2009.03.11, Автор: Александр Миловский1601 прочтений

Adobe Photoshop CS4

Теги: Publish

Ожидание очередной версии Adobe Photoshop для людей, связанных с компьютерной графикой, как предвкушение долгожданного спектакля любимого режиссёра — каким бы ни было содержание, есть что обсудить.

Photoshop для Adobe — продукт флагманский, и инновации традиционно в первую очередь отражаются на нём. Появление новых функций в этом пакете чётко коррелирует и с тенденциями в компьютерной графике, и с политикой компании.

Установка

Театр начинается с вешалки, а ПО — с установки. Честно говоря, после неестественно долгой инсталляции предыдущей версии CS3, сопровождавшейся требованиями то установить свежайший Service Pack, то видеокарту поновее, настрой был минорный.

Установка Adobe Photoshop CS4 прошла за каких-то 10–15 минут, что в сравнении с CS3 почти не пугает. Хотя сомнения в целесообразности установки некоторых служб и компонентов, живущих на компьютере какой-то своей жизнью, не покидают…

Инсталлятор имеет приятный современный дизайн, переведён на множество языков, в т. ч. на русский. Но самый интересный элемент установки — лицензия.

Лицензия

Россияне начали активно приобретать лицензионное ПО, но вот привычки читать саму лицензию у них почему-то нет! Это странно, ведь, заключая договор, человек обязательно читает его до того, как подписать. Но лицензию, на основании которой передаются права на программу, обычно воспринимают как назойливое подтверждение «да, хочу поставить». А ведь за словами «Устанавливая эту программу, пользователь соглашается…» может последовать что угодно!

Лицензия Adobe — стандартная для многих её продуктов, но некоторые пункты заслуживают особого внимания. Например, там написано, что программа может самопроизвольно подключаться к интернету не только для обновления, но и для проверки, в т. ч. серийного номера, а также выполнять трекинг пользователя.

Впрочем, лицензия не только требует, но и разрешает: заявлена возможность установить вторую копию программы на переносной компьютер. Если эти машины не используются одновременно.

Первый взгляд на интерфейс

К счастью, он не претерпел существенных изменений. Разработчики избежали искушения превратить профессиональную программу в «тамагочи» новомодными запутанными интерфейсами с бессмысленными красивыми кнопками. Инструменты и главное меню исчерпывающе лаконичны.

Заголовок приложения | Традиционная полоса заголовка приложения в верхней части окна отсутствует. Решение не новое и вполне логичное, особенно если вспомнить о повальной моде на широкоформатные дисплеи. Главное меню стало немного выше, и попасть в него проще.

Раскладки интерфейса | Идея раскладок — рабочих пространств (work-spaces), реализованная в CS3, порадовала и здесь. Отдельное спасибо разработчикам за пункт New Features (Новые возможности), благодаря которому в интерфейсе выделяются все новые и изменённые команды.

Новые кнопки управления расположением рабочих окон

Для эффективного использования рабочего пространства очень удобной была бы раскладка Basic — палитры автоматически прячутся и не мешают работе. Но в ней зачем-то в главном меню спрятаны некоторые команды, из-за чего нужные функции необходимо сначала включать командой Show All Menu Items. Выход прост: сначала загружаем Basic, а затем New Features. 

Поработав немного, начинаешь понимать, что для больших многослойных файлов оптимальна стандартная раскладка Essentials, хотя неуправляемый размер новой палитры Adjustments и отсутствие истории раздражает. Разумеется, индивидуально настроенные раскладки можно впоследствии сохранить, но, похоже, предустановленных пользователю должно хватить на все случаи.

Управление окнами документов | Функция их упорядочения позволяет быстро расположить несколько документов в рабочей области. Она пригодится в контексте новых возможностей работы с трёхмерными моделями и большим количеством однотипных изображений.

По умолчанию окна открываются, как вкладки в браузере, но во время работы обнаруживаешь, что передать в этом режиме слой или изображение из одного окна в другое нереально. Обрести привычный комфорт поможет пункт Float All In Windows.

Новые палитры цветокоррекции | Теперь корректирующий слой создаётся одним щелчком!

Инструменты цветовой коррекции не изменились, скорее подверглись рестайлингу: параметры корректирующего слоя задаются не в отдельном диалоговом окне, а в палитре Adjustments. Но удобно ли это? Да, есть быстрый доступ к настройкам: проще регулируется действие инструмента — на все нижележащие слои или только на один (раньше это делалось с помощью Clipping group); появилась интересная кнопка Previous state — просмотр предыдущего состояния (нажал, посмотрел, отпустил). Но высота палитры великовата, что исключает комфортную работу с цветокорректирующими слоями одновременно с развёрнутой палитрой слоёв. Да и отказаться от создания корректирующего слоя нельзя просто нажатием <Esc>, а при удалении через палитру возникает раздражающее диалоговое окно подтверждения.

Палитра цветовой коррекции создаёт корректирующий слой одним щелчком попиктограмме

Особенно неудобно стало работать с инструментами, в которых предусмотрены пипетки. В слое Hue/Saturation нужно каждый раз явно выбирать пиктограмму в виде пальца, чтобы точно указать диапазон цветов, не говоря уже про то, что пипетка-плюс и пипетка-минус не работают по привычным горячим клавишам.

Но тот же самый «палец» делает работу с кривыми на порядок интуитивнее. Просто щёлкаем в цвет на изображении и тянем курсор вниз или вверх, затемняя или осветляя изображение, а точки на кривой устанавливаются сами! Супер!

Работа с масками слоёв | Всё просто и понятно. Управление ими также вынесено в отдельную палитру. Весьма приятна возможность придать растровой маске слоя растушёвку параметром Feather, а потом скорректировать степень размытия, не теряя информации об исходном выделении. И то же можно сделать с векторной маской, и без всякого растрирования!

Новый инструмент корректирующего слоя ввиде

Параметр Density (своего рода непрозрачность для маски) тоже полезен в разного рода коррекциях.

Но самое удивительное, что теперь после создания маску можно скорректировать опцией Mask Edge. Она полностью повторяет команду Selection, Refine edge, появившуюся в CS3: удобный просмотр (режим бегущей границы, канала, быстрой маски, чёрной и белой подложки), сглаживание краёв (функция Smooth), растушёвка (Feather).

3D — главное направление удара

Огромный раздел меню, выделенный для работ с 3D-графикой, видимо, должен поражать разнообразием. Но ещё 10 лет назад возможность натянуть картинку на кубик или цилиндр с помощью дополнительного модуля казалась не особо полезной и современной. Сегодня это просто вызывает недоумение. А настолько неубедительные модели объектов, как банка колы и винная бутылка, надо было ещё поискать. Давайте отделим зёрна от плевел.

Действительно полезны:

New 3D Postcard From Layer — миллионы людей использовали свободную трансформацию для создания этого эффекта, теперь их страдания закончены.

New Shape From Layer, Spherical Panorama — интересная возможность создавать полную круговую панораму.

New Tiled Painting — для тех, кому часто приходится рисовать бесшовные текстуры. Этой командой создавать их гораздо нагляднее, поскольку видно сразу несколько повторений. Вот только способ сохранения плитки итоговой текстуры неудобный.

New Mesh From Grayscale — создание трёхмерной поверхности по карте высот, заданной градациями серого. Важная технология будущего рисования объёмных моделей. С её помощью можно, например, развернуть лицо человека на фото.

New Layer From 3D-file — загрузка трёхмерных моделей. Самое главное!

Текстурирование 3D-объектов | Нужно очень сильно любить трёхмерную графику, чтобы активно использовать 3D-возможности Photoshop по вставке и рендерингу трёхмерных моделей в свои макеты.

Палитра Masks— управлять маской можно влюбой момент

И хотя формально есть средства манипулирования трёхмерными объектами (поворот, масштаб), управление материалами (включая работу с рельефом и даже картами нормалей), светопостановка, но всё это так неудобно, а итоговый рендер столь медлителен и не эффектен, что Adobe следовало честно сказать: весь этот сыр-бор, чтобы рисовать текстуры для трёхмерных моделей! Тогда всё встаёт на свои места. 3D-модельеры загружают готовую геометрию в Photoshop и через панель 3D создают все необходимые текстуры. Можно напрямую рисовать и ретушировать прямо на поверхности 3D-объекта — все изменения отразятся на текстуре. Но способ открытия, синхронизации и последующего сохранения текстур неудобен, а при работе прямо по поверхности нельзя быстро повернуть объект, что совсем обескураживает.

 

Функции Open GL | Для нормальной работы с трёхмерными моделями абсолютно необходимы функции аппаратного ускорения. Поэтому естественно, что Adobe понадобились возможности библиотек трёхмерной графики. Естественно, единственным универсальным вариантом могла стать только OpenGL. И тут же Adobe столкнулась с проблемами совместимости, которые производители 3D-софта прошли давным-давно. Как следствие, поддержка OpenGL есть лишь у избранных видеоадаптеров (см. список на сайте Adobe), а невероятные запросы к аппаратным возможностям удивляют, учитывая более чем скромный функционал: быстрое прокручивание изображения, плавный масштаб, работа со сверхбольшими файлами.

Два замечательных инструмента локальной цветокоррекции вCamera RAW

И совсем уж неожиданная функция — поворот холста изображения на произвольный угол. Всё здорово, но как это может помочь специалисту хоть в какой-то области? Хотя, постойте, можно рисовать прямоугольные элементы в произвольной ориентации, как в генплане… Но, сдаётся, системы САПР для этого подходят куда больше. Как ни крути, нам с пафосом преподнесли в качестве инновации то, что нужно было делать по техническим соображениям.

Анализ данных для научных целей

«Революционные и улучшенные» функции «научного анализа изображений» сводятся к банальным линейным измерениям, которые можно записать в таблицу. Поэтому сказать, что потенциал обработки в научных целях не реализован,— ничего не сказать. По всей видимости, маркетологи потребовали расширения сферы применения пакета за счёт бюджетных организаций (причём именно медицинских — на родине Photoshop это весьма небедная отрасль), функционал включили ещё в CS3, но на всякий случай решили повторить посыл в CS4.

С другой стороны, какие специализированные графические пакеты вы знаете в области медицины? То-то!

А что же с анимацией и спецэффектами?

Интерфейс создания анимации практически не изменился со временем, а ведь заметным новшеством CS3 был переход к непрерывной шкале времени, из-за чего интерфейс стал подозрительно похож на AfterEffects. Ощущение, что Photoshop вот-вот войдёт в нишу спецэффектов для видео, усиливалось благодаря одновременно появившимся возможностям инструмента «Штамп» (Clone Stamp) для обработки видеопоследовательностей. Но, видимо, в Adobe побоялись, что это помешает продажам AfterEffects, и заморозили эту линию развития. Жаль, очень жаль…

Bridge и Camera RAW

Среди приложений, устанавливаемых вместе с Adobe Photoshop, выглядят они неплохо. Первое наконец-то превратилось во вполне функциональный браузер изображений, а второе — в весьма интересный дополнительный модуль для быстрой коррекции импортируемых снимков. Оба продукта далеко не первой версии и всеми детскими болезнями уже переболели: не только удобны в работе, но и быстры. Хотя отсутствие копирования файлов из Bridge через буфер обмена удивляет. Camera RAW обзавёлось шикарнейшими инструментами: кистью локальной ретуши Adjustment Brush и градиентным фильтром Graduated Filter, позволяющим корректировать экспозицию неравномерно по плоскости снимка и накладывать несколько коррекций.

Content-Aware Scale

Гвоздь программы позволяет в широких пределах произвольно менять размер и пропорции исходного изображения, причём за счёт участков, не содержащих значимых деталей. Непропорциональной деформации значимых объектов не возникает.

Как всегда, неожиданный алгоритм пришёл из научной среды. Программа анализирует изображение, придавая больший вес высокочастотным объектам (деталям) и меньший — плавным переходам и т. п. При масштабировании высокодетализированные участки сохраняются лучше, а остальные — как получится. Во всяком случае, с тривиальным масштабированием неба инструмент справляется на ура. Применять команду нужно к дублированному слою (со слоем Background она не работает).

Для сложных ситуаций не обойтись без предварительно созданной маски, указывающей, какой объект должен быть максимально сохранён.

Детали, бонусы и минусы

Некоторые изменения не тянут на серьёзные инновации, но и не отметить их нельзя. Во-первых, при панорамировании в увеличенном масштабе вся картинка двигается не только до края окна, но и дальше, значительно упрощая работу с участками вдоль кромки. Если когда-нибудь оконтуривали сложные объекты, проходящие по границе изображения, оцените улучшение.

В инструменте Color Range добавлена опция Range, дабы выделять цветовые оттенки не только по цветовому диапазону, но и по расстоянию от указанной точки.

Забавен режим цветопробы с профилями цветовой слепоты — почувствуйте, каково быть дальтоником (View•Proof Setup•Color Blidness). Команда Black & White, создающая ч/б изображения с избирательным контрастом, приобрела опцию оттенка для одновременной колоризации (Tint).

Content-Aware Scale сжимает ирастягивает изображения, сохраняя объекты— звезда Photoshop CS4 Из меню Layers исчезла команда Change Layer Content для лёгкой замены цветной заливки на градиент или узор у векторных форм. Убраны фильтр Extract и диалоговое окно Photomerge (доступны как дополнительные модули на сайте). Пропадание разных мелких полезностей отмечают многие; по полуофициальным сведениям, это борьба за чистоту и понятность интерфейса.

Улучшенное создание панорамных изображений | Хотя разница с CS3 и есть, но минимальная. Тема была исчер-пана ещё в прошлой версии, у фотографов и так уже всё в порядке со склейками панорамных изображений. Если уж стали делать поддержку трёхмерных панорам, то почему нет экспорта хотя бы в QuickTime? Кому нужен просмотр панорамы только в Photoshop?

Изменение горячих клавиш | Самым шокирующим обновлением станет для профессионалов изменение горячих клавиш для работы с каналами. Вместо привычных <Ctrl+~>, <Ctrl+1>, <Ctrl+2> и т. д. используются <Ctrl+2>, <Ctrl+3>, <Ctrl+4>… Человека, который больше 10 лет привык просматривать каналы на полном автомате, такое нововведение вводит в ступор. А исхитриться одной рукой нажать <Ctrl+5> и <Ctrl+6> сможет далеко не каждый.

Перспективы

Вдохновлённые поддержкой трёхмерных моделей в CS3, многие с энтузиазмом заговорили: «Скоро всю графику будем делать в великом и могучем!» Увы, этого не случится ещё, как минимум, три последующие версии (если вообще произойдёт).

Вспомним историю, в которой, как известно, время всё расставляет по местам. Когда-то Adobe не уделяла должного внимания перспективным технологиям.

В эпоху бума всемирной паутины компания почивала на лаврах разработчика лучших программ для допечатной подготовки, полностью игнорируя нарождающуюся веб-графику. Выпуск сырой программы ImageReady был спешным ответом неожиданно возникшему рынку, а затем Adobe последовательно захватила свою долю. Далее было серьёзное поражение на поле векторной графики в интернете, но технология Flash благополучно перешла под крыло Adobe.

Единственная ниша, к которой Adobe не проявляет серьёзного интереса,— 3D-графика. Это очень странно при невероятной популярности 3D во всех областях. Естественно, Adobe понимает, что 3D необходимо, но современная трёхмерная графика ушла так далеко вперёд, что только догонять её Adobe придётся лет пять. Да компании это и не нужно, сейчас она прозаично нацелена на захват ниши, занимаемой такими приложениями, как ZBrush и Mudbox, т. е. рисование по трёхмерным моделям. Учитывая огромную популярность Photoshop, у Adobe есть все шансы.

Если же компании понадобится ядро трёхмерного моделирования и визуализации, вряд ли она будет делать его сама. Скорее всего, купит уже готовое, из тех, что ещё не прибраны к рукам конкурентами, но на одну только интеграцию понадобится уйма времени. А вообще, создавать полноценный движок для моделирования и рендеринга со всеми возможностями, вроде трассировки лучей и глобального освещения,— задача непосильная и бессмысленная даже в среднесрочной перспективе.

Резюме

В Photoshop CS4 наконец-то реализовали то, ради чего создавалась поддержка трёхмерных моделей — рисование текстурных развёрток и устранение швов на модели, появились зачатки рисования карт смещений. Для занимающихся 3D это революционный прорыв (работа проделана большая), поскольку теперь теоретически можно обойтись без специализированных приложений, а всё текстурирование от начала до конца попытаться выполнить в Photoshop. Правда, для большинства новых 3D-функций потребуется неадекватно мощный компьютер (особенно видеоадаптер), ну и, конечно, версия Extended.

Весьма инновационно выглядит функция Content Aware Scale хотя бы из-за своей необычности и неожиданной эффективности в некоторых задачах. Очень удобно управление масками слоёв (новая палитра Masks).

Подавляющее же большинство остальных заявленных функций изменены незначительно, рабочий процесс меняют непринципиально, что естественно для пакета, разменявшего второй десяток в порядковом номере версии.


Photoshop CS4
Изготовитель: Adobe Systems
Оценка: 5/4
Заключение: классические функции Photoshop по-прежнему на высоте, понятнее и удобнее стала работа с масками и выделениями, порадовала уникальная Content-Aware Scale, сохраняющая детали объектов от искажения при масштабировании. Заметно, что главные усилия разработчиков направлены на освоение новой ниши — рисование по 3D-моделям, но процесс этот идёт сложно. Не все функции удобны. Для использования всех новых возможностей понадобится мощный компьютер с высокопроизводительным видеоадаптером.
Цена: полная версия Extended: лицензия — 34 800 руб. (999 долл.), обновления от CS3 — 12 200 руб. (349 долл.), обычная версия: лицензия — 24 300 руб. (699 долл.), обновления от CS3 — 6900 руб. (199 долл.)

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus