2012.05.174469 прочтений

Adobe Photoshop Lightroom 4

Теги: Publish


Photoshop Lightroom 4

Разработчик: Adobe Systems
Оценка: 5 из 5
Заключение:
в новой версии популярного RAW-конвертера и каталогизатора Adobe продолжает развивать концепцию единого решения для всего рабочего процесса современного фотографа. От копирования файлов с карты памяти до конечного продукта, будь то печать, публикация в сети, создание слайд-шоу или заказ фотокниги.
Цена в Москве: 4766 руб.


Adobe Photoshop Lightroom обычно определяют как RAW-конвертер и каталогизатор в одном лице, подчеркивая его самые востребованные функции. Но объяснить в двух словах, что такое Lightroom, непросто.

Пока конкуренты Adobe пытались повторить сверхуспешный Photoshop, в недрах калифорнийской компании развивался проект, полностью отринувший заслуги «старшего брата». Photoshop, ставший символом цифровой эры, по сути был наследием плёночного времени, о чём красноречиво говорит его название — «Фотомастерская». И, нарастив небывалый функционал к 12-й версии, он унаследовал слабости старой концепции. Например, неспособность напрямую работать с форматом RAW, не слишком элегантно прикрытую модулем Adobe Camera RAW.

Разрабатываемый Adobe с 2002 г. проект сперва назывался Shadowland («Земля теней»). Редактор, в котором не было слоёв (!), изначально был рассчитан на работу с форматом RAW и предполагал обработку фотографий не поштучно, а сериями.

Первая версия Adobe Photoshop Lightroom увидела свет в январе 2007 г. и сразу завоевала популярность. Что же новенького предложили фотографам в эпоху Photoshop, Bridge и Camera Raw? Полный цифровой процесс внутри одного редактора: для обработки снимка нужен только Lightroom. Единое решение для всего рабочего процесса — это очень удобно! Плюс эффективная пакетная работа с десятком и с сотней снимков за раз. Плюс шаблоны (presets) — если команду нужно иногда повторять, настройте шаблон и применяйте её в один клик! Шаблоны импорта и экспорта, обработки и переименования, метаданных и фильтрации. Любую операцию легко сохранить как шаблон, а потом его модифицировать.

Изначально программа поддерживает работу с RAW. А поскольку это закрытый файл, созданный фотокамерой, и записать изменения в него нельзя, то вся информация о работе со снимком накапливается в отдельном файле «Каталог Lightroom». Оригиналы всегда остаются неизменными, программа лишь запоминает и отображает настройки, которые вы применили к снимкам. Сохраняется вся история работы, а отменить можно любое количество операций. Поскольку действия записываются моментально, в Lightroom вообще нет команды «Сохранить файл». Если в самый разгар действа выключили электричество, вы ничего не потеряете!

Конечно, Lightroom не всемогущ и в области глубокой фотообработки уступает «старшему брату». Photoshop незаменим, если требуется портретная ретушь, создание коллажей, совмещение нескольких кадров в одном фото (например, панорама или HDR-снимок) или допечатная подготовка (перевод снимков в цветовое пространство CMYK). Для глубокой и качественной обработки одного снимка Photoshop подойдёт лучше, но при работе с сотнями Lightroom вне конкуренции.

Новаторская концепция программы в сочетании с необычным дизайном вызывает у некоторых людей отторжение. Им требуется некоторое время и усилие, чтобы понять и принять Lightroom. Но изучение нового инструмента окупается с лихвой.

Новая версия вышла 5 марта 2012 г., спустя почти два года после Lightroom 3. Она требует современной ОС — старше Windows XP. После установки программа занимает 813 Мбайт, более чем вдвое превышая запросы предшественницы.

Мы рассмотрим особенности Lightroom, по порядку каждый модуль (в т. ч. новые Map и Book) и изменения в них.

Интерфейс практически не изменился, только новый загрузочный экран и обновлённый значок. Учтите, программа не локализована, перевод на русский язык в ближайшее время не планируется.

Синхронный просмотр двух снимков в модуле Library позволяет сравнить их в деталях

Library (Библиотека)

Модуль отвечает за упорядочивание фотоархива. Здесь происходит систематизация, отбор и сортировка обширных фотоколлекций, просмотр, анализ и отбраковка отснятого материала.

Для систематизации снимков можно использовать коллекции, рейтинг (до 5-ти звёзд), флаги, цветные метки и ключевые слова. Предусмотрено заполнение метаданных, таких как автор, название и описание снимка (кроме данных, прописываемых камерой). Удобный поиск и фильтрация позволяют легко отыскать нужный снимок в многотысячных архивах. Есть удобные инструменты сравнения дубликатов и выбора одного снимка из серии.

Онлайн-коллекции (Publish Serviсes) позволяют простым перетаскиванием снимков публиковать их на Facebook и Flickr (доступ к новым ресурсам расширяется с помощью плагинов).

Изменения в Library минимальны. Стеки теперь доступны не только в папках, но и в коллекциях, а в панели Folders можно переносить сразу несколько папок.

Метаморфозы панели Basic. Самые радикальные изменения затронули основу основ— параметр Exposure

Develop (Обработка)

Такая настройка Служит для обработки фотографий. Это то, что интересует людей в первую очередь, и изменения здесь серьёзные. В версии процесса 2012 доступны новые инструменты. Обработанные в версии 3 снимки не изменятся и будут отображаться в Develop с процессом версии 2010, где все настройки соответствуют Lightroom 3.

Полностью изменилась панель Basic, отвечающая за основные настройки фотографии. Теперь все движки по умолчанию установлены в ноль, и для снимков JPEG, и для RAW. Вероятно, в Adobe считают, что так будет понятней для любителей. Все новые движки при перемещении вправо осветляют снимок, а влево — затемняют (раньше увеличение параметра Blacks и Recovery делало снимок темнее).

Меня такое новшество не радует. Хотя параметры установлены в ноль, базовое усиление контраста, яркости и уровня чёрного всё равно применяется. Чтобы посмотреть снимок без этих коррекций, как в Lightroom 3, нужно переключить версию процесса на 2010, тогда панель Basic вернётся в прежний вид, и Lightroom будет использовать прежние алгоритмы обработки. Прогрессом это никак не назовёшь.

Конвертация фото по умолчанию заметно изменена — у снимка оказываются другие контраст и яркость.

В процессе 2012 исчез движок Brightness — слился с движком Exposure. Теперь это просто Exposure, который работает в целом как старая «Экспозиция», но препятствует отсечке в светах (похоже на прежнюю «Яркость»).

Лучше всего Движки Highlights и Shadows отвечают за перераспределение яркости в светах и тенях. Это развитие алгоритмов Fill Light и Recovery. Действие напоминает тоновую компрессию при создании HDR-снимков. С помощью движков можно усилить локальный контраст и перераспределить тона изображения, вытягивая детали из светов и теней.

Whites служит для установки белой точки (раньше применялся движок Exposure). Blacks — тот же уровень чёрного, что и раньше, только теперь непонятно, где у него ноль…

Заявлено, что переработан алгоритм Clarity, и теперь псевдоповышение локального контраста даёт ещё меньше ореолов.

Изменения в панели Basic глобальны и неоднозначны. Должен накопиться некоторый опыт обработки в новом Lightroom, прежде чем каждый пользователь решит, насколько ему подходят новые инструменты. Впрочем, есть и план «Б»: включить прежнюю версию процесса и обрабатывать фото, как раньше.

Обновление исключительно со знаком плюс — расширение коррекций у «Кисти» и «Градиентного фильтра».

Интересно, что механизм подавления муара появился только в локальных коррекциях. В панели Detail, где настраивается подавление шума, всё по-прежнему — движка Moire там нет.

За счёт усовершенствования инструмента «Кривая» доступны не только нормальная кривая по точкам (она появилась два год назад в Lightroom 3), но и раздельные кривые для каждого RGB-канала!

Профессионалы, безусловно, оценят. Но и в этой бочке мёда не обошлось без ложки дёгтя, знакомого ещё по версии 3. Казалось бы, есть нормальный инструмент «Кривая», но… пользоваться им практически невозможно. Эргономика инструмента стремится к нулю. И главная причина — крошечный размер этой кривой. Перемещать точки попиксельно — то ещё мучение. Двигать их по шагам курсорными клавишами нельзя. В результате имеем иллюстрацию к басне «Лиса и виноград».

Ещё одно обновление модуля — инструмент Soft Proofing. Он позволяет приблизительно оценить, как будет выглядеть изображение при печати или выводе на других устройствах. Например, можно посмотреть фото с профилем принтера или в цветовом пространстве sRGB для оценки того, как цвета отобразятся в браузере. Показывается и наличие цветов, выходящих за рамки цветового охвата конечного устройства.

Soft Proofing будет востребован профессионалами, работающими на откалиброванном оборудовании и соблюдающими стандарты управления цветом. Раньше для такой проверки приходилось устанавливать дополнительные плагины или обращаться к Photoshop.

 Soft Proofing: синим и фиолетовым цветами отмечены области, превышающие цветовой охват монитора и принтера

Map (Карта)

В модуль встроен сервис Google Map, на карте которого и располагаются снимки. Если файлы содержат координаты GPS, то снимки размещаются на карте автоматически. Простое и элегантное решение наверняка вызовет восторг у путешествующих фотографов. Поддерживается загрузка GPS-треков для их синхронизации с фото и создание собственных мест для быстрого поиска, фильтрации и упорядочивания снимков по этим местам.

Новый модуль Map служит для географической систематизации снимков с помощью карты и GPS-координат

Book (Книга)

Абсолютное новшество, предназначенное для создания фотокниг на основе предустановленных шаблонов. Всё происходит чрезвычайно просто и быстро. Модуль ориентирован на издательство Blurb и его шаблоны. После создания книги можно сразу отправить её на печать в Blurb, стоимость заказа отображается тут же. Если душа не лежит к этому сервису, можно создать фотокнигу в виде PDF-файла и напечатать где угодно.

Модули Slideshow, Print и Web не претерпели заметных изменений. И если к двум последним претензий нет, то в Slideshow возможностей маловато. Например, хотелось бы подгонять смену фото под музыку, двигать и масштабировать при показе. Без этих эффектов слайд-шоу выглядит слишком скучно.

Модуль Book оставляет самые приятные впечатления — просто, удобно, красиво. Ради таких вещей и стоило придумать Lightroom. Модуль будет пользоваться популярностью у свадебных фотографов

Заключение

В целом ощущения положительные, хотя местами противоречивые. Это по-прежнему лучшее решение для систематизации и обработки больших объёмов фотографий. Думаю, популярность Lightroom среди профессиональных фотографов и любителей будет только возрастать.

Не понравилась новая политика Adobe по отношению к движкам, задающим настройки по умолчанию. Возможно, это специфика моего рабочего процесса, и для многих других фотографов такая идеология будет удобней.

Кое-что из ожидаемого так и не появилось. Например, распознавание лиц сделало бы систематизацию портретов на порядок легче. Это уже реализовано в Apple Aperture и Google Picasa. Такой инструмент позволил бы автоматически присваивать ключевые слова (имя и фамилию) к фото людей.

Хотелось бы получить официальную и более качественную, чем в Photoshop, локализацию Lightroom на русском языке. Горячие клавиши по-прежнему работают только в английской раскладке, что также не слишком лояльно к неанглоговорящим пользователям.

Adobe уже выпустила релиз-кандидат Lightroom 4.1, в которой исправлено несколько ошибок, закравшихся в новую версию. Всем пользователям рекомендую обновить программу сразу после выхода финальной версии 4.1.
Об авторе: Евгений Булатов – автор сайта vendigo.ru, посвящённого фотографии и обработке снимков в Lightroom и Photoshop.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Cyklos Airspeed 450
     

    Airspeed 450

    Заключение: программируемый универсальный модуль для перфорации и биговки с вакуумным самонакладом. Среди послепечатного оборудования своего класса выделяется редкой возможностью делать перфорацию для календарей.

     

  • Урок 3: Основы выбора материалов для использования в фотоотверждаемых смесях *
     

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

    Обычно мономеры, которые первоначально имеют низкую вязкость, в составе отверждаемой смеси играют роль реакционноспособной основы и растворителя для фотоинициатора. Необходимое снижение вязкости смеси также может быть достигнуто добавлением мономеров.

     

  • Упаковка в центре внимания *
     

    Оперативная печать упаковки: главная стратегия Komori

    Упаковка составляет часть практически любого продукта на рынке по весьма веским причинам. Она защищает товар на всех этапах перевозки и распространения, а также даёт покупателям информацию о бренде товара и его особенностях в самый ответственный момент — при покупке.

     

  • Diana теперь Easy
     

    Организовав презентацию новейшей фальцевально-склеивающей машины на месте её производства, Masterwork и Heidelberg показали, что произошедшее после формирования альянса перераспределение ролей позволит ему снабжать упаковочные типографии лучшими решениями.

     

  • Печать на Printech и «Росупак»: глоток свежего воздуха
     

    Прошедшая выставка Printech 2017 оказалась весьма подвержена влиянию соседней «Росупак». Впрочем, в данном случае влияние оказалось исключительно позитивным, как и настрой участников и посетителей.

     


comments powered by Disqus