101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как быстрее одобрить цвет и удержать его в тираже *

  • 13 ноября 2009 г.
  • 4794

Теория контрастных изображений

Современные методики описания цветовых отклонений подходят лишь для сравнения и измерения цветовых шкал в неконтрастном окружении и не работают с контрастными фотоизображениями. Теория контрастных изображений (Picture Contrast Theory, PCT) — способ лучше понять цвет в контексте техпроцесса для решения не затрагиваемых стандартами проблем. Методика состоит в количественном измерении контраста с классификацией по группам, описывающим качество отпечатанных изображений лучше, чем любой другой способ. Как показывает практика, некоторые изображения проще для приладки и стабильной печати. Однородные растровые поверхности чувствительнее к цветовым колебаниям, чем изображения, — особенно состоящие из триадных красок CMY. Обычное изображение — это сотни оттенков, а когда глаз одновременно видит несколько тонов, их восприятие колеблется и интерпретируется в зависимости от контрастности. Степень заметности цветовых отклонений в изображении определяют контрасты (цвет, светлота/темнота, формальный контраст), и человеческий глаз по-разному на них реагирует.

  • Низкая чувствительность к цветовым отклонениям в изображениях с выраженным контрастом = расширенный порог восприятия цветовых колебаний.
  • Высокая чувствительность к цветовым отклонениям в изображениях с низким контрастом = суженный порог восприятия цветовых колебаний.

Контроль и стандарты

Стандарты, измерительные устройства, процедуры контроля качества и статистическое управление (Statistical Process Controls, SPC) давно стали нормой в отрасли, сокращая производственные затраты и при корректном применении гарантируя измеряемое качество.

На всех печатных формах должны быть цветные и серые контрольные поля

Эффективный контроль подразумевает измерение заданных переменных с последующим сопоставлением со стандартами в процессе производства — любые отклонения от оптимальных значений тут же корректируются. Переменные влияют на все этапы полиграфического техпроцесса и могут привести к отклонениям по цвету. Преимущества стандартизации в полиграфии таковы:

  • Отдел допечатной подготовки точно знает, как выстраивать профили для печати.
  • Выход на цвет проще и быстрее, с хорошим соответствием оптимизированной цветопробе.
  • Лучше передаются цвета в скомбинированных на одной форме рекламных объявлениях из разных источников.
  • Стабильная первичная и повторная печать тиража, работа разных смен и типографий.
  • Меньше нареканий заказчиков, экономия на перепечатках, скидках, отказах от оплаты.
  • Чёткое представление о техпроцессе (и его отклонениях), внешнее спокойствие и внутренняя уверенность.
  • Снижение производственных затрат (расходные материалы, время, повышение производительности).

Стандарт печати — описание оптимальных эталонных значений техпроцесса с допустимыми отклонениями для конкретной технологии и производственных условий. Всегда включает оптимальный средний результат с руководством, который поможет избежать крайностей — отобразить все переменные невозможно. ISO 12647 — первый шаг к международному стандарту: ISO 12647-3 (рассматривается) используется во всём мире для газетной печати (американский аналог — SNAP); ISO 12647-2 предназначен для рулонной печати с сушкой и листовой печати (в США широко применяются SWOP и GRACoL). Некоторые находят допуски ISO слишком широкими и не соответствующими конкретным нуждам. Альтернативную систему контроля и открытые стандарты печати предложила System Brunner, положив начало направлению в 70-х. Разработанные ей стандарты Globalstandard считаются наиболее прозрачными.

Типография выбирает отраслевой стандарт (ISO, IFRA, FOGRA, SNAP, SWOP, System Brunner), соответствующий потребностям и возможностям. Начните с внедрения ключевых элементов:

  • rорректность в настройке, применении и техническом обслуживании оборудования и расходных материалов в соответствии с выбранным стандартом;
  • построение корректных допечатных профилей для всех видов бумаги (оптическая плотность краски, растискивание, баланс по серому, контрастность оттиска и пр.);
  • размещение на печатных формах цветовых и серых контрольных шкал и плашек;
  • систематизированное использование инструментов контроля качества (денситометров, колориметров, измерителей глянца и т. д.).

ISO 2846 описывает колориметрические характеристики печати триадными красками на пяти эталонных видах бумаги. Однако колебания в толщине красочной плёнки и свойствах материала усложняют эффективный контроль вне лаборатории.

Более 90% отклонений при триадной печати полутоновых изображений объясняются особенностями техпроцесса. Для их измерения и контроля используют методы, тесно связанные с полиграфическим процессом. Полутоновое изображение состоит из растровых точек, колебания их размеров — основная причина цветовых несоответствий при печати. Дополнительные переменные — линиатура растра и форма растровых элементов, граничная зона растра, тип пластин и офсетных полотен, краска, бумага, баланс краска/вода, натиск и настройка печатной машины.

Параметры стандарта печати

В приведённых примерах используется Globalstandard (System Brunner) с допуском 2 сигмы (обеспечивающий 95% всей производственной продукции), тогда как для большинства других стандартов показатель составляет 1 сигму (т. е. 66%). Примеры по рулонной печати без сушки соответствуют стандартам IFRA.

Диаграмма Isocontour* стандарта Globalstandard с данными по растискиванию и CTP-формам. System Brunner

Основные контрольные параметры

  • Баланс цвета/серого

Цветовой баланс при печати — соотношение триадных красок, главный критерий соответствующий требованиям продукции. Человеческий глаз крайне чувствителен к техническим проблемам с цветовым балансом (особенно в средних тонах), их основная причина для триадных красок CMY — отклонения в показателях растискивания.

Для визуально стабильных результатов в изображениях низкой контрастности и серых зонах разница между макс. и мин. значениями растискивания не должна превышать ±2%. При нестабильной печати допускается разница ±4% в средних тонах: улучшение показателей требует стабилизации процесса. Разрыв между восприятием цветовых отклонений и техническими ограничениями можно сократить за счёт стабилизации серого (GCR). Нейтральный баланс с пониженным или повышенным растискиванием предпочтительнее, поскольку глаз менее восприимчив к смене градаций (темнее/светлее), чем к цветовым колебаниям (Globalstandard контролирует баланс серого в средних тонах для определения равных показателей растискивания для каждой из триадных красок и составных 3-красочных полей).

Шкала баланса по серому в средних тонах — эффективное средство визуального контроля.

  • Растискивание (Tone Value Increase, TVI)

Предпочтительнее измерять в средних тонах (50% растровые элементы), где растискивание наиболее критично и чаще отклоняется от нормы. Между аналоговыми позитивными и негативными формами разница в показателях TVI достигает 6-8%. В CTP-формах стабильная разница корректируется за счёт кривой переноса при обработке на RIP: показатели растискивания приближаются к аналоговым позитивным формам. Однако по многим другим показателям CTP-формы демонстрируют больше отклонений, поэтому процесс надо тщательно контролировать. Линиатура растра и вид бумаги напрямую влияют на растискивание, поэтому должны учитываться всегда.

Стандарт Globalstandard* от System Brunner содержит свыше 30-ти параметров, влияющих на цветовое пространство при печати

  • Оптическая плотность плашки (Solid Ink Density, SID)

Показатель служит для измерения и контроля толщины красочного слоя за счёт тесной взаимосвязи с оптической плотностью. Она влияет на общую контрастность (насыщенность) изображения и в меньшей степени на баланс теней (если у триадных красок разные отклонения по SID). Величина оптической плотности зависит и от типа денситометра, например, устройства типа ISO Status E или Status T (для жёлтой краски показатель SID с денситометром Status T меньше, чем с E). Поляризационные фильтры сокращают разницу в значениях для сырой и просохшей красок, но сами значения при этом выше, чем при замерах без фильтров. Globalstandard включает эталонные значения SID для различных спецификаций замеров. Значения для пурпурной краски обычно выше, чем для голубой и жёлтой, чтобы компенсировать стандартные цветовые отклонения в тенях триадных полей.


Американские спецификации печати за пределами Северной Америки следует применять с осторожностью из-за различий в насыщенности красок, фильтров денситометров, линиатур растра (которые в Европе и Азии выше) и типа вывода форм (в США формы преимущественно негативные). Точки на них даже при незначительном переэкспонировании увеличиваются, тогда как на позитивных уменьшаются.

Управление цветом и профили

Управление цветом служит для корректировки и отслеживания различий в цветовом пространстве между мониторами, цифровой цветопробой (RGB) и печатным цветовым пространством (CMYK), в значительной степени определяемым материалом. Задача — оптимальное воспроизведение на протяжении всей технологической цепочки. Три слагаемых успеха — (1) работа по принятым стандартам, (2) калибровка техпроцесса и (3) построение полного комплекта профилей.

Без действенной стандартизации и контроля техпроцесса управление цветом не справится с поставленными задачами, поскольку не будет учитывать специфику производства. Управление цветом подразумевает стабильность и постоянство всех компонентов печатного процесса. Следовательно, профили должны корректно эмулировать печатную продукцию на этапах допечатной подготовки и цветопробы, для чего с помощью определённых методик и систем измерения выстраиваются и воссоздаются ICC-профили.

Макетирование, вывод и цветопроба по стандартам печати. Стандартные согласованные параметры управления цветом для ПО, постоянное применение ICC-профилей и цветовых пространств (способ цветового пересчёта, цветовое пространство RGB, профили устройств и вывода). Согласованный составной чёрный и параметры TAC (total area coverage — суммарное красочное покрытие).

Стандартизация потока данных. Типография оговаривает с заказчиком внедрённые стандарты с соответствующими ICC-профилями и параметрами для макетов и допечатной подготовки. Подаваемые заказчиком или агентством данные в формате EPS/PDF определяют настройки ПО, способы генерирования PDF-файлов и передачи данных с профилями RGB/CMYK в типографию.

Настройки цветного сканера. В основном контролируются системой управления цветом в рамках техпроцесса. Калибровка баланса по серому с соотношением на выводе размеров растровых элементов для триадных цветов определяет цветовое наполнение и контрастность отпечатанной продукции для достижения нейтральных серых тонов. После регулировки баланса серого цвет в цветоделённых формах — настройки по умолчанию. Выбор градации в сканировании влияет на количество TVI в печатном макете. Настройки UCR (%) определяют количество жёлтой, пурпурной и голубой краски в составных нейтральных тенях (серые и коричневые тона), влияют на качество треппинга и воспроизведения теней.

Цветопробная система. Откалибруйте устройство, затем обработайте шкалу IT8 с полным цветовым пространством и измерьте результат спектрофотометром.

CTP-система. Практически все RIP в коммерческих типографиях учитывают профили печатного оборудования и сохраняют отдельные комбинации машина–бумага. Возможна компенсация для различных линиатур, форм растровых элементов, типов печатных пластин (в зависимости от показателей TVI при печати). Постоянно контролируется качество форм.

Печатная машина. Задача — одинаковые результаты печати на всех машинах предприятия. Предпосылки для стабилизации качества — выбор расходных материалов, техобслуживание, стандартные производственные процедуры. Перед печатью тестового изображения для получения профиля убедитесь, что машина работает в стандартных условиях. Несколько раз отпечатайте шкалу IT8 для получения выборки значений. Измерьте результаты и занесите в профилирующую программу.

Однократной проверки печатного оборудования недостаточно — условия печати могут меняться по дням, а то и по часам и зависят от расходных материалов, настроек печати и ухода за машиной, печатников. Важно подготовить эталонные оттиски для ICC-профилей, иначе результаты будут ненадёжными или бесполезными.

Цвет и восприятие

При каких условиях освещения цветопробы просматриваются в дизайнерском агентстве, у заказчика, при печати?

Белый свет складывается из всех цветов спектра. Цветовая температура описывает, насколько свет «красный» или «голубой», что соответствующим образом сказывается на изучаемом цвете. Из-за серьёзных колебаний естественное и искусственное освещение не подходит для контроля печатного оттиска. Для просмотра международными стандартами (CIE, ISO, ANSI) определён стандартный источник света с температурой 5000 К. Для эффективной проверки необходимо соответствующее помещение со стандартизованными чистыми лампами (CIE, ISO, ANSI) и с не истёкшим сроком службы. Многие лампы для достижения нужной цветовой температуры прогреваются 45 мин.


Шестиугольник цветового баланса

Методика PCT помогает понять, что визуальные отличия цветопробы от оттиска объясняются тоновым воспроизведением изображения. В рамках PCT изображения классифицируются по профилям контрастности:

  1. Однородные площади, печатающиеся триадными красками CMY, которые нереально воспроизвести офсетной печатью без видимых отклонений. Границы допуска — центр шестиугольника.
  2. Изображения низкой контрастности (преимущественно серые и коричневые площади), телесные тона большой площади. Допустимое колебание цветового баланса в средних тонах не более ±2%. Границы допуска — первое кольцо шестиугольника.
  3. Изображения средней и высокой контрастности. Допустимое колебание цветового баланса в средних тонах не более ±4%. Границы допуска — второе кольцо шестиугольника.
  4. Изображения с крайне высокой контрастностью. Допустимое колебание цветового баланса в средних тонах не более ±6%. Границы допуска — третье кольцо шестиугольника.

Цветовые отклонения на изображении с яйцом (низкий контраст и содержание серого) заметны больше, нежели на изображении с более контрастными яркими/тёмными цветами.

При этом колориметрические отклонения в обоих случаях одинаковы (различия в балансе серого в средних тонах при печати), т. е. значения DЕ одинаково отличаются от воспринимаемых цветовых различий на изображении. Разница в показателях растискивания — основная причина отклонений по цвету в офсетной печати, проявляющаяся в виде смещённого цветового баланса.

Источник: System Brunner

Профиль ICC описывает единые стандарты и определяет качество для всего техпроцесса, включая преобразование из RGB в CMYK. Элементы следует профилировать, используя подходящие для каждого методы и способы измерения. По итогам специальная программа должна генерировать ICC-профиль.

Источник: MAN Roland, System Brunner

Крайне важны корректные условия — предмет под разными источниками света. Источник: Agfa, The Secrets of Color Management («Секреты управления цветом»)

* В части пособия «Техническое обслуживание на производстве как источник снижения затрат и продления срока службы оборудования» (Productivity maintenance to run leaner, longer & faster) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG). © 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.


* Продолжение. Начало см. в №9–2009

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Хороший год

Чем ознаменовался для «Смарт-Т» минувший 2023 год, как провести за год более тысячи инсталляций оборудования и зачем внедрять систему наставничества, рассказывает директор компании по маркетингу Дмитрий Грацков.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

Дружелюбный «Помидор»

Санкт-петербургская цифровая типография «Помидор» отличается от сотни подобных полиграфических компаний своей максимальной открытостью. У них, без шуток, молодой коллектив, и они знают толк в хорошем SMM. Я давно слежу за их соцсетями и восхищаюсь этой стороной работы «Помидора»: стильные фотографии, юмор, много полиграфической красоты, интересные и регулярные посты — всё это создаёт впечатление, что здесь работают доброжелательные ребята, которые без выноса мозга и нервов сделают то, что тебе нужно.

Новая реальность в офсете

Генеральный директор «Т-Системы» (ранее — «Терра Системы») Стефан Валуйский рассказывает, как прошёл год в компании, что изменилось в полиграфическом бизнесе и почему не осталось дешёвого офсета на вторичном рынке.

Текстильные профессионалы

В апреле 2023 года компания «Смарт-Т» получила статус официального дистрибьютора концерна GongZheng по промышленным текстильным принтерам. О том, как складывается сотрудничество двух крупных игроков рынка текстильной печати и каких результатов уже удалось достичь, мы поговорили с директором по международным продажам и руководителем текстильного подразделения компании GongZheng Дэвидом Чэном.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 104