Как развивается полиграфический бизнес Kodak в мире и России?
Каллимор: Мы в Kodak пережили огромный переходный период: в 2001 г. около 90% нашего бизнеса составляли продажи аналоговых продуктов, а сейчас около 85% приходится на цифровые решения. Если посмотреть на ситуацию в большей исторической ретроспективе, то окажется, что первые 100 лет существования компании она фокусировалась на захвате изображений, а сейчас львиная доля доходов приходится на вывод и печать. Поэтому печать — крайне важный бизнес для Kodak. Самая его крупная часть — допечатная (пластины, CTP, программное обеспечение). Кризис 2008 г. существенно повлиял на полиграфический сектор — мы сразу почувствовали это по падению продаж офсетных пластин, прямо указывающему на сокращение количества заказов. Поэтому по итогам 2009 г. общий объём продаж оказался ниже 2008 г. Но уже в 2010 г. нам удалось вернуться на предкризисный уровень, а в текущем году мы ожидаем рост.
Однако география распределения продаж изменилась. Хотя в Западной Европе продажи восстанавливаются, но не очень уверенно. Гораздо активнее растут развивающиеся рынки, поэтому стало заметно перераспределение продаж в пользу Восточной Европы, Африки и России.
Калантари: Да, цифры российских продаж говорят о восстановлении, хотя не таком быстром, как в целом для Kodak. В 2010 г. мы ещё не достигли уровня 2008 г., но в этом году видим превышение уровней продаж за аналогичные периоды прошлого, а по итогам надеемся на достижение предкризисных показателей. При этом заметны изменения в структуре продаж за счёт того, что мы сфокусировались на определённых направлениях. Речь идёт о решениях в области цифровой печати (Nexpress и Prosper) и упаковки (новейшие решения — Flexcel NX и специализированное ПО — отлично восприняты рынком). Кроме того, надеемся увеличить продажи пластин за счёт оживления рынка в целом и увеличения своей доли на нём за счёт долей конкурентов.
Каллимор: Kodak фокусируется на четырёх направлениях. Первое — потребительский фотобизнес, включая очень хорошо продающиеся настольные струйные принтеры, благодаря очень выгодному предложению относительно конкурентов. Они предлагают дешёвые принтеры и дорогие чернила, а наши принтеры чуть дороже, зато чернила намного дешевле. И рынок реагирует: мы уже заняли второе место в Великобритании, хотя вышли на этот рынок на 20 лет позже других. Второе направление — ПО. Это Prinergy и другие системы управления рабочими потоками. Третье — упаковочные решения. Четвёртое — цифровая печать (струйные системы Prosper и др.). Именно по этим направлениям ожидаем наибольшего роста в этом году — более чем на 40%. И в Европе ситуация именно такова.
Калантари: В России у Kodak приоритеты во многом такие же. Мы инвестировали в развитие: в компании работает больше людей. Ещё одно направление, где надеемся на рост, — цифровая печать фотографий на мини-лабораториях KODAK Adaptive Picture Exchange (APEX). Системы APEX работают по принципу термосублимационной печати, не требуют подачи воды и химических реактивов. Они экологически чистые и могут устанавливаться в любых помещениях. Ожидаем роста продаж фоторамок, цифровых фото- и видеокамер.
Похоже, продажи Kodak Prosper 5000XL не так успешны, как ожидалось. Если это так, в чём причина?
Каллимор: Я думаю, Вы ошибаетесь. Одна из проблем вывода на рынок любой принципиально новой технологии заключается в правильном выборе времени и темпов. Мы очень осторожны при решении этих вопросов. Но уже сейчас выполнили достаточно инсталляций. В Европе мы объявили о трёх инсталляциях Prosper — двух цветных и одной монохромной. У нас есть большой портфель заказов, который в целом обеспечил загрузку производства до конца года. И сейчас мы принимаем заказы с поставкой уже в следующем году. С этой точки зрения всё идёт исключительно хорошо.
Вызов при реализации проекта Prosper заключался в том, чтобы добиться оптимальной работоспособности всех компонентов решения, включая финишные линии и систему управления рабочими потоками. Решение должно обеспечивать подготовку и печать переменных данных на полной скорости.
Мы решили, что сначала ограничим общее количество инсталляций. На них мы должны убедиться, что все компоненты работают безукоризненно, включая финишные системы от Muller Martini и Hunkeler. Уже сейчас уверенно заявляем, что решение для книжной печати на базе монохромной ЦПМ Prosper 1000 полностью работоспособно в условиях реального коммерческого производства у заказчика — французской Sagim.
Мы идём от одного приложения к другому, тестируя и отлаживая их у относительно ограниченного числа заказчиков. При внедрении добиваемся идеальной совместимости всех компонентов. И только после этого будем расширять круг клиентов.
Строго говоря, мы несколько запоздали с выходом на рынок, если отталкиваться от планов, объявленных в момент представления технологии на Drupa-2008. Но сейчас вышли на рынок и набрали больше заказов, чем способны выполнить до конца года. Темпы инсталляций очень хорошие. Я не могу объявить точные цифры, но Вас бы удивило, насколько они велики. В Европе их меньше, чем в остальных частях мира. В Европе у нас хорошие продажи других ЦПМ, поэтому стараемся балансировать текущие производственные мощности у заказчиков.
Калантари: У нас сейчас два продукта, поставки которых выполняются по принципу «распределения», а не обычных продаж. То есть нам приходится решать, какому заказчику делать поставку раньше. Один продукт — Prosper, второй — широкоформатные CTP для флексографской печати Flexcel NX Wide.
Успех продукта порой имеет оборотную сторону. Казалось бы, это здорово, когда люди хотят купить твоё решение. Но спрос может оказаться настолько велик, что производитель вынужден ограничивать объём поставок. И тогда приходится решать, кто именно получит продукт первым.
Сравните себестоимость печати одной цветной полосы А4 на Prosper 5000XL и конкурирующем решении из серии HP Wen Inkjet Press?
Каллимор: Прямое сравнение сделать очень трудно. Это зависит от процента заполнения полосы, типа бумаги, конкретных приложений и т. п. Но можно дать определённые ориентиры. У нас уже есть успешный опыт печати газет для туристов на островах Кипр и Мальта. Там используется Kodak Versamark VL. И по нашим оценкам, цена на страницу, в сравнении с конкурирующими решениями, более привлекательна. Мы уверены, что за счёт более высокой производительности Prosper (а отдача на инвестиции — один из важных компонентов себестоимости) цена за единицу печатной продукции на нём будет ещё более конкурентной. Мы заявляем, что в результате развития технологии нам удалось занять очень хорошую позицию с точки зрения себестоимости печати.
Более того, для нас гораздо важнее вопрос экономического превосходства относительно офсетной технологии. Наш ориентир — не цифровые решения конкурентов, а 70 триллионов страниц, которые печатаются каждый год. И только менее 0,5 триллиона из них сейчас печатаются цифровым способом. Удвоить это число — это уже очень большой бизнес. А достигнув этого рубежа, мы будет стремиться к 2, 3, 5 трлн… У нас есть дорожная карта на будущее: в ней заданы ориентиры, позволяющие запланировать расширение выпуска печатных машин, головок и чернил, повышение эффективности производства. Чем больше масштаб производства, тем дешевле обходится выпуск оборудования и чернил. Мы постараемся транслировать клиентам эту разницу, чтобы они стали более конкурентоспособны. Постепенно всё большую долю из 70 трлн страниц будет экономически выгоднее печатать «цифрой».
Мы считаем, что ценность каждой отпечатанной цифровым способом страницы потенциально выше, чем «обычной». Почему? Потому что её можно персонализировать. Потому что вы всегда может отпечатать специальную версию газеты для Москвы или другого города. Потому что на 300 проданных книг из отпечатанного офсетом тиража в 3000 штук 2700 остаются пылиться на складах. Значит, вы можете печатать книг столько, сколько нужно сейчас. И допечатывать тиражи с теми же затратами. И упаковку вы можете печатать с уникальным штрих-кодом и строить на этом промо-кампанию. И т. д., и т. п.
Со временем наши цифровые технологии печати будут всё больше конкурировать с офсетом. И отдача от маркетинговых инвестиций в «цифровые» страницы будет иметь всё большую ценность по сравнению с «обычными». По нашим ожиданиям, в ближайшие несколько лет очень значительная часть от 70 трлн страниц мигрирует в «цифру».
Добавлю, что, помимо ЦПМ, технология Prosper реализована нами в виде модулей с печатающими головками Stream, которыми можно модернизировать офсетные машины, превращая их в гибридные. Это ещё один важный шаг в переходе от аналоговой к цифровой печати. Типографии смогут защитить свои инвестиции в офсетное оборудование, продлив срок его службы, и одновременно расширить спектр услуг. И в этом секторе мы видим огромный рост в текущем году. Особенно успешно подобные решения работают в упаковочных и газетных типографиях. Цифровые модули позволяют персонализировать продукцию и рекламные объявления. Ведь полиграфия испытывает мощное давление со стороны более динамичных медиа — интернета, мобильных устройств, подобных iPad. А возможность впечатывания цифровым способом дополнительной информации в офсетные оттиски придаёт продукции более интерактивный и динамичный вид.
Уверен, что эта тема будет одной из ведущих на Drupa-2012. Если прошлая выставка стала своеобразным заявлением «Струйная печать идёт», то предстоящая должна заявить: «Цифровая печать пришла». Я ожидаю, что тональность вопросов посетителей изменится. Вместо «можно ли сделать это цифровым способом и сколько это будет стоить?» они будут спрашивать: «Я знаю, что могу печатать книги на Prosper, зачем мне делать это другим способом?» Или: «Если я могу печатать прямую рассылку на ЦПМ, могу ли себе позволить делать это иначе?» И количество приложений, которые эффективнее всего реализовывать «цифрой», будет только расти. И решения от Kodak будут шаг за шагом расширять этот перечень.
Первая инсталляция Prosper в России состоится в текущем году?
Калантари: Да, мы планируем это и работаем над тем, чтобы проект состоялся.
С 2005 г. мы изучаем рынок CTP в России и знаем, что сейчас доля Kodak составляет около 28%. Это типичная ситуация для Kodak в мире? В каких странах ваша доля выше?
Каллимор: Эта доля немного меняется от года к году. И у нас действительно есть рынки, где доля выше. Например, в Германии. Поэтому мы уверены, что есть потенциал для роста. В целом, учитывая портфолио наших продуктов и приобретений, будет справедливо говорить о лидерстве Kodak на рынке CTP. Надеемся, оно продолжится. А по мере стабилизации этого рынка, который уже является очень зрелым, наша доля будет расти.
В последние годы фокус внимания поставщиков на допечатном рынке смещается от устройств CTP к пластинам. Оцените положение Kodak на этом рынке. Каковы его тенденции?
Каллимор: К сожалению, мы не даём оценки своей доли рынка. Можно ли говорить, что пластины важнее устройств? Нет. Это решение, каждая его часть одинаково важна. Ценность для заказчика — в результате, который получается, если с помощью устройства из пластины изготавливается форма. Поэтому нас не устроит нарушение баланса продаж в пользу CTP или пластин. Это будет индикатором нашей неспособности поставлять решения и убеждать заказчиков в их ценности.
Если полагаться на ваши цифры по CTP, то наша доля по пластинам несколько выше, но в целом баланс соблюдён. Конечно, когда нам удаётся убеждать переходить на наши пластины пользователей CTP других производителей, это не может не радовать. Но, в конечном итоге, решающее преимущество получают владельцы решений от Kodak. Это ведь не только CTP и пластины, но и системы управления рабочими потоками, передовое растрирование. Комплексное решение обеспечивает значительную экономию — от минимизации брака на всех этапах до сокращения расходов химии.
Калантари: Говоря о тенденциях на рынке пластин, я подчеркну: здесь наш подход ничем не отличается от других рынков. Прежде чем начинать разработку нового продукта, мы изучаем реальные потребности заказчиков. На Ipex-2010 мы представили новые пластины. Но это только самые свежие продукты в постоянной цепочке инноваций.
Каллимор: Общая тенденция очевидна — обрабатывать пластины становится проще, они всё менее зависимы от нагрева и химии, на них тратится меньше энергии. Но остаётся компромисс: да, можно получить более экологичную пластину, которая вообще не нуждается в последующей обработке, но она будет немного дороже и медленнее. Если для вас важнее максимальная тиражестойкость и минимальная цена, подойдёт другой продукт. Имея полное портфолио пластин, мы способны удовлетворить любые потребности клиентов.
Какой будет экспозиция Kodak на «Полиграфинтер-2011»?
Каллимор: Мы представим все направления, разделив стенд на зоны: допечатную (CTP, пластины, системы управления рабочими потоками), упаковочную (Flexcel NX), цифровой печати. Постараемся, чтобы все решения работали, а посетители знакомились с образцами продукции.
Калантари: Хочу обратить особое внимание на наши упаковочные решения. Это стабильно и быстро растущее направление. Его развитие не останавливалось и в кризис. Население растёт, а вместе с ним растёт и потребление продуктов. Все они нуждаются в упаковке. И именно в этой области у Kodak есть совершенно фантастические решения, «убийственные» для наших конкурентов.