колеблется в очень широком диапазоне — значит, нужна и подборка. Все эти задачи успешно решает стандартное оборудование ВШРА. Возможность создать подобный послепечатный комплекс в линию существует, но это целесообразно только для выполнения объёмного, периодического заказа.

Вы участвуете в «ПолиграфИнтер-2013». Почему принято это решение в тот момент, когда некоторые ведущие компании-поставщики отказались от выставки?

Решение мы приняли совместно с компанией Manugraph в Индии на выставке PrintPack в Дели. Она была меньше предыдущей, но разные газетные машины на ней были представлены, причём в работе. К ним был интерес, были новые посетители и переговоры. Было очевидно, что рынок живёт. И в России ситуация такая же. Если есть рынок и на нём есть продажи, если есть люди, которым это интересно, почему не участвовать в выставке, не показывать, чем мы располагаем, и не разговаривать с этими людьми? Мы на этом рынке первые, доминируем и хотим доминировать и дальше.

И ясно, что через пять или десять лет рынок тоже будет. Его объём непонятен, но мы хотим на нём быть! А раз мы хотим быть на том рынке, который будет после, то надо участвовать в выставке. Выставка сейчас проходит раз в два года — это не так часто, как раньше. Вполне уважительный интервал времени, чтобы показывать себя.

А она не слишком поздно на этот раз? Некоторые «отказники» заявляют, что из-за этого многие полиграфисты на неё не приедут.

Выставка всегда была в начале ноября. То, что она теперь начинается чуть позже, с 12 ноября — момент совершенно не принципиальный. Это лучшее бизнес-время в России.

Другое дело, что нам не хватает действующей и активной организации поставщиков, которая могла бы взаимодействовать с выставочной компанией: договориться об оптимальных сроках и других условиях проведения главной полиграфической выставки. Это очень серьёзное упущение. Пока такой организации нет, выставку в условиях сложного рынка будет лихорадить. Призываю такую организацию создать!

Что сейчас представляет из себя груп-па компаний «Внешмальтиграф»? По каким направлениям вы развиваетесь? Ваши основные бренды?

Ключевое слово — мы развиваемся. Кто-то из конкурентов сократил свою деятельность, а мы стали больше. Мы хотим быть на полиграфическом рынке, мы в него верим, его любим и умеем на нём работать. Поэтому сегодня мы делаем всё, чтобы развиваться на этом рынке.

Мы диверсифицируемся. У нас есть газетная типография «ВМГ-Принт», которая сейчас по нашим оценкам 6–7-я в России и 3–4-я в Москве по объёму перерабатываемой бумаги. В середине июля мы заказали в типографию пятую башню HiLine, чтобы выпускать 40-полосные газеты. Кстати, возможно, она будет показываться на «ПолиграфИнтер-2013». Мы увеличили площадь типографии, арендовав соседний цех и установив в нём ВШРА и резальную машину. Листовую машину устанавливать не стали, поскольку вполне удачно сотрудничаем с соседней Подольской фабрикой офсетной печати, где есть подобное оборудование. Прорабатываем варианты установки сушек в нашей типографии, хотя это непросто из-за особенностей помещения и отсутствия газа. В общем, логика такая же, как и с выставкой «ПолиграфИнтер». Мы хотим быть на том рынке газетной печати, который будет существовать через 5–7 лет. А значит, надо обновлять оборудование, пусть и постепенно. Но если никуда не двигаться, то это прямой путь к закрытию бизнеса, тоже постепенному. Примеры такого рода на рынке есть.

Нами несколько лет назад открыто и сейчас успешно развивается этикеточное направление — поставляем флексографские машины GiDue. Мы вышли в тройку крупнейших поставщиков — за прошлый год выполнено 6 инсталляций. Мы единственные, кто показывал действующую флексомашину на выставке «Росупак-2013» в июне, запустив её всего за три дня.

По расходным материалам постоянно увеличиваем объём поставок. За последние 7 лет средний рост — 26% в год, а в последние два года он больше 30%.

Наши основные бренды: Manugraph — рулонные газетные машины, TPE — послепечатное оборудование, стекеры; американская Kansa — вкладка в газеты; Tolerans — шитьё проволокой; Planatol — клеевое скрепление газет; австрийская In-Log — сложные стекеры; тайваньская Targ Yuong — пробивка и загибка пластин. По флексографии, кроме GiDue, есть ещё Smag — финишное оборудование для обработки этикеток. По материалам — прежде всего индийская Technova; японская Toyo Ink — краски и сопутствующие продукты. Есть ещё ряд брендов газетной краски.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ничего не найдено.


Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12