101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Adobe Digital Publishing Suite: цифровые издания - это просто!

  • Михаил Борисов
  • 26 мая 2011 г.
  • 6624

В удивительное время мы живём! На наших глазах возникают такие возможности, которые раньше даже и представить было трудно. Особенно в области мобильных устройств: кто бы рискнул предположить, что можно будет, отдыхая на природе, выбрать любой журнал вне зависимости от места выпуска, быстро скачать и с комфортом просмотреть на достаточно большом экране… Однако подобная простота обманчива: кроме самого мобильного устройства, нужна развитая инфраструктура, которая бы занималась техническими вопросами. Ведь именно благодаря слаженной работе всех её звеньев создаётся эта самая лёгкость. К счастью, сейчас такие проекты активно развиваются усилиями нескольких компаний (Adobe Systems, EastMedia, Quark, Woodwing), среди которых наибольший вес имеет первая.

Adobe и раньше задавала тон в издательском сегменте. Но в последнее время, учитывая непреходящий интерес к планшетным устройствам, решила выделить все свои решения, так или иначе касающиеся доставки изданий на мобильные устройства через интернет, в отдельный программный комплекс — Digital Publishing Suite. Чтобы охватить как можно большую аудиторию, компания предлагает его в двух вариантах: Enterprise и Proffesional. Новый продукт предназначен для издателей, производящих цифровые газеты и журналы для современных планшетных устройств Apple iPad и iPad2, RIM Playbook, на базе Android, таких как Motorola Xoom, Samsung Galaxy Tab. Он позволяет создавать цифровые издания, оптимизировать их наполнение, распространять и решать финансовые вопросы между всеми вовлечёнными сторонами.

Уже первый опыт распространения журналов показал: новая ниша прекрасно подходит издателям (рост читателей, комиссионные сборы за каждую покупку, совершённую со страниц журнала), рекламодателям (новая площадка для продвижения бренда, увеличение способов воздействия и, соответственно, рост продаж, аналитика откликов на рекламу) и читателям (получение исчерпывающей информации по заинтересовавшему вопросу через механизм ссылок, непрерывность устоявшегося психоэмоционального контакта с любимым изданием, более разнообразные содержание и опыт чтения, а точнее — игры с изданием).

Это не попытка выдать желаемое за действительное: статистика за прошедший год красноречиво свидетельствует о положительном восприятии новых форм подачи материала, причём в 70% случаев читатели активно отреагировали на интерактивную составляющую рекламных блоков. Конечно, это обусловлено в основном новизной ощущений (после взрыва интереса к первым выпускам следовал ожидаемый спад), но вряд ли кто-то станет оспаривать притягательность в процессе чтения аудио/видеосопровождения.

 

Работая в InDesign, дизайнеры смогут создавать интерактивные элементы, не прибегая к программированию. В стандартном наборе – масса объектов, свои расширения уже предлагают сторонние разработчики

Принципиальный момент для издателей: новая парадигма позволяет изданиям сохранить узнаваемость, поскольку значительно большие, по сравнению с традиционными, размеры экрана планшетных устройств позволяют отображать вёрстку, как она была задумана, без всяких компромиссов. С учётом существующего на раскладках разнообразия и жёсткой конкуренции среди журналов, использование новых каналов сбыта — прекрасное подспорье основной схеме распространения. Активно принимающие современные тенденции издатели заявили о 15% росте подписки — немало для первых шагов!

Пакет Adobe Digital Publishing Suite работает в тесной связке с Adobe Creative Suite 5, особенно с CS 5.5, и предоставляет сервисы, инструменты и технологии для создания, тестирования конечного результата (Production Service); аналитики, оптимизации как следствие анализа контента (Analitycs Service); публикации непосредственно из InDesign CS5.5 или CS5 и продажи потребителю цифровых публикаций под брендом издателя (Distribition service). Компонент E-commerce Service поддерживает дистрибуцию через площадки по продаже приложений для мобильных устройств и агрегаторов контента.

Рассмотрим технологию использования Digital Publishing Suite. Сначала в InDesign (подробнее: Publish № 3, 2011, с. 31; http://www.publish.ru/publish/2011/03/18276653/) создаются два варианта издания — в альбомной и портретной ориентации, поскольку устройства выбирают наиболее подходящую на данный момент. Сам пакет вёрстки в Digital Publishing Suite не входит, поэтому необходимый вариант Creative Suite придётся купить (если это ещё не сделано). В InDesign предусмотрены базовые инструменты, дополняющие статическое содержимое интерактивностью (поддержка кнопок, гиперссылок, анимации). Затем вёрстку прогоняют через DPS Folio Builder — упаковщик содержимого в специальный формат .folio (ранее — .issue). Предварительный результат оценивают в Content Viewer (специальное ПО, в котором учитываются особенности отображения страниц на экранах всех поддерживаемых устройств). Это существенно облегчает тестирование готового издания.

Несколько основных моментов при создании электронной публикации. Первый — вёрстка альбомной ориентации. Это достаточно большой кусок работы, сравнимый по трудозатратам с созданием традиционной версии. Второй — подача рекламы. В принципе, здесь картина аналогична бумажным версиям — рекламодатель предоставляет материалы оговоренного размера, которые размещаются в тех или иных рубриках. Однако нужно учитывать, что использование Flash не поощряется Apple, поэтому желательно обходиться средствами HTML5. Рассмотрим подробнее каждую составляющую пакета.

Production Service

Основной компонент сервиса — ПО FOLIO Producer (в финальной версии это дополнительная панель InDesign, а также веб-сервис по управлению Folio), позволяющая создавать интерактивные веб-приложения с использованием Flash. Одна из первоочередных его задач — помощь в формировании публикации. В этом смысле его можно рассматривать и как менеджер ресурсов (причём не обязательно текстовых — в отдельной панели размещены инструменты управления видео- и аудиоконтентом). Тут же можно получить исчерпывающую информацию о состоянии дел с рекламой и расставлять её по выпуску.

Что касается мультимедийной составляющей, то это хорошо известные эффекты (Overlay Creator).

Как любой приличный менеджер ресурсов, FOLIO Producer обладает развитыми возможностями глобального управления, для чего поддерживает механизм внедрения метаданных. Например, очень удобно дополнять статью её описанием, которое потом помогает ориентироваться (особенно если издание объёмное) в специальной программе для просмотра Content Viewer.

Она служит для нескольких целей. Первая — тестирование интерактивных компонентов. Особенно её роль возрастает с расширением ряда поддерживаемых устройств, поскольку позволяет непосредственно оценить результат отображения интерактивного блока не только на том или ином устройстве и принять меры для исправления некорректной ситуации, но и оценить результат отображения в разных средах — в PDF и HTML5 (поддержка последнего продиктована исключительно нежеланием потерять пользователей iPad). И если создание PDF для распространения через Zinio или PressReader занимало всего несколько минут, то для HTML5 времени потребуется больше. С учётом ближайших планов Adobe (экспансия на рынок мобильных телефонов под управлением Android, а также Windows 7 и iPhone) роль просмотрщика трудно переоценить. Второе предназначение Content Viewer — визуальная оценка каждой публикации и всего номера, проверка расположения рекламных блоков.

Следующий шаг после всесторонней проверки — конвертация публикации в кросс-платформенный формат, после чего она полностью готова к публикации.

FOLIO Builder станет
мастерской для создателей планшетных изданий

Distribution Service

Сервис дистрибуции отвечает за безопасное хранение, хостинг и доставку цифрового контента на планшетные устройства и ПК. Издатели могут управлять контентом из панели управления библиотекой, в т. ч. редактировать метаданные материалов, архивировать и оповещать читателей средствами Content Viewer о выходе в свет нового номера журнала. В зависимости от версии Adobe DPS издателю придётся раскошелиться минимум на 500 долл. в месяц (абонентская плата за пользование платформой, не зависящая от количества изданий в компании) плюс 12–22 цента за экземпляр (в зависимости от количества скачиваний). Подробности – во врезке «Читать? Смотреть? Играть!».

Сервис E-commerce предусматривает гибкие модели оплаты и стимулирования сбыта, продавая контент непосредственно пользователям, через собственные платформы или ведущие площадки по продаже мобильного контента, в т. ч. Blackberry App World, Android Market, Google Apps Marketplace или Apple App Store. Их услуги отнюдь не бесплатны и могут достигать 30% отпускной стоимости издания, как в случае с Apple.

Предполагается, что издатели смогут создавать высокоэффективные программы стимулирования сбыта, например, продавая контент одновременно в печатном и электронном виде, и обеспечивать покупку контента из своего магазина приложений. Поддержка продаж непосредственно через издательство (только для версии Enterprise) обеспечивает взаимную совместимость и позволяет читателям покупать контент лишь один раз, чтобы работать с ним на настольном компьютере или мобильных устройствах.

Пакет поддерживает разные модели оплаты (свободное распространение, приобретение отдельных номеров), подписки Apple App Store с использованием собственного издательского сервера управления правами, а также Google One Pass.

Analytics Service

Значительный интерес в плане продвижения рекламы представляет аналитическое ПО SiteCatalyst, позволяя продвигать товары и услуги на принципиально новом уровне, учитывая персональные предпочтения владельца мобильного устройства. Фактически читатель попадает под колпак маркетинговых служб — автоматически отслеживается, на что он больше обращает внимание, какая тематика ему ближе, фиксируется его социальная активность и т. п. Со временем досье оформится в исчерпывающее исследование его предпочтений и наклонностей, на основании которого можно строить программы продвижения товаров и услуг.

Издатели получают доступ к этой информации непосредственно через веб-интерфейс. Аналитические данные о профиле пользователя — хорошее дополнение к традиционным методам работы в точках продаж — позволят издателям лучше понимать потребности отдельных подписчиков. Кроме того, издатели могут увидеть ключевые данные об эффективности рекламы и о подписчиках, в т. ч. общее количество просмотров рекламы, загрузок номера, сведения о продажах и использовании интерактивного контента. В базовой конфигурации доступна лишь минимальная информация, система поисково-аналитических отчётов доступна за отдельную плату. Дополнительные панели инструментов и отчёты настраиваются с учётом бизнес-задач каждого издателя.

Выводы

С выходом специализированного пакета программ Adobe становится ведущим игроком на рынке ПО для распространения издательской продукции на планшетных устройствах. Конкуренты из Woodwing оттесняются на задний план — в первую очередь из-за того, что экономически целесообразнее приобрести Adobe Creative Suite, чем Woodwing Enterprise, рассчитанную на весьма крупные издательства. Кроме того, не стоит недооценивать значение экосистемы: рекламные агенства, фрилансеры и др. смогут создавать Folio-файлы из InDesign CS 5.5 и передавать их в издательства, которые будут использовать инструменты DPS для дистрибуции контента.

Можно уверенно прогнозировать рост количества решений, реализованных как плагин-модули для InDesign, которые будут решать узкоспециализированные задачи: ведь новое направление — это всегда новые возможности, особенно если учесть, что ему нет ещё и года. Единственный вопрос — цена, ведь монополизм никогда ни к чему хорошему не приводил.

Что касается не-планшетов, то на них сильны позиции PDF-ориентированных решений, и поскольку в этом сегменте конкуренция жёсткая, то и стоимость ведения бизнеса меньше. Хотя не стоит забывать и об их очевидных недостатках (размер экрана и пр.). Но в любом случае у издательской отрасли интереснейшее будущее — поэтому с нетерпением ждём очередных новостей от Adobe!


Читать? Смотреть? Играть!

Время неумолимо — не сразу для всех, но заканчивается тестовый период работы с инструментарием от Adobe Systems для создания планшетных изданий. 19 апреля российское представительство Adobe, компания «Терем-Медиа» (официальный партнёр решений Adobe Digital Publishing Suite, DPS) и ГИПП провели в Москве практический семинар по цифровому паблишингу, на котором постарались дать ответы на главные вопросы: «что, когда и почём?». Мероприятие вызвало большой интерес у издателей — зал семинаров гостиницы «Катерина» был заполнен. Присутствовали, в основном, руководители производственных отделов и ИТ-служб — именно им придётся воплощать электронные издания на практике.

Открыл мероприятие представитель Adobe Europe Андреас Хольстрём, рассказав о мировом и европейском опыте подготовки планшетных изданий с помощью инструментария его компании ещё до официального выпуска коммерческой версии. Говоря о средствах, доставшихся Adobe от приобретённой ранее Omniture, отметил гибкую и всеобъёмлющую аналитику, позволяющую детально оценивать реакции целевой аудитории на электронные издания и рекламу в них. По состоянию на апрель с помощью Adobe DPS создано более 240 изданий, средний темп прироста — около десятка названий в месяц…

В Adobe надеются, что с выходом коммерческой версии DPS Professional и пакета Creative Suite 5.5 темп развития этого рынка существенно возрастёт. Но после 3 мая (день закрытия программы доступа к prerelease для новых пользователей) издателям придётся постепенно вступать с Adobe в полномасштабные денежные отношения. Подробности раскрыл коммерческий директор «Терем-Медиа» Михаил Рихирев. Модель привязывается к ожидаемому тиражу распространения — чем он больше, тем дешевле доставка одного экземпляра. Покупателям DPS Professional придётся выложить 496 долл. в месяц за ПО плюс по 0,22 долл. за каждый экземпляр для распространения до 25 000 экз. Оплата предполагается сразу за год вперёд за пакет и распространение, поэтому минимальная стоимость «входного билета» составит 5940 долл. плюс затраты на Fullfilment (хостинг изданий на серверах Adobe и гарантированная доставка объёмных — сотни мегабайт — изданий для планшетов) с НДС — 6490 долл., а также оплата аккаунта разработчика Apple (необходим для размещения киоска в App Store) — 99 долл. Итого: 12 530 долл. И с каждой продажи (если издание будет платным) в App Store ещё 30% берёт себе Apple. Скорее всего потребуется и обучение. Минимальная цена стандартного пакета от «Терем-Медиа» — 95 000 руб. (24 часа работы специалиста). Предлагаются и расширенные опции по внедрению и обучению, вплоть до создания планшетного издания под ключ. Будут предложены и различные уровни поддержки — от ответов через веб до приезда специалиста.

Т. Алейников (слева, рядом М. Шубин) провёл технологическую презентацию HTML Stacker и поразил собравшихся лёгкостью создания эффектов. Например, Scratch (на правом фото) позволяет реализовать на экране стирание скрэтч-панели

Среди приятных сторон — сколько бы изданий вы не собирались выпускать, на всё издательство потребуется только одна лицензия на DPS. При увеличении тиражей (успешных скачиваний) цена уменьшается. Градации такие: до 250 000 — 0,15 долл.; 500 000 — 0,12 долл., 1 млн — 0,08 долл., 5 млн — 0,06 долл. Последние две предусматриваются только для владельцев DPS Enterprise Edition, а ежемесячная цена за этот пакет уже 3995 долл.

Понятно, что при таких ценах выпуск планшетных изданий на платформе Adobe пока могут себе позволить только крупные и средние издательства. Издателям, выпускающим один или несколько небольших журналов, объявленные цены недоступны. Но таковы сегодняшние реалии — технология модная и недешёвая в осуществлении. Чего только стоит хостинг и доставка сотен мегабайт в любую точку мира — и это каждый экземпляр. Тем не менее, можно не сомневаться, что первопроходцы в ближайшее время купят DPS и продолжат столбить пока ещё не самую обжитую, но крайне перспективную площадку.

Помимо 3 мая (также и день выпуска программы Viewer Builder 1.0), есть ещё две ключевые даты. 6 июня закрывается бесплатная загрузка новых киосков и выпусков в них. 3 августа прекратится бесплатное создание файлов folio. С мая Adobe переходит на ежемесячный выпуск обновлений DPS (так называемых drop). В ближайшее время будет реализована поддержка платформы RIM, платежи внутри киосков, их настройка для iOS и пр.

Помимо Adobe DPS, у «Терем-Медиа» есть и собственные наработки, расширяющие функционал планшетных изданий. На основе технологии 505K компания создала пакет HTML Stacker — набор расширений для InDesign. С их помощью прямо в InDesign и без программирования верстальщики смогут создавать интерактивные эффекты, недоступные штатным инструментам, а затем экспортировать их в виде кода HTML5 для внедрения в файлы folio. О возможностях HTML Stacker рассказал ведущий разработчик «Терем-Медиа» Тимур Алейников. Среди эффектов — scratch, drag-n-drop, анимация средствами CSS, гравитация и пр. Реализуются сценарии взаимодействия с пользователями с помощью JavaScript, включая динамическое переформатирование многоколоночного текста.

Говоря о перспективах реализации планшетных изданий, Михаил Шубин из «Терем-Медиа» подчеркнул, что это совершенно новый носитель. И читатели реагируют на него иначе, чем на привычные бумажные журналы: «Если бумажные газеты читают, журналы смотрят, то в планшетные издания играют».

Продолжая эту мысль, я бы заключил: к перспективам электронных издательских форматов можно относиться по-разному, категорически нельзя делать только одно — не замечать явления и никак на него не реагировать. А среди инструментов для этого рынка Adobe DPS, безусловно, заслуживает самого пристального внимания. — И. Терентьев

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Стерео/варио для начинающих

В попытках привлечь внимание потребителя создатели печатных продуктов, особенно рекламных, всё чаще экспериментируют с необычными визуальными формами. Одна из них, известная ещё с 80-х годов прошлого века по "переливающимся" календарикам, обязана своим су



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26