101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цветопроба в теории и практике 2007 год

  • Михаил Кувшинов
  • 9 февраля 2008 г.
  • 5181

Михаил КувшиновНо как тактически это осуществить? Нам уже давно объяснили: достаточно построить ICC-профили всего на свете, включая печатную машину и цветопробный принтер, — и будет вам «щастье». Практически же, с точностью, минимально необходимой для задач полиграфии, это не работает. Например, во время тестирования пробы в Вуппертале (Германия) летом 2007 г. концепцию ICC в чистом виде не использовал ни один участник! Её либо отбрасывали полностью, либо брали не описанные никаким стандартом фирменные дополнения (baseline у Kodak, Media Device Synchronization у ColorGate, EPL у EFI и т. п.). Но вернёмся к практике…

Характерен вопрос от postevoy на «Принт-Форуме»: «Можно ли назвать цветопробой распечатку на Epson 4800? Профиль откалиброван QMS от Agfa Apogee с помощью спектрофотометра DTP 45. Отклонения DE составляют 0,4 по всем цветам и 0,3; 0,2; 0,2; 0,4 по CMYK соответственно. Однако при сравнении с аналоговой цветопробой (проверенной и надёжной) невооружённым глазом видна разница в красных, синих и особенно в серых составных тонах. И зачем цветопроба такая, если по ней нельзя печатать? CTP в типографии установлена полгода назад. Поставщик продавал принтер как полноценный цветопробный. Но до сих пор ориентируемся на аналог. Поделитесь опытом, а то тупик какой-то, дальше ехать некуда».

Первый же ответ от Kirillos отрицательный: «ЦИФРА — это не цветопроба, по-любому :). Это лишь примерное представление о том, как будет выглядеть издание на печати. Калибруй не калибруй — всегда будет отличие, заказчику прямо так и говорите».

Попытаемся всё же утвердительно ответить на вопрос о существовании цифровой цветопробы — и стратегически, и практически. Вот результаты тестирования удалённой цветопробы в Вуппертале.

Тест традиционный, один из самых жёстких, в 2006 г. даже скандально отменённый из-за непреклонного желания упрямых немцев проверить качество удалённой цветопробы, не поддержанного производителями систем цветопробы (см. мою статью «Δ2006: цветопроба от консенсуса до скандала» в Publish № 8, 2006). В 2007 г. в тестировании приняли участие 6 производителей и систем. Очевидно, это не все производители цветопроб и даже не все из принимавших участие в тестировании в Вуппертале в прошлые годы. И это тоже показатель.

Сразу отметим принтеры и чернила от Epson, всё больше напоминающие фактический стандарт. В прошлые годы исключений было больше, в 2007 г. выделилась (без особого успеха) только DuPont, но и её модель — OEM одного из ведущих производителей принтеров. Эра специального цветопробного «железа» завершается, остаётся софт.

Одну из причин чётко продемонстрировал тест в Вуппертале — отпечатанные цветопробы оказались исключительно стабильными во времени. Измерения в день вывода и 4 недели спустя дали практически идентичные результаты (рис. 1). Каждый производитель использовал собственную бумагу, но все варианты с чернилами Epson UltraChrome K3 показали превосходную стабильность.

Рис. 1. Концепция тестирования в 2007 г.

Основным предметом исследования в Вуппертале были визуальные и колориметрические качества удалённой цветопробы и упомянутая стабильность цвета во времени.

Визуально и колориметрически сравнивались (рис. 1) цветопробы с разных экземпляров системы одного производителя («Цветопроба 1» и «Цветопроба 2»), а также, для оценки стабильности, измерялись цветопробы («Цветопроба 1.1» и «Цветопроба 2.1») четыре недели спустя.

Визуальная оценка присуждалась при сравнении пар «Цветопроба 1» и «Цветопроба 2» 16-ю экспертами в условиях освещения D50 (ISO 3664:2000 P1). 100% результат показали решения CGS, ColorGate и GMG. Исправленный вариант DuPont официально не тестировался, но охарактеризован как визуально приемлемый.

Инструментальное тестирование заключалось в измерении по методике QProof(2.0) трёх шкал:

  • Ugra/Fogra Medienkeil CMYK 2.x, 46 полей;
  • Alternativer Medienkeil, 60 полей;
  • BUWZert CMYK 1.0, 56 полей.

Отклонения цвета определялись по формуле ΔE00, а затем — взвешенная сумма по следующей формуле, в которой минимальному и максимальному отклонениям был придан малый вес, а среднему — большой.

Score = (1 × Мин. отклонение) + (1 × Макс.) + (4 × Среднеарифметическое) + (3 × Среднеквадратичное)

Наилучшим результатам соответствуют по этой формуле минимальные цифры.

Основной результат позитивен — пусть по-разному, но большинство производителей уложились в жёсткие требования устроителей. Первое же место GMG настолько привычно, что на обсуждении этого факта время можно сэкономить.

Рис. 2. Результаты тестирования

Практическая ценность тестов для нас — в применённой методике. Визуальная и колориметрическая (по Ugra/Fogra Medienkeil CMYK) оценки чётко коррелируют. Оценки по разным шкалам — тоже. Стоит прислушаться к рекомендации включить шкалу Ugra/Fogra или родственную в цветопробу. А отпечаток без такой шкалы — пробой не считать. Приведённые замеры только CMYK-плашек ни о чём не говорят. А вот полную шкалу можно замерить спектрофотометром и сравнить результат с опубликованными требованиями Ugra. Для этого у GMG, EFI, Kodak и др. есть специальный софт, но особо экономные (и наименее ленивые) могут по-
считать и в электронных таблицах.

Подытожим: ресурсы для организации точной и объективно контролируемой цветопробы доступны практически любой типографии — было бы желание обеспечить культуру производства.

Об авторе: Михаил Кувшинов (M.Kuvshinov@nc.nissa.ru), директор по стратегии и маркетингу «Нисса Центрум».


Участники тестирования (таблица)


По описанной методике уже более года работает издательство «7 дней», одно из крупнейших в России. Издания тиражом до миллионных печатаются в нескольких типографиях, российских и зарубежных, по разным технологиям; файлы передаются электронным способом. Страница рекламы здесь может стоить как хороший автомобиль, и источников её множество. Конечно, вся реклама сопровождается цветными распечатками, именуемыми пробой. Ранее объективного способа оценки их качества не было. Издательство тратило существенные ресурсы на вывод собственных дорогостоящих (DuPont Digital Cromalin) проб, работу с файлами и их создателями для обеспечения качества печати. Переход на принтеры Epson под управлением GMG ColorProof существенно сократил затраты и обеспечил жесточайшие требования к качеству. Сохранилась предсказуемость результатов офсетной и глубокой печати при передаче файлов за сотни километров и немедленной печати с них. Внедрение GMG ProofControl для объективной колориметрической оценки любого отпечатка путём измерения Ugra/Fogra Medienkeil CMYK создало техническую основу для сертификации пробы рекламодателей.

Приведём и другой пример — небольшой питерской типографии «ТехМаркет» (6 секций формата В3). Говорит директор Сергей Дементьев: «Мы приобрели цифровую цветопробу GMG ColorProof и необходимый комплект оборудования. На нашей цветопробе добились среднего значения ΔE 0,74. Макс. ΔE получилось меньше 3,5. Хочу предложить коллегам — типографиям и рекламным агентствам — воспользоваться нашими услугами по изготовлению цветопробы. Конечно, она не панацея, а лишь имитация печатного процесса и не воспроизведёт такие (связанные, например, с накатом краски в печатной машине) эффекты, как полошение, биение валов, шаблонирование. Перед нашей цветопробой не ставится задача воспроизводить каждую растровую точку печати, но она корректно воспроизводит общее визуальное и цветовое восприятие печатного листа».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Хороший год

Чем ознаменовался для «Смарт-Т» минувший 2023 год, как провести за год более тысячи инсталляций оборудования и зачем внедрять систему наставничества, рассказывает директор компании по маркетингу Дмитрий Грацков.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

Дружелюбный «Помидор»

Санкт-петербургская цифровая типография «Помидор» отличается от сотни подобных полиграфических компаний своей максимальной открытостью. У них, без шуток, молодой коллектив, и они знают толк в хорошем SMM. Я давно слежу за их соцсетями и восхищаюсь этой стороной работы «Помидора»: стильные фотографии, юмор, много полиграфической красоты, интересные и регулярные посты — всё это создаёт впечатление, что здесь работают доброжелательные ребята, которые без выноса мозга и нервов сделают то, что тебе нужно.

Новая реальность в офсете

Генеральный директор «Т-Системы» (ранее — «Терра Системы») Стефан Валуйский рассказывает, как прошёл год в компании, что изменилось в полиграфическом бизнесе и почему не осталось дешёвого офсета на вторичном рынке.

Текстильные профессионалы

В апреле 2023 года компания «Смарт-Т» получила статус официального дистрибьютора концерна GongZheng по промышленным текстильным принтерам. О том, как складывается сотрудничество двух крупных игроков рынка текстильной печати и каких результатов уже удалось достичь, мы поговорили с директором по международным продажам и руководителем текстильного подразделения компании GongZheng Дэвидом Чэном.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105