101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Под грифом "ДСП", или Клей как идеальное оружие

  • Ольга Науменко
  • 7 апреля 2008 г.
  • 10575

Клей нужно знать в лицо

Усиление внимания к послепечатным процессам отмечают не только производители оборудования. Растут скорости автоматических линий, заказчики требуют снижения сроков готовности. Растёт и сложность продукции — надёжное скрепление блоков из бумаги разных типов становится для типографий важным конкурентным преимуществом. Поэтому клей для поставщиков расходных материалов стал стратегически важным объектом, а покупатели проявляют повышенный интерес к инновационным маркам.

Курс молодого бойца

Для прочного склеивания материалов важны следующие свойства и параметры клея.

  1. Вязкость (мПа×с) должна соответствовать свойствам склеиваемого материала. Подбирается в зависимости от характера работ и оборудования. Если используется форсунка, вязкость должна быть ниже. Клей должен быть достаточно жидким для оптимального дозирования при нанесении, но не проникать на оборотную сторону материала.
  2. Время открытое и схватывания — определяющие параметры для высокоскоростных автоматических линий. Открытое время — период, в течение которого клей сохраняет клеящие свойства после нанесения на материал в открытом состоянии до момента склейки.
  3. Клеящая сила — зависит от состава клея, определяет, насколько сложные материалы можно склеить.
  4. Плёнка — должна быть прочной и эластичной после высыхания, обеспечивать надёжное соединение двух материалов, иметь минимальную усадку.
  5. Липкость — должна быть достаточной, чтобы соединённые материалы оставались в зафиксированном положении до затвердевания плёнки.
  6. Иметь нейтральную реакцию (рН), чтобы бумага не желтела, а краски на оттиске не обесцвечивались.
  7. Клей не должен пениться.
  8. Экологичность.

Табель о рангах

В полиграфии применяют 4 вида клея: животного происхождения, дисперсионный, клей-расплав (термоклей) и полиуретановый. У каждого свои преимущества, недостатки и секреты.

Проверен временем

Клеи животного происхождения — настоящие старожилы. Они не токсичны, легко разлагаются и самые доступные по цене. Незаменимы для изготовления переплётных крышек. Температура — основной фактор, влияющий на свойства переработки и клеящую способность. Поэтому при работе с ними обязательно соблюдение температурного режима: 60-65ºС. Основной признак перегрева — неприятный запах. Он сигнализирует о необходимости полной замены клея в ёмкости. При температуре ниже нормы повышается вязкость и снижается клеящая способность.

Водно-клеевой десант

Коммерческий директор Дисперсионный клей — самый массовый. Область применения огромна: картонная упаковка, изготовление книг, брошюр, рекламная и сувенирная продукция. «Им склеивают около 90% упаковки, остальные 10% приходятся на термоклей и полиуретан», — отмечает руководитель промышленного отдела «Киилто» Александр Стебеньков. Они позволяют склеивать ламинированные материалы и покрытые УФ-лаком. «Желательно приобретать клей с уже необходимой вязкостью, а не разбавлять самостоятельно: это может привести к короблению картона и потере клеящих свойств», — рекомендует менеджер «Дубль В» Ольга Безуглова. Главный недостаток — дисперсия не морозоустойчива. В процессе замораживания и размораживания происходит разрушение полимерной коллоидной структуры, потеря её однородности. Один из заметных признаков — образование комков в клее.

Весенний призыв

В отличие от дисперсии, термоклеи не боятся холодов. Применяются для бесшвейного скрепления книг, брошюр и картонной упаковки. Обязательно соблюдение температурного режима, рекомендованного поставщиком. При повышенных температурах понижается вязкость клея, поэтому не наносится требуемое количество, получается неровный корешок; плюс клей окисляется — желтеет. В апреле 2007 г. Henkel представила новинку «Техномелт Q 3631» — низкотемпературный термоклей с рабочей температурой 130 ºС. Среди преимуществ — клей не меняет цвет, отсутствует запах, значительно снижается риск ожогов у операторов. «Мы разработали его специально взамен устаревшего корешкового клея для книг и журналов на газетной бумаге плотностью до 90 г/м2 “Смелтан 53107”. Когда он появился 10 лет назад, пользовался огромным успехом, но сейчас уже не отвечает потребностям рынка. Ассортимент склеиваемых материалов и качество продукции значительно выросли, поэтому от предшественника у “Техномелт Q 3631” осталась только цена», — замечает специалист по технической поддержке и продажам Henkel Максим Абрамов.

Как хорошо быть генералом

Сравнительно недавно на российском рынке появился полиуретановый (PUR) клей. Его используют для скрепления бумаги с УФ-лакированием и материалов с высоким содержанием наполнителей, для книг и брошюр, телефонных справочников с высокой нагрузкой, подвергающихся резким колебаниям температуры. Полиуретановый клей практически не реагирует на попадание печатной краски на корешок. Изготовление книги без ниток снижает её стоимость. Идеален для высококачественных рекламных журналов и брошюр. Основной недостаток — конечное закрепление только через 6-12 ч. Кроме того, поскольку клей схватывается за счёт реакции с влагой из бумаги и воздуха, необходимы специализированные машины. «Интерес к полиуретану вырос в разы. В 2007 г. в России на полиуретановый клей для брошюровки перешло уже 10 типографий, — рассказывает Абрамов. — Теперь на очереди новая технология: полиуретановый клей, отверждаемый УФ-излучением. Это позволит типографии сразу после брошюровки отгружать продукцию заказчику, контролировать качество и производить работы со скреплёнными блоками в линию».

Главное — манёвры

Важно не только правильно выбрать клей, но и грамотно им пользоваться. «Если не хотите головной боли при склейке, начинать надо с допечатной подготовки, — говорит Степаненко. — Заранее сделайте выборку под краску и лак в местах склейки продукции. Хотя для “ленивых” можно подобрать пару лак/ламинат — клей, позволяющий склеивать без выборки. Варианты — “Графилак 579 КТ” и водно-дисперсионный Savatex 794. Если отпечатанный тираж не склеивается, категорически не рекомендуется покрывать его повторным слоем другого лака для улучшения клеящих свойств. Тогда уж точно ничего не склеится. Первопричина возможна в материале, неверно подобранных печатных красках, несоблюдении норм печати». Картон может быть не акклиматизирован, краски — содержать много воска, или печать выполнялась с избыточным увлажнением. «Для небольших типографий, применяющих различные материалы, рекомендую “универсальный” вариант клея, склеивающий большинство таких материалов. В случае работы на разных марках клеев возможны ошибки: например, оператор может просто перепутать, и тираж полностью уйдёт в брак. Универсальный вариант помогает предотвратить ошибки. Стоимость операции склейки составляет незначительную часть от цены всего тиража, но если возникнут сложности, весь технологический процесс придётся повторить с самого начала, что приведёт к существенным затратам», — отмечает Абрамов. Не всегда получается решить проблему самостоятельно, тогда лучше обратиться к поставщикам. «70% персонала “Киилто” работают в лабораториях, поэтому по желанию клиента мы в течение месяца разрабатываем новые рецептуры: изменяем вязкость, основу или максимально снижаем стоимость», — рассказывает Стебеньков.

Демобилизация

Традиционно считается, что послепечатная сфера давно исследована и статична. Только производители расходных материалов не думают останавливаться. «Заметен повышенный спрос на термоклей в секторе упаковки дисков для приклейки пластиковых треев. Раньше она осуществлялась клеевым пистолетом, теперь же многие перешли на автоматическое оборудование. Возникла необходимость в специальном клее с большой клеящей силой для склейки пластика с картоном за короткий период времени», — говорит Степаненко. Ситуация «нам бы подешевле» уходит в прошлое. «Качество вышло на первое место — покупатель согласен платить за хороший клей, предпочитая его дешёвым аналогам. Высокое качества клея гарантирует снижение брака, экономию материалов, а главное — отсутствие рекламаций от клиентов, что создаёт хорошее имя компании. Важный аспект для нас — сохранить качество от партии к партии. В этом году начнёт работать новый полностью автоматизированный завод по производству клея в Раменском»,  — рассказывает Стебеньков. Совершенству нет предела, а значит, есть место и для новых технологий в послепечати.

Клеи для полиграфии


Камедь (егип. «комми»), видимо, была самым первым клеем, известным людям. Это клейкое вещество из сока фигового дерева, аравийской акации. Сок течёт из трещин и надрезов коры, а на воздухе застывает в твёрдую массу. Издавна использовался и бальзам — смолистая жидкость, добываемая из надрезов коры бальзамового дерева. Такой сок теряет на воздухе часть эфирных масел и превращается в клеящую смолу.


Бумажный совет

Проблема со склейкой может прятаться в плохом качестве мелованного картона: мелованный слой непрочно соединён с основой. «Это легко проверить с помощью скотча Tesa, — рассказывает Безуглова. — Резко оторвите его с поверхности картона — разрыв должен идти по волокну картона. Так же можно проверить и качество нанесения лака в местах склейки».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Незаменимых нет

Несмотря на то, что уходящий год не был столь драматичным для отечественного рынка расходных материалов, как 2022-й, назвать его простым отнюдь не получается. На смену экстренным поискам альтернатив пришло время серьёзной работы и вдумчивого планирования. О том, каким оказался 2023 год на самом деле, поговорили с ведущими российскими компаниями-поставщиками и производителями лакокрасочных материалов.

Энергично и молодёжно

9 ноября 2023 года в петербургской гостинице «Россия» состоялся семинар для полиграфистов, организованный компаниями «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и Koenig & Bauer, которые в этом году отмечают своё 20-летие на российском рынке, и производителями картона и бумаги с ещё более богатой историей — компанией «КАМА» и Сыктывкарским ЛПК.

Круглая дата — на троих

7 сентября 2023 года «ОктоПринт Сервис», «Европапир», Mondi и «Кама» провели полиграфический семинар в Нижнем Новгороде.

Так много и такие разные: 25 наивных, но важных вопросов про полиграфические лаки

Требования к качеству полиграфической продукции постоянно растут. Заказчики хотят не только красивое изделие, но и тактильно приятное и надёжное, если речь идёт об упаковке. Один из видов послепечатной обработки оттиска – лакирование. Разбираемся в разнообразии видов лаков, их свойствах и особенностях с руководителем направления «Полиграфические лаки» компании «ОктоПринт сервис» Еленой Ютишевой.

От расходников до оборудования

2022 год был уникальным: в этот период так стремительно менялись события, что кажется, будто за эти 12 месяцев мы прожили несколько лет. С уходом с российского рынка зарубежных поставщиков наши компании столкнулись с дефицитом расходных материалов и оборудования. Заполнение пустующих ниш стало возможностью для развития отечественных предприятий. Об итогах непростого во всех смыслах года и наметившихся перспективах поговорили с первым заместителем генерального директора ООО «Танзор» Анной Перовой и директором по развитию Дмитрием Токманцевым.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 110