2013.06.19, Автор: Игорь Терентьев2555 прочтений

«Облако» накроет Suite

Теги: Adobe Magazine

Adobe Systems сосредоточилась на сервисе Adobe Creative Cloud и прекратила развитие линейки под брендом Creative Suite. Это означает радикальную смену модели взаимодействия с заказчиками ведущего производителя ПО для дизайна и вёрстки. CS6 останется последней версией, приложения из которой ещё можно будет какое-то время купить привычным образом.

Всё к тому и шло, хотя мало кто ожидал, что радикальные перемены произойдут так быстро. Ведь подписная модель предоставления ПО была впервые представлена Adobe всего год назад. Тогда речь шла о дополнении традиционных продаж коробочного ПО и лицензий. Однако в ходе творческой конференции Adobe MAX, проходившей в Лос-Анжелесе 8 мая 2013 г., представители Adobe заявили о полном отказе от продвижения и развития линейки Creative Suite (хотя обещали продолжить продажи и поддержку пользователей). Взамен всех пригласили в «облако» — Creative Cloud (CC). Возможно, на скорость принятия решения повлиял энтузиазм, с каким CC было воспринято креативным сообществом: по информации Adobe, с апреля 2012 г. количество платных подписчиков превысило полмиллиона, а бесплатных — 2 млн.

«Облако» для каждого

Во время пресс-конференции было задано множество вопросов. Большинство касалось практических аспектов реализации CC. На снимке на вопрос отвечает консультант Adobe по настольным приложениям в сфере создания печатного, мультимедийного и интерактивного контента Олег Сидоренко (в центре). Слева — директор по развитию бизнеса Digital Media Роман Менякин, справа — К. Сычёва

Приятно, что одновременно с объявлением на MAX полномасштабная поддержка CC наконец-то докатилась и до России. Подробности были раскрыты 14 мая на пресс-конференции Adobe Systems в России и СНГ. Формально доступ к «облаку» от Adobe предлагался в России с начала марта, но только для рабочих групп (Creative Cloud for Teams ). Местные представители Adobe тогда объявили это следствием юридических сложностей, теперь проблемы решены. Как рассказала менеджер по маркетингу направления индивидуальных пользователей Ксения Сычёва, выбрав подходящий тарифный план с помесячной оплатой и пройдя простую регистрацию для получения Adobe ID, вы получаете комбинацию приложений и дополнительного сервиса, предоставляемого в рамках модели подписки для индивидуальных пользователей (Creative Cloud for Individuals ). Cтоимость подписки с планом «Полный набор» с учётом различных видов скидок (для легальных пользователей пакетов и отдельных приложений версий CS3–CS6) от 599 руб. в месяц. Для получения скидки нужно сообщить серийный номер легально приобретённого ПО. Специальная цена для студентов и преподавателей — 899 руб./месяц. В рамках действующей промо-акции оформить годовую подписку на одно приложение можно за 299 руб./месяц. Это особенно актуально для пользователей Photoshop. Спецпредложения действительны до 31 июля 2013 г.

Особый случай: Lightroom

Единственное приложение в составе CC, которое будет по-прежнему предлагаться и по лицензии, и по подписке, это Adobe Photoshop Lightroom. Программа, ориентированная на энтузиастов и профессиональных фотографов, стала особым случаем. Старший директор по маркетингу Adobe Скотт Моррис объяснил это решение так: «Lightroom применяют многие любители, но приложением также пользуются и профессиональные фотографы. Поэтому мы сохраняем обе схемы продажи приложения». Специальной версии Lightroom CC не будет – выйдет версия 5.

Стандартная цена за Creative Cloud для индивидуальных пользователей составляет 1500 руб./месяц при подписке на год, но платить сразу всю сумму не нужно. И это очень важно — ведь за различные версии Creative Suite надо было единовременно выложить несколько десятков тысяч рублей! Если же необходимость в «облаке» от Adobe возникает редко или для отдельного проекта, можно выбрать план с помесячной платой 2200 руб. с возможностью отмены в любое время. Оплата пока возможна только с кредитной карты. Приятно, что подписные планы на Adobe CC почти одинаковые во всех странах  — лицензии или коробочные версии ПО обычно обходились российским пользователям заметно дороже, чем американским.

Напомним, что вариант подписки Creative Cloud for Teams предназначен для творческих команд сегментов малого и среднего бизнеса. Его важные отличия: инструмент (CC Packager) для централизованного развёртывания, управления и отслеживания лицензий, передаваемых внутри команды; выбор удобной для клиентов системы оплаты; синхронизация работы творческой группы при обмене файлами большого объёма в защищённой среде (100 Гбайт облачного хранилища на рабочее место). Creative Cloud for Teams можно приобрести только у авторизованных реселлеров Adobe по цене (с учётом 40% скидки до 31 августа 2013 г.) около 16 000 руб. за рабочее место в год — помесячная подписка не предусмотрена.

Как всё это работает?

Присоединяясь к Creative Cloud, пользователь получает в своё распоряжение всё (!) ПО, имеющееся у Adobe. Регистрируетесь или авторизуетесь, выбираете на сайте Adobe нужное, скачиваете и устанавливаете на один или два локальных компьютера привычные полнофункциональные версии Photoshop, InDesign, Illustrator — всё, что нужно для работы. Причём для каждого приложения можно выбирать свой язык локализации (если привыкли работать с англоязычной программой, проблемы нет). Раз в месяц или реже по запросу выполняется аутентификация, тогда нужно иметь подключение к интернету, в остальное время оно не обязательно.

Программы — это, конечно, главное. Но Adobe позаботилась о дополнительных и очень привлекательных сервисах. Например, бесплатном подключении к популярнейшему креативному сообществу Behance, где творческие люди могут хранить и показывать свои портфолио, участвовать в конкурсах и т. п. Плюс бесплатное облачное хранилище на 20 Гбайт для индивидуальных пользователей.

Мифы о CC

Учитывая, что концепция CC относительно молода, но уже обросла легендами и слухами, в Adobe подготовили специальный документ, развенчивающий распространённые мифы. Вот выдержки из него.

Миф № 1: «Creative Cloud — это всего лишь облачное хранилище. Для хранения файлов у меня есть другие сервисы хранения». На самом деле CC — это комплексный набор творческих инструментов и услуг, в который входят полные рабочие версии всех обновлённых приложений семейства СС, ранее входивших в пакет Creative Suite 6 Master Collection, а также Acrobat XI Pro, Adobe Muse СС, Lightroom 4, Digital Publishing Suite, Adobe Edge СС и многое другое. Пользователи CC получают возможность опубликовать работу в виде сайта, использующего шрифты от TypeKit, на хостинг-сервисе Business Catalyst с корзиной, оплатой, аналитикой и всем необходимым или в виде iPad-приложения с помощью Digital Publishing Suite Single Edition.

Миф № 3: «Приложения, запускаемые в браузере, вряд ли обладают высокой производительностью — в качестве веб-приложения Photoshop, скорее всего, будет работать очень медленно». Ни один из входящих в CC инструментов не является веб-приложением или приложением, размещённым на внешнем сервере. Это полноценные настольные версии (не онлайн-версии и не «программное обеспечение как услуга»), которые загружаются и устанавливаются на компьютеры, как это было всегда с приложениями Creative Suite. Приложения доступны для Windows и Mac OS; они работают в привычном режиме с обычной скоростью.

Миф № 5: «Я получаю последнюю версию Master Collection и другие продукты и сервисы по цене, ниже стоимости CS6 Master Collection, и могу делать с ними всё, что захочу? Это слишком хорошо, чтобы быть правдой». Здесь нет никакого подвоха. Описанные условия полностью соответствуют действительности.

Миф № 6: «Adobe собирается переманить всех в Creative Cloud, а потом взвинтить цены». Adobe предлагает продукты CS на условиях подписки уже 6 лет. За это время цены только падают и ни разу ещё не поднимались. Это объясняется эластичностью кривой спроса: уменьшается цена месячной подписки, увеличивается число подписчиков, стоимость распределяется между большим количеством пользователей и цена снова уменьшается. Получается замкнутый круг. Мы не даём никаких гарантий по поводу цен, однако думаем, что по мере роста сообщества Creative Cloud они будут падать. Значительное повышение цен не в наших интересах.

Миф № 7: «Если мой друг, клиент или коллега не является пользователем Creative Cloud, я не смогу поделиться с ним своими файлами? Но я не хочу, чтобы другие участники сообщества имели доступ ко всем моим работам». В СС предусмотрены легко настраиваемые уровни доступа к любым файлам в онлайн-хранилище, в т. ч. возможность делиться ими с любыми пользователями интернета или полностью закрыть доступ. Пользователи, имеющие право доступа, могут просматривать в браузере метаданные файлов, эскизы и более крупные изображения, менять состояние слоёв в файлах PSD, переключаться между рабочими областями в Illustrator и между страницами файлов InDesign и PDF и выполнять многие другие действия. Ничто не мешает вам хранить свои файлы на жёстком диске и обмениваться ими как обычно.

Миф № 8: «Creative Cloud — это платная услуга. Если я не оплачу подписку, то потеряю все свои файлы». Если вы не продлите платную подписку, у вас будет 90 дней, чтобы забрать свои файлы. По истечении этого периода вы сможете бесплатно пользоваться 2 Гбайт дискового пространства (или приобрести дополнительное место за отдельную плату). Кроме того, вы, скорее всего, сохраняете файлы локально на компьютере, прежде чем опубликовать в интернете, поэтому данные не будут потеряны.

Миф № 10: «Подписчикам Creative Cloud приходится переходить на последнюю версию. Мне удобнее пользоваться инструментами в их привычном виде. Да и некоторые внешние модули могут не поддерживаться новыми версиями». На самом деле выбор остаётся за вами. Обновления доступны каждому участнику CС, но никогда не устанавливаются автоматически, без разрешения пользователя. Можете и дальше пользоваться ранее загруженными версиями и переходить на новые, когда будет удобно.

Последний миф: «Если по каким-либо причинам Adobe прекратит предоставление продуктов через Creative Cloud, я останусь ни с чем». Если мы решим исключить какие-либо продукты из CC, то предоставим всем действующим участникам сообщества последнюю полную и постоянную версию ПО, имеющуюся на тот момент, совершенно бесплатно. Однако это весьма маловероятно. Каждую неделю к сообществу присоединяется множество пользователей, так что CС, несомненно, ждёт блестящее будущее.

Будет также доступно множество обучающих курсов – вероятно, это вызовет определённое недовольство тех, кто занимается обучающим бизнесом по продуктам Adobe в англоязычной части мира. С другой стороны, тут многое будет зависеть от выбранного подхода: можно ведь разместить «завлекающие» курсы, которые наоборот вызовут дополнительный приток клиентов в обучающие компании.

Отдельный вопрос – шрифты. Подписчикам Creative Cloud доступны все шрифты из коллекции Typekit – сейчас их 908, из них кириллических 114. В настольных приложениях можно будет использовать лишь ту их часть, лицензия которых разрешает такое использование. Это решает каждая шрифтовая студия. Отдельного списка, какие шрифты можно использовать в настольных приложениях, пока нет.

Новшества со знаком CC

Переход к подписной модели означает, что привычных глобальных обновлений всех или большей части приложений, как с Creative Suite, уже не будет. Циклы разработок, очевидно, будут «размазаны» для отдельных приложений. При этом новые версии станут немедленно доступны подписчикам, как ранее это было с промежуточными обновлениями. Впрочем, один глобальный старт нас всё же ожидает — 17 июня выходят сразу несколько новых версий популярных программ — Adobe Photoshop CC, InDesign CC, Illustrator CC, Dreamweaver CC и Premiere Pro CC. Подробнее о них читайте во второй статье темы номера Adobe Magazine.

Что дальше?

Полный переход одного из крупнейших в мире производителей ПО (годовой оборот Adobe в 2012 г. финансовом году, закончившемся 30 ноября, составил 1153 млрд долл.) на подписную модель — шаг весьма радикальный. Но это позволяет существенно «выровнять» поступление денег от продаж — компания становится независимой от того, насколько удачной посчитают пользователи очередную версию ПО: cтоит её покупать или можно подождать следующей? Можно предположить, что это «расхолодит» разработчиков. Однако генеральный директор Adobe Systems в России, странах СНГ и Ближнего Востока Арсений Тарасов так не считает: «Ситуация, когда каждый месяц подписчики решают, будут ли они с нами дальше, — для компании очень серьёзный стимул ещё больше заботиться о том, чтобы клиенты были довольны».

Очевидно, что существенное снижение порога вхождения (не нужно сразу выкладывать десятки тысяч рублей за пакет программ) заметно сократит пиратство и расширит клиентскую базу. К сожалению, законодательные ограничения не позволяют российскому представительству Adobe разглашать данные о продажах подписок с момента старта, но Тарасов отметил, что динамика превосходит ожидания.

Текущая ситуация – однозначное благо для пользователей ПО Adobe. Есть выбор – уйти в «облако» CC или продолжать пользоваться коробочным ПО либо лицензиями. Однако официально продажи CS6 будут продолжаться. Возможно, потом их прекратят. Тогда единственным легальным способом заполучить ПО Adobe останется подписка. И, очевидно, появятся недовольные. Винить Adobe в том, что компания таким образом лишает пользователей выбора, нет смысла – каждый ведёт свой бизнес тем способом, который считает правильным. У пользователей всё равно остаётся выбор – принимать правила игры или выбирать альтернативы. Но уже от других разработчиков, если только к тому времени все они не пойдут по тому же пути...

Для партнёров Adobe уже почти не осталось такого бизнеса, как «перемещение коробок», — розничная продажа лицензий на CS6 будет постоянно снижаться и скоро сойдёт на нет. Впрочем, директор по работе с партнёрами Алёна Резванова отметила, что сектор и так был невелик, зато ресселеры будут продолжать обслуживать корпоративный сегмент, продавая CCT. Прямых продаж в этот сектор у Adobe нет. Генеральный директор ЗАО «Софткей» (одного из российских партнёров Adobe) Феликс Мучник прокомментировал: «Для нас очевидны преимущества Creative Cloud для рабочих групп, которые заключаются не только в постоянном доступе к новейшим обновлениям, расширенному облачному хранилищу и множеству дополнительных сервисов. Бизнес-аудитория оценит удобство приобретения, лёгкость в развертывании новых или сокращении старых рабочих мест, а главное — консоль администрирования, позволяющую управлять и контролировать использование лицензий, что снизит ваши затраты и повысит эффективность работы». Касательно же сокращения бизнеса по розничным продажам Мучник добавил: «Мы давно предвидели, что розничные продажи коробочного ПО будут сокращаться. У нас уже работает инфраструктура по продаже электронных версий ПО. Уверен, что в перспективе Adobe будет расширять каналы продаж СС для индивидуальных пользователей, используя возможности партнёров».

Судя по тому, что сервис CC уже давно и успешно работает на крупных и развитых рынках, технических проблем с его поддержкой в связи с присоединением России быть не должно. Язык не поворачивается сказать, что «будущее для Adobe выглядит безоблачным», — ведь именно с успехом «облака» компания связывает своё будущее! И, похоже, оно действительно блестящее…

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Начинаем с цвета: предварительная работа детектива *

    Рабочий поток начинается с самого трудного шага. Последующие этапы коррекции сделают цвета настолько насыщеннее, что даже небольшие проблемы с цветом могут превратиться в очень серьёзные. Поэтому сначала нужно найти такие неправильные цвета и устранить их, пока проблема не стала фатальной.

    Подвиги знаменитого теоретика цвета лейтенанта Коломбо из департамента полиции Лос-Анджелеса являются иллюстрацией нетрадиционного подхода, известного как инвертированный детектив. В отличие от детектива классического, здесь личность преступника известна с самого начала. Интрига заключается в том, каким образом Коломбо сможет доказать его вину.

     

     

  • Adobe Photoshop CC 2015: с юбилеем!
    Программе Adobe Photoshop — 25 лет! Пожалуй, непросто найти подобного долгожителя на рынке ПО. При этом наш долгожитель чувствует себя просто великолепно — посолиднел, помудрел, обзавёлся гаджетами. Но обо всём по порядку…
  • Самые «трогательные» интерфейсы
    Развитие инструментов для дизайна сенсорных интерфейсов.

comments powered by Disqus