2008.06.27, Автор: Модест Осипов2114 прочтений

Умный Unsharp Mask

Теги: Рабочий цех Adobe

Как подчеркнуть важное, не выделив лишнего.

 

Перед вами фотография, отсканированная или сделанная при помощи цифрового фотоаппарата. Ставлю десять против одного, что ей не повредит подстройка тонового диапазона и цветокоррекция. А двадцать против одного — что ей пойдёт на пользу повышение резкости.

Резкость теряется на любом этапе фотосъёмки и последующей обработки: от прохождения луча света через объектив до преобразования информации, полученной с матрицы цифровой фотокамеры или ПЗС-линейки сканера. Для восстановления резкости при цифровой обработке снимков обычно увеличивают контрастность мелких деталей и границ между объектами — осветляют светлый контур и затемняют тёмный. Adobe Photoshop предлагает много способов — от самых простых безо всяких настроек фильтров Sharpen и Sharpen More до магических математических превращений с применением фильтра Custom.

Фильтр Unsharp Mask — золотая середина. Он гибко настраивается, но все настройки ориентированы на визуальное восприятие изображения. Amount — это «мощность» фильтра, степень усиления контрастности контуров. Radius — ширина контуров, которые мы хотим усилить. Чем мельче интересующие нас детали, тем меньше радиус. Например, для пейзажа или натюрморта с большим количеством мелких элементов значения Radius могут быть 0,3–0,8 пикселя, для крупнопланового портрета 0,6–1,5 и т. д. Подбирать толщину контура удобнее всего при максимальной «мощности» фильтра 500%, а потом, при необходимости, уменьшать значение Amount. Если для снимков с большим количеством деталей это вполне уместно, для портрета вряд ли потребуется больше 200%.

Третий параметр настройки Unsharp Mask — это Treshold, пороговое значение, позволяющее фильтру отличать контрастные границы и значимые детали от цифрового мусора или зернистой структуры плёнки. К сожалению, на практике фильтр не отличает шум от мелких деталей. Чем контрастнее будут контуры изображённых объектов, чем резче будет смотреться фото, тем заметнее станет шум или зерно. Оставьте пороговое значение равным нулю, запаситесь терпением, сделайте максимально точную маску, выделяющую все до единой мелкие детали и контуры. Или…

…Или найдите в цветовых каналах, из которых состоит фото, уже готовую маску. Где и как? Сейчас расскажу.

1. Вся информация о тоновом диапазоне фотографии, о глобальном контрасте и о мелких деталях содержится в канале Lightness в цветовом пространстве Lab. Переведите снимок в Lab, сделайте копию основного слоя, назначьте ей в режим наложения Luminocity — мы ведь повышаем контраст, усиливать цветовой шум нам вовсе ни к чему — и назовите получившийся слой, скажем, To Be Sharpened.

2. Добавьте к слою To Be Sharpened маску и отсоедините её от слоя (в панели Layers). Три последующих операции будут проходить именно с маской. Нажав Option (Alt) на значке маски, вы можете переключить Photoshop в режим отображения маски, а не слоя, чтобы видеть, что с ней происходит.

3. При помощи функции Apply Image скопируйте в маску канал Lightness с любого из двух имеющихся слоёв — они ведь пока одинаковые. Режим наложения — Normal.

4. А теперь находим в канале Lightness информацию о контрастных границах. При помощи фильтра Find Edges из группы Stylize. Самые чёткие границы станут чёрными, а самые неконтрастные области — белыми.

5. Инвертируем получившуюся маску, чтобы на слое To Be Sharpened отображались только участки с чёткой детализацией и ничего больше.

6. В данном случае нам крупно повезло — нет и не должно быть резких деталей на небе (в т. ч. светлых контуров на линии горизонта), на всей остальной фотографии резкость нужна. Канал b с тёмным небом и светлым пейзажем (он намного желтее нейтрально-серого цвета, а небо — синее) поможет добавить контраста в маску. При помощи Apply Image копируем канал b в маску в одном из режимов повышения контрастности. В данном случае это Vivid Light. Скажу по секрету, почти в каждом фото есть канал, который поможет поднять контрастность контурной маски. Правда, он может оказаться не в пространстве Lab, а в RGB или CMYK (например, Red, Cyan или Black для портретов), так что для работы с Apply Image может потребоваться копия файла в другом цветовом пространстве.

7. Остаётся только размыть маску при помощи фильтра Gaussian Blur, иначе границы между резкими и нерезкими областями будут неестественно чёткими. Для фото с большим количеством мелких деталей подойдёт значение Radius, равное 2 пикселам, для менее детализированных — 4–10.

8. Остаётся только сделать маску немного контрастнее — тогда на участках с наибольшей детализацией эффект от фильтра Unsharp Mask будет виден полностью.

9. Маска готова, нажимаем на значок слоя To Be Sharpened и применяем фильтр Unsharp Mask. В данном случае использовались «убийственные» значения Radius (300%) и Amount (0,6 пикселя). Без маски фото было бы безнадёжно испорчено, а так стало заметно резче, причём лишь в тех местах, где это действительно нужно. Склеиваем слои, и всё — мы победили!

Три коротких комментария

Во-первых, не забывайте отсоединять маску от слоя To Be Sharpened, иначе Unsharp Mask будет действовать и на неё, а не только на слой. А нам нужен мягкий переход между резкими и нерезкими участками, без цифровых артефактов.

Во-вторых, всегда оставляйте Unsharp Mask напоследок, когда уже произведена вся тоновая и цветовая коррекция. Ведь при тоновой коррекции вы, наверняка, будете увеличивать глобальную и, возможно, локальную контрастность, при этом контуры и мелкие детали станут более контрастными.

В-третьих, повышайте резкость на конечном размере фото. Последующее её уменьшение смягчит границы и детали, а увеличение подчеркнёт контуры и сделает их слишком заметными.

Be Sharp!

Об авторе: Модест Осипов (MOssipoff@vazari.ru ), руководитель отдела предпечатной подготовки бренд-билдингового агентства «Вазари».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW (ч. 2) *

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Импорт–экспорт текста

    Редактировать и корректировать фигурный текст можно непосредственно на рабочем листе документа или в специальном окне редактирования. Добавить фрагмент текста в активный текстовый блок или вставить текст в документ легко, импортировав текст из офисных приложений. Для этого есть команды «Импортировать текст» окна редактирования или «Специальная вставка» меню «Правка», либо можно просто вставить текст из буфера обмена.

     

  • Фигурный текст и CorelDRAW

    Всё, что вы хотели знать о фигурном тексте, но боялись спросить.

    Как невозможно познать всю Вселенную (она же всё время расширяется), так в каждой новой версии CorelDRAW каждый раз ты открываешь для себя новые возможности, приёмы и хитрости. Конечно, эта программа не для вёрстки больших, насыщенных текстами книг, брошюр, журналов, но возможности CorelDRAW для работы с текстами позволяют сверстать и подготовить к печати многостраничный промышленный каталог, с чертежами, схемами, векторными рисунками, фотографиями. И, конечно, текстовые фрагменты обязательно есть и в визитке, и в банере, и в рекламном проспекте. А если применять к тексту кое-какие трюки и эффекты, то можно создать настоящие шедевры дизайна и типографики… Конечно, многим пользователям хорошо известны инструменты и методы работы с фигурным текстом. Этот цикл статей — попытка систематизировать основные приёмы.

     

  • Раскрывая возможности белых чернил *
     

    Как дополнительные белые чернила помогают создавать новые применения широкоформатной печати.

    Сегодня ряд моделей широкоформатных и сверхширокоформатных принтеров могут печатать чернилами дополнительного цвета — белого, что создаёт новые возможности применения этих устройств. Но в принтерах могут быть реализованы различные технологии печати белыми чернилами, и у разных технологий — свои возможности и ограничения.

     

  • Маленькие хитрости большого Corel
    Полезные советы для пользователей CorelDRAW и Corel Photo-Paint.
  • InDesign осваивает ePub

    Приёмы построения ePub в Adobe InDesign CC. Советы издательствам, как без лишних хлопот готовить книги для LitRes или Bookmate.

    Девятый вал

    Старый мир огромных издательств и одиозных акул книжного бизнеса, бросающих крохи авторам, уходит в историю. Люди перестают читать книги. Тиражи падают, бумажная книга испытывает конкуренцию за внимание аудитории со стороны других многочисленных источников. Теперь не человек ищет, что почитать, а различные медиа-источники борются за его внимание. Цунами информации обесценивает её для потребителя. В борьбе за внимание аудитории авторы и правообладатели часто готовы раздавать свой материал бесплатно. В такой ситуации читатель часто не хочет платить, читает по вершкам, предпочитает дайджесты многостраничным описаниям парижских крыш. Как следствие, качество материала падает, объём книг и статей сокращается, снижаются продажи, а издатели лишаются доходов.

     


comments powered by Disqus