2010.10.12, Автор: Александр Шнайдер17003 прочтений

Краткая история электронных книг

Теги: Электронные издания Publish

Возникновение, развитие и перспективы e-книг.

Электронные книги (я буду называть их «е-книги») — горячая тема. Гигант интернет-ритейла Amazon продаёт ныне их больше, чем напечатанных на бумаге. Многие специалисты предсказывают, что к 2012 г. больше половины книг, продающихся в мире, будут иметь цифровой формат. А кое-кто предрекает полное исчезновение бумажных книг не позднее середины следующего десятилетия…

Майкл Харт, основатель проекта

Что сторонники печати могут противопоставить таким прогнозам? Действительно, у обычных книг в таком соперничестве шансов немного. Е-книги проще покупать: несколько щелчков мышкой или нажатий на дисплей портативного устройства — и можно начинать читать. Их легче хранить — не нужно шкафов и полок, а обычная флешка вместит несколько тысяч томов. Они дешевле; в отличие от бумажных, экологичны и не губят деревья. И читать с экрана сегодня модно, это веяние времени.

Я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

Project Gutenberg и библиотека Мошкова

История электронных книг началась в далёком 1971 г. Тогда не существовало ни интернета, ни персональных компьютеров, а мобильные телефоны были размером с чемодан. Но большие ЭВМ уже были, и к одной удалось получить практически неограниченный доступ студенту Иллинойского университета Майклу Харту. Он верил, что в недалёком будущем компьютеры будут доступны каждому, и решил совершить что-то полезное. Юноша задался целью перевести в электронный формат 10 тысяч наиболее известных произведений мировой литературы, причём уложиться до конца века.

Максим Мошков, создатель и владелец сайта lib.ru

Первым электронным текстом стала американская «Декларация независимости», которую Харт носил в рюкзаке. Студент назвал свою инициативу «Проект Гутенберг» в честь знаменитого первопечатника.

Постепенно проект расширялся, к нему присоединялись другие участники. До 1989 г. все тексты набирались вручную. Затем стали использоваться сканеры и программы распознавания текстов. «Проект Гутенберг» существует и по сей день в виде некоммерческой организации. На конец прошлого года в его библиотеке было более 32 тысяч е-книг. План давно перевыполнен.

В нашей стране тоже появился подобный энтузиаст. Правда, гораздо позже: в 1994 г. программист Максим Мошков создал интернет-библиотеку lib.ru. Она пополняется, главным образом, усилиями пользователей. Цифра в 30 тысяч книг, по данным Мошкова, была превышена ещё в 2006 г. Библиотека продолжает расти и сохраняет популярность, несмотря на то (а может быть, даже благодаря тому), что её дизайн не менялся с первого дня существования — таково решение её владельца.

Сегодня в интернете тысячи онлайн-библиотек, платных и бесплатных, предоставляющих книги в разных форматах и на разные темы. В русскоязычной книжной поисковой системе eBdb.ru — более 1,5 миллионов проиндексированных файлов. Для сравнения: Российская государственная библиотека имеет около 40 миллионов единиц хранения. Есть над чем работать…

Apple Newton: первая попытка создания КПК

Итак, с наличием е-книг всё в порядке, но возникает вопрос: как их читать?

MessagePad 2000 — одна из последних моделей Newton, выпущенная в начале 1998 г.

Конечно, можно — с экрана компьютера (именно на это рассчитаны «Проект Гутенберг» и библиотека Мошкова), но это, прямо скажем, не слишком комфортно. Гораздо удобнее некое портативное устройство, которое легко взять с собой.

Пионерами здесь стали разработчики Apple. В 1993 г. они выпустили на рынок совершенно новый тип компьютера — «персональный цифровой помощник» (Personal Digital Assistant, PDA). Это ещё не карманный компьютер (КПК) — для такой аттестации первый PDA был великоват. Но это был действительно портативный компьютер с собственной операционной системой, набором приложений и рукописным вводом. Сначала его назвали MessagePad, а ОС — Newton, позже и само устройство стали величать Newton. Оно имело собственный формат файлов е-книг и было снабжено программой для их чтения. Наверное, это было первое мобильное устройство для чтения книг в цифровом формате — и это 17 лет назад!

Apple Newton не получил широкого распространения и не стал коммерчески успешным продуктом. Во многом из-за непомерной цены (почти 1000 долл.), но основная причина в другом — Apple просто опередила своё время, хотя и ненамного. Что и было доказано спустя несколько лет корпорацией Palm.

Palm OS против Windows CE, PalmPilot против HPC/PPC

В 1996 г. Palm выпустила абсолютно новое портативное устройство  — карманный компьютер (КПК) Palm. Оно кардинально отличалось от Newton: маленькое, лёгкое и сравнительно дешёвое. Для него создали специальную операционную систему Palm OS. Девайс быстро завоевал популярность и с 1998 г. стал называться PalmPilot. Было выпущено несколько серий устройств Palm, компьютеры с этой ОС производились и другими компаниями (например, Sony).

Palm III, пришедший в 1998 г. на замену PalmPilot. Существовала модификация с цветным экраном

PalmPilot получил собственный формат файлов е-книг (PDB), под него было выпущено несколько программ для чтения. Вот только экран устройства был маловат, к тому же значительный кусок дисплея занимала площадка для рукописного ввода. Поэтому читать книги на нём оказалось не очень удобно.

Casio Cassiopeia E-125 — один из первых КПК на WinCE с цветным экраном

Успех Palm не остался незамеченным софтверным гигантом Microsoft. В конце 1996 г. была выпущена операционная система Windows CE (WinCE), специально для портативных компьютеров. Различные производители (Casio, Philips, Hewlett-Packard, Compaq, Sharp и другие) тут же начали разработку и выпуск «ручных» (hand-held PC, HPC) компьютеров и «наладонных» (palm-size PC, PPC), отличавшихся меньшим размером и отсутствием клавиатуры. Именно «наладонники» стали первым классом устройств, действительно широко используемых для чтения е-книг.

HP Jornada 680 — клавиатурный карманный компьютер на WinCE

LIT, Mobipocket и FB2: форматы размножаются почкованием

Первые е-книги имели самый простой и примитивный формат TXT, не предполагающий никакого стилевого оформления текста. Но с появлением устройств для их чтения людям захотелось большего: оглавления и ссылок, выделения заголовков и цитат… Появился запрос на более сложные форматы файлов, разработанные непосредственно для цифровых книг.

Microsoft была первой компанией, попытавшейся сделать из формата е-книг коммерческий инструмент. В 2000 г. она предложила формат файлов LIT и встроила в очередную версию Windows CE (к тому времени она стала называться PocketPC) программу для их чтения Microsoft Reader. Книги в формате LIT в этой программе смотрятся очень даже неплохо: это первый формат, поддерживающий сглаживание шрифтов ClearType.

Е-ридер Pocketbook 301 — одна из наиболее популярных моделей на российском рынке

Формат LIT является защищённым: открывать е-книги можно только в активированной версии программы. Это позволяет Microsoft ограничивать использование файлов и самой программы Microsoft Reader.

Другим популярным форматом стал PRC. Его (тоже в 2000 г.) разработала французская Mobipocket, создав и программу для чтения — Mobipocket Reader. Формат получил широкое распространение ещё и потому, что компания предложила (в т. ч. бесплатно) приложение для создания и форматирования в нём е-книг. Позже Mobipocket была куплена Amazon, и теперь на платформе PRC основан формат файлов Kindle (см. далее).

Российские специалисты тоже внесли вклад в многообразие форматов электронных книг. Автор чрезвычайно удачной программы чтения HaaliReader Михаил Мацнев в содружестве с Дмитрием Грибовым разработал новый формат — FictionBook (FB2). В нём книга представляется в виде XML-документа, и каждый её элемент оформляется своими тегами. FB2 очень популярен в Рунете, и большинство русскоязычных электронных библиотек предоставляют е-книги в этом формате.

«Электронная бумага»

Рынок е-ридеров (специализированных устройств для чтения е-книг) развивался крайне вяло до 2007 г., когда новые модели от разных производителей начали появляться одна за другой. Причина — в промышленной реализации дисплеев, основанных на технологии «электронной бумаги» (e-paper). Другое её название — «электронные чёрнила» (e-ink).

Сама «электронная бумага» была разработана ещё в 1970-х специалистами исследовательской лаборатории корпорации Xerox. В отличие от обычных экранов, эти дисплеи не светятся — они показывают изображение в отражённом свете, а значит, от них меньше устают глаза. Кроме того, они потребляют энергию только в момент смены изображения, поэтому имеют существенно меньшую энергоёмкость. Их основной недостаток — очень большое время обновления по сравнению с ЖК-мониторами. Поэтому их можно использовать, только когда нет необходимости показывать быстро меняющееся изображение. Другими словами, в устройствах для чтения электронных книг.

В 2007 г. появился первый е-ридер на основе этой технологии — Sony Reader PRS-500. С того момента выпущено множество устройств от различных производителей. Они различаются размером дисплея, количеством отображаемых градаций серого («электронная бумага» пока способна показывать только монохромное изображение), функциями и встроенными приложениями. Некоторые модели (например, Sony Reader PRS-700) имеют сенсорный экран.

В игру вступают тяжеловесы

19 ноября 2007 г. — знаменательный день в истории е-книг: крупнейший интернет-магазин планеты Amazon представил миру новый товар… Kindle един в трёх лицах: это устройство для чтения е-книг, формат файлов, который оно читает, и онлайн-магазин е-книг, с которым оно связывается через интернет, чтобы скачивать файлы.

Amazon Kindle 3. Выпущен в июле 2010 года, первая партия раскуплена за один день

Kindle, без преувеличения, перевернул рынок е-книг. Раньше это был узконишевой товар, интересующий только энтузиастов цифрового чтения и не оказывающий существенного влияния на книгоиздательскую индустрию. Amazon сделал е-книги доступными всем. Теперь, чтобы их читать, не нужно быть специалистом-компьютерщиком. Достаточно приобрести устройство, зайти через него в онлайн-магазин, ввести данные кредитной карты — и уже через несколько секунд нужная книга окажется у вас в Kindle.

Сейчас Amazon предлагает две версии е-ридера: Kindle и Kindle DX. Последний имеет большой 10-дюймовый экран и позволяет читать не только книги, но и газеты с журналами. Amazon также выпустил версии программы для чтения книг Kindle для PC, Mac и iPhone/iPad. В начале августа Amazon представил новое поколение своего устройства — Kindle 3. Ридер стал меньше и легче, а цвет корпуса изменился на модно графитовый. Спрос оказался таким, что первая партия была распродана немедленно; новые поставки ожидаются не раньше середины сентября.

Nook — е-ридер книготорговой сети Barnes & Noble

Другие гиганты книжного ритейла отставать не хотят. Осенью 2009 г. крупнейшая книготорговая сеть США Barnes & Noble стала продавать собственный е-ридер Nook. Он читает различные форматы е-книг и снабжён двумя экранами (цветной — для удобства навигации по интернет-магазину Nook). А недавно вторая по величине американская сеть книжных магазинов Borders открыла свой интернет-магазин е-книг и начала продвигать ридер Kobo.

iPad подкрался незаметно

Появление Apple iPad 1 апреля 2010 г. произвело революцию в области цифровых устройств вообще и е-книг в частности. Хотя в самом iPad, по сути, нет ничего революционного (планшетные компьютеры с сенсорными экранами существуют уже много лет), он буквально взорвал рынок е-книг. К середине июля было продано более 3,3 млн устройств.

Apple iPad. Комментарии излишни

Если Amazon своим Kindle сделал чтение е-книг простым и доступным каждому занятием, то Apple показал всем, что это увлекательно, модно и «круто». Неудивительно, что, по утверждению Стива Джобса, к середине июня 2010 г. 22% мировых продаж электронных книг приходилось именно на iPad.

Большой цветной дисплей даёт возможность читать с экрана не только книги, но журналы и газеты. В цифровое издание можно интегрировать все виды мультимедийного контента, например, видео.

Будущее е-книг

Ценовая война между гигантами книжного рынка привела к тому, что цены на ридеры существенно упали. В лидеры вышла сеть Borders, которая предлагает устройство по цене 119 долл. Barnes & Noble ответил снижением цены на Nook до 149, Amazon свой новый Kindle 3 продаёт за 139.

Стремительная «коммодитизация» рынка устройств для чтения неизбежно приведёт к смене бизнес-модели крупных торговцев е-книгами. Поскольку прибыль от продажи ридеров становится минимальной, они не смогут удерживать цены на е-книги на сегодняшнем низком уровне. Некоторые издательства уже заключили с Amazon соглашения, по которым именно они, а не ритейлер, определяют цены на свои е-книги. Впрочем, повышение цен вряд ли будет большим, и е-книги всё равно останутся более привлекательными экономически, нежели бумажные.

Примечательно, что ценовая война обошла стороной iPad. Потому многие эксперты предрекают скорое исчезновение устройств на основе «электронной бумаги», в результате чего все ридеры станут «планшетоподобными».

Всё новые и новые игроки объявляют о намерении выйти на этот рынок. Toshiba готовится к запуску собственного онлайн-магазина BookPlace. И даже гигант интернет-поиска Google запускает проект Google Editions и тоже собирается торговать е-книгами.

Явно назрела необходимость появления единого открытого формата файлов е-книг, который будут читать все ридеры. Люди недовольны тем, что каждый производитель стремится создать и максимально защитить собственный формат. Возможно, единым форматом станет Google Editions.

Крупные книгопродавцы, скорее всего, уйдут с рынка устройств для чтения, сосредоточившись на е-книгах. В частности, ожидается, что Amazon уже к 2012 г. откажется от продажи Kindle.

В ближайшее время ожидается появление множества iPad-подобных устройств, построенных на платформах Windows 7 или Android. Многие наверняка в чём-то превосходят iPad, некоторые дешевле. Возможно, это станет концом для монохромных книг на базе «электронной бумаги». А распространение планшетников может привести к тому, что е-книги станут максимально приближены к печатным по внешнему виду и стилевому оформлению, — разрешение планшетных устройств позволяет это сделать.

Вполне вероятно, что в ближайшее время и на отечественном рынке е-книг настанет пора серьёзных игроков. Почти наверняка ими станут сотовые операторы «большой тройки». Тогда и разнообразие ридеров увеличится, и цены на них упадут…

Об авторе: Александр Шнайдер (alexschneider.ru), директор «Типографии Арес».


Е-книги: бизнес-модель

Классическая ценовая стратегия для инновационных продуктов заключается в следующем. На начальном этапе цена новинки, нацеленной на узкий сегмент рынка, высока. Это метод маркетингового исследования, с помощью которого производители определяют перспективы продукта. Если спрос недостаточен — конкуренция в нише не возникает, нет рыночных оснований для снижения цены и продукт в конце концов исчезает с рынка (как и произошло с Apple Newton). Если же спрос есть, на рынок выходят новые производители с более совершенными моделями, ниша расширяется и, стремясь занять максимальную её часть, игроки рынка снижают цены.

Именно это произошло летом 2010 г. на рынке е-ридеров. Основные игроки — Amazon, Barnes & Noble и недавно появившаяся в этом сегменте ритейловая сеть Borders — затеяли «ценовую войну», существенно снизив на них цены. Это резко изменило ситуацию на рынке, переведя е-книги из «нишевого» продукта в самый что ни на есть «мейнстрим». Издатели больше не могут игнорировать цифровой формат или искусственно «удерживать» его развитие, стремясь не допустить конкуренции с основным своим товаром — печатными книгами. Продолжившие держаться за «бумагу» в ущерб «цифре» рискуют оказаться на обочине рынка.

Нечто подобное происходило несколько лет назад в музыкальной индустрии. Создав iPod и онлайн-магазин iTunes Store, Apple, по сути, уничтожил гигантский рынок розничной торговли музыкальными альбомами. Когда есть iPod, CD-диски не нужны…

Но новая ценовая модель музыкальной индустрии совсем не такая, как в е-книгах. В первом случае доходы поступают, главным образом, от продажи электронных устройств, а контент отдаётся почти без прибыли. При ценах в 99 центов за песню много не заработаешь. В издательской индустрии зреет противоположная модель. Продажа устройств перестаёт приносить прибыль, и основной доход должен будет поступать от торговли е-книгами.

И здесь скрывается серьёзная проблема, решить которую издатели пока не могут. Структура их расходов такова, что создание е-книги стоит ненамного дешевле, чем производство бумажной, — собственно печать и логистика часто занимают относительно скромную долю в общих затратах. А потребитель ожидает, что е-книги будут существенно дешевле печатных, — иначе зачем ему было вкладывать деньги в устройство для чтения?

Многие издатели уже протестуют против политики Amazon, которая устанавливает на большинство е-книг цену ниже 10 долл.: дескать, это лишает их доходов и способно вообще погубить отрасль. Некоторые издательские дома уже договорились с Amazon, что цены будут устанавливать именно они, причём существенно выше десятидолларового ориентира.

Каков выход? Во-первых, повышение ценности е-книги в глазах читателей. Уже идут разговоры о том, что она будет включать в себя аудио/видеоконтент, станет более интерактивной. Правда, тогда iPad-подобные устройства окончательно вытеснят с рынка ридеры на основе «электронной бумаги». Некоторые эксперты возлагают надежду на продажу комплектов («bundles»), когда е-книга продаётся совместно с бумажной (например, в виде ссылки на обложке, по которой можно скачать электронную версию). А кто-то полагает, что проблема решится сама собой: продажи бумажных книг упадут настолько, что издатели будут вынуждены поднять на них цены, и соотношение стоимости электронных и печатных книг восстановится.

У OZON.ru – новое «хобби»

1 сентября на ММКВЯ OZON.ru вместе со своим партнёром МТС презентовали новый проект. Речь идёт о ридере («читалке») электронных книг OZON.ru Galaxy. Для начала Самаров привёл составленные по нескольким источникам графики, показывающие тенденции развития российского книжного рынка, перспективность секторов онлайн-продаж книг вообще и электронных (e-книг) в частности. Например, весь книжный рынок в 2009 г. оценён в 2,4 млрд долл., из них 3,2% (77 млн долл.) приходится на онлайн-продажи (обычных и е-книг). Долгосрочный прогноз обещает их ежегодный средний рост на 34%, в 2015 г. доля онлайн должна составить 11,5%, или 437 млн долл. Собственную долю в интернет-торговле книг OZON.ru сейчас оценивает в 47% – это самый крупный российский интернет-магазин. Располагая 25 000 наименованиями е-книг, компания считает себя самой большой и по ассортименту. Впрочем, на принадлежащем PocketBook сайте Bookland.net.ua объявлено более 28 тыс. наименований е-книг на русском языке, однако в OZON.ru отмечают: «Мы предлагаем все электронные книги, легально продающиеся на российском рынке».

Официальные участники пресс-конференции (слева направо): начальник отдела проектного управления Департамента интерактивных услуг МТС Дмитрий Трошкин; руководители OZON.ru: генеральный директор Бернар Люке, директор по продажам Владимир Самаров и зам. директора по продажам Алексей Кузменко. Самаров, отвечая на вопрос конкурента

Общий объём продаж книг онлайн в 2010 г. оценивается в 102 млн долл., из них 2,29 млн приходится на е-книги — это лишь 0,09% от всего книжного рынка, поскольку е-книги в России очень дёшевы. Зато ожидаемые темпы роста — 44% процента в год до 2015 г., причём тогда е-книг будет продаваться почти на 14 млн долл.

Зачем OZON.ru выпускает собственный ридер? Ведь на рынке их предостаточно… Новый проект имеет важное отличие — он впервые в России предусматривает прямое подключение к интернет-магазину OZON.ru по технологии 3G. Связь предоставляет МТС (с помощью специальной sim-карты, рассчитанной только на передачу данных), поэтому владельцы Galaxy смогут загружать в ридер е-книги, находясь в любом месте, где компания обеспечивает покрытие мобильной связью 3G. Это действительно удобно. Что интересно — пользователи смогут покупать книги в интернет-магазине, расплачиваясь всеми принятыми там способами, но не будут платить за трафик МТС и вступать с ней в денежные отношения. Оплату связи берёт на себя OZON.ru.

Galaxy имеет 6-дюймовый сенсорный экран E-Ink с разрешением 800´600, заявленное время жизни от одной зарядки — 30 часов, есть слот для SD и разъём USB, поддерживаются все распространённые форматы файлов. Через разъём для наушников можно слушать музыку. Изготавливает ридер в Китае компания Onyx International. На первые 100 единиц при предзаказе (уже открыт) установлена цена 9999 руб. Потом она повысится, но в перспективе обещано снижение. Начало поставок — 1 октября. Каков общий объём первой партии — секрет.

Хотя ридер будет привязан к интернет-магазину OZON.ru, никакой защиты от копирования (DRM) для скачанных книг не предусмотрено (в этом важное отличие проекта от связки Amazon-Kindle, которую в OZON.ru считают образцом для подражания). Люке заявил, что издательства разрешили это в своих контрактах о продаже е-книг. И вообще отметил: «Технология DRM изживает себя, она не перспективна». Того же мнения придерживается Трошкин. Отсутствие какой-либо технологии DRM позволяет загружать в ридер и читать на нём е-книги, полученные из других источников, а не только купленные у OZON.ru. Однако зайти на чужие сайты (за небольшим исключением) через 3G не получится — эта возможность будет закрыта.

Отвечая на замечание конкурента о невозможности окупить проект при средней цене е-книги в России 30 руб., руководители OZON.ru признали, что немедленной прибыли пока не ожидают. Люке заявил: «Да, денег здесь пока нет, но они будут».

Похоже, партнёры осторожно «прощупывают» рынок, не решаясь на первых порах серьёзно субсидировать (кроме бонуса в виде бесплатного трафика МТС) покупателей ридеров. Ведь цена в районе 10 000 руб. – средняя по рынку для подобного класса устройств. Главный вопрос – сочтут ли покупатели удобство закачки книг по 3G серьёзным аргументом для выбора в пользу Galaxy? — И. Терентьев


Объёмы продаж е-книг в США (2010 г.)

Поквартальные объёмы продаж е-книг в США (2002—2009 гг.)

Прогноз продаж е-ридеров в США (до 2013 г.)

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Развитие Adobe DPS: в ожидании DPS 2
    Функционал Adobe Digital Publishing Suite, появившийся в 2012 г., и его использование.
  • Adobe Digital Publishing Suite: цифровые издания - это просто!
    Сладкая парочка Digital Publishing Suite + Creative Suite берут на себя всё, связанное с выпуском цифровых версий изданий.
  • Adobe Digital Publishing Suite: цифровые издания - это просто!
    Сладкая парочка Digital Publishing Suite + Creative Suite берут на себя всё, связанное с выпуском цифровых версий изданий.
  • Периодика на планшетах:как это делается
    Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Скорее всего, это будет цифровая версия уже существующего издания. А может, вы намерены пойти по стопам Мёрдока с Брэнсоном и создать собственное iPad-издание. Как бы то ни было, нужно реши
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus