101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Каковы главные препятствия, мешающие распространению офсетной УФ-печати?

  • 24 сентября 2013 г.
  • 3756

Каковы главные препятствия, мешающие распространению офсетной УФ-печати?

 

Юрий Бохонов, исполнительный директор типографии «АПФ Алькор» (Москва):

Причин медленного развития офсетной УФ-печати немало. Начать с того, что техника для неё сложнее, чем для обычного офсета. Для сушек, особенно финальных, требуется очень мощная вентиляция: УФ-лампы включаются, когда уже есть необходимый поток воздуха, а в системе водяного охлаждения надо поддерживать циркуляцию. В случае остановки машины сушки должны мгновенно выключиться. Для правильной и надёжной работы всей этой системы необходима автоматика с большим количеством датчиков. В случае неисправности хотя бы одного из них возникают проблемы с работой машины вплоть до того, что её невозможно запустить. Соответственно, печатники и механики должны быть обучены всем этим особенностям работы.

Разумеется, более сложное оборудование окажется и более дорогим, с большими расходами на амортизацию. Дороже и расходные материалы: резина, химия, обрезиновка валиков. Основной дополнительный расход приходится на краску: она примерно в два с половиной раза дороже обычной офсетной. Краску, кстати, ещё надо подобрать — в зависимости от жёсткости воды. А между тем полиграфисты всегда просят поставщиков о снижении цен, поскольку их клиенты, в свою очередь, добиваются того же. Приходится экономить на всём.

Большая стоимость работы на УФ-машинах была бы приемлема, если бы не главная проблема — всё меньше заказов на материалах, которые требуют УФ-сушки. Ещё несколько лет назад было много рекламных заказов на невпитывающих материалах: пластике, фольгированном картоне и т. д. И большинство этих заказов были рекламными. Клиенты тогда не скупились на рекламу, а сейчас в неё не вкладывают столько денег. В секторе печати упаковки доля УФ-машин не падает, и даже новые типографии интересуются УФ-печатью для изготовления упаковки.

Всё это относится к листовым машинам. В рулонной печати количество машин с УФ-сушками растёт.

 

Борис Левицкий, заместитель генерального директора «Полиграфического комплекса Постпринт» (Москва):

Мы уже пять лет работаем с офсетной УФ-машиной. Вначале пытались чередовать на одной машине обычные масляные краски с красками УФ-закрепления. Однако в итоге перешли на УФ-печать, поскольку периодическая смена красок невыгодна. На процесс смывки каждый раз уходила пара часов, к тому же универсальные валики оказались гораздо менее износоустойчивыми, чем специализированные.

Плюсы УФ-технологии: сразу получаешь оттиски, готовые к дальнейшей обработке, в некоторых случаях удаётся обойтись без лакирования, поскольку краски достаточно устойчивы к истиранию. С другой стороны, УФ-лакирование в линию происходит без проблем, можно делать выборочное лакирование с точным совмещением и различными декоративными эффектами.

Но есть и минусы.

Из технологических минусов стоит отметить, что УФ-краски менее пластичны, к тому же бумага и картон под сушками пересыхают, в результате на сгибах образуются трещины как в краске, так и в меловальном слое. Мы боремся с этим эффектом, подбирали более гибкие краски, но всё равно на тёмных плашках имеются проблемы.

Второй минус тоже связан с технологией, но в итоге оборачивается повышенным расходом денег: УФ-печать более требовательна к климату в печатном цеху, поэтому придётся потратить деньги на кондиционирование, систему увлажнения, приточно-вытяжную вентиляцию.

Следующая проблема — колоссальное потребление электроэнергии: в два с лишним раза больше, чем обычная машина того же формата. Конечно, за это электричество придётся платить, но его ещё и получить надо: не у всякой типографии есть лимиты на такую мощность.

Наконец, играет роль стоимость оборудования и расходных. Машина для УФ-печати стоит на 20–30% дороже обычной. Краски дороже обычных в 2–2,5 раза. В полтора-два раза дороже стоят офсетные пластины, которые устойчивы к воздействию УФ-красок и химии. Но и они без прокаливания служат недолго: 30–35 тысяч оттисков. Если тираж длинный, приходится менять формы несколько раз, что означает потери самих форм, времени и материала на приладку.

 

Аркадий Костенко, генеральный директор компании «Хатбер-М» (Москва):

К сожалению, в России возможности УФ-печати используются далеко не полностью. По моему мнению — процентов на 10 от того, что демонстрируют на «длинных» машинах за рубежом. У нас же эта технология применяется, в основном, для печати по невпитывающим материалам и УФ-лакирования в линию.

Причины этого разные. С одной стороны, влияет человеческий фактор: даже не все дизайнеры умеют работать с белилами, не говоря о более изощрённых приёмах. С другой — для полноценной работы и получения разнообразных эффектов часто нужны специальные расходные материалы, которые к нам не завозятся (или их надо специально заказывать) — значит, придётся долго ждать доставки.

Помогите советом

Из результатов опроса ясно, что о преимуществах офсетной УФ-печати большинству полиграфистов известно. Главные препятствия, мешающие распространению этой технологии, — экономические: повышенная стоимость решения и малое количество заказов, которые могли бы оправдать это повышение. К сожалению, приток дорогих рекламных работ фатально зависим от общего состояния экономики: даже слухи о кризисе приводят к экономии, в первую очередь, на рекламных бюджетах.

Есть у этого способа печати и технологические проблемы, а кадров, которые эти проблемы умеют решать, не хватает. Поэтому полиграфистам очень пригодились бы практические примеры решения технологических проблем, характеристики расходных материалов для тех или иных задач, а также советы дизайнерам, а не очередное описание преимуществ и достоинств. Как-то пришлось даже услышать, что на УФ-машинах не может быть проблем с высыханием краски. Эх, если бы так и было на самом деле… — Ю. Захаржевский

Наталья Болдырева, начальник службы развития типографии «Линия График» (Москва):

Следует отметить, что при сложившейся в России экономической ситуации покупка офсетной УФ-машины — рискованный шаг.

Во-первых, это дорогое решение:

1. Дорого стоит сама машина.

2. Дорогие расходные материалы (в этом секторе рынка пока нет китайских предложений), начиная от пластин и заканчивая расходной химией для процесса печати.

3. Для качественного результата требуется большее разнообразие этих расходных материалов (конечно, уже появились универсальные краски для бумаги и пластика, но и результат при их использовании не идеален).

4. Больше потребление электроэнергии, а она, как известно, у нас не дешевеет.

5. Нет абсолютных стандартов на УФ-печать, т. к. их невозможно создать — результат зависит от конфигурации машины.

6. При печати на бумаге преимущества УФ-печати становятся не такими уж явными на фоне увеличения затрат, а при печати по невпитывающим материалам требуется очень высокая квалификация сотрудников, в том числе допечатного отдела — вопросы начинаются ещё на стадии дизайна.

Во-вторых, существуют проблемы с заказами, которые имеет смысл печатать на таких машинах. При этом надо помнить, что если ещё 10 лет назад УФ-технология была эксклюзивной, то сегодня в Москве и Петербурге — не менее 15 типографий с такими машинами, между ними уже есть конкуренция.

Сегменты, в которых на сегодняшний день УФ-офсет имеет смысл, — это, в первую очередь, упаковка, а также рекламная полиграфия и специализированные продукты (например, пластиковые карты).

В секторе рекламных продуктов сейчас наблюдается серьезное ценовое давление. Упаковочная печать считается наиболее стабильным сектором полиграфии, но в этом секторе своя проблема — серьезные финансовые риски. Большинство заказчиков упаковки настаивают на кредитовании со стороны типографий в виде приличных отсрочек платежей, а на это не все полиграфисты способны идти.

Сегодня типография, которая хочет заняться офсетной УФ-печатью, должна точно понимать, какие цели решаются приобретением этой техники и будет ли она загружена заказами.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 61