2007.11.05, Автор: Софи Меттьюс-Пауль3881 прочтений

Экспансия широких форматов

Теги: Drupa-2008 Широкоформатная Publish

Стремительно развивавшиеся в последние годы струйные технологии выкристаллизовались в востребованный способ печати.

Софи Меттьюс-ПаульСтремительно развивавшиеся в последние годы струйные технологии выкристаллизовались в востребованный способ печати.
Agfa :Anapurna XL2 — планшетные и рулонные принтеры УФ-отверждения среднего класса

Струйная широкоформатная печать — едва ли не самая быстроразвивающаяся из полиграфических технологий. Ещё 10 лет назад этот цифровой процесс только зарождался, а теперь, сменив множество форматов, из ранга сомнительной новинки перешёл в разряд признанных способов печати. Ассортимент современных машин рассчитан на любые бюджет, сферу применения и тип чернил. И лишь считанные типографии до сих пор не пользуются тем или иным видом цифровой широкоформатной печати.

Ранее подразделявшаяся на рынки трафаретной печати, наружной рекламы и цифровых печатных услуг, она стала неотъемлемой частью любого полиграфического события, освещающего текущие и перспективные тенденции отрасли. Выставка Drupa давно стала крупнейшей международной ареной для новых разработок, и поставщики струйной техники не преминут воспользоваться ею для анонса оборудования и технологий, укрепив позиции не только в традиционных сегментах применения, но и на рынках офсета и упаковки.

Среди наиболее интересных тенденций — растущая популярность УФ-отверждаемых чернил в разных ценовых диапазонах для рулонных и планшетных устройств. Всё больше становится водных печатных систем, тогда как сольвентный сегмент постепенно сдаёт позиции: производители чернил и носителей работают над созданием более экологически чистой продукции, и на Drupa традиционно представят новые решения в этой области.

Растущее число участников выставки, демонстрирующих системы широкого и сверхширокого формата, подтверждает перспективы данного сегмента струйной цифровой печати. Комментирует вице-президент EFI VUTEK по маркетингу Чак Дурле: «Мы постоянно следим за широкоформатным рынком, уделяя особое внимание сегменту сверхшироких устройств как наиболее интересному и динамичному. Полиграфия переходит от аналоговых процессов к цифровым, появляются новые разработки и возможности в сфере сверхшироких систем. Эволюцию сверхширокого формата стимулируют ключевые рынки и технологические тенденции, о которых мы сможем больше узнать на Drupa. Совершенствуются печатные механизмы — по качеству и скорости печати. Качество изображений, закрывавшее когда-то доступ на множество рынков, больше не проблема: разрешение вывода современной печатной техники удовлетворит самого взыскательного заказчика. Производительность систем повышает прибыли, постоянно растёт рентабельность цифровой печати. Сферы применения давно не ограничиваются баннерами и рекламными щитами. Новые чернила, носители и способы применения — это новые перспективные продукты и доходы для игроков рынка. Печатные устрой-ства сверхширокого формата теперь работают с расширенным ассортиментом носителей, а инновационные чернила и технологии расширяют способы нанесения и применения».

Директор по маркетингу NUR Europe, ярого поборника УФ-отверждамых чернил, Тибольт Дейяиффе утверждает: «Технология далеко не нова, но революция в струйной печати началась с появлением гибких и производительных планшетных принтеров, совместимых с твёрдыми и гибкими носителями. На Drupa обязательно представят широкую линейку работающих с УФ-отверждаемыми чернилами широкоформатных струйных систем. Drupa обязательно отразит нарастающее экологическое давление на полиграфические компании, их желание внедрять сокращающие выбросы технологии». Став одним из пионеров УФ-отверждаемых разработок, NUR предлагает широкий ассортимент планшетных, рулонных и гибридных устройств, подтверждающий устойчивый спрос на надёжное, быстрое и качественное оборудование. Drupa станет воплощением перемен в технологиях чернил для широкой и сверхширокой печати.

HP, постоянный экспонент Drupa, рассматривает выставку как универсальную платформу для демонстрации широкоформатных печатных решений. Директор HP EMEA Graphic Arts по маркетингу Франсуа Мартин поясняет: «Широкий спектр цифровых решений от HP расширяет возможности наших клиентов, позволяя им предлагать больше и лучше. Drupa-2008 станет эпохальной. В перспективах цифрового вывода уже никто не сомневается — вопрос лишь в новых сферах применения и направлениях развития посредством инновационных цифровых решений HP».

Уникальность предложений Agfa в наличии и гибридной системы цифровой и трафаретной печати M-Press, и однопроходного решения Dotrix, и линии работающих с УФ-отверждаемыми чернилами широкоформатных принтеров. По словам вице-президента Agfa по промышленным струйным решениям Жана Вангила, Drupa — важнейшее событие для компании: «Выставка продемонстрирует и поддержит амбициозные планы Agfa в сегменте широкоформатной УФ-печати — к показу готовится новая линейка устройств».

Развитие широкоформатной струйной печати шло далеко не гладко. Альтернативные технологии воспринимали её как угрозу, считая, например, прямым конкурентом трафаретной печати на коротких тиражах. Одним из первых натиск печати, сопоставимой по качеству с традиционными методами, почувствовал рынок традиционной цветопробы.

Ранее широкоформатные струйные технологии ограничивались водными чернилами и пьезоэлектрическими печатными головками Epson, пока HP и бывшая Encad не предложили собственные термальные решения. Результатом последующей эволюции цифровых технологий, чернил и систем стали современные машины, печатающие всё — от фотографий и POP-материалов до сеток для оформления зданий.

Augend RF20 — принтер последнего поколения, конкурирующий с трафаретной печатью и офсетом в сегменте внешней рекламы и POP-продукции

Ещё и долговечные

Развитие сольвентных, а потом и УФ-отверждаемых технологий широкоформатной цифровой печати добавило продукции стойкости и расширило ассортимент носителей. Однако поставившие крест на водных чернилах ошиблись — они по-прежнему в лидерах продаж, особенно в сегменте офисной и бытовой печати.

Epson, HP и Canon не собираются отказываться от водных технологий, постепенно увеличивая формат систем, — за последнее время модельный ряд пополнился быстрыми и широкими устройствами. Спрос на них высокий и падать не собирается — это фотографии, репродукции, цветопробы, рекламные стойки.

Не снижается и популярность сольвентных систем: ассортимент позволяет подобрать оптимально соответствующее целям устройство с учётом специфики заказов и качества печати. Усложнившиеся формулы чернил варьируются от «эко»-номинаций и составов с низким и минимальным содержанием растворителей до средних и жёстких — у каждого свои характеристики и специфика применения. Уровень адгезии, т. е. сцепления с материалом, зависит от содержания растворителей. В основном технология применяется для работы с гибкими материалами, где требуется высокая стойкость отпечатка и точность цветопередачи.

В последние годы активизировался переход на системы УФ-отверждения, наращивающие присутствие в сегменте машин с непрерывной подачей. Для планшетных устройств УФ-чернила — единственный метод печати (исключение составляет лишь HP Scitex FB6700 с печатными головками Aprion и водными чернилами). Попытки печати на жёстких материалах сольвентными составами обернулись провалом — для многих материалов сушка с нагревом просто не подходит.

Развитие УФ-технологий

Сетки для оформления зданий — перспективный рынок для цифровой печати сверхширокого формата

Работающие по принципу мгновенного УФ-отверждения принтеры стали логичным выбором для печати на жёстких материалах. Сам по себе процесс не нов: в трафаретной печати УФ-отверждаемые составы используются много лет, и переход в сферу цифровых машин (как с непрерывной подачей, так и планшетных) выглядел естественно.

Современные позиции широкоформатной цифровой печати во многом обеспечили ассортиментный ряд чернил и непрерывное совершенствование печатающих головок. Печатающие пьезоголовки от Epson стали выбором Roland, Mutoh и Mimaki, компании HP и Canon решили продолжать собственные разработки, а Kodak Encad заинтересовалась термальным направлением. Первые же попытки приспособить водные принтеры под сольвентные чернила увенчались успехом, после чего разрыв между машинами начального уровня и специализированными принтерами сверхбольшого формата постепенно стал сужаться. NUR, Vutek и Scitex Vision (сейчас HP Scitex) уже предлагали оборудование для сольвентной печати рекламных щитов, но системы совсем не отвечали рыночному спросу на недорогие устройства промышленного уровня.

Та же тенденция и в УФ-печати: первыми УФ-системы представили ведущие поставщики промышленного оборудования, но после резко скакнувшего за последние 2 года спроса на машины начального и среднего уровня появилась плеяда новинок от поставщиков из различных сегментов отрасли. Помимо Oce, Agfa и Screen, это ещё и такие колоссы, как ZЭnd, Mimaki и Gerber. Цены на оборудование high end пока не падают, но появилась масса недорогих опций до 150 000 евро. Впрочем, практика показывает, что здесь как нигде актуально выражение «что платишь, то и получаешь». Даже самые дешёвые модели находят свою нишу качества, но для высоких стандартов придётся раскошелиться.

Экологические аспекты

Переход на УФ-отверждение и возрождение интереса к водным чернилам объясняются в т. ч. и ужесточившимися экологическими требованиями на фоне изменившегося отношения к этим проблемам. Главный недостаток относительно дешёвой сольвентной печати плакатов, баннеров и POP-материалов — запах готовой продукции: более тяжёлые, чем воздух, растворители выпадают в осадок, загрязняя товары на полках. В продуктовых магазинах и бутиках относящиеся к категории опасных сольвентные материалы вообще недопустимы.

Помимо соответствия поставленным задачам и цены, потребитель всё чаще обращает внимание на экологичность. Под давлением общественности индустрия вынуждена сокращать выбросы углерода, оптимизируя работу всех направлений, включая полиграфию и упаковку. Заказчики наружной рекламы интересуются типом чернил и отходами, по возможности отказываясь от сольвентной печати. Недолговечные рекламные POP-материалы вновь печатаются на водных принтерах, стойкие — УФ-отверждаемыми чернилами.

С популяризацией гибких вывесок, баннеров и флагов растёт спрос на цифровые устройства для печати по текстилю. Применявшиеся ранее сублимационные принтеры работали лишь с материалами из полиэфира или покрытием из него, а современные машины выполняют в т. ч. прямую печать по ткани. Для шёлка и нейлона используют кислотные красители, для хлопка — активные, для полиэфира — дисперсные.

Широкоформатная цифровая печать теперь практически универсальна — от обычной бумаги и рекламных материалов до специализированных носителей, применение которых не ограничивается рамками полиграфии в традиционном понимании. Хотя для оптимальных результатов по-прежнему необходимо покрытие определённого типа и профиля, сольвентные и УФ-чернила дают вполне приемлемые результаты и при прямой печати.

Ассортимент материалов покрывает все сферы широкоформатной печати, а стимулом стал переход фоторынка на цифровые технологии с соответствующими требованиями к качеству бумаги и холста. Не проблема и крупноформатная цветопроба — пристальное внимание направлению уделяют крупные производители оборудования и независимые поставщики.

Материалы

В последние годы принтеры Roland DG ориентируются на экологические и мягкие сольвентные составы

Самый широкий ассортимент материалов предназначен для наружной рекламы и вывесок, причём за формат и качество приходится платить соответствующую цену. Импортёры проникающей на западные рынки дешёвой продукции убеждают, что при коротком сроке жизни изделия премиум-качество не нужно. Товары из Китая, Индии и других стран Востока действительно дешевле, но и контроль качества там зачастую не соответствует привычным для Европы и Америки стандартам — вплоть до колебаний плотности и покрытия идентичных материалов от партии к партии.

Спрос на экологически чистую продукцию стимулирует внимание к экологичности расходных материалов — растёт спрос на вторичные и перерабатываемые носители. Индустрия направляет все усилия на сокращение отходов, уделяя особое внимание широкоформатной печати: большая часть крупноформатной продукции служит недолго, и возможность переработки для неё критична.

Разнообразие применений

С новыми перспективами широкоформатной цифровой печати и возросшим уровнем технологичности неудивительно, что сфера её применения давно не ограничивается наружной рекламой и плакатами. Отпечатки первых машин сверхбольшого формата можно было рассматривать лишь с большого расстояния — качество растра не позволяло воспринимать их вблизи. Сверхбольшие изделия — до сих пор прерогатива струйной печати просто потому, что по другой технологии их не изготовить. Одновременно появляются новые сферы применения: упаковка, декор интерьеров, театральные декорации.

Рекламные стойки — сфера, где раньше господствовала трафаретная печать, — теперь легко выполняются на широкоформатных принтерах тиражом от одной штуки, без длительной и дорогостоящей допечатной подготовки. Линия рентабельности, разделяющая трафаретную и цифровую печать, варьируется в зависимости от конкретного заказа. Если несколько лет назад тираж в 25 экз. считался оптимальнее для аналогового производства, теперь даже 500 экз. часто печатают на высококачественных планшетных и рулонных струйных принтерах.

Не стоит на месте и техпроцесс: единый файл после обработки на RIP отсылается на один или несколько принтеров с возможностью печати разными форматами и чернилами. Растёт спрос на опции реальной печати переменных данных и версий, когда на отдельных отпечатках варьируется текст при сохранении общих графических элементов. POP-материалы всегда были одним из главных рынков широкоформатного цифрового производства, и ситуация не поменялась, хотя часть рекламных стоек печатается на трафаретном планшетном оборудовании. Впрочем, козырный туз цифровой печати — включение в рекламные объявления индивидуальной информации.

Спрос на широкоформатную печать варьируется в зависимости от региона: в одних повсюду рекламные щиты и мощный рынок наружной рекламы, другие придерживаются более строгих правил. Поскольку современные сольвентные и УФ-машины с непрерывной подачей печатают на носителях шириной до 5 м, их продукцию всё чаще используют для оформления строительных лесов и зданий.

Возможности струйной печати настолько широки, что даже небольшая компания выиграет, добавив её в качестве дополнительной услуги. Цифровая печать — дополнение, а не конкурент традиционным печатным процессам. Потребителю неважно, как именно выполнен его заказ, главное, что он готов вовремя, с нужным качеством и по нужной цене.

Тенденции

Налицо признаки перенасыщения рынка оборудованием по сравнению с объёмами поступающих в типографии заказов (в первую очередь сверхширокого формата). В верхнем ценовом сегменте, где ставка делается на скорость, инвестиции в оборудование зачастую превышают миллион евро (системы Inca Digital Onset, Augend RF20 или Agfa M-Press). Хотя эти решения — прямые конкуренты трафаретной и офсетной печати в сегменте POP-материалов и рекламы, вряд ли они найдут применение в небольших и средних компаниях.

Принимая первые решения об инвестициях, типография должна ориентироваться на рынок сбыта продукции — узкоспециализированные сегменты всегда перспективнее насыщенных конкурентных рынков. Производители и поставщики широкоформатного оборудования уверены в перспективности направления, хотя для пользователей многое зависит от возможности предложить новую интересную продукцию, недоступную для прочих способов печати.

Об авторе: Софи Меттьюс-Пауль, независимый консультант по широкоформатной цифровой печати и её применению, сотрудничала со многими лидирующими производителями, поставщиками и дистрибьюторами. Специалист по цифровым технологиям, бывший редактор Signs, Screen & Digital Printer, ныне автор статей в специализированных журналах по всему миру. Ассоциированный консультант и аналитик InfoTrends.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Что будет после печати?
    Тенденции иоборудование для послепечати наDrupa.
  • Drupa-2008: cокращая дистанцию
    Современные допечатные процессы ориентированы на предельное сокращение времени, за которое идея печатного продукта превращается в готовые печатные формы или файлы для вывода на ЦПМ.
  • XL-амбиции в сверхбольшом формате
    Одна из сильных сторон Heidelberg - маркетинг. Хорошие технические решения в отличной упаковке. Случай, когда внешний вид имеет значение. В Heidelberg понимают, что их покупатели не обязательно должны быть полиграфистами или инженерами. Поэтому столько ус
  • Главные роли для офсета *
    В этом году многие специально приедут на Drupa, чтобы посмотреть на офсетные печатные машины. И выставка не разочарует!
  • Второе дыхание послепечати
    Эффективные финишные решения для любых типографий.

comments powered by Disqus