2008.02.09, Автор: Михаил Кувшинов2821 прочтений

Цветопроба в теории и практике 2007 год

Теги: Форум Publish

Аналоговая проба, ещё пару лет назад актуальная, с переходом на CTP сдаёт позиции. Но сегодняшнее состояние цифровой цветопробы сильно напоминает анекдот про мышей и филина. Грызуны интересуются, как быть с хищниками, и получают стратегическую рекомендаци

Михаил КувшиновНо как тактически это осуществить? Нам уже давно объяснили: достаточно построить ICC-профили всего на свете, включая печатную машину и цветопробный принтер, — и будет вам «щастье». Практически же, с точностью, минимально необходимой для задач полиграфии, это не работает. Например, во время тестирования пробы в Вуппертале (Германия) летом 2007 г. концепцию ICC в чистом виде не использовал ни один участник! Её либо отбрасывали полностью, либо брали не описанные никаким стандартом фирменные дополнения (baseline у Kodak, Media Device Synchronization у ColorGate, EPL у EFI и т. п.). Но вернёмся к практике…

Характерен вопрос от postevoy на «Принт-Форуме»: «Можно ли назвать цветопробой распечатку на Epson 4800? Профиль откалиброван QMS от Agfa Apogee с помощью спектрофотометра DTP 45. Отклонения DE составляют 0,4 по всем цветам и 0,3; 0,2; 0,2; 0,4 по CMYK соответственно. Однако при сравнении с аналоговой цветопробой (проверенной и надёжной) невооружённым глазом видна разница в красных, синих и особенно в серых составных тонах. И зачем цветопроба такая, если по ней нельзя печатать? CTP в типографии установлена полгода назад. Поставщик продавал принтер как полноценный цветопробный. Но до сих пор ориентируемся на аналог. Поделитесь опытом, а то тупик какой-то, дальше ехать некуда».

Первый же ответ от Kirillos отрицательный: «ЦИФРА — это не цветопроба, по-любому :). Это лишь примерное представление о том, как будет выглядеть издание на печати. Калибруй не калибруй — всегда будет отличие, заказчику прямо так и говорите».

Попытаемся всё же утвердительно ответить на вопрос о существовании цифровой цветопробы — и стратегически, и практически. Вот результаты тестирования удалённой цветопробы в Вуппертале.

Тест традиционный, один из самых жёстких, в 2006 г. даже скандально отменённый из-за непреклонного желания упрямых немцев проверить качество удалённой цветопробы, не поддержанного производителями систем цветопробы (см. мою статью «Δ2006: цветопроба от консенсуса до скандала» в Publish № 8, 2006). В 2007 г. в тестировании приняли участие 6 производителей и систем. Очевидно, это не все производители цветопроб и даже не все из принимавших участие в тестировании в Вуппертале в прошлые годы. И это тоже показатель.

Сразу отметим принтеры и чернила от Epson, всё больше напоминающие фактический стандарт. В прошлые годы исключений было больше, в 2007 г. выделилась (без особого успеха) только DuPont, но и её модель — OEM одного из ведущих производителей принтеров. Эра специального цветопробного «железа» завершается, остаётся софт.

Одну из причин чётко продемонстрировал тест в Вуппертале — отпечатанные цветопробы оказались исключительно стабильными во времени. Измерения в день вывода и 4 недели спустя дали практически идентичные результаты (рис. 1). Каждый производитель использовал собственную бумагу, но все варианты с чернилами Epson UltraChrome K3 показали превосходную стабильность.

Рис. 1. Концепция тестирования в 2007 г.

Основным предметом исследования в Вуппертале были визуальные и колориметрические качества удалённой цветопробы и упомянутая стабильность цвета во времени.

Визуально и колориметрически сравнивались (рис. 1) цветопробы с разных экземпляров системы одного производителя («Цветопроба 1» и «Цветопроба 2»), а также, для оценки стабильности, измерялись цветопробы («Цветопроба 1.1» и «Цветопроба 2.1») четыре недели спустя.

Визуальная оценка присуждалась при сравнении пар «Цветопроба 1» и «Цветопроба 2» 16-ю экспертами в условиях освещения D50 (ISO 3664:2000 P1). 100% результат показали решения CGS, ColorGate и GMG. Исправленный вариант DuPont официально не тестировался, но охарактеризован как визуально приемлемый.

Инструментальное тестирование заключалось в измерении по методике QProof(2.0) трёх шкал:

  • Ugra/Fogra Medienkeil CMYK 2.x, 46 полей;
  • Alternativer Medienkeil, 60 полей;
  • BUWZert CMYK 1.0, 56 полей.

Отклонения цвета определялись по формуле ΔE00, а затем — взвешенная сумма по следующей формуле, в которой минимальному и максимальному отклонениям был придан малый вес, а среднему — большой.

Score = (1 × Мин. отклонение) + (1 × Макс.) + (4 × Среднеарифметическое) + (3 × Среднеквадратичное)

Наилучшим результатам соответствуют по этой формуле минимальные цифры.

Основной результат позитивен — пусть по-разному, но большинство производителей уложились в жёсткие требования устроителей. Первое же место GMG настолько привычно, что на обсуждении этого факта время можно сэкономить.

Рис. 2. Результаты тестирования

Практическая ценность тестов для нас — в применённой методике. Визуальная и колориметрическая (по Ugra/Fogra Medienkeil CMYK) оценки чётко коррелируют. Оценки по разным шкалам — тоже. Стоит прислушаться к рекомендации включить шкалу Ugra/Fogra или родственную в цветопробу. А отпечаток без такой шкалы — пробой не считать. Приведённые замеры только CMYK-плашек ни о чём не говорят. А вот полную шкалу можно замерить спектрофотометром и сравнить результат с опубликованными требованиями Ugra. Для этого у GMG, EFI, Kodak и др. есть специальный софт, но особо экономные (и наименее ленивые) могут по-
считать и в электронных таблицах.

Подытожим: ресурсы для организации точной и объективно контролируемой цветопробы доступны практически любой типографии — было бы желание обеспечить культуру производства.

Об авторе: Михаил Кувшинов (M.Kuvshinov@nc.nissa.ru), директор по стратегии и маркетингу «Нисса Центрум».


Участники тестирования (таблица)


По описанной методике уже более года работает издательство «7 дней», одно из крупнейших в России. Издания тиражом до миллионных печатаются в нескольких типографиях, российских и зарубежных, по разным технологиям; файлы передаются электронным способом. Страница рекламы здесь может стоить как хороший автомобиль, и источников её множество. Конечно, вся реклама сопровождается цветными распечатками, именуемыми пробой. Ранее объективного способа оценки их качества не было. Издательство тратило существенные ресурсы на вывод собственных дорогостоящих (DuPont Digital Cromalin) проб, работу с файлами и их создателями для обеспечения качества печати. Переход на принтеры Epson под управлением GMG ColorProof существенно сократил затраты и обеспечил жесточайшие требования к качеству. Сохранилась предсказуемость результатов офсетной и глубокой печати при передаче файлов за сотни километров и немедленной печати с них. Внедрение GMG ProofControl для объективной колориметрической оценки любого отпечатка путём измерения Ugra/Fogra Medienkeil CMYK создало техническую основу для сертификации пробы рекламодателей.

Приведём и другой пример — небольшой питерской типографии «ТехМаркет» (6 секций формата В3). Говорит директор Сергей Дементьев: «Мы приобрели цифровую цветопробу GMG ColorProof и необходимый комплект оборудования. На нашей цветопробе добились среднего значения ΔE 0,74. Макс. ΔE получилось меньше 3,5. Хочу предложить коллегам — типографиям и рекламным агентствам — воспользоваться нашими услугами по изготовлению цветопробы. Конечно, она не панацея, а лишь имитация печатного процесса и не воспроизведёт такие (связанные, например, с накатом краски в печатной машине) эффекты, как полошение, биение валов, шаблонирование. Перед нашей цветопробой не ставится задача воспроизводить каждую растровую точку печати, но она корректно воспроизводит общее визуальное и цветовое восприятие печатного листа».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Типография под ключ

    Основатель московской типографии MDMprint Руслан Галифанов сообщил об открытии направления франчайзинга под своей маркой. Один из первых копировальных салонов по этой модели бизнеса заработал в середине августа 2018 г. в московском ТЦ «Звёздочка». Через неделю после открытия мы встретились на месте действия с Русланом и первым франчайзи MDMprint Диляном Башевым.

     

  • Печать 2025: сделать мир «умнее»

    План на 2025 г.: как индустрия печати изобретает себя заново, чтобы насытить мир интеллектуальными продуктами и сервисами.

     

  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Screen всё ближе...

    Японская Screen завоевала отличную репутацию у отечественных полиграфистов ещё со времён, когда компания выпускала профессиональные сканеры и фотонаборные автоматы. Позже наступила эпоха прямого вывода форм, и в наших типографиях стали появляться CTP этого производителя, причём не только под собственной маркой, но и под другими известными брендами. Мы также стали свидетелями поставки в Россию рулонной промышленной ЦПМ Screen и широкоформатного УФ-принтера. Послушав выступление регионального директора Screen Europe Франца Копса на нашей конференции во время RosUpack 2018, мы решили узнать о перспективах развития бизнеса компании в мире и нашей стране и, в частности, сроках начала появления у нас первой этикеточной ЦПМ этого производителя. На этот раз Франц приехал в сопровождении своего руководителя — президента Screen Europe Таканоре Какита.

     


comments powered by Disqus