101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Пирамида, которая рухнула

  • Александр Шнайдер
  • 5 февраля 2009 г.
  • 5182

В свежем номере журнала «Сноб» опубликована статья Маши Гессен «Грубый расчёт». В ней рассказывается о происхождении нынешнего финансового кризиса. Об американской ипотечной системе, фактически превратившейся в пирамиду. О тотальной безответственности всех участников процесса, которых интересовал не результат, исход и последствия каждой сделки, а лишь получаемые проценты. О том, что в какой-то момент для них стал важен только сам факт заключения сделок как таковых и, конечно, их количество.

Я читал и думал: как это похоже на нас — на отечественную полиграфию! Как и в Америке, в последние годы в стране был избыток свободных денежных средств. Как и там, образовалась цепочка (у них длиннее, у нас короче), участники которой интересовались не результатом, а лишь процессом своей деятельности. И, как и там, все игроки были поражены эпидемией безответственности, лихорадочно заключая новые и новые сделки…

***

Первым звеном цепочки стали производители оборудования. Они хорошо усвоили нехитрую истину: чтобы больше продавать, нужно чаще менять ассортимент. Скажем, два десятилетия назад новые модификации печатных машин выпускались раз в 5-7 лет, а с конца прошлого века стали появляться чуть ли не каждый год. Обычно это было лишь маркетинговой уловкой, реальная модернизация встречалась гораздо реже. Один известный производитель регулярно добавлял к названию флагманской машины буквы «Х»: сперва возникла одна, потом две, потом три, затем вся эта гирлянда была заменена на «H», потом справа от «Н» появился новый «Х» и так далее… Как вы думаете, сильно различались эти машины?

Гонка свежих моделей дала результаты. К началу века средняя продолжительность эксплуатации печатной машины у одного владельца сократилась до 4-5 лет. Типографии тратили на закупку оборудования всё больше денег. Известный аналитик Джозеф Уэбб, ссылаясь на данные Бюро переписи США, приводит такие цифры: общий объём производства печатной продукции в индустрии за десять лет рос, в среднем, на 4% в год, в то время как капиталовложения — на 7,6%, почти вдвое быстрее! При этом росла и доля нового оборудования в общей массе закупок. Естественно, прибыльность полиграфических предприятий всё время снижалась: с 2001 г. она упала более чем в 4 раза.

Региональные дистрибюторы (следующее звено) делали то, что и должны: искали покупателей и продавали им оборудование. А когда покупатели заканчивались, действовали, как ипотечные брокеры: создавали новых. Как? Предлагая сверхвыгодные условия поставки и оплаты тем, кто и не собирался покупать новую технику. В этом им помогало очередное звено цепочки — банки и лизинговые компании.

В последнее время покупка оборудования в лизинг приобрела всеобъемлющий характер. Деньги получал кто угодно, достаточно было лишь договориться с поставщиком. Надёжность заёмщика, его способность окупить приобретаемую технику никого не интересовали — при необходимости продать залог было несложно, да и продавец всегда гарантировал кредитной организации обратный выкуп.

Проверка благонадёжности становилась формальностью. Помню, как несколько лет назад в разговоре со мной владелец среднего размера типографии сетовал на «несговорчивость» своего банка. «Я готов был дать в залог оборудования на 25 млн рублей, а банк дал кредит только на 15 млн, — возмущался он. — Они взялись анализировать мои операции по счёту и пришли к выводу, что больший кредит я обслуживать не смогу!» Сама мысль о том, что банк интересуется не только размером залога, но и хозяйственной деятельностью получателя денег, казалась ему абсурдной.

Ну а что же типографии? Находясь на другом конце цепочки, они поддерживали её существование тем, что исправно покупали всё новое и новое оборудование. При этом всерьёз не интересовались ни текущей ситуацией, ни перспективами рынка. Ничем, кроме размера ежемесячных выплат: «Потянем такую-то сумму — значит, надо покупать!» Старое оборудование продавалось (или отдавалось поставщику в trade-in), а полученные деньги вносились в качестве авансового платежа за новую, более современную и производительную машину.

Подобная схема повторялась раз за разом, превращаясь в modus vivendi многих типографий. Зачастую (в случае наёмного менеджмента) исполнительное руководство ещё и неплохо зарабатывало на откатах, что создавало дополнительную мотивацию для будущих сделок.

Вам не кажется, что в этой цепи чего-то не хватает? Здесь нет самого главного звена — заказчика печатной продукции. Вот о нём-то, его поведении и намерениях, никто из участников не думал. Главное — получить доход с каждой сделки, с каждой проданной машины, с каждого кредита или лизинга…

Безответственность носила всеобщий характер. Классический случай «пирамиды», которая держалась на том простом обстоятельстве, что свободных денег на рынке было в избытке: всегда можно было взять новый кредит, чтобы заплатить по старому…

***

А потом деньги вдруг кончились. Почти мгновенно. И сразу стало ясно, что заказов на рынке гораздо меньше, чем у типографий оборудования, на котором их можно выполнить (пресловутая overcapacity). И что объём этих заказов падает и будет продолжать падать, просто потому, что для роста нет никаких особых причин. И что в силу этих обстоятельств стоящие (именно стоящие, а не печатающие!) в цехах машины, пусть даже самые новые и совершенные, скоро будут иметь ценность не большую, чем железо, из которого сделаны.

Пирамида рухнула. Как рушится, в конце концов, любая пирамида.

Об авторе: Александр Шнайдер (www.alexschneider.ru), генеральный директор ООО «Типография "Арес"».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Cделано в России: решения для полиграфистов

Мы собрали каталог решений — от программ автоматизации и печатного оборудования до послепечатных машин и расходных материалов — которые изготавливаются в нашей стране российскими компаниями.

Какие решения от российских производителей оказались самыми полезными на вашем производстве?

Работой отечественной техники мы, в общем, довольны. Хотя надо признать, что не все из этих станков справляются со своими задачами одинаково, а качество исполнения отдельных узлов и удобство работы на импортных станках будет выше. Но если сравнивать с импортными аналогами, то цена последних будет в разы больше.

Intec ColorCut SC5000

Компактный «протяжный» режущий плоттер с вакуумной автоподачей листовых материалов, способный выполнять не только надсечку, но и сквозную резку, а также, что важно, биговку. В некоторых случаях заменяет планшетный плоттер.

iECHO PK: ваш специалист по автоматизации цифровой листовой резки

Китайское полиграфическое машиностроение в лице лучших производителей уже давно вышло на международный уровень. Но многие по-прежнему воспринимают его как нечто «вторичное», помня времена, когда в Китае в основном занимались копированием того, что разработано в Европе, Японии или Америке. Однако это уже не так! Яркий пример ошибочности подобного стереотипа — линейка автоматических планшетных режущих плоттеров iECHO PK.

Широкоформатное ускорение AMS Print

Для AMS Print начало 2022 г. ознаменовалось существенным увеличением печатных мощностей — был запущен новый 5-метровый принтер EFI VUTEk Q5r, а гибридный 3,2-метровый EFI VUTEk h3 модернизирован до модели h5. В компании надеются на возвращение рынка к росту, к которому уже готово производство.


Новый номер

Тема номера – «Решения российских производителей для полиграфии». Опыт АО «Кострома» и РПК AMS Print. «Правила полезного железа» с iECHO PK. Обзор Intec ColorCut SC5000. Справочник покупателя по CTP для флексо. Тайный Покупатель визиток с высокой печатью.


Голосование
Зачем вы в первую очередь идёте на Printech и «Росупак» в этом году?
    Проголосовало: 26