101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Осторожно: снабженец!

  • Александр Шнайдер
  • 25 апреля 2008 г.
  • 6284

Александр ШнайдерЯ неоднократно писал, что полиграфическая услуга — не потребительский товар. Нельзя относиться к заказу на печать, как к покупке стиральной машины. Проблема здесь, как говорят англичане, in the eye of beholder — в точке зрения оценивающего. И уж если заказчик считает, что это одно и то же, переубедить его непросто.

Print et commodity

В отличие от профессионального заказчика (принт-менеджер, print buyer), считающий полиграфию обычным товаром клиент — не кто иной, как commodity buyer. Есть во многих крупных компаниях такая должность — ответственный за закупку потребительских товаров (мебели, скрепок, шариковых ручек, бумаги для принтеров). А заодно и за размещение заказов на полиграфию. По-нашему — снабженец… Поймите меня правильно: должность важная и ответственная. Вот только задача такого сотрудника — экономить средства компании. Поэтому и поставщиков он выбирает прежде всего на основе низкой цены.

Иметь в роли заказчика «снабженца» (использую термин в широком смысле, вне зависимости от реального названия должности) хорошо лишь в одном случае — если основным конкурентным преимуществом вашей типографии является очень низкая цена. Во всех остальных, как говорится, это дохлый номер… Какой ожидать лояльности от такого заказчика по отношению к вам, как поставщику? Да можно ли вообще говорить о лояльности, например, к сетевому магазину, где вы вчера купили стиральную машину? Ведь следующую покупку вы всё равно сделаете там, где найдёте приемлемую цену.

«Снабженец» готов сменить поставщика, не только когда ему предложат более низкую цену. Зачастую он сам активно ищет дешёвое предложение, а если найдёт, непременно станет вас шантажировать, угрожая уходом.

Менеджеры по продажам типографий порой сетуют, что не смогли получить заказ от клиента: выбирая из трёх подходящих подрядчиков, он принял решение в пользу типографии с самой низкой ценой. Увы, это нельзя считать классическим примером «снабженца». Менеджеру, который не смог прийти к финишу первым в группе из трёх конкурентов, следует пенять на самого себя. Настоящий «снабженец» выбирает не из трёх, а из десятков типографий.

Как распознать «снабженца»

Самый очевидный признак: он активно пользуется таким инструментом отбора подрядчиков, как тендер. А ведь это не только формальное мероприятие с извещением участников, приёмом заявок и т. д. Любой массовый опрос типографий с просьбой сообщить стоимость конкретного заказа (скажем, по телефону или электронной почте) не что иное, как завуалированный тендер.

Он может на протяжении длительного времени давать на просчёт массу запросов, не размещая ни единого заказа. Многие типографии в подобных случаях ставят формальный заслон, предпочитая не тратить время впустую и прекращая рассчитывать стоимость после энного «пустого» обращения.

Его заказы просты, требования скромны, он не нуждается ни в сжатых сроках, ни в особых условиях. Можете не сомневаться — это понимаете не только вы, но и заказчик. А значит, ему прекрасно известно, что со сменой подрядчика проблем не будет.

Он готов дать на расчёт конкретный заказ при первом же вашем обращении. Вы торжествуете: ура, повезло наткнуться на потенциального клиента, испытывающего явную потребность в полиграфии в этот самый момент! Не торопитесь, вполне возможно, что собеседник — «снабженец», никогда не упускающий случая занести в список ещё одного потенциального подрядчика.

Он не выказывает никакого желания встречаться с вами или поближе познакомиться с вашей типографией. Его интересует только расчёт стоимости его заказов. Многих менеджеров такой клиент вполне устраивает, с ним нет хлопот. Но ситуация таит в себе опасность. Вдумайтесь: для представителя заказчика сотрудничество с вами — малозначительное дело? Значит, он с лёгкостью вообще избавится от него при первой возможности! Любой менеджер должен знать: клиента, которого он никогда в глаза не видел, очень легко потерять.

В условиях сформировавшегося рынка, для достижения существенного роста у вашего клиента (как и у вас, кстати!) есть только два пути: оттянуть долю бизнеса у конкурентов или сократить издержки. Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами клиента. Какой путь он изберёт? Если ответите «сократить издержки» — что ж, тогда поймёте, что именно делает предлагаемые вами услуги потребительским товаром. (Автор признака Линда Бишоп, президент консалтинговой компании «Фоут Трансформейшн».)

Заключение

Я не утверждаю, что плохо иметь «снабженца» в качестве клиента. Вовсе нет. Для многих типографий он вполне желанный заказчик. Важно лишь понимать перспективы сотрудничества — и тратить ровно столько времени и сил, сколько бизнеса (в количественном выражении) от него можно получить сегодня.

Ситуация должна быть зеркальной. Он воспринимает ваш продукт как потребительский товар? Тогда и вы вправе относиться к нему не как к долгосрочному активу, а как к источнику заказов здесь и сейчас. Что тоже, в сущности, совсем неплохо. p

Об авторе: Александр Шнайдер (www.alexschneider.ru), генеральный директор ООО «Типография "Арес"».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Cделано в России: решения для полиграфистов

Мы собрали каталог решений — от программ автоматизации и печатного оборудования до послепечатных машин и расходных материалов — которые изготавливаются в нашей стране российскими компаниями.

Какие решения от российских производителей оказались самыми полезными на вашем производстве?

Работой отечественной техники мы, в общем, довольны. Хотя надо признать, что не все из этих станков справляются со своими задачами одинаково, а качество исполнения отдельных узлов и удобство работы на импортных станках будет выше. Но если сравнивать с импортными аналогами, то цена последних будет в разы больше.

Intec ColorCut SC5000

Компактный «протяжный» режущий плоттер с вакуумной автоподачей листовых материалов, способный выполнять не только надсечку, но и сквозную резку, а также, что важно, биговку. В некоторых случаях заменяет планшетный плоттер.

iECHO PK: ваш специалист по автоматизации цифровой листовой резки

Китайское полиграфическое машиностроение в лице лучших производителей уже давно вышло на международный уровень. Но многие по-прежнему воспринимают его как нечто «вторичное», помня времена, когда в Китае в основном занимались копированием того, что разработано в Европе, Японии или Америке. Однако это уже не так! Яркий пример ошибочности подобного стереотипа — линейка автоматических планшетных режущих плоттеров iECHO PK.

Широкоформатное ускорение AMS Print

Для AMS Print начало 2022 г. ознаменовалось существенным увеличением печатных мощностей — был запущен новый 5-метровый принтер EFI VUTEk Q5r, а гибридный 3,2-метровый EFI VUTEk h3 модернизирован до модели h5. В компании надеются на возвращение рынка к росту, к которому уже готово производство.


Новый номер

Тема номера – «Решения российских производителей для полиграфии». Опыт АО «Кострома» и РПК AMS Print. «Правила полезного железа» с iECHO PK. Обзор Intec ColorCut SC5000. Справочник покупателя по CTP для флексо. Тайный Покупатель визиток с высокой печатью.


Голосование
Зачем вы в первую очередь идёте на Printech и «Росупак» в этом году?
    Проголосовало: 27