2011.04.29, Автор: Дмитрий Старцев4565 прочтений

Просто, быстро, дёшево

Теги: Специальный обзор Publish

Цифровые дупликаторы позволяют отпечатать тиражи от десятков до нескольких тысяч экземпляров, когда самое важное - низкая цена оттиска, а требования к качеству уступают оперативности. Статья посвящена новинкам и тенденциям в этом секторе рынка.

Трудности перевода

Рынок так и не определился с названием. Ризограф — самое популярное в России, как risograph — в англоязычном мире. В поисковой выдаче «Яндекса» по этому слову лидирует ссылка на статью «Дупликатор» в «Википедии». То есть почти синонимы. Так и пишут через черточку: «ризограф/дупликатор» или «цифровой дупликатор», реже — «копи-принтер». Понимают под этим копировальный аппарат для оперативного выпуска одно- или многоцветной печатной продукции (бланков, информационных листов, конвертов, малоформатных газет и т. п.) тиражами от десятков до тысяч экземпляров. Дупликатор задействуют, когда слишком дорого и трудоёмко применение копировального аппарата, а офсет оказывается нерентабельным и долгим.

Внешне дупликатор мало отличается от обычного копировального аппарата. Размер и форма практически те же: сверху — протяжной или планшетный сканер, иногда с устройством автоподачи оригиналов (хотя можно купить и модель без сканеров – только с цифровым интерфейсом), панель управления с большой кнопкой «Старт». Самое заметное внешнее отличие — лоток подачи бумаги не снизу, а сбоку. Работа с аппаратом также напоминает копирование: на стекло кладётся оригинал, выбирается количество копий и… поехали. Немного погодя аппарат начинает выдавать копии нужного документа с приличной скоростью 120–180 стр./мин.

Рынок

Duplo DP-U550Сейчас на нашем рынке есть дупликаторы трёх производителей: Duplo, Ricoh и RISO. Во владении Ricoh три бренда, под которыми поставляются её устройства: Nashuatec, Rex-Rotary и Gestetner (NRG). Числовые индексы моделей идентичны, как и технические характеристики. Канал продвижения NRG сужается. «Если раньше у каждой марки был свой канал, теперь все продаются через один офис, — говорит Дмитрий Зайцев, коммерческий директор "КопиЛайн". — Но планов совсем отказаться от этих марок у Ricoh, по-видимому, нет». Спрос на дупликаторы в Европе снижается в последние годы — рынок насыщен, теперь впереди только падение продаж. Руководитель отдела маркетинга московского представительства RISO Галина Зикеева считает, что в России такая ситуация возникнет только через несколько лет: «Конечно, после кризиса был серьёзный спад и мы ещё не достигли докризисного уровня. Но, судя по темпам роста продаж Riso этого года, о насыщении рынка говорить еще рано и спрос на наши аппараты ещё будет расти». По мнению Алексея Лебедева, начальника отдела маркетинга и рекламы «Нисса Дистрибуция», сейчас наблюдается насыщение рынка этими устройствами: «Если говорить о сегментах рынка, то львиная доля (60-70%) принадлежит предприятиям коммерческим — оперативной полиграфии (те, кто делает оттиски на продажу), на втором месте (25%) учебные заведения (в основном высшие)».

Ricoh Priport DX 2430Школы занимают существенно меньшую долю, этим мы сильно отличается от Запада. В Японии, Евросоюзе и США ситуация диаметрально противоположная — 70-80% принадлежит учебным заведениям (в первую очередь среднему звену системы образования). Зикеева подтверждает: «Традиционно большой и устойчивый сегмент — образование, в основном — высшее, в меньшей степени — среднее. Колебания тут небольшие (18-24%). В Японии сегмент школ огромен — на него приходится основная доля всех продаж дупликаторов. Там нет школы, в которой бы не стоял дупликатор».

За прошедшие 2 года в России наметилась тенденция роста доли учебных заведений в продажах. Практически каждый вуз имеет дупликатор, а то и не один. «Возможно, дойдёт до того, что школы будут оснащаться мини-типографскими комплексами», — предполагает Лебедев.

«Есть стабильный спрос на подобную технику, который традиционно увеличивался к выборам, сейчас такие всплески стали меньше. А вот роста не заметно», — констатирует Зайцев. Небольшой, но хороший сегмент — производственные предприятия. Они используют машины для печати документации к своей продукции. Устойчивый спрос на дупликаторы и у медицинских учреждений.

Лебедев отмечает переход с машин формата А4 на А3: «Раньше было достаточно небольшого формата печати, а сейчас из экономических соображений переходят на больший. Себестоимость отпечатка ниже с учётом перевода всего оборудования на А3». В условиях жёсткой конкуренции среди предприятий оперативной полиграфии разница оказалась существенной: каждый сэкономленный цент имеет значение.

RISO RZ1070Зайцев не соглашается: «Машин А4 в штуках продаётся больше, и самые дешёвые продаются традиционно лучше. Если даже большие компании покупают машины для своих небольших представительств, то берут самое дешёвое».

Сам спрос на дупликаторы для рынка оперативной полиграфии не изменился. Предыдущие год-два были не самыми удачными для начала нового бизнеса, а существующие временно прекратили инвестиции в оборудование. Ситуация последних кризисных лет позволила приобретать не новую, но в хорошем состоянии офсетную технику буквально по цене дупликатора. Это угроза сегменту дупликаторов сверху. Но не следует забывать, что обслуживание офсетного оборудования требует большей квалификации персонала, а также дополнительных затрат и площадей на создание формного участка или организации вывода «на стороне».

«Снизу» дупликаторы поджимают копиры, работающие на струйной или электрофотографиеской технологии — цена их копии год от года снижается. А это значит, для дупликаторов сегмент сужается. И с каждым годом себестоимость печати таких чёрно-белых устройств будет всё ниже и ниже. Но пока, что касается тиражей 50–1500 отт — это епархия дупликаторов. «Рынок дупликаторов жив и, по моим прогнозам, будет жить в России лет восемь», — оптимистичен Лебедев. Буквально то же говорит Зикеева: «Дупликаторы у нас и в странах СНГ ожидают отличные перспективы на годы вперёд».

Что внутри

Дупликатор начинает печать с формирования изображения. Его источником служит не только встроенный сканер (есть во всех моделях), но и компьютер, подключённый через специальный интерфейс (редок в стандартной поставке, чаще нужно приобретать отдельно). Информация о подготовленном изображении поступает на контроллер термоголовки, которая прожигает множество (зависит от разрешающей способности модели) небольших отверстий. Получившийся трафарет (мастер-форма или мастер) фиксируется на внешней поверхности красочного барабана из полимерной сетки. Внутрь подаются чернила на водной основе. Барабан вращается со скоростью 1–3 об./с, и с каждым оборотом по его поверхности «прокатывается» по одному бумажному листу. Чернила распределяются по поверхности барабана и попадают на бумагу там, где в мастер-плёнке прожжены отверстия. На выходе — готовый отпечаток. Перед печатью следующего тиража мастер автоматически удаляется с барабана и помещается в бункер для отработанной плёнки, а процесс начинается снова.

Формат печати — основной критерий деления дупликаторов на группы. Производители выделяют три формата: между привычными А4 и А3 ещё один промежуточный B4. Второй критерий классификации — качество печати. Формальный параметр — разрешение, которое определяется двумя факторами: разрешающей способностью термоголовки и шагом хода мастер-плёнки при изготовлении формы. Начальный уровень представлен аппаратами с разрешением 300 dpi. В некоторых аппаратах RISO (EZ370, EZ570) термоголовка со сдвоенными элементами обеспечивает плотность перфорации мастера 600 dpi, при точности позиционирования сдвоенного термоэлемента 300´600 dpi. Макс. разрешение 600 dpi встречается в самых старших моделях всех производителей. Но было бы неправильно оценивать качество печати только по разрешению. Не меньшее значение имеют свойства расходных материалов — плёнки и краски.

А. Лебедев:

Мастер-плёнка похожа на кальку и поставляется в рулонах длиной несколько десятков метров. В ней есть по крайней мере два слоя — влагонепроницаемый (в нём прожигаются отверстия для краски) и пористый (для равномерного её поступления). В дупликаторах, печатающих с разрешением 600 dpi, используется усовершенствованная плёнка с слоем из микропористого материала. Duplo гордится технологией Ultra HDi (ей предшествовала «просто» HDi — High Definition Imaging). Выполненная по ней мастер-плёнка обеспечивает более равномерное распределение чёрнил между волокнами и более плотную основу, что даёт при печати более плавный переход в полутонах. А прочная основа мастер-плёнки позволяет выдерживать объёмные тиражи без потери качества. Впрочем, по утверждению Зикеевой, такая же технология (мастер-плёнка и краска) RISO HD появилась за 4 года до Duplo. Не отстает и Ricoh: аналогичная по свойствам плёнка носит название HQ. В дупликаторах используются краски на основе водорастворимых красителей. Оттиски получаются неводостойкими, зато абсолютно безвредными для человека. Технология Duplo Ultra HDi (краска с высоким содержанием углерода и пигмента) даёт при печати более насыщенный чёрный цвет, а краски экономится до 20%.

Совместимые расходные материалы хорошего качества по цене сравнимы с оригинальными расходными материалами. А расходники, которые прилично дешевле, — безусловно, и значительно хуже. Велик риск поломки машины, что приводит к дополнительным расходам на сервисное обслуживание. Ведь на замену сетки барабана, засорённой некачественной краской, уйдёт кругленькая сумма.

Кто быстрее

RISO KZ 30Номинальная скорость печати мало зависит от класса аппарата. Макс. скорость подавляющего большинства 120–130 отт./мин. Рекордсмен здесь RISO: 150 отт./мин печатает MZ1070, причем двумя цветами одновременно. Аппараты Duplo показывают скорость 150 отт./мин только для формата А4, при печати А3 скорость падает до 130. Непре-
взойдённый рекордсмен RISO 1070 печатает 180 отт./мин, причём скорость не зависит от формата печати. Отличие дупликаторов от принтеров и копировальных аппаратов — независимость скорости от размера отпечатка: за один оборот барабана всегда получается один отпечаток. Во всех аппаратах скорость меняется с определённым шагом: например, у RISO EZ 5700 — от 60 до 130 отт./мин (5 шагов). Чем скорость ниже, тем плотнее изображение — на бумагу сквозь мастер попадает больше краски. Снижается и риск отмарывания оборотной стороны листа — оттиск сохнет чуть дольше в приёмном лотке, перед тем как на него упадёт следующий, — речь о долях секунды, но это работает. Если печатается очень плотное изображение, для предотвращения отмарывания бывает функция печати с холостым оборотом, когда красочный барабан проворачивается без подачи бумаги.

Небольшие задержки в печати происходят из-за недостаточной ёмкости подающих и приёмных лотков. У большинства аппаратов она не превышает 1000 листов, так что загрузку бумаги нужно выполнять каждые несколько минут. Только у Duplo DP-U950 увеличены размеры приёмного и подающего лотков до 3000 листов. Для всех остальных потребуется найти решение третьих фирм.

Компьютерный интерфейс

Важный элемент, позволяющий не только копировать документы, но и печатать с компьютера — качество таких отпечатков значительно выше, чем при копировании. В стандартной комплектации им оснащены далеко не все модели.

Лебедев рассказывает: «7-8 лет назад рынку в основном требовались дупликаторы с функцией копирования. Было важно не столько качество, сколько оперативность: достаточно было возможности создания тиражей с бумажного оригинала. Основные модели дупликаторов шли в стандартной поставке без компьютерного интерфейса. Мы выбрали другой путь — изначально старались привозить модели, оснащённые компьютерным интерфейсом в стандарте. Мы воспитывали рынок, сообщали ему, что лучше и грамотнее печатать через компьютер». Работа через компьютерный интерфейс — один из способов повысить качество печати: в драйвере можно гибко управлять параметрами печати машины.

У RISO есть машина EZ370 в стандартной комплектации без компьютерного интерфейса, и по ней примерно можно судить о потребности клиентов в печати прямо с компьютера. 15-20% покупают к ней интерфейс, 10-15% выбирают EZ570, полный аналог EZ370, но со встроенным интерфейсом. В целом, не более 30% используют интерфейс в моделях формата А3. Но рост есть: лет 5 назад речь шла о 15-20%.

Д. Зайцев:

В продажах Ricoh в этом направлении изменений нет, говорит Зайцев: «Не стали люди покупать больше машин с интерфейсом».

Расходная часть

Ёмкость картриджа с краской 500–1000 мл (в зависимости от модели). Его ресурс (в оттисках) предсказать нелегко — он зависит не только от степени заполнения изображения. Некоторое количество краски будет израсходовано ещё до начала печати — для пропитки пористого слоя плёнки. На этом этапе потребуется 3–5 г краски, в зависимости от формата трафарета (а он зависит только от размера барабана, а не от формата отпечатка). Этого количества хватит на сотню-другую отпечатков с текстом. Расход зависит и от скорости печати (чем выше, тем меньше на каждый оттиск) и температуры (чем выше, тем меньше вязкость красок и больше расход). Сэкономят краску при запуске тиража те же методы, что и для плёнки: надо объединить несколько небольших изображений в одно или использовать барабан меньшего формата.

Г. Зикеева:

Duplo DP-U850+ADFЗатраты зависят от двух параметров: расход плёнки на изготовление формы и её ресурс. Гарантированный ресурс мастер-формы 2–4 тыс. отт. По мере печати её размер изменяется, появляются небольшие разрывы, качество печати падает. Но тираж, который может быть напечатан с мастер-формы, значительно выше — до 10 тыс. отт. в зависимости от множества условий. Например, влияет печатаемое изображение: чем меньше его плотность (чем меньше отверстий в форме), тем больше ресурс формы. На простых изображениях менее заметны дефекты, возникающие из-за износа формы. В связи с этим Зикеева рассказывает историю: «Дипломники МГУП проводили на наших машинах эксперименты — делали 10 тыс. отт. И на таком тираже не смогли построить графика изменения качества оттисков. Пришлось им на одном мастере катать 20 тысяч, чтобы сделать результаты значимыми».

Расход плёнки на одну мастер-форму не зависит от формата отпечатка и определяется только размерами барабана. Поэтому печатать изображение 10´15 см невыгодно, лучше разместить несколько таких на одном листе, а после печати тиража разрезать. Владельцы аппаратов формата А3 сэкономят, приобретя барабан А4 — специально для печати небольших изображений. Впрочем, при стоимости барабана 1000–1500 долл. придётся вывести несколько тысяч тиражей, чтобы его окупить.

Затраты на тираж складываются из двух компонентов. Постоянные затраты на подготовку тиража (на изготовление мастер-формы и пропитку краской), не зависящие от его размера, формата отпечатка и содержания. Переменные затраты (краска для формирования изображения) существенно зависят от плотности заполнения изображения.

Считается, что с 20 экземпляров разумно использовать ризограф. Но максимальная выгода при печати свыше 500 экз. Себестоимость примерно 6 коп./отт. Ближе к 1000 — ближе к 4 коп., а от тысячи и больше — цена уже не меняется.

Новинки

В начале 2010 г. Duplo модифицировала DP-220е, выпустив новую модель цифровых дупликаторов DP-М400 (300´600 dpi) с форматом печати А4, включив её в новую серию Max. Основные усовершенствования коснулись эргономики, механизма печати, краски и мастер-плёнки, изменился дизайн. Особенности — печать на бумаге 297´364 мм и наличие планшетного сканера для бумаги А3. Пару лет назад, благодаря технологии HDi (High Definition imaging), в дупликаторах Duplo DP-S550/J450 удалось поднять качество печати полутоновых изображений, что визуально улучшило оттиски без роста разрешающей способности термоголовки. К 2010 г. технологию усовершенствовали, изменив мастер-плёнку и термоголовки; на основе новой технологии Ultra HDi выпущены модели Duplo DP-U550 Ultra HDi (600´300 dpi) и Duplo DP-U850 Ultra HDi (600´600 dpi).

Duplo DP-U950 Ultra HDi начал выпускаться с декабря 2010 г. взамен DP-460Н. Единственная модель на рынке с пневматической системой подачи листа основана на печатном механизме от Duplo U850 и комплектуется в стандартной поставке компьютерным интерфейсом USB и сканером с обычной крышкой. Пневматическая система позволяет печатать на каландрированной бумаге и следующим цветом без сушки отпечатанного тиража. Не забудем и про уникальную систему работы с бумагой: входной и выходной лотки рассчитаны на 3000 листов.

На всех машинах формата А3 поколения Ultra HDi выходной лоток сконструирован по аэродинамической технологии, что снизило перекосы и замятия листов при высокой скорости печати. За последний год модельный ряд RISO обновился — появились две новые машины высшего уровня и самая простая KZ 30. Эта очень удачная модель предназначена для школ. Младшая в ряду взяла функции от более старших моделей, но осталась в прежней ценовой категории. Успеху способствовал выход в непростые времена, когда все старались экономить. Хотя, по уверению Зикеевой, это всего лишь совпадение.

Не имеющий аналогов двухкрасочный ризограф RISO MZ 970 был заменён на RISO MZ 1070. Зикеева свидетельствует: «Двухкрасочные модели нужны рынку, доля их продаж растёт. Например, их используют для печати газет формата А3. При печати на обычном аппарате тонкую газетную бумагу нужно прогонять через машину четыре раза (на каждый цвет плюс оборот), что увеличивает риск замятий». Внутри два красочных барабана, единый механизм изготовления и подачи мастер-формы перемещается между ними. Скоростная RZ 970 была заменена на RZ 1070. Это старшая модель, у которой конкурентов не было и нет, потому что никто кроме RISO не производит машины, печатающие с разрешением 600´600 dpi на скорости 180 стр./мин. «Три оттиска в секунду, причем А3 формата, делает только ризограф», — гордится Зикеева.

Две топовые модели RISO появились чуть более года назад и уже стали популярны. Это не скачок, а плоды закономерного развития технологии: у машин те же технические характеристики, что и у предшественниц, но расширился функционал, возможности связи с компьютером. Машины соответствуют уровню современной компьютерной техники.

У Ricoh серьёзное обновление линейки было пару лет назад. Именно тогда появился дупликатор с возможностью двухсторонней печати в автоматическом режиме. Ricoh воспользовалась тем, что на барабане дупликатора формата А3 можно одновременно разместить два листа А4. Одна половина барабана печатает «лицо», а другая — «оборот». После чего отпечаток с первой половины (с запечатанной лицевой стороной) переворачивается и подаётся на вторую, а на его место помещается чистый лист. Разумеется, двусторонняя печать возможна только на формате А4. Дополнительное преимуществo — за один оборот барабана Priport DX 4640PD печатает два изображения, скорость вырастает до 240 отт./мин (по два на листе).

Перспективы развития

Ricoh Priport DX 4640PDДовольно туманны в силу хотя бы того, что японские производители никогда не делают предварительных заявлений о разработках и планах по выпуску, только после того, как всё уже свершилось. Со скоростью печати есть определённость: кажется, достигнут максимум, ограничения уже не в аппаратной части, а в запечатываемом материале. Но это и не столь важно, ведь мало кто постоянно использует дупликатор на максимальной скорости: при обычной рабочей загрузке такой необходимости нет.

Но развиваться есть куда, уверен Лебедев: «Я вижу три пути эволюции — увеличение цветности, увеличение формата печати и увеличение разрешающей способности термоголовки». По его словам, в Duplo обещают выпустить что-то эдакое к концу 2011 г., но что — пока не говорят.

А пока впереди RISO: ещё на Ipex-2010 была представлена её машина формата А2 под рабочим названием Mobile Newspaper Printer, к ней в России большой интерес. Оказалось, что есть и большой рынок для печати брошюр тетрадями, хотя изначально машина позиционировалась для печати газет. В России много газет с тиражом 200-500 экз., каждый маленький город хочет иметь настоящую газету. Для таких тиражей совершенно не подходит тяжёлое оборудование, тут нужно простое недорогое устройство вроде дупликатора.

В Россию в прошлом году приезжала большая делегация японцев, изучали рынок, спрос, смотрели, в каком контексте и кем будет использоваться машина формата А2. По результатам исследований были сделаны выводы, работы продолжаются. «К сожалению, не могу сказать, что есть дата вывода устройства на рынок, не ясно, будет ли это вообще. Но мы надеемся, что через какое-то время этот ризограф появится в продаже», — говорит Зикеева. Весь вопрос в том, имеет ли смысл запускать его в массовое производство, оправданное с точки зрения спроса. Европейский рынок будет потреблять его крайне мало, там типографии работают совсем на другом технологическом уровне. Для дупликатора формата А2 просматриваются рынки Африки, Мексики, Турции, России. Многие российские районные типографии оснащены техникой крайне слабо, и вся она очень старая. Для них это спасение: дупликатор очень недорог по сравнению с офсетными машинами, и его с удовольствием купят. Но нужно понимать, что такая машина будет востребована не бесконечно долго. Возможно, цифровые технологии печати предложат недорогую альтернативу в ближайшие годы. p

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • «Малышки» на все руки

    Выбираем универсальное устройство для послепечатной обработки: резки, биговки, перфорации, фальцовки.

    Разумеется, высокоспециализированное и производительное послепечатное оборудование — это хорошо. Но, чтобы оно окупалось, необходимы соответствующие объёмы. А как быть малым типографиям и начинающим предприятиям? Для них имеет смысл рассмотреть вариант универсальных машин, способных выполнять несколько операций.

     

  • Лак лично в руки
    Печатная продукция со сплошным и выборочным лакированием, а также текстурированной поверхностью оказывает на потребителя воздействие, на которое не способны электронные средства коммуникации. А цифровые технологии делают возможными даже персонализированные сообщения… лаком.
  • Опасные «игрушки»
    Пока полиграфисты жалуются на кризис, всё большая доля корпоративной печати выполняется их клиентами (в т. ч. бывшими) самостоятельно: эксплуатация цветных МФУ формата А3 становится проще и дешевле. Нередко их выбирают и начинающие полиграфисты — в условиях небольшой загрузки на старте бизнеса более доступные МФУ бывают предпочтительнее ЦПМ. Не лишние они и для уже устоявшего полиграфического бизнеса — не всякими работами есть смысл загружать «тяжёлую» технику.
  • Лак по требованию
    Цифровые оттиски нередко нуждаются в лакировании, но делать это с помощью аналоговых способов не всегда разумно, особенно если тираж невелик, а хочется каких-то креативных изысков. Поэтому до последнего времени цифровые типографии были ограничены в способ
  • Дупликаторы: третья сила
    Некоторые полиграфисты до сих пор скептически относятся к дупликаторам. А ведь эти скромные "пластмассовые" устройства уже догнали однокрасочные офсетные машины не только по скорости (особенно на коротких тиражах), но и по качеству в некоторых приложениях
  • Операция "чистые руки"
    Устройства, автоматически подающие краску в офсетную печатную машину, помогают сделать процесс печати стабильнее, сэкономить краску, повысить скорость работы и количество печатных секций без увеличения числа персонала.

comments powered by Disqus