2008.02.09, Автор: Михаил Кувшинов2604 прочтений

Цветопроба в теории и практике 2007 год

Теги: Форум Publish

Аналоговая проба, ещё пару лет назад актуальная, с переходом на CTP сдаёт позиции. Но сегодняшнее состояние цифровой цветопробы сильно напоминает анекдот про мышей и филина. Грызуны интересуются, как быть с хищниками, и получают стратегическую рекомендаци

Михаил КувшиновНо как тактически это осуществить? Нам уже давно объяснили: достаточно построить ICC-профили всего на свете, включая печатную машину и цветопробный принтер, — и будет вам «щастье». Практически же, с точностью, минимально необходимой для задач полиграфии, это не работает. Например, во время тестирования пробы в Вуппертале (Германия) летом 2007 г. концепцию ICC в чистом виде не использовал ни один участник! Её либо отбрасывали полностью, либо брали не описанные никаким стандартом фирменные дополнения (baseline у Kodak, Media Device Synchronization у ColorGate, EPL у EFI и т. п.). Но вернёмся к практике…

Характерен вопрос от postevoy на «Принт-Форуме»: «Можно ли назвать цветопробой распечатку на Epson 4800? Профиль откалиброван QMS от Agfa Apogee с помощью спектрофотометра DTP 45. Отклонения DE составляют 0,4 по всем цветам и 0,3; 0,2; 0,2; 0,4 по CMYK соответственно. Однако при сравнении с аналоговой цветопробой (проверенной и надёжной) невооружённым глазом видна разница в красных, синих и особенно в серых составных тонах. И зачем цветопроба такая, если по ней нельзя печатать? CTP в типографии установлена полгода назад. Поставщик продавал принтер как полноценный цветопробный. Но до сих пор ориентируемся на аналог. Поделитесь опытом, а то тупик какой-то, дальше ехать некуда».

Первый же ответ от Kirillos отрицательный: «ЦИФРА — это не цветопроба, по-любому :). Это лишь примерное представление о том, как будет выглядеть издание на печати. Калибруй не калибруй — всегда будет отличие, заказчику прямо так и говорите».

Попытаемся всё же утвердительно ответить на вопрос о существовании цифровой цветопробы — и стратегически, и практически. Вот результаты тестирования удалённой цветопробы в Вуппертале.

Тест традиционный, один из самых жёстких, в 2006 г. даже скандально отменённый из-за непреклонного желания упрямых немцев проверить качество удалённой цветопробы, не поддержанного производителями систем цветопробы (см. мою статью «Δ2006: цветопроба от консенсуса до скандала» в Publish № 8, 2006). В 2007 г. в тестировании приняли участие 6 производителей и систем. Очевидно, это не все производители цветопроб и даже не все из принимавших участие в тестировании в Вуппертале в прошлые годы. И это тоже показатель.

Сразу отметим принтеры и чернила от Epson, всё больше напоминающие фактический стандарт. В прошлые годы исключений было больше, в 2007 г. выделилась (без особого успеха) только DuPont, но и её модель — OEM одного из ведущих производителей принтеров. Эра специального цветопробного «железа» завершается, остаётся софт.

Одну из причин чётко продемонстрировал тест в Вуппертале — отпечатанные цветопробы оказались исключительно стабильными во времени. Измерения в день вывода и 4 недели спустя дали практически идентичные результаты (рис. 1). Каждый производитель использовал собственную бумагу, но все варианты с чернилами Epson UltraChrome K3 показали превосходную стабильность.

Рис. 1. Концепция тестирования в 2007 г.

Основным предметом исследования в Вуппертале были визуальные и колориметрические качества удалённой цветопробы и упомянутая стабильность цвета во времени.

Визуально и колориметрически сравнивались (рис. 1) цветопробы с разных экземпляров системы одного производителя («Цветопроба 1» и «Цветопроба 2»), а также, для оценки стабильности, измерялись цветопробы («Цветопроба 1.1» и «Цветопроба 2.1») четыре недели спустя.

Визуальная оценка присуждалась при сравнении пар «Цветопроба 1» и «Цветопроба 2» 16-ю экспертами в условиях освещения D50 (ISO 3664:2000 P1). 100% результат показали решения CGS, ColorGate и GMG. Исправленный вариант DuPont официально не тестировался, но охарактеризован как визуально приемлемый.

Инструментальное тестирование заключалось в измерении по методике QProof(2.0) трёх шкал:

  • Ugra/Fogra Medienkeil CMYK 2.x, 46 полей;
  • Alternativer Medienkeil, 60 полей;
  • BUWZert CMYK 1.0, 56 полей.

Отклонения цвета определялись по формуле ΔE00, а затем — взвешенная сумма по следующей формуле, в которой минимальному и максимальному отклонениям был придан малый вес, а среднему — большой.

Score = (1 × Мин. отклонение) + (1 × Макс.) + (4 × Среднеарифметическое) + (3 × Среднеквадратичное)

Наилучшим результатам соответствуют по этой формуле минимальные цифры.

Основной результат позитивен — пусть по-разному, но большинство производителей уложились в жёсткие требования устроителей. Первое же место GMG настолько привычно, что на обсуждении этого факта время можно сэкономить.

Рис. 2. Результаты тестирования

Практическая ценность тестов для нас — в применённой методике. Визуальная и колориметрическая (по Ugra/Fogra Medienkeil CMYK) оценки чётко коррелируют. Оценки по разным шкалам — тоже. Стоит прислушаться к рекомендации включить шкалу Ugra/Fogra или родственную в цветопробу. А отпечаток без такой шкалы — пробой не считать. Приведённые замеры только CMYK-плашек ни о чём не говорят. А вот полную шкалу можно замерить спектрофотометром и сравнить результат с опубликованными требованиями Ugra. Для этого у GMG, EFI, Kodak и др. есть специальный софт, но особо экономные (и наименее ленивые) могут по-
считать и в электронных таблицах.

Подытожим: ресурсы для организации точной и объективно контролируемой цветопробы доступны практически любой типографии — было бы желание обеспечить культуру производства.

Об авторе: Михаил Кувшинов (M.Kuvshinov@nc.nissa.ru), директор по стратегии и маркетингу «Нисса Центрум».


Участники тестирования (таблица)


По описанной методике уже более года работает издательство «7 дней», одно из крупнейших в России. Издания тиражом до миллионных печатаются в нескольких типографиях, российских и зарубежных, по разным технологиям; файлы передаются электронным способом. Страница рекламы здесь может стоить как хороший автомобиль, и источников её множество. Конечно, вся реклама сопровождается цветными распечатками, именуемыми пробой. Ранее объективного способа оценки их качества не было. Издательство тратило существенные ресурсы на вывод собственных дорогостоящих (DuPont Digital Cromalin) проб, работу с файлами и их создателями для обеспечения качества печати. Переход на принтеры Epson под управлением GMG ColorProof существенно сократил затраты и обеспечил жесточайшие требования к качеству. Сохранилась предсказуемость результатов офсетной и глубокой печати при передаче файлов за сотни километров и немедленной печати с них. Внедрение GMG ProofControl для объективной колориметрической оценки любого отпечатка путём измерения Ugra/Fogra Medienkeil CMYK создало техническую основу для сертификации пробы рекламодателей.

Приведём и другой пример — небольшой питерской типографии «ТехМаркет» (6 секций формата В3). Говорит директор Сергей Дементьев: «Мы приобрели цифровую цветопробу GMG ColorProof и необходимый комплект оборудования. На нашей цветопробе добились среднего значения ΔE 0,74. Макс. ΔE получилось меньше 3,5. Хочу предложить коллегам — типографиям и рекламным агентствам — воспользоваться нашими услугами по изготовлению цветопробы. Конечно, она не панацея, а лишь имитация печатного процесса и не воспроизведёт такие (связанные, например, с накатом краски в печатной машине) эффекты, как полошение, биение валов, шаблонирование. Перед нашей цветопробой не ставится задача воспроизводить каждую растровую точку печати, но она корректно воспроизводит общее визуальное и цветовое восприятие печатного листа».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     

  • Времена не выбирают: людям нужна память

    В рамках выставки «Фотофорум» 12 апреля 2018 г. в «Крокус-Экспо» состоялась панельная дискуссия о рынке фотокниг, в которой приняли участие представители компаний, их выпускающих, а также поставщики оборудования и материалов. Cреди выступавших не хватало, пожалуй, только кого-то из заказчиков, для которых все эти компании работают. Хотя дискуссия продолжалась всего час, но она вместила в себя наиболее важные вопросы — от тенденций рынка до новых проектов.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • Итоги 2017 года в печати

    Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

     

  • Упаковка без остановки

    В Heidelberg уверены, что готовы снабжать упаковочные типографии самыми эффективными в этой индустрии комплексными решениями, в том числе цифровыми. Чтобы продемонстрировать это, компания 8 ноября пригласила заказчиков и журналистов в Print Media Center, расположенный на заводе в Вислох-Вальдорфе, а также предоставила возможность посетить несколько передовых типографий.

     


comments powered by Disqus