101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Стандарты полиграфии

  • Эндрю Трибьют
  • 31 июля 2008 г.
  • 12437

В полиграфическом и издательском деле и, в меньшей степени, в онлайновой информационной индустрии, «стандартов» уйма. Хотя использование термина не совсем корректно, ведь стандарт — это документ, утверждённый авторитетной международной организацией. Я употребляю его как общее обозначение для строго определённых алгоритмов, используемых в производстве. Раз «стандартов» для получения высокого качества пробных оттисков и печати много, необходимо ввести стандарт для обеспечения одинаково высокого качества цветопередачи на всём пути от создания продукта через этапы производственного процесса и до выпуска изделия. Аргументы я приведу после определения нынешних «стандартов».

Чтобы продукция выходила из печати в предусмотренном дизайнером виде, есть разнообразные стандарты. Проблема в том, как и какие использовать, особенно когда надо воспроизвести в аналоговом мире, т. е. в печати, созданное в цифровой среде. Даже если отбросить многие особенности передачи цифровых данных и полиграфических технологий, остаётся внушительный перечень требующих понимания стандартов.

Раньше они появлялись сами собой и утверждались, когда было необходимо. Их тщательно придерживались и фиксировали в документах. А теперь разрабатывают и утверждают объединённые общим интересом группы под покровительством соответствующей организации. Крупнейшая подобная структура — Международная организация по стандартизации (ISO), членами технических комитетов которой выступают заинтересованные группы. Большинство стандартов, относящихся к цветной печати, — сфера полномочий технического комитета TC130, следящего за следующими стандартами:

  • ISO 12640 — Обмен цифровыми данными в допечати.
  • ISO 12642 — Входные данные для представления характеристик 4-цветного процесса печати.
  • ISO 12647 — Управление технологическим процессом при изготовлении растровых цветоделённых изображений, пробных и тиражных оттисков.
  • ISO 13655 — Спектральное измерение и колориметрический расчёт для графических изображений.
  • ISO 15076 — Управление цветом в технологии печати.
  • ISO 15930 — Обмен цифровыми данными в допечати. Использование формата PDF/X.

Но в типографиях чаще обращаются не к этим стандартам, а к алгоритмам производственного процесса и разработкам групп, занимающихся стандартизацией. Многие из них связаны не с цветной печатью, а с настройкой печатных машин, чтобы обеспечить их последовательную и предсказуемую работу. Вот список наиболее известных:

  • CIP4 — Международная организация по сотрудничеству в сфере автоматизированной интеграции допечатных, печатных и послепечатных процессов — некоммерческая ассоциация, зарегистрированная в Министерстве юстиции и Федеральной торговой комиссии США как Организация по разработке стандартов. В неё входят более 300 участников. CIP4 занимается спецификацией и развитием стандартов форматов JDF и JMF для управления и интеграции устройств в процессе печати. Развилась из CIP3, разработавшей формат PPF.
  • ECI — Европейская инициативная группа по цвету, работающая преимущественно с FOGRA.
  • EuroScale — ранняя организация по стандартизации печатных машин в Европе.
  • FOGRA — ведущая организация по обеспечению стандартов в печати и параметров цветной печати в Европе. Работает над инструментами, тестовыми комплектами и профилями для обеспечения последнего стандарта ISO 12647-2 под названием FOGRA 39 для листовых офсетных и FOGRA 40 для рулонных печатных машин.
  • GRACoL — метод спецификации, обеспечиваемый IDEAlliance; Общие требования к ПО промышленной офсетной печати. Спецификация постоянно обновляется, последняя версия GRACoL 7 позволяет настраивать печатные машины в соответствии с определённым стандартом.
  • G7 — значительное технологическое изменение, недавно внесённое в спецификации GRACoL и SWOP, чтобы улучшить качество колориметрии в дополнение к денситометрии, основанное на лучшем понимании баланса оттенков серого при настройке печатной машины. G — серый, 7 — использование значений плотностей семи красочных плашек (CMYK и трёх 2-красочных) в соответствии со спецификацией стандарта ISO 12647-2. G7 Data Set основывается на FOGRA 39.
  • ICC — Международный консорциум по цвету; объединение заинтересованных разработчиков открытых межплатформенных стандартов по обработке цветовых характеристик. ICC-спецификации приняты как стандарт ISO. Их используют в большинстве систем допечатной обработки.
  • IDEAlliance — Северо-Американская ассоциация, поддерживающая печатные методы GRACoL и SWOP.
  • Pantone Matching System и Pantone Goe — системы больше походят на описание стандартного способа выбора смесевых цветов, чем на стандарт как таковой. Позволяют при помощи цифровых и печатных библиотек образцов печати (вееров) выбрать смесевые цвета, которые будут использованы в процессе печати.
  • SNAP — Северо-Американская спецификация для печати газетной рекламы.
  • SWOP — Спецификация для рулонных офсетных машин, поддерживаемая IDEAlliance. Начало её было положено в 1980-е, и в последней редакции она последовала примеру GRACoL в использовании градуировки, печати и алгоритмов контроля печати согласно G7.

Есть две сферы для стандартизации процесса производства. Первая — сфера передачи данных от дизайнера в печать, охватывается стандартами о передаче данных, разработанными в среде CIP4 и ICC и в группах ISO19530, поддерживающих формат PDF/X. Вторая — группы, работающие со стандартом ISO 12647 по управлению технологическим процессом печати и изготовления пробных оттисков: разработки FOGRA 39/40, а также IDEAlliance с GRACoL 7 и SWOP. Я считаю, что связи между двумя сферами нет и работают они относительно независимо.

С FOGRA 39/40 и G7 в GRACoL 7 и SWOP стандартизация печатных машин стала лучше. Ранние версии стандартных программ этих систем использовали денситометрию для измерения плотности 100% красочных плашек и растискивания точек (dot grain, TVI — tonal value increase) в настройке печати без учёта качества цвета. Денситометр не измеряет цвет. G7 использует колориметр для измерения баланса оттенков серого и настройки печати с использованием цветового пространства СIElab с нейтральным серым в полутонах. Это обеспечивает стабильную печать в соответствии по определённому стандарту. Звучит идеально, но всему есть предел. Следующие цитаты взяты из публикации IDEAlliance о G7:

Метод G7 контролирует баланс серого и нейтральную плотность, но не цветопередачу. Стандартизированное в соответствии с G7 устройство должно воспроизводить серые тона в соответствии с воспроизводимым на любом другом устройстве с этим стандартом, но цветные участки могут отличаться из-за различных красок, особенностей краскопереноса (это верно и в отношении стандартизации TVI). Ни G7, ни TVI-стандартизация не гарантируют точного воспроизведения палитры CMYK. Помните, что G7 регулирует лишь отображение серых тонов, но не цвета. В зависимости от настраиваемого устройства могут потребоваться дополнительные настройки цвета (например, профили ICC) для оптимизации соответствия определённому образцу.

Может показаться, что с новыми подходами к калибровке и характеризации печатных машин, использующими стандартизированный формат передачи данных PDF/X с управлением цветопередачей от ICC, все проблемы должны были исчезнуть. К сожалению, сейчас у нас есть колориметрический подход там, где цвет не является независимой опцией, т. к. стандартизация данных в момент создания основана на знании характеристик устройств печати и материалов, на которых она осуществляется. Профили ICC базируются на колориметрических данных на основе специфических условий отображения цветопередачи. В большинстве случаев данные захватываются спектрофотометром, но передаются не в спектральном формате, а в параметрах трёх основных цветов: красного, зелёного и голубого (RGB). Это вызывает проблемы, если тираж печатается на другой печатной машине или материале. Затрудняются обработка и корректная печать смесевых цветов.

Но решение на подходе. Х-Rite представляет новейшую версию формата передачи информации о цвете CxF на базе спектра цветов. Плюс в том, что цвета фиксируются в исходном состоянии спектрофотометром и передаются на все устройства системы. В цвет снова они преобразуются лишь во время печати. Отпечатанный цвет можно протестировать в спектральном формате, т. к. многие печатные машины оснащены сканирующим спектрофотометром для проверки отпечатанных листов. CxF легко внедрить на существующем допечатном и печатном оборудовании, т. к. он написан на языке XML, используемом JDF. CxF-файлы могут передаваться в системе в качестве приложения к формату JDF вместе с остальными данными, как происходит с форматом JMF в среде JDF. CxF позволит дизайнеру, работающему с Adobe Creative Suite CS3, точно выверить изначальный цвет, и эти данные будут переданы каждому устройству в производственном процессе, чтобы обеспечить идентичность цвета у готового продукта. Я предвижу и разработки группы X-Rite Pantone, которые позволят автоматически включать спектральные характеристики цвета при его выборе в новой системе Pantone Goe.

Появление CxF не означает, что все упомянутые печатные системы останутся без работы. Важно иметь печатное оборудование, работающее в соответствии со стандартом, именно это обеспечивают разработки FOGRA 39/40, GRACoL и SWOP на базе стандарта ISO 12647. CxF будет финальной составляющей системы, которая позволит аппаратно-независимому описанию цвета стать из мечты реальностью.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Хорошая «Аура»

Правилами жизни небольшой компании «Аура» из Екатеринбурга, всего за шесть лет сумевшей уверенно занять свою нишу на российском рынке фотообоев, делится её арт-директор Максим Лебёдкин.

Гиперяркость

А вы знали? Получить на тканях невероятно яркие флюоресцентные цвета теперь стало намного проще.

15 наивных, но важных вопросов про универсальную широкоформатную печать с оригинальной СНПЧ и низким ТСО

Что такое ТСО и почему так важно учитывать этот параметр при выборе принтера? Можно ли на одном устройстве печатать карты и чертежи, информационные и рекламные материалы? За какое время «отобьётся» оригинальная СНПЧ? Кому пригодится такое решение? Разбираемся с вопросами вместе со специалистами компании Epson.

Супертяж

Самая престижная весовая категория в боксе — супертяжеловесы. Престижность определяет и самые высокие гонорары бойцов.

Адаптивная смена

В октябре 2019 г. состоялась международная премьера цветной листовой лёгкой ЦПМ Xerox PrimeLink C9070


Новый номер

Тема номера – «Светодиодное отверждение в широком формате». Спецэффекты без Голливуда (часть 2). Лучшая послепечать для фотокниг. Дизайнерские коллекции в эпоху пандемии. Обзор Ricoh Pro C5300S. Тайный Покупатель плакатов формата А2. 


Голосование
Используются ли в вашей типографии решения web-to-print для приёма заказов на печать?
Да, и мы довольны
18%
18 %
Да, но больше хлопот, чем преимуществ
12%
12 %
Собираемся внедрить
20%
20 %
Нет, не имеем такой потребности
17%
17 %
Нет, не видим подходящего ПО
33%
33 %
Проголосовало: 66