101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Mimaki UJF-3042FX: практика и заключение

  • Андрей Лыгун
  • 29 января 2013 г.
  • 13763
В предыдущем номере я рассказывал о первых впечатлениях от эксплуатации настольного УФ-принтера Mimaki UJF-3042FX в салоне оперативной полиграфии. А теперь — несколько советов по работе с ним, зарисовок из его повседневной жизни, идей применения и моё заключение о перспективах.

Немного о его возможностях

Вряд ли есть смысл рассказывать о характеристиках и свойствах УФ-отверждаемых чернил. Упомяну только один случай, подчёркивающий, что к тестированию отпечатков на нестандартных материалах нужно относиться серьёзно. Первый опыт печати на стекле был вполне успешным — даже без специального праймера (только тщательная очистка поверхности) чернила держались вполне надёжно — для их удаления приходилось использовать металлический скребок. Во втором случае (и тоже без праймера) произошёл конфуз: сплошная запечатка глубокого чёрного цвета выглядела достаточно прочной — тем более, что нам не нужна была высокая прочность (запечатанная сторона находилась на обратной от зрителя стороне стекла). А через неделю изображение просто отслоилось от стекла — без каких-либо усилий. Причину мы пока не выяснили…

Добавление в принтер белых чернил позволило печатать на материале любого цвета: вначале белыми чернилами, потом цветными. Если печатать на прозрачных материалах, сначала цветными, а поверх них — белыми. Их использование не всегда требует особой подготовки файла. В растровом процессоре есть два автоматических режима. Первый — запечатка белыми чернилами всего изображения. Второй — только «активных» пикселей (там, где значения CMYK отличаются от 0/0/0/0). Объекты, которые должны быть белыми (без цветной запечатки), можно обозначать в файле каким-либо смесевым цветом и назначать ему белые чернила. Часто мы поступали проще — окрашивали такие объекты в CMYK=0/0/1/0. RIP автоматически запечатывал их белыми чернилами, а мизерное количество жёлтого цвета было незаметным. Иногда (в зависимости от цвета запечатываемого материала) эффект даёт печать белыми чернилами в два слоя, но делать это приходится «вручную», создавая отдельный файл.

Прозрачные чернила принтер может наносить в двух режимах: матовом и глянцевом. При матовой печати капли полимеризуются сразу после попадания на поверхность. А для создания глянцевой поверхности печать ведётся с выключенной УФ-лампой. За несколько секунд не затвердевшие чернила выравнивают свою поверхность, а полимеризация выполняется следующим, отдельным проходом (цена за глянцевый гламур — увеличение времени печати). Прозрачные чернила можно нанести и в несколько слоёв. Это позволяет без труда создавать рельеф с глянцевой или матовой поверхностью. Как и для белых чернил, возможны два автоматических режима использования прозрачных чернил: запечатка всего изображения или только «активных» пикселей. А если нужно нанести на материал только прозрачные чернила (где CMYKW=0/0/0/0/0), то придётся создавать отдельный файл. По странной прихоти программистов сопоставить смесевой цвет в макете с прозрачными чернилами невозможно.

Дизайнеру — дизайнерово, печатнику — печатниково

В прошлый раз я упомянул о проблеме с передачей файлов от дизайнеру к печатнику. Некоторые сложные задания (в которых сочетается выборочное нанесение белых чернил с независимой лакировкой, да ещё в нескольких режимах) приходится формировать в несколько файлов. Первый описывает нанесение цветных чернил, второй — белых, третий/четвёртый — прозрачных. Печатник должен правильно собрать эти файлы в RIP, указав, в какой последовательности и в каких режимах их нужно печатать. Таким образом, дизайнер должен «разобрать» исходный макет на несколько файлов, а печатник — правильно его «собрать», основываясь на дополнительной информации от дизайнера.

Мы выработали простой способ передачи такой информации — прямо в названиях файлов приблизительно такого вида: 1-White.pdf, 2-ClearEmboss3.pdf, 3-CMYK.pdf, 4-ClearGloss.pdf. Число в начале имени означает номер прохода, следующая маркировка — режим печати: соответственно — белые чернила, три слоя бесцветных для создания рельефа, цветные, глянцевая лакировка. Печатнику не нужно внимательно настраивать каждый файл: в RIP созданы наборы параметров (в RasterLink они называются Condition) с нужными настройками и одноимёнными названиями.

Идеи и их воплощение

визитка RСprint
Наша визитка.
Печать в три прохода.
1-й — водяные знаки «RСprint» из глянцевого лака; 2-й — цветное изображение; 3-й слой — рельеф из лака для усиления логотипа. Когда такую визитку держишь в руках, сочетание латексной поверхности TouchCover с рельефной запечаткой создаёт лёгкий «массажный» эффект — её не хочется выпускать из рук

Печать визиток — самое очевидное применение нашего принтера. И здесь Mimaki настолько же превосходит обычный цветной принтер, насколько цветная печать — чёрно-белую. Любая дизайнерская бумага, любых фактуры и цвета, выборочная лакировка и создание рельёфа — всё создаёт новые возможности, но требует перестройки мышления дизайнера. Я даже фантазировал об изготовлении визиток из шпона ценных пород дерева или нефрита. В качестве проверки попробовал напечатать изображение на килограммовом куске камня. Результат впечатлял, но краска на камне держалась плохо — нужно подбирать праймер. Увы, на детальную разработку подобных экзотических идей времени уже не хватило…

До печати первой визитки несколько беспокоили способности принтера по формированию мелких букв. Всё-таки единственное доступное в растровом процессоре разрешение 720×600 dpi не слишком велико. Но проблем не возникло — самый мелкий шрифт, который имеет смысл использовать в визитках, отлично читается. Единственное, от чего пришлось отказаться, — лакировка мелких шрифтов. Блики на краях лакового слоя размывают буквы и делают их трудночитаемыми. Подчеркну: это не недостаток принтера, а объективное свойство лакового покрытия.

Следующая идея использования пришла от соседей по нашему зданию. Они попросили сделать сертификат вида «Компания… является официальным дилером …». Причём хотели получить «что-нибудь этакое», чтобы он отличался от соседних. Размышления привели к печати на стекле. Изюминкой стало использование двух стёкол. Одно (ближнее к зрителю) мы запечатали с двух сторон, второе — с одной. Получились три запечатанных поверхности, расположенных «бутербродом» на некотором расстоянии друг от друга. Результат — псевдотрёхмерное изображение без использования лентикулярных линз и без сопутствующего ухудшения резкости изображения. Развитием идеи может стать печать многослойных изображений на 3-4-х стёклах с разнесением объектов по разным планам, которые выглядят, как в прогнозе погоды на телеканале «Культура».

Романсы о финансах

Чтобы дать оценку финансовых возможностей Mimaki UJF-4032FX, приведу пару примеров.

За два месяца до конца года он не избежал праздничной тематики. Заказ — наклейка новогодних этикеток на 400 бутылок Chinzano. Речь не шла о получении нового клиента — он был бы нашим и с этикетками, напечатанными на Xerox. Но выборочная лакировка позволила поднять стоимость заказа вдвое — с 50 до 100 руб. за печать и наклейку этикетки на одну бутылку. На одном листе формата А3 помещалось 12 этикеток. Таким образом, принтер дополнительно приносил 600 руб. за запечатку одного листа А3, если сравнивать с печатью на Xerox. Правда, печать шла в 4 прохода: цвет, лак, ещё раз лак, закрепление; но в пересчёте на квадратный метр получилось 4800 руб.

Ещё один пример очень выгодного, но, увы, не сбывшегося заказа. Нужно было запечатать с двух сторон 300 флешек в виде визитных карточек. Согласованная с заказчиком стоимость одной — 370 руб. Стоимость незапечатанной — 220 руб. На столе принтера размещается 20 флешек. Итог — один проход принтера должен был принести 1500 руб., и это без лакировки и белил! Среди причин срыва заказа — и «вина» заказчика, и отсутствие у меня опыта. Через две недели после обсуждения цены и других условий заказчик сообщил, что макет будет готов вечером, а флешки нужны «самое позднее — послезавтра утром». Нельзя сказать, что его запрос был невыполним, — при наличии некоторого опыта печати на таком материале и, самое главное, нужного количества флешек. Но я не рискнул — опыта, как и флешек, у меня не было. И если первую проблему можно было решить на ходу, то найти нужное количество материала уже не получалось.

Моё оценочное суждение

По итогам трёхмесячной работы с принтером скажу, что времени и сил на его обуздание (разбирательство с растровым процессором и аппаратной частью) ушло немного. Потребность в прочистке печатающей головки возникала на удивление редко — даже не каждый день. И практически всегда дюзы восстанавливались после первой попытки. Знания о продувках, промывках, капах и демпферах не потребовались. А к особенностям растрового процессора вполне можно привыкнуть.

Более серьёзной проблемой стала для меня «раскрутка» принтера. Если вы начинаете с нуля, заказчиков нужно искать. Все знают, что такое «200 листовок на цифре, 4+4, 160 г/м2 за 1500 руб.» или «120×180 на баннере, 400 руб./м2», и всем это нужно. Но и желающих выполнить такую работу — полдюжины на каждый квадратный километр. Сложнее найти заказчиков на печать на чём угодно c лакировкой и рельефом. И в этот процесс нужно инвестировать — прежде всего, своё время и свои идеи. Сейчас мне кажется, что перспективней искать заказы на запечатку небольших изделий — достаточно маленьких, чтобы разместить на печатном столе несколько десятков. Тогда можно указывать цену в виде скромных «10 руб./шт.», мысленно пересчитывая её в приятные для себя «4000 руб./м2».

А если у вас есть готовые заказчики на печать с Mimaki UJF-4032FX, то проблем с его окупаемостью вообще не возникнет.

Об авторе: Андрей Лыгун – консультант в области качества цветной печати, руководитель студии печати Rcprint.ru.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Хорошая «Аура»

Правилами жизни небольшой компании «Аура» из Екатеринбурга, всего за шесть лет сумевшей уверенно занять свою нишу на российском рынке фотообоев, делится её арт-директор Максим Лебёдкин.

Гиперяркость

А вы знали? Получить на тканях невероятно яркие флюоресцентные цвета теперь стало намного проще.

15 наивных, но важных вопросов про универсальную широкоформатную печать с оригинальной СНПЧ и низким ТСО

Что такое ТСО и почему так важно учитывать этот параметр при выборе принтера? Можно ли на одном устройстве печатать карты и чертежи, информационные и рекламные материалы? За какое время «отобьётся» оригинальная СНПЧ? Кому пригодится такое решение? Разбираемся с вопросами вместе со специалистами компании Epson.

Супертяж

Самая престижная весовая категория в боксе — супертяжеловесы. Престижность определяет и самые высокие гонорары бойцов.

Адаптивная смена

В октябре 2019 г. состоялась международная премьера цветной листовой лёгкой ЦПМ Xerox PrimeLink C9070


Новый номер

Тема номера – «Светодиодное отверждение в широком формате». Спецэффекты без Голливуда (часть 2). Лучшая послепечать для фотокниг. Дизайнерские коллекции в эпоху пандемии. Обзор Ricoh Pro C5300S. Тайный Покупатель плакатов формата А2. 


Голосование
Используются ли в вашей типографии решения web-to-print для приёма заказов на печать?
    Проголосовало: 59