101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Конец мелового периода

  • 31 июля 2008 г.
  • 2763

Двести миллионов лет назад, в мезозойскую эру, на Земле господствовали динозавры. Ни один класс животных не мог соперничать с ними в борьбе за существование. Наши с вами предки — древние млекопитающие — были мелкими, неказистыми и, угнетаемые динозаврами, вели преимущественно ночной образ жизни.

Среди динозавров было множество невообразимых гигантов. Зауроподы достигали 18 метров в высоту, а весили иногда более 200 тонн. Жуткие тиранозавры, самые страшные хищники за всю историю планеты, имели в длину более 15 метров. Таким монстрам не могло бросить вызов ни одно живое существо.

И вот, в конце мелового периода, примерно 65 миллионов лет назад, динозавры вымерли. Все и полностью. Почему — неясно до сих пор.

Многие учёные полагают, что это произошло в результате столкновения Земли с гигантским астероидом. Но даже если это и так, нет сомнений, что катаклизм лишь ускорил естественный процесс.

Освободившуюся экологическую нишу поспешили заполнить другие виды животных. Наиболее удачливыми, как мы знаем, оказались млекопитающие.

Обанкротившийся тиранозавр

21 января 2008 г. о своём банкротстве объявила Quebecor World, вторая по величине полиграфическая компания в мире.

Quebecor — настоящий тиранозавр мировой полиграфической отрасли. Стартовавшая в 1954 г. в Квебеке (Канада) всего с одной печатной машины компания после серии крупных приобретений и слияний выросла в безоговорочного лидера американского, а затем и мирового печатного рынка. К середине 1990-х располагала подразделениями в 16-ти странах и имела годовой оборот в несколько миллиардов долларов.

Уже несколько лет подряд Quebecor терпела всё возрастающие убытки. Финансовые результаты 2007 г. показали, что оборот компании снизился почти на 6%, а чистые убытки составили чуть не 40% оборота.

После того как сорвались переговоры по продаже европейского подразделения компании, стало ясно, что Quebecor World более не в состоянии финансировать даже текущие операционные расходы. Банкротство стало неминуемым.

Как и в случае с динозаврами, непосредственная причина коллапса — ухудшение мировой экономической ситуации — лишь ускорила гибель полиграфического гиганта, которая, судя по всему, и так была неизбежна.

Страшное слово “overcapacity”

Именно overcapacity называется в качестве основной причины неудачи Quebecor. В переводе на русский — это переизбыток производственных мощностей и, как следствие, превышение предложения над спросом. Сегодня, по общему мнению экспертов, масштабы проблемы таковы, что под угрозой существование отрасли в целом. Цены на печать достигли уровня, который не позволяет типографиям не только развиваться, а элементарно выживать.

Этот год многими специалистами рассматривается как переломный. Состояние отрасли достигло нижнего предела (когда уже «хуже некуда»), а значит, должно начаться оздоровление. Его связывают именно с уходом с рынка ряда компаний, в т. ч. очень крупных. Ведь проблемы возникли не только у Quebecor World. Например, в прошлом году из бизнеса вышел такой европейский «динозавр», как Graphoprint, а другие существенно сокращают производства.

Но большинство наблюдателей если и выказывают оптимизм, то очень осторожно. Даже в случае полного коллапса Quebecor ожидать существенных изменений не следует, и это при том, что объём заказов, приходящийся на гиганта, приближался к 6 млрд долл.! (Для сравнения: совокупный объём российского полиграфического рынка в 2007 г. — около 4,1 млрд долл.) Да, цены, несомненно, поднимутся, но в ответ на это многие издатели сократят тиражи. Или вообще уйдут в Интернет, если их рынок позволяет это сделать.

Но и сам факт коллапса такого монстра, как Quebecor, — очень тревожный сигнал для мирового полиграфического рынка и серьёзно нарушает баланс сил.

А что у нас?

Какое отношение катаклизмы мирового полиграфического рынка имеют к нам с вами? Самое прямое: те же процессы (разумеется, несопоставимые по цифрам) идут и у нас.

Пресловутое overcapacity — это и наш бич. Низкие цены душат и российские типографии. Как и в остальном мире, расходы типографий возрастают, а компенсировать это невозможно ни ростом объёмов (не растут они, и всё тут!), ни повышением цен.

Да и экономический кризис, увы, нам не чужд. Сколько бы ни говорилось о России как об «островке стабильности» в бушующем океане рецессии, — всё, что происходит в мировой экономике, немедленно отражается на экономике отечественной. Инфляция и инфляционные ожидания, падение покупательной способности и рост цен на энергоносители вынуждают компании принимать меры по сокращению издержек. К сожалению, расходы на полиграфию в списке этих мер всегда оказываются на первом месте…

Что делать? Специалисты говорят: в такой ситуации главное — это стратегия. Именно отсутствие сколько-нибудь вменяемой стратегии, характерное для Quebecor в последние годы, когда у руля компании визионера-основателя Пьера Пеладье сменили наёмные менеджеры, и называют основной причиной её финансовых проблем. Без продуманной стратегии выжить сегодня не сможет ни одна типография.

А если со стратегией проблемы, единственная альтернатива, как это ни жестоко звучит, — уход с рынка. Причём с этим лучше поспешить. Поверьте на слово: ситуация такова, что уже очень скоро на рынок будет выброшено огромное количество бывшего в употреблении полиграфического оборудования. А когда это случится, продать своё имущество вы сможете только за бесценок. Продать же типографию как бизнес практически невозможно уже сейчас.

Мы находимся в самой нижней точке кривой. Меловой период подходит к концу. Пора делать выбор.

Об авторе: Александр Шнайдер (www.alexschneider.ru), генеральный директор ООО «Типография "Арес"».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Cделано в России: решения для полиграфистов

Мы собрали каталог решений — от программ автоматизации и печатного оборудования до послепечатных машин и расходных материалов — которые изготавливаются в нашей стране российскими компаниями.

Какие решения от российских производителей оказались самыми полезными на вашем производстве?

Работой отечественной техники мы, в общем, довольны. Хотя надо признать, что не все из этих станков справляются со своими задачами одинаково, а качество исполнения отдельных узлов и удобство работы на импортных станках будет выше. Но если сравнивать с импортными аналогами, то цена последних будет в разы больше.

Intec ColorCut SC5000

Компактный «протяжный» режущий плоттер с вакуумной автоподачей листовых материалов, способный выполнять не только надсечку, но и сквозную резку, а также, что важно, биговку. В некоторых случаях заменяет планшетный плоттер.

iECHO PK: ваш специалист по автоматизации цифровой листовой резки

Китайское полиграфическое машиностроение в лице лучших производителей уже давно вышло на международный уровень. Но многие по-прежнему воспринимают его как нечто «вторичное», помня времена, когда в Китае в основном занимались копированием того, что разработано в Европе, Японии или Америке. Однако это уже не так! Яркий пример ошибочности подобного стереотипа — линейка автоматических планшетных режущих плоттеров iECHO PK.

Широкоформатное ускорение AMS Print

Для AMS Print начало 2022 г. ознаменовалось существенным увеличением печатных мощностей — был запущен новый 5-метровый принтер EFI VUTEk Q5r, а гибридный 3,2-метровый EFI VUTEk h3 модернизирован до модели h5. В компании надеются на возвращение рынка к росту, к которому уже готово производство.


Новый номер

Тема номера – «Решения российских производителей для полиграфии». Опыт АО «Кострома» и РПК AMS Print. «Правила полезного железа» с iECHO PK. Обзор Intec ColorCut SC5000. Справочник покупателя по CTP для флексо. Тайный Покупатель визиток с высокой печатью.


Голосование
Зачем вы в первую очередь идёте на Printech и «Росупак» в этом году?
    Проголосовало: 26