2009.06.11, Автор: Андрей Лыгун1691 прочтений

Roland VersaUV Print&Cut LEC-300

Теги: Publish

Струйная печать захватывает всё новые области. Одно из её достижений — печать УФ-отверждаемыми чернилами — сделала возможной создание изображений практически на любых материалах, от бумаги до металла. Магистральный путь развития УФ-принтеров — печать на больших (во всех измерениях) материалах: шириной до нескольких метров, толщиной до нескольких сантиметров. Причины понятны: в высокой цене большого принтера легче «спрятать» сложную и дорогую систему подачи и отверждения чернил, а печать на жёстких и толстых материалах расширяет возможности принтера.

«Прыжок в сторону» совершила Roland DGA, известная своей музыкальной техникой, широкоформатными принтерами и оборудованием для трёхмерной обработки материалов. Её принтер на УФ-отверждаемых чернилах печатает только на рулонных материалах шириной до 762 мм. На что рассчитывали разработчики, когда тон задают конкуренты намного более крупных форматов? Мы попытались понять это в демозале «Р-Техник», официального дистрибьютора Roland DGA в России.

Конструкция

Экстерьер в стиле «хайтек» сразу выдаёт в VersaUV чистокровного «Роланда». Только травянисто-зелёный цвет корпуса подсказывает, что внутри находится необычная начинка — система подачи и отверждения УФ-чернил.

Традиционно для Roland основа принтера — печатающие головки Epson. В VersaUV использованы три — в каждой два канала по 180 дюз. Макс. разрешение печати 720´1440 dpi. Два режима с повышенной скоростью печати — 720´720 и 360´720 dpi. Четыре канала из шести заняты чернилами традиционных полиграфических
цветов CMYK. Пятый и шестой — бесцветным лаком и белыми чернилами. Именно два дополнительных «цвета» и разнообразные возможности их применения делают принтер привлекательным.

VersaUV принадлежит к немногочисленному лагерю УФ-принтеров, оснащённых светодиодами, а не лампами. Поэтому потребляемая мощность снизилась до 300 Вт, а срок службы системы фиксации чернил увеличился до 10 000 ч.

Подача материала простейшая — рулон просто укладывается на два вала. Зато моторизованная система приёма отпечатков регулирует натяжение материала. Как видно из названия, принтер умеет резать: номинальная скорость составляет 30 или 60 мм/с. В этой области всё обычно для семейства Roland VersaCAMM.

Печать

Первое задание для принтера — печать цветного изображения на обычной белой самоклейке. С заводскими настройками отпечаток отчётливо сдвигался в зелень. Цветопередачу исправил цветовой профиль, созданный во время тестирования.

Растровая структура изображения формируется каплями переменного объёма, которые создают на отпечатке точки диаметром 0,02–0,05 мм. Растр стохастический, его заметность характерна для 4-цветного струйного принтера. Полошения нет даже при минимальном разрешении. Скорость печати в режиме макс. качества (однонаправленная печать с разрешением 1440´720 dpi) составила 1,1 м2/ч. Более производительный режим (двунаправленная печать, 720 dpi) обеспечил 2,1 м2/ч. Красочный слой прочный, даже на сгибе повреждается только вместе с поверхностью материала.

Цветовой охват VersaUV (белая линия) в основном превосходит офсетную печать (красная линия). В тенях (слева, L = 25) преимущество безусловно, в средних тонах (справа, L = 50) у офсета есть небольшое преимущество в некоторых цветовых областях

Следующее задание — печать с белыми чернилами. Для этого мы загрузили в принтер прозрачную полипропиленовую плёнку толщиной 50 мкм. Результат порадовал — заливка белы-
ми чернилами плотная и равномерная. Цветовые координаты белой поверхности: L = 92, a = –1,6, b = 1,3 (похоже на бумагу с минимумом оптического отбеливателя). Видимо, для получения качественной заливки принтер наносит белые чернила за несколько проходов, из-за чего скорость печати значительно снижается — на наших тестах производительность упала втрое. Последовательность нанесения белого слоя можно выбрать в растровом процессоре: цвет поверх белой подложки или белый слой поверх цветного изображения.

Самое интересное — нанесение лака отдельным проходом: принтер печатает цветное изображение (с белой подложкой, если она нужна), затем отматывает материал назад и лакирует отпечаток. Для каждого задания можно выбрать один из трёх видов лакировки. Матовая — лак фиксируется двумя комплектами светодиодов, капли застывают моментально и образуют шероховатый матовый слой. Глянцевая — фиксация выполняется одним светодиодом, из-за чего процесс затягивается и капли лака успевают растечься, образовав гладкую блестящую поверхность. Текстурирование — лак наносится в несколько слоёв, образуя плёнку толщиной около 0,2–0,3 мм, хорошо заметную визуально и тактильно.

И лак, и белые чернила можно наносить выборочно. Для этого в макете изображения нужно создать объекты, закрашенные смесевыми цветами с названием RDG_GLOSS и RDG_WHITE соответственно. Уже в RIP для каждого задания можно выбрать дополнительные параметры печати: очерёдность наложения белого слоя и способ лакировки. Общепринятый в мире широкоформатной печати формат TIFF не поддерживает хранение смесевых цветов, следовательно, владельцам VersaUV придётся перейти на более функциональный EPS, а ещё лучше — PDF.

Стоимость печати

УФ-отверждаемые чернила поставляются в картриджах объёмом по 220 мл и ценой 95 евро. К сожалению, VersaUV не позволяет узнать затраты чернил на отдельное задание, и нам пришлось делать оценки на основании данных от производителя: общий расход чернил на печать изображения ISO Bike около 7 мл/м2. Как показывает опыт эксплуатации принтеров на обычных пигментных чернилах, ISO Bike — довольно светлое фото, и расход чернил на реальные изображения выше в 1,5-2 раза. Т. е. затраты на чернила при печати м2 типового изображения составят 4,5-5 евро.

Цена печати резко увеличится при использовании белых чернила и лака. Согласно данным от Roland, расход белых чернил: 7–14 мл/м2 в зависимости от режима печати. Лак используется ещё активнее: 14–32 мл/м2. На каждый слой белых чернил тратится 3–6 евро/м2, а на каждый слой лака — 6–14 евро/м2. К счастью, это относится к печати со 100% заливкой, что в реальной работе случается нечасто. Кроме того, белые чернила и лак нужны для заказов, в изготовлении которых альтернативы VersaUV практически нет, особенно при единичных тиражах. Следовательно, стоимость заказа не с чем сравнивать…

Программное обеспечение

Некоторые производители предлагают широкоформатные принтеры без ПО, аргументируя тем, что покупатель выберет растровый процессор, исходя из своих требований. Покупатели принтеров Roland избавлены от необходимости делать выбор и доплачивать за RIP независимого производителя — со всеми принтерами Roland поставляется растровый процессор VersaWorks. Наш подопытный — не исключение. Его покупатель получит новую VersaWorks v 3.1.1, теперь поддерживающую 4 принтера одновременно. Заменён и пользовательский интерфейс утилиты Media Explorer, с помощью которой линеаризируется принтер и подключаются пользовательские цветовые профили.

Чтобы задействовать традиционную у VersaWorks персонализацию, в макете нужно создать одну или несколько прямоугольных областей, закрашенных смесевым цветом. Данные для персонализации загружаются в растровый процессор из файла Excel (используется и текстовая, и графическая информация), там же создаётся связь данных с обозначенными в макете областями и настройка внешнего вида переменных данных: вид, размер и цвет шрифта, положение и масштабирование изображений.

Эпилог

Принтер печатает на любом материале, потому что работает на УФ-отверждаемых чернилах. Даже на цветных и прозрачных, потому что у него есть белые чернила. Лакирует отпечатки и создаёт на них текстуру. Выполняет фигурную резку — ведь это принтер-каттер. И делает всё даже в единичном экземпляре. Что ещё нужно для успеха? Только творческий подход, который позволит забыть о принципе «100 р. за м2» и перейти к предложению «100 р. за штуку». А «штука» может быть рекламной наклейкой размером 10´10 см, персональной папкой для участника семинара или цветопробой для флексографского отпечатка.


VersaUV Print & Cut LEC-300

Производитель: Roland DGA
Рейтинг: 5/5
Заключение: владелец VersaUV не сможет конкурировать с оценивающими свои услуги в рублях за м2 — не позволит стоимость и производительность печати. Принтер создан для того, чтобы конкурентов рядом вообще не было. Он делает то, что не умеют другие: создаёт текстурированные цветные изображения практически на любых материалах, включая цветные, металлизированные и прозрачные. Плюс выдаёт готовые изделия сложной формы.
Цена: 45 000 евро (в комплекте с растровым процессором Roland VersaWorks)

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Полиграфия на Printech и RosUpack: большой футбол — не помеха

    Новинки и тенденции в полиграфии с главной выставки страны. Несмотря на опасения, посетителей и оборудования оказалось много.

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Симбиоз идей и возможностей

    «Мы печатаем на всём» — девиз рекламно-производственной фирмы LBL Print. И в нём нет преувеличения. В базе предприятия — более 10 тыс. материалов. Бумага, ткани, плёнки, разные виды пластика, стекло, резина, камень, металл, дерево и даже береста — всё это служит основой для изготовления уникальных изделий со множеством необычных эффектов.

     

  • Цифра и книга

    Размышления полиграфиста о месте и роли «цифры» в книжном производстве.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • Охота к перемене мест

    Когда в Ricoh создавали свою первую ЦПМ с пятым дополнительным красочным модулем — Pro C7100x, то, очевидно, держали в голове самую активную часть полиграфического сообщества. Тех людей, кто постоянно думает, как выйти в новые ниши и предложить заказчикам что-то, чего не могут другие. Идея оправдала себя полностью, машина стала бестселлером.

     


comments powered by Disqus