101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Воплощение слова

  • Александр Горяшко
  • 24 апреля 2008 г.
  • 4043

Графический разворот И познаете истину, и истина сделает вас свободными
Ин. 8: 32

Начало

История появления этой книги нетипична. Автор этих строк, никогда профессионально не связанный с полиграфией и книгоизданием, по весьма странному стечению обстоятельств оказался зам. ген. директора одного московского издательства. За недолгое время, проведённое там, я открыл для себя новый мир и понял, что мне в нём не нравится. До той поры у меня был привитый ещё детской любовью к чтению пиетет перед процессом создания Книги… Однако реальные московские издатели начала XXI века оказались нормальными людьми, для которых процесс книгоиздания не более чем один из бизнес-проектов, интересный лишь постольку и до тех пор, пока даёт прибыль. Она диктовала всё: гонорары авторам и переводчикам, полное небрежение редакционно-издательской подготовкой, нежелание сколько-нибудь внимательно отнестись к художественному оформлению книги и её полиграфическому исполнению.

Конечно, оставались люди и фирмы, для которых культура книгоиздания не была пустым звуком. Появлялись и замечательно оформленные издания, но их доля была так мала, что любовно сделанные книги просто терялись в море ширпотреба.

Замысел

Книга Результат моего издательского опыта оказался неожиданным. Вполне спонтанно возникло решение выпустить книгу, которую захотелось бы иметь в своей библиотеке. Книгу, которую потомки бережно бы передавали по наследству. Спустя три года после возникновения этого странного желания я отчётливо понимаю безумство затеи. Но… «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…».

О чём же делать такую книгу, как не о том, что «В начале было Слово…» (Ин. 1, 1). За два года работы детали дизайна, способ подачи и выбор текстов менялись неоднократно. Неизменным оставалось главное — стремление создать у невоцерковлённого читателя, часто узнающего о евангельских событиях из самых причудливых источников новейшего времени, представление о подлинном Слове. Черпая при этом из трёх источников — евангельских текстов, рассказов о земной жизни Иисуса Христа (обязательно основанных на Новом Завете) и той поэзии ХХ века, которая, будучи созвучна подлинному евангельскому Слову, может быть легче воспринята современным читателем.

Однако сборник текстов, пусть и высочайшего уровня, обращён лишь к вербальной стороне человеческого восприятия. Но ведь визуальные образы часто оказываются более выразительными, привносят новые измерения! Огромный корпус мировой живописи и иконографии, связанный с евангельскими сюжетами, так часто воспроизводился, к месту и не к месту, что глаз уже «замылен», как говорят художники, и адекватной эмоциональной реакции у зрителя достичь не удаётся.

Оригинальные графические листы Ларисы Александровой, сделанные для каждой главы и в какой-то мере отображающие тот «пресветлый сумрак сокровенно таинственного молчания», о котором писал Псевдо-Дионисий, стали для меня тем необходимым и достаточным условием, которое полностью оправдывает замысел всей книги. Созданные художником образы — не столько пояснение (иллюстрация) текста, сколько проникновение в суть происходящего. Эти графические листы — несущая конструкция всей книги. Они надёжны, выразительны и не суетны. Графика, ни в чём не отступая ни от буквы, ни от духа Евангелий, заставляет тех, кто «очи свои сомкнули» (Ис. 6, 10), увидеть сокрытое.

Допечатная подготовка

Графический разворот Поскольку у нас не было опыта в допечатной подготовке столь сложного проекта, было решено прибегнуть к помощи профессиональных книжных дизайнеров. Но тут нас ждало большое разочарование. То ли нам не удалось найти правильных людей, то ли наши требования были чересчур высоки, но, потратив примерно год и кучу денег, мы окончательно убедились, что помощи ждать неоткуда. Лариса сама взялась за Adobe CS3, а мне пришлось окунуться в «увлекательный мир» QuarkXPress 6.1.

И когда в конце концов мы получили устраивающий нас оригинал-макет, стало ясно, что такая «штучная» работа не терпит посторонних рук. Своих детей надо делать своими руками, как говорят в Одессе. Конечно, до конца выдержать этот принцип не удаётся.

Оригиналы графических листов, подготовленных для книги, сканировали в Отделе поддержки электронных библиотек Российской государственной библиотеки (заведующий Борис Перли).

Для консультаций и выпуска фотопроб графических разворотов мы обратились в пре-пресс-студию «Акцент». Особая благодарность её сотруднику Михаилу Тиновицкому, высочайший профессионализм и доброжелательность которого очень нам помогли.

В окончательном варианте книга состояла из 234 полос формата 240╢340 мм и содержала 14 ч/б графических разворотов и 32 полосы цветных иллюстраций.

Первые шаги в печати

Иллюстрация к стихотворению Р. М. Рильке Примерно через год плотной работы был полностью готов цифровой оригинал-макет. Книгу мы назвали «Отсвет Истины». Первый экземпляр был напечатан в Московском государственном университете печати на цифровой печатной машине Indigo, которая появилась там стараниями HP Russia и, в первую очередь, руководителя программ HP-lab по научному сотрудничеству Игоря Белоусова. Он проявил большой интерес к проекту, нашёл средства и подходящую технику (HP Indigo 5000 в печатном салоне «Вовремя»), чтобы отпечатать 10 экз. книги и сделать для них качественный переплёт ручной работы.

Книгу печатал Сергей Кувшинов, прекрасный специалист и страстный почитатель печатных машин Indigo, до тонкости знающий все особенности работы на них.

Участие в конкурсе

Первые экземпляры книги отправились в штаб-квартиру HP в Palo-Alto. Директор по стратегии Михаил Кувшинов и директор по цифровым технологиям Андрей Горлов компании Nissa Centre (эксклюзивный дистрибьютор HP Indigo в России) также проявили желание познакомиться с книгой. Они, как мне кажется, были впечатлены увиденным и, сделав ряд весьма полезных замечаний, предложили нам принять участие в конкурсе «Мэтр полиграфии».

В силу ряда причин окончательные экземпляры были изготовлены типографией AVA-digital на той же машине. Её руководство, вдохновлённое участием в конкурсе, решило «патронов не жалеть» — мы получили карт-бланш на изготовление трёх экземпляров. И, возможно, решающим обстоятельством, позволившим добиться высокого качества экземпляров, представленных на конкурс, стало взаимодействие печатника и художника на этапе изготовления.

Переплётные работы

Все три книги переплетались вручную и различным образом. Одна — в чёрном кожаном переплёте с золотым тиснением на передней и задней крышках (клише по эскизам Александровой). Передняя крышка двух других сделана с использованием печати по шёлку. В одном случае он шёл в кожаном обрамлении, а в другом — на кожаном фрагменте передней крышки было вытиснено название.

Переплётные работы выполнялись в переплётной мастерской «Цифровичок» под руководством Геннадия Бандурко.


Особенности печати

  1. Печатник Сергей КувшиновОсновной блок книги напечатан на цифровой печатной машине HP Indigo 5000 на бумаге Gmund Savanna плотностью 110 г/м2.
  2. Жидкие печатные краски ElectroInk, содержащие частицы полимерного пигмента с размерами 0,5–5 мкм, позволили достичь привычной в классическом офсете толщины красочного слоя.
  3. Отсутствие в наносимом на подложку красочном слое связующего позволило добиться полного отсутствия физического растискивания печатного элемента.
  4. Физическое разрешение экспонирования фотоформы (812×2400 dpi у HP Indigo Press 5000) позволило достичь линиатуры 180 lpi с сохранением необходимого количества градаций.
  5. Основные листы блока напечатаны с красочностью 6+6. Для достижения «бархатистости» тактильных ощущений под краски триады было нанесено два слоя кроющих белил.
  6. На тканевые вставки переплётных крышек под краски триады нанесено 12 слоёв кроющих белил — при печати по ткани с ярко выраженной текстурой качество было идентичным печати на бумаге. При этом оттиски полностью закреплены уже в выкладе машины.
  7. Возможности HP Indigo 5000 по прямой (без технологии термопереноса) печати на ткани позволяют запечатать любые ткани с не ярко выраженной текстурой поверхности. При создании тканевых вставок в переплётные крышки использован коллекционный шёлк дома моды Valentino (Италия). Для репродукции графики в одной из книг использован шёлк из волокон cupro bembel компании Bemberg Modacrilic (Германия). Благодаря допечатной подготовке, отвечающей условиям печати, на ткани воспроизведён весь диапазон градаций оригинала.
  8. Простота работы с дополнительными цветами позволила применить для печати не только краски офсетной триады (CMYK), но и дополнительные краски White (кроющий белый) и Yellow Fluorescent (флуоресцентный жёлтый). С равным успехом они могут применяться как по всему изданию, так и на отдельных полосах.

Об авторах

 

Александр Горяшко — доктор технических наук, профессор. С 1991 г. по 2004 г. работал в области высоких технологий в России, Америке и Израиле. В настоящее время профессор кафедры «Информационные системы» Московского государственного университета печати.

Издатель, автор идеи Александр Горяшко с книгой      Художник и дизайнер Лариса Александрова с книгой в Музее Сытина

Лариса Александрова — кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России, действительный член Международной федерации художников, член Израильской ассоциации художников, доцент МХПИ. Стипендиат президента России (2006). Автор и художник 8-ми книг, опубликованных издательствами «Малыш», «Школьная пресса», «Белый город» и др. Персональные выставки в Москве и Израиле. Картины находятся в частных коллекциях в России, Америке, Израиле и Канаде.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Простой запрос в непростое время, или Кому флаер по рупь сорок?

Печать флаеров 10x21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки.

Адаптация к новой реальности

Тяжёлая в этом году выдалась весна. Хотя ожидания в год drupa были совсем другие, оптимистичные. Но не задалось…

Canon imagePRESS C165

Заключение: «лёгкая» цветная ЦПМ с высоким качеством печати для средних и небольших цифровых типографий.

Прощание с «сольвентом»

Для очень многих компаний, занимающихся широкоформатной печатью, до сих пор основным рабочим инструментом остаются сольвентные принтеры шириной 1,6 метра — настоящие рабочие лошадки на этом рынке.


Новый номер

Тема номера – «Спецэффекты». Опрос про загрузку типографий. Например об опыте типографий «Бронепоезд» (Железнодорожный) и Printovo (Краснодар) с новыми ЦПМ. «Детали» про Mimaki UJV100-160, обзор Canon imagePRESS C165. Тайный Покупатель флайеров.


Голосование
Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т.п.)?
Да, это хорошее решение для малой типографии и по качеству продукции, и по производительности
66%
66 %
Да, такое устройство особенно выгодно в период кризиса
10%
10 %
Нет, у нас производство гораздо большего масштаба
10%
10 %
Нет, универсальное устройство никогда не сравнится со специализированным по качеству продукции и производительности
15%
15 %
Проголосовало: 41