101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Трудно быть всем

  • Дмитрий Старцев
  • March 4, 2008
  • 5050

Услуги послепечатной обработки продукции — весьма развитое направление на Западе. Группа специализированных предприятий (т. н. binderies) обеспечивает большой поток работы, освобождая типографии от необходимости приобретать и осваивать послепечатное оборудование. Огромный опыт в своей области и большие производственные мощности позволяют сотням подобных «послепечатных типографий» успешно конкурировать с типографиями «полного цикла».

Например, в Rickard Bindery (США) круглосуточно работают 80 фальцевальных машин всевозможных размеров и разновидностей (23 под малоформатные заказы типа фармацевтических вкладышей), 22 машины склейки, 5 ВШРА (до 12-ти станций) и 2 кассетных фальцевально-клеящих агрегата. Работают буквально со всем — от миниатюрных сфальцованных вкладышей до сброшюрованных книг сверхбольшого формата со сложными вклеенными корешками, индексной вырубкой и разнообразными вставками и вклейками.

Специализируйся или умри

В Москве не наберётся и десятка специализированных предприятий послепечатной обработки. Некоторые даже не рекламируют свои услуги, поскольку недостатка в заказчиках не испытывают. «Таггерт-Полиграф» специализируется на ламинировании, припрессовке к листовой печатной продукции различных плёнок. Сайт компании с гордостью подчёркивает, что они не типография полного или частичного цикла и не имеют печатного оборудования. Для «Таггерт-Полиграф» отсутствие в парке печатных машин — дополнительное конкурентное преимущество: ни одной типографии не угрожает, что у них переманят клиента. При этом гарантируется конфиденциальность и отсутствие стремлений получить информацию о конечных заказчиках продукции. Компания предлагает, кажется, все виды припрессовки — ламинирование рулонное, горячее и холодное, одностороннее и двухстороннее, металлизированные, голографические и другие материалы, изготовленные методом холодного ламинирования.

В парке машин предприятия с говорящим названием «Постпринт» только техника для послепечатной обработки. Правда, стремясь к росту, минувшей осенью здесь установили новую и единственную печатную машину Komori. Оставаться прибыльным можно, но только оставаясь маленьким. Пока предприятие небольшое — мощностей хватает, чтобы с избытком загружать себя круглый год, но в сезон предновогодней лихорадки их может катастрофически не хватать. Логично приобрести дополнительное послепечатное оборудование с большей производительностью и автоматизацией. Однако тут скрывается серьёзный подвох. «Семь тигелей, 6 промышленных ламинаторов, 5 станков трафаретной печати и 120 человек персонала. Для меня основная проблема — загрузить производство, особенно в низкий сезон», — говорит директор типографии «Постпринт» Борис Левицкий. Для выхода из этой ситуации пришлось отойти от исключительной специализации на послепечати и стать настоящей типографией с печатным оборудованием.

Борис Левицкий не собирается делать из Даже перестав быть предприятием по уникальной послепечатной обработке, «Постпринт» верен основному принципу — специализации. «Располагая большими возможностями и отлаженной технологией отделки полиграфической продукции, мы задумались о собственном печатном оборудовании, — поясняет Левицкий. — Когда поняли, что настало время приобрести печатную машину, встал вопрос: какую. Она должна обеспечить загрузкой наше послепечатное оборудование. Именно поэтому выбрали машину, печатающую на пластиках, лентикулярах, самоклейке, других невпитывающих материалах. Их не фальцуют и не брошюруют, по ним делают тиснение, вырубают, покрывают УФ-лаком, то есть делают то, на чём мы специализируемся. И мы предупреждаем заказчиков, что не планируем покупать фальцовки, ВШРА и становиться типографией полного цикла, печатающей какие-нибудь каталоги». В типографии хотят сделать акцент на производстве высококачественной упаковки и рекламных материалов, поэтому приобретённая Lithrone S29 может печатать УФ-красками по пластику и металлизированным материалам и оснащена дополнительной лаковой секцией. Насколько это оправдано, покажет время.

Сложности производства

Для успешной деятельности предприятия по специализированной послепечатной обработке необходимы:

  • постоянная загрузка производства в течение всего года;
  • возможность оперативного выполнения заказов: круглосуточная работа на высокопроизводительном оборудовании;
  • площади для хранения и обработки большого количества продукции разных заказчиков;
  • удобство расположения: равноудалённость от всех потенциальных заказчиков-типографий.

Последние два пункта в современной Москве реализовать практически невозможно: большие площади в центре города арендовать не под силу ни одной, даже самой прибыльной типографии. А если производство расположено в Московской области, где арендная плата за помещения невелика, то отсекается большинство потенциальных клиентов: время доставки от заказчика и обратно может в разы превышать время на обработку тиража.

Такой бизнес по объективным условиям не может быть большим. Путей для роста совсем немного: приобретение мощного оборудования вызовет дисбаланс в годовом графике загрузки предприятия. Значит, остаётся единственный вариант — продолжать специализироваться. Самая приемлемая модель подобного бизнеса: 2–3 машины из каждого сегмента послепечатной обработки (высечка, ламинация, лакировка и т. д.). Такое сочетание оптимально для обеспечения плотной загрузки. Любая попытка расширения за счёт покупки дополнительных машин увеличит время простоев оборудования в течение года.

По мнению директора типографии «Арес» Александра Шнайдера, одна из причин неразвитости рынка специализированных услуг послепечати — отсутствие строгих стандартов в самой полиграфической отрасли: «Специалистов крайне мало, в каждой типографии свои правила подготовки макета (или даже отсутствие таковых), а расхлёбывать проблемы приходится на послепечати». В своей типографии наладить техпроцесс — задача реальная, но сделать это для всех сторонних типографий-клиентов невозможно. Кроме того, приёмка в работу срочных заказов чревата многими вопросами: а если число листов на технические нужды послепечати было рассчитано неверно; отпечатки не просохли перед ламинацией и плёнка отскочит вместе с краской; спуски сделаны так, что сфальцевать их правильно можно только вручную? Любая из таких проблем может быть фатальной для своевременного изготовления срочных заказов. Подрядчик по послепечатной обработке может оказаться «крайним» и легко потерять если не деньги, то репутацию, хотя объективно и не по своей вине.

Да и сами типографии, поставленные условиями рынка перед необходимостью срочного изготовления заказов, уже не могут позволить себе обладать только одной простой печатной машиной. Вынужденные сокращать сроки изготовления заказов, типографии постепенно обзаводятся послепечатным оборудованием, а стало быть, их потребность в стороннем специализированном предприятии послепечати резко сокращается. Ведь с самыми распространёнными видами работ в непиковые периоды они могут справиться и сами, а когда время поджимает, то даже на специализированном производстве не протолкнуться от желающих срочно (а лучше — вчера) обработать заказ.

Ещё одна проблема — послепечать в российских типографиях сильно недооценена. Отчасти виноваты сами типографии, привлекающие клиентов «бесплатной» допечатной и послепечатной обработкой. В ряде случаев так и бывает: заказы исполняются с меньшей нормой прибыли, и часть того, что будет заработано на печати тиража, уйдёт на оплату постпресса. Но чаще всего стоимость дополнительных работ прячется в стоимости отпечатка. В любом случае, это создаёт иллюзию у клиента, что послепечать ничего не стоит, значит, и в будущем нет смысла за неё платить…

Выживают только маленькие

Есть ли будущее у специализированных предприятий по послепечати? Сейчас в процессе создания или становления находятся ещё несколько небольших предприятий с основной специализацией в послепечатной обработке. Очевидно, рынок прокормит ещё много подобных фирм, пока рост не заставит их стать «настоящими типографиями» с печатным оборудованием.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Не шелохнувшись: «планшетники» с неподвижным столом

Планшетные плоттеры с неподвижным столом — один из самых простых видов оборудования для послепечатной обработки. Но и они предоставляют немало возможностей как для малых предприятий, так и для вполне солидных компаний.

«Работаем и будем продолжать»

В 2023 году в Publish была опубликована статья «Форма имеет значение» про работу компании «Фаст-XXI», изготавливающей штанцформы для полиграфических предприятий. Этой весной мы снова поговорили с директором производства «Фаст-XXI» Сергеем Вендило, чтобы узнать, что у них произошло за прошедший год.

RosUpack/Printech 2024: развитие в испуге

Те, кто занимается садоводством, знает, что существует способ повысить урожайность дерева, которое стало хуже плодоносить: его надо «испугать». Например, вбить в ствол гвоздь. Такое «испуганное» дерево «думает», что ему пришел конец и начинает бурно плодоносить, как в последний раз. Способ временный, но верный.

Режущие плоттеры повышенной надёжности

Китайская Ningbo Ruking Intelligent Technology Co., Ltd (RUK Tech) была основана в 2008 году и на текущий момент является одним из лидеров в области разработки и производства автоматизированных планшетных режущих плоттеров.

Бизнес в «Цвете»

Рекламно-производственная компания «Цвет» из Самары — пример успешного бизнеса, который стартовал в 2010 году и противостоял всем вызовам этого периода. Компания успешно смогла преодолеть и санкционный кризис — были найдены альтернативные отечественные и зарубежные поставщики материалов, освоено новое оборудование и проработаны производственные технологии в соответствии с текущими реалиями. Как у них это получилось — читайте прямо сейчас.



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Каковы для вас итоги объединённой выставки Printech и RosUpack в этом году? (Можно выбрать несколько вариантов)
    Проголосовало: 37