2010.11.081239 прочтений

Вам кофе? Да, и книгу!

Теги: От редактора Publish

Идеи печати по требованию плохо приживаются на российской почве. Даже несмотря на её внешнюю «ухоженность». Я имею в виду почву — у нас довольно развитый и динамичный рынок цифровой печати, а это важная предпосылка развития бизнеса печати по требованию. Но в его классическом варианте — печать единичных экземпляров, заказанных и оплаченных покупателем, — громких, масштабных историй успеха я не знаю. Большинство людей, занимающихся этим делом, больше говорят о будущем: «Да, сейчас пока заказов немного, но уже скоро, вот-вот, их будет ого-го-го! И мы круто заработаем». Есть и несколько любопытных проектов, которые только запускаются. Учитывая традиционную скрытность нашего человека, не особенно склонного публично радоваться своим достижениям, допускаю, что на самом деле ситуация лучше. Но вряд ли кардинально.

А тем временем там, откуда к нам всегда поступают самые свежие маркетинговые идеи, печать по требованию считается чуть ли не панацеей от всех болезней современного книжного бизнеса. И заодно — отличным инструментом продаж всё новых и новых цифровых печатных машин.

Я не думаю, что приходящие с Запада маркетинговые идеи ни на что не годятся. Более того — к нам они приходят потому, что уже опробованы и доказали свою успешность. Мне нравятся и изящные технические решения. Например, настоящая квинтэссенция идеи печати по требованию воплощена в замечательном агрегате — Espresso Book Machine (EBM). По сути, это очень компактная, полностью автоматизированная книжная типография для выпуска чёрно-белых изданий с клеевым скреплением в цветной обложке. Плюс — специализированный софт и интерфейс для заказа печати покупателем. Мечта любого владельца цифровой типографии с точки зрения требований к персоналу — в штатном режиме EBM (сейчас актуальна версия 2.0) не нуждается в операторе. В неё нужно только периодически загружать бумагу, тонер и клей, выбрасывать обрезки и устранять застревания бумаги — в качестве устройств печати в ней используются лазерные принтеры.

Если ни разу не видели этого чуда — наберите Espresso Book Machine в любом поисковике и выберите ссылки на видео. Оно того стоит, к тому же сможете оценить реальную производительность. Первое слово в аббревиатуре EBM не зря от «эспрессо» — изобретатели считали, что время выпуска одной книги должно быть сопоставимо с ожиданием чашечки ароматного напитка из кофе-машины. Кстати, они будут органично дополнять друг друга в книжном магазине (уж не знаю, позволяют ли это санитарные нормы). На практике одна книга делается за 3-4 минуты. Себестоимость — один американский цент за страницу. Дальше считайте сами. Цена самой EBM — 100 000 американских денег. Цены, увы — тоже американские. И производитель — американская компания с говорящим названием On Demand Books. Она независимая, но совсем недавно пришла новость, что достигнута договорённость с Xerox о том, что гигант рынка цифровой печати займётся продажами, маркетингом и сервисом EBM. Неудивительно, учитывая, что раньше стороны договорились об оснащении версии EBM 2.0 копиром-принтером Xerox 4112.

Их дела нас вроде пока не касаются — до последнего времени EBM продавалась только в США, Англии и Австралии. Один из пионеров российского рынка печати по требованию видел машину в Лондоне в деле и даже признался мне, что не прочь купить такую, но… Его «но» относилось к особенностям оснащения той версии машины, однако показательно. В России люди, пытающиеся заниматься печатью по требованию, пока сталкиваются со слишком многими другими «но».

Вот лишь некоторые: не решены важные вопросы авторского права, крупные издательства не готовы отдавать для печати по требованию (а часто — и не получают такого права от своих авторов) электронные версии своих книг, всё ещё не слишком убедительная экономика (книги получаются дороговаты), дорогое оборудование и специализированное ПО, громоздкий документооборот, ненадёжная и дорогая почтовая доставка, и т. д., и т. п… Поневоле задумаешься — а может, правда, лучше купить кофейный автомат? Надёжно и понятно.

Увы, как и в автоматизации, в области печати по требованию мы пока на уровне каменного века. Тем интереснее нам будет написать об успешных проектах в этой области. Я верю — они есть и будут.

Просто нужно последовательно разобраться со всеми нашими российскими «но». Есть что сказать по этому поводу? Пишите: publish@publish.ru.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Цифровая этикетка: вопросы и ответы

    Готовил статью в тему номера и в последние два месяца с головой погрузился в происходящее в секторе цифровой этикетки. Там есть вещи очевидные, которые становятся понятны после анализа представленных за последний год решений. Но есть вопросы, на которые, вероятно, пока нет ясных ответов даже у лидеров рынка.

     

  • Мода, нишевая технология или революция?

    С момента широкого распространения офсета, забравшего корону основной полиграфической технологии у высокой печати во второй половине прошлого века, конструкторы продолжали работать над его усовершенствованием. Некоторые результаты этих работ можно сравнить с модой — многим понравилась, но через сезон-два оказалась забытой. Другие привели к созданию нишевых технологий, не перехвативших первенство у обычного офсета, но востребованных для определённых применений. Интересно, что в начале пути большинство подобных разработок претендовали — ни много, ни мало — на революцию в офсете. Но до сих пор настоящей революции в этой технологии пока не случилось. Давайте вспомним некоторые интересные вехи в развитии офсета, оказавшиеся модой или всё-таки отвоевавшие себе место под солнцем в узких нишах.

     

  • Ярко и празднично
     

    Мы хотели праздника! Юбилейный, 200-й номер Publish заслуживал «парадного костюма» — яркой обложки. Разумеется, нам также хотелось, чтобы сделано всё было по последнему слову техники — с помощью самых передовых цифровых решений, о которых мы так любим писать. Именно поэтому мы обратились в российский офис Konica Minolta.

     

  • Учиться нельзя отказаться
     

    Вспоминается старый анекдот (очевидно, сочинённый русским, потому что на английском такая игра слов невозможна). Учительница английского языка в итальянской школе в Нью-Йорке: «Дети, а теперь я продиктую вам предложение, от которого вы не сможете отказаться»…

     

  • Большой выставочный
     

    Так получилось, что на май пришёлся пик интересных полиграфистам международных выставок этого года. Выставку Interpack посетило 170 500 человек, проходящую раз в четыре года China Print 2017 — около 180 тыс. (столько было в 2013 г. с примерно такой же площадью экспозиции; данных о посетителях этого года пока не опубликовано), FESPA 2017 — 20 456. На каждой из этих выставок были гости из России, но их количество организаторами обычно не объявляется, поскольку посетителей из нашей страны никогда не бывает особенно много. Скорее всего речь идёт о нескольких сотнях человек в Дюссельдорфе и Пекине и нескольких десятках — в Гамбурге. Мы видим свою задачу в том, чтобы рассказать читателям, не сумевшим выбраться за границу, о наиболее интересных и важных показанных новинках, а также обозначить некоторые тенденции.

     

  • Горячий формат
     

    Широкоформатная цифровая печать набирает вес. В контексте нашей отрасли — это в первую очередь оборудование, позволяющее печатать интерьерное оформление и разнообразную «наружку», а также изготавливать множество другой продукции — от сувениров и футболок до автографики и огромных баннеров, порой украшающих целые небоскрёбы или стадионы.

    Нет ничего удивительного, что выставка FESPA, когда-то организованная для демонстрации возможностей специальных (читай — нишевых) видов печати, сейчас испытывает небывалый подъём. Широкоформатная струйная печать всего за два десятка лет поставила всю отрасль с ног на голову — теперь она является доминирующей технологией, а трафаретная, тампонная, крупноформатная офсетная и прочая экзотика скромно переместились в категорию нишевых.

     


comments powered by Disqus