2008.07.31, Автор: Эндрю Трибьют7112 прочтений

Стандарты полиграфии

Теги: Взгляд Эндрю Трибьюта Publish

В полиграфическом и издательском деле и, в меньшей степени, в онлайновой информационной индустрии, «стандартов» уйма. Хотя использование термина не совсем корректно, ведь стандарт — это документ, утверждённый авторитетной международной организацией. Я употребляю его как общее обозначение для строго определённых алгоритмов, используемых в производстве. Раз «стандартов» для получения высокого качества пробных оттисков и печати много, необходимо ввести стандарт для обеспечения одинаково высокого качества цветопередачи на всём пути от создания продукта через этапы производственного процесса и до выпуска изделия. Аргументы я приведу после определения нынешних «стандартов».

Чтобы продукция выходила из печати в предусмотренном дизайнером виде, есть разнообразные стандарты. Проблема в том, как и какие использовать, особенно когда надо воспроизвести в аналоговом мире, т. е. в печати, созданное в цифровой среде. Даже если отбросить многие особенности передачи цифровых данных и полиграфических технологий, остаётся внушительный перечень требующих понимания стандартов.

Раньше они появлялись сами собой и утверждались, когда было необходимо. Их тщательно придерживались и фиксировали в документах. А теперь разрабатывают и утверждают объединённые общим интересом группы под покровительством соответствующей организации. Крупнейшая подобная структура — Международная организация по стандартизации (ISO), членами технических комитетов которой выступают заинтересованные группы. Большинство стандартов, относящихся к цветной печати, — сфера полномочий технического комитета TC130, следящего за следующими стандартами:

  • ISO 12640 — Обмен цифровыми данными в допечати.
  • ISO 12642 — Входные данные для представления характеристик 4-цветного процесса печати.
  • ISO 12647 — Управление технологическим процессом при изготовлении растровых цветоделённых изображений, пробных и тиражных оттисков.
  • ISO 13655 — Спектральное измерение и колориметрический расчёт для графических изображений.
  • ISO 15076 — Управление цветом в технологии печати.
  • ISO 15930 — Обмен цифровыми данными в допечати. Использование формата PDF/X.

Но в типографиях чаще обращаются не к этим стандартам, а к алгоритмам производственного процесса и разработкам групп, занимающихся стандартизацией. Многие из них связаны не с цветной печатью, а с настройкой печатных машин, чтобы обеспечить их последовательную и предсказуемую работу. Вот список наиболее известных:

  • CIP4 — Международная организация по сотрудничеству в сфере автоматизированной интеграции допечатных, печатных и послепечатных процессов — некоммерческая ассоциация, зарегистрированная в Министерстве юстиции и Федеральной торговой комиссии США как Организация по разработке стандартов. В неё входят более 300 участников. CIP4 занимается спецификацией и развитием стандартов форматов JDF и JMF для управления и интеграции устройств в процессе печати. Развилась из CIP3, разработавшей формат PPF.
  • ECI — Европейская инициативная группа по цвету, работающая преимущественно с FOGRA.
  • EuroScale — ранняя организация по стандартизации печатных машин в Европе.
  • FOGRA — ведущая организация по обеспечению стандартов в печати и параметров цветной печати в Европе. Работает над инструментами, тестовыми комплектами и профилями для обеспечения последнего стандарта ISO 12647-2 под названием FOGRA 39 для листовых офсетных и FOGRA 40 для рулонных печатных машин.
  • GRACoL — метод спецификации, обеспечиваемый IDEAlliance; Общие требования к ПО промышленной офсетной печати. Спецификация постоянно обновляется, последняя версия GRACoL 7 позволяет настраивать печатные машины в соответствии с определённым стандартом.
  • G7 — значительное технологическое изменение, недавно внесённое в спецификации GRACoL и SWOP, чтобы улучшить качество колориметрии в дополнение к денситометрии, основанное на лучшем понимании баланса оттенков серого при настройке печатной машины. G — серый, 7 — использование значений плотностей семи красочных плашек (CMYK и трёх 2-красочных) в соответствии со спецификацией стандарта ISO 12647-2. G7 Data Set основывается на FOGRA 39.
  • ICC — Международный консорциум по цвету; объединение заинтересованных разработчиков открытых межплатформенных стандартов по обработке цветовых характеристик. ICC-спецификации приняты как стандарт ISO. Их используют в большинстве систем допечатной обработки.
  • IDEAlliance — Северо-Американская ассоциация, поддерживающая печатные методы GRACoL и SWOP.
  • Pantone Matching System и Pantone Goe — системы больше походят на описание стандартного способа выбора смесевых цветов, чем на стандарт как таковой. Позволяют при помощи цифровых и печатных библиотек образцов печати (вееров) выбрать смесевые цвета, которые будут использованы в процессе печати.
  • SNAP — Северо-Американская спецификация для печати газетной рекламы.
  • SWOP — Спецификация для рулонных офсетных машин, поддерживаемая IDEAlliance. Начало её было положено в 1980-е, и в последней редакции она последовала примеру GRACoL в использовании градуировки, печати и алгоритмов контроля печати согласно G7.

Есть две сферы для стандартизации процесса производства. Первая — сфера передачи данных от дизайнера в печать, охватывается стандартами о передаче данных, разработанными в среде CIP4 и ICC и в группах ISO19530, поддерживающих формат PDF/X. Вторая — группы, работающие со стандартом ISO 12647 по управлению технологическим процессом печати и изготовления пробных оттисков: разработки FOGRA 39/40, а также IDEAlliance с GRACoL 7 и SWOP. Я считаю, что связи между двумя сферами нет и работают они относительно независимо.

С FOGRA 39/40 и G7 в GRACoL 7 и SWOP стандартизация печатных машин стала лучше. Ранние версии стандартных программ этих систем использовали денситометрию для измерения плотности 100% красочных плашек и растискивания точек (dot grain, TVI — tonal value increase) в настройке печати без учёта качества цвета. Денситометр не измеряет цвет. G7 использует колориметр для измерения баланса оттенков серого и настройки печати с использованием цветового пространства СIElab с нейтральным серым в полутонах. Это обеспечивает стабильную печать в соответствии по определённому стандарту. Звучит идеально, но всему есть предел. Следующие цитаты взяты из публикации IDEAlliance о G7:

Метод G7 контролирует баланс серого и нейтральную плотность, но не цветопередачу. Стандартизированное в соответствии с G7 устройство должно воспроизводить серые тона в соответствии с воспроизводимым на любом другом устройстве с этим стандартом, но цветные участки могут отличаться из-за различных красок, особенностей краскопереноса (это верно и в отношении стандартизации TVI). Ни G7, ни TVI-стандартизация не гарантируют точного воспроизведения палитры CMYK. Помните, что G7 регулирует лишь отображение серых тонов, но не цвета. В зависимости от настраиваемого устройства могут потребоваться дополнительные настройки цвета (например, профили ICC) для оптимизации соответствия определённому образцу.

Может показаться, что с новыми подходами к калибровке и характеризации печатных машин, использующими стандартизированный формат передачи данных PDF/X с управлением цветопередачей от ICC, все проблемы должны были исчезнуть. К сожалению, сейчас у нас есть колориметрический подход там, где цвет не является независимой опцией, т. к. стандартизация данных в момент создания основана на знании характеристик устройств печати и материалов, на которых она осуществляется. Профили ICC базируются на колориметрических данных на основе специфических условий отображения цветопередачи. В большинстве случаев данные захватываются спектрофотометром, но передаются не в спектральном формате, а в параметрах трёх основных цветов: красного, зелёного и голубого (RGB). Это вызывает проблемы, если тираж печатается на другой печатной машине или материале. Затрудняются обработка и корректная печать смесевых цветов.

Но решение на подходе. Х-Rite представляет новейшую версию формата передачи информации о цвете CxF на базе спектра цветов. Плюс в том, что цвета фиксируются в исходном состоянии спектрофотометром и передаются на все устройства системы. В цвет снова они преобразуются лишь во время печати. Отпечатанный цвет можно протестировать в спектральном формате, т. к. многие печатные машины оснащены сканирующим спектрофотометром для проверки отпечатанных листов. CxF легко внедрить на существующем допечатном и печатном оборудовании, т. к. он написан на языке XML, используемом JDF. CxF-файлы могут передаваться в системе в качестве приложения к формату JDF вместе с остальными данными, как происходит с форматом JMF в среде JDF. CxF позволит дизайнеру, работающему с Adobe Creative Suite CS3, точно выверить изначальный цвет, и эти данные будут переданы каждому устройству в производственном процессе, чтобы обеспечить идентичность цвета у готового продукта. Я предвижу и разработки группы X-Rite Pantone, которые позволят автоматически включать спектральные характеристики цвета при его выборе в новой системе Pantone Goe.

Появление CxF не означает, что все упомянутые печатные системы останутся без работы. Важно иметь печатное оборудование, работающее в соответствии со стандартом, именно это обеспечивают разработки FOGRA 39/40, GRACoL и SWOP на базе стандарта ISO 12647. CxF будет финальной составляющей системы, которая позволит аппаратно-независимому описанию цвета стать из мечты реальностью.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:

comments powered by Disqus