2008.09.22, Автор: Андрей Лыгун6558 прочтений

X-Rite Colormunki

Теги: Publish

Предсказуемый цвет - это просто практичная Aurora

Х-Rite (точнее, купленная ею Amazys Holding AG с торговой маркой Gretag Macbeth) уже совершала революцию в мире систем управления цветом, выпустив спектрофотометр Eye-One Pro по весьма доступной по тогдашним меркам цене. Благодаря широким возможностям, он вытеснил с рынка «конкурентов» в лице X-Rite Pulse, X-Rite DTP-41 или GretagMacbeth Spectrolino. Сейчас Eye-One Pro — основной измерительный прибор для калибровки и профилирования мониторов и принтеров, а его цена (вместе с ПО начального уровня) не превышает 1000 у. е. — евро в Европе или долларов в США.

Видимо, маркетологи X-Rite решили, что пора стать ещё ближе к народу, снизив стоимость билета в мир измерения цвета. Наверное, можно было просто снизить цену на испытанный Eye-One Pro, но терялись дополнительные деньги, которые можно получить с профессиональных пользователей за обширные возможности инструмента. И в дело пошёл уже испытанный на калибраторах для мониторов метод — «разделяй и властвуй» («сегментация рынка», в терминах маркетологов).

Так в марте текущего года в ассортименте X-Rite появился новый многофункциональный инструмент для работы с цветом Colormunki. Это комплект из одноимённого спектрофотометра и ПО, с помощью которого можно калибровать мониторы (и даже проекторы), создавать цветовые профили для принтеров, работать с палитрами цветов. Сейчас продаются две версии — Photo и Designо, ориентированные на фотографов и графических дизайнеров соответственно. Спектрофотометры в них одинаковые (отличаются только цветом — черный для фотографов, белый для дизайнеров), а возможности ПО несколько различаются. Версию Colormunki Design для тестирования нам предоставила Grafitec.

Конструкция и инсталляция

В комплекте — спектрофотометр, чехол для хранения, USB-кабель, диск, очень краткое руководство пользователя (поставщик обещает, что в новых поставках оно будет на русском языке).

Внешне спектрофотометр напоминает 15-метровую рулетку. Сходство усиливает способность внутренней части прибора, в которой расположен измерительный датчик, вращаться вокруг оси, хотя и не на полный оборот. Так прибор переключается между различными режимами работы: измерение отпечатков или калибровка мониторов, самокалибровка прибора, калибровка проекторов, измерение параметров окружающего освещения.

Установка ПО и подключение прибора не заслуживали бы особого упоминания, если бы не странная идея разработчиков. На компакт-диске нет его ПО. Вместо него — небольшая утилита для загрузки «Latest version of Colormunki Design» с сайта производителя. Для счастливого владельца прибора быстрый и безлимитный доступ в Интернет будет нелишним: объём дистрибутива 264 Мбайт (не считая руководства пользователя, для получения справки придётся обращаться к сайту X-Rite). При таком подходе можно было вообще не укладывать в коробку компакт-диск, а просто написать адрес сайта. Но жаловаться не приходится — в системных требованиях на сайте производителя честно написано: Internet connection for software installation.

Калибровка монитора

Чехол для хранения можно использовать для закрепления прибора на монитореПервый шаг при калибровке — выбор между ЖК-монитором (ЭЛТ списаны в утиль), экраном ноутбука или проектором. Режим «простой» и «расширенный». В первом принимать каких-либо решений не придётся — нужно только повесить прибор на монитор и нажать на кнопку. Во втором можно выбрать целевую цветовую температуру из трёх значений: D50, D65 или Native (т. е. без изменения). Немного, но начинающему должно хватить. Забегая вперёд, отметим, что цветовая температура меняется исключительно за счёт перепрограммирования видеоплаты — никаких действий на панели управления монитора выполнять не приходится. Целевой гаммы выбрать нельзя, но жалеть об этом вряд ли стоит: обычное значение 2,2 подойдёт для любого случая. Кроме выбора цветовой температуры, можно попросить прибор помочь настроить яркость и контраст на мониторе, в т. ч. на основании яркости освещения на рабочем месте. Калибровка занимает около 1,5 минут, в течение которых программа выводит на экран 33 цветовых образца (по 8 градаций яркости красных, зелёных, синих и серых цветов плюс чёрный). В принципе, это немного, и для мониторов с сильно искажёнными цветовыми параметрами может быть недостаточно. Но два подопытных монитора photon19vision (матрица S-IPS) и Samsung 971P (S-PVA) были откалиброваны на «пятёрку». Для сравнения мы откалибровали те же мониторы с помощью Eye-One Pro и его «родной» программы Eye-One Match. Результаты оказались практически идентичными.

После калибровки программа позволяет сравнить изображение на экране «до» и «после», отключая или включая коррекцию LUT-преобразований в видеоплате. Но увидеть объективные результаты калибровки (коррекционные LUT-кривые, фактическую цветовую температуру и гамму, цветовой охват монитора) невозможно. Модуля проверки точности калибровки у Colormunki тоже нет.

Профилирование принтера

На измерение одной тестовой шкалы требуется всего 30 сСоздание цветового профиля для принтера — процесс немногим более долгий, чем калибровка монитора. Он проводится в два этапа. Вначале печатаем первую тестовую шкалу (50 цветовых образцов на листе формата не меньше, чем А4, т. е. лист 10×15 см не годится). Измеряем её, а далее программа генерирует вторую шкалу (ещё 50 цветовых образцов на листе А4). Только после измерения этой шкалы программа рассчитывает цветовой профиль принтера.

Измерять шкалы просто — достаточно провести прибором вдоль полосы из цветных фигур. Каких-либо направляющих (как в Eye-One Pro) не предусмотрено, но ширина полосы 3 см, а длина 20, так что особой ловкости не требуется. Всё равно не понятно? Посмотрите небольшой видеоролик, встроенный в программу. Разработчики позаботились, чтобы вы не совершили даже простых ошибок. После печати каждой шкалы программа выводит на экран таймер, отсчитывающий десятиминутную паузу для стабилизации цветов на отпечатке (на наш взгляд, маловато, особенно для принтеров с чернилами на основе водорастворимых красителей). Перед печатью второй тестовой шкалы программа напоминает, что её нужно вывести с теми же параметрами, что и первую. А в конце работы специальная утилита AppSet может настроить некоторые программы — Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Indesign и QuarkXPress (жаль, что списке нет популярного у нас CorelDraw!) на использование созданного профиля. Формальные параметры полученного профиля выглядят «по-взрослому». Размер файла — около 1,6 Мбайт, что сравнимо с профилями от ProfileMaker. Внутри — 16-битные LUT-массивы размером 32×32×32. То есть из сотни цветовых образцов программа каким-то образом генерирует LUT с 32 768 ячейками. Практическую проверку качества профилей мы провели на двух принтерах. Первый — Epson Stylus Photo R390 с «родными» чернилами, бумагой Lomond Premium Satin и управлением цветом в драйвере (в этом режиме цветопередача ближе к линейной, хотя цветовой охват уменьшается). Второй — Epson Stylus Photo R800 тоже с «родными» чернилами, бумагой Epson Premium Glossy и режимом «ICM выключено».

Для этих принтеров мы создали по два цветовых профиля: один с помощью Colormunki, второй — с помощью Eye-One Pro и ProfileMaker (1452 цветовых образца). И сделали с ними несколько отпечатков. Первое впечатление — отпечатки практически одинаковы. Основные памятные цвета немного отличаются, но отдать предпочтение одному из профилей трудно. Более внимательное изучение показало, что профиль от Eye-One Pro и ProfileMaker всё-таки оказался победителем: серый градиент меньше отклоняется от нейтрали, насыщенность цвета и детализация в глубоких тенях несколько лучше. Но отличие невелико — можно поаплодировать X-Rite, сумевшей вытянуть такое качество на столь ограниченном материале.

Работа с цветовыми палитрами

Калибровка мониторов и принтеров — только часть того, на что способен Colormunki. В умелых руках он станет отличным инструментом для работы с цветом в более широком смысле. Очень часто работа над проектом графического дизайна начинается с подбора оптимальной цветовой палитры. Где взять цвета для неё?

Используйте Colormunki! Способов здесь несколько. Первый — выбор из готовых цветовых электронных библиотек Munsell или Pantone. Второй — выбор основных цветов из фотоизображений (с программой поставляется 16 специально подобранных фото из коллекции X-Rite Coloratti). Третий — измерение отпечатков или реальных предметов с помощью спектрофотометра. С каждым из полученных таким образом цветов можно дополнительно поработать — подобрать ближайший из других палитр или библиотек, создать набор вариантов на основе данного цвета (светлее, темнее, краснее и т. д.) или подобрать сочетающийся по различным критериям цвет. Интересно, что программа автоматически подбирает название для каждого созданного цвета. В её лексиконе можно обнаружить такие определения, как «Very Deep Yellowish Green», «Brownish Black» или «Brilliant Blue». После создания палитры её можно экспортировать для Photoshop, Illustrator или XPress.

Итоги

Средняя часть вверху — фото из коллекции X-Rite Coloratti, под ними — выборка цветов с одной из фотографий. Справа — подбор гармоничных цветов Свою основную работу — калибровку монитора и создание цветового профиля для принтера — наш подопытный делает неплохо. Даже ограниченное количество цветовых образцов при профилировании принтера практически не повлияло на результат. Работа с цветовыми палитрами вообще сделана лучше, чем в каком-либо предыдущем продукте от X-Rite. А основным ограничением прибора можно назвать отсутствие свободы — Colormunki (точнее, его ПО) не умеет работать с нестандартными (по формату или количеству элементов) тестовыми шкалами, учитывать влияние освещения при создании профилей для принтеров, анализировать цветовые параметры оборудования или спектральные характеристики измеряемых образцов. Но это задачи для профессионалов, которым остаётся Eye-One Pro и впечатляющий выбор совместимого с ним ПО.

Об авторе: Андрей Лыгун, создатель сайта RealColor.ru, посвящённого практике управления цветом.


Colormunki Design

Производитель: Pantone/X-Rite
Рейтинг: 4,5 / 5
Заключение: хорошее решение начального уровня для калибровки мониторов и профилирования настольных принтеров. Из-за ориентации на потребности начинающих пользователей возможности ПО ограничены, потому профессионалы будут испытывать недостаток свободы.
Цена: 16 000 руб.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • От высокой печати к цифровой *

    9 августа 2017 г. компании König & Bauer в Вюрцбурге исполнилось 200 лет. На международной арене такого солидного возраста могут достичь только те предприятия, которые используют изменения на рынке и в сфере технологий для инноваций и которые на протяжении многих лет не теряют доверия своих клиентов благодаря надёжному и гибкому подходу, а также разработке и внедрению инноваций. König & Bauer относится к таким предприятиям. Завод Schnellpressenfabrik, основанный в 1817 г., стал предшественником ведущего международного концерна по производству печатных машин, предлагающего уникальные печатные решения.

    Празднование юбилея прошло в сентябре. В этой статье KBA Report мы сначала обратимся к истокам, а потом заглянем в будущее KBA.

     

  • Урок 4: Как действуют фотоинициаторы? *

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки.  Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Morgana DigiFold Pro 385

    DigiFold PRO 385

    Заключение: компактная машина для биговки, фальцовки и перфорации офсетных и цифровых отпечатков, в том числе за один проход. Простота обслуживания, небольшая занимаемая площадь и высокая производительность позволяют рекомендовать её цифровым и малоформатным офсетным типографиям для изготовления малых и средних тиражей папок, открыток, буклетов и т. п. продукции.

     

  • Точки контакта: коммерческое предложение (часть 10)

    Уже очень многое было сказано о точках контакта1 типографии и заказчиков2. Отдельная статья была посвящена электронной коммуникации (Publish № 9, 2016 г.; http://www.publish.ru/articles/201609_20013612).

    И тут я хочу обратить внимание на постоянную рубрику Publish «Тайный Покупатель». Всё общение в ней происходит только по электронной почте. И, как мы знаем, от такого общения автор рубрики пребывает в глубокой задумчивости. На 30–40 запросов приходит только 1–2 исчерпывающих ответа.

     

  • Готовы ли типографии к календарному сезону 2018?

    Повторяем запрос годичной давности: календарь квартальный с 3 пружинами. Шапка — 297×210 мм, блоки — 297×200 мм, печать — 4+0, бумага — меловка 300 г/м2 или картон. Календарные блоки — стандартные, на мелованной бумаге «Европа МИНИ белый 3-сп», пружина — серебро. Тираж — 200 экз. и 500 экз. Просим указать сроки и способ печати. Запрос полностью аналогичен тому, что мы считали в ноябре 2016 г. (https://www.publish.ru/articles/201611_20013643).

     

  • Детские книги со взрослыми перспективами

    Учитывая перемены на издательском рынке, в том числе книжном, получающие от него заказы типографии всё чаще задумываются о дальнейших направлениях развития. Одна из интересных ниш — сложные детские книги.

     

     


comments powered by Disqus