101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Текстильные перспективы для "красочников" и типографий *

  • Шон Мильмо
  • 4 июня 2007 г.
  • 6452
Цифровые технологии и новые экологические стандарты открывают для поставщиков красок и типографий новые горизонты в текстильной промышленности.

Застой конца 90-х гг. в текстильной печати сменился подъёмом. С усовершенствованными печатными машинами и красочными системами (особенно пигментными) темпы роста отдельных сегментов выражаются двузначными цифрами. Европейские полиграфисты и производители красок активно интересуются быстроразвивающимся рынком печати по тканям и одежде. Конкуренция усиливается — давно известным на рынке компаниям, вплоть до выпускавших в своё время красители для тканей, приходится соперничать с производителями из полиграфической индустрии.

Аналогичная тенденция и среди европейских типографий, находящих всё больше общего между полиграфией и печатью по текстилю. Доминирует по-прежнему шелкография с листовыми и ротационными системами, но позиции постепенно отвоёвывают альтернативные технологии, в т. ч. офсетные и струйные.

Популяризация термопереноса (изображение печатается на бумаге и переносится за счёт нагрева на ткань) заново открывает полиграфистам текстильную промышленность. Отпечатанные на термобумаге изображения европейские типографии отгружают азиатским текстильным предприятиям, по мнению которых, термоперенос — это расширенный цветовой охват и более высокое разрешение.

«Термоперенос на текстиль повышает спрос на офсетную продукцию, — объясняет менеджер по маркетингу Sun Chemical Screen в Европе Даниэль Нейра. — С офсетом термоперенос становится дешевле: меньше затраты на складирование, короче тиражи. Большие объёмы термозаказов отходят к недорогим поставщикам, в т. ч. из Восточной Европы».

Новый стимул получила не только офсетная, но и струйная печать, в особенности сублимационные технологии, где красители, нагреваясь, испаряются с носителя и проникают в волокна ткани. Сублимация даёт насыщенные оттиски и тоже подходит для коротких тиражей. На руку струйной технологии растущие объёмы широкоформатной печати по текстилю, особенно европейской рекламной и промо-продукции.

Для поставщиков красок широкоформатный сегмент — не только перспективы, но и технологические сложности, обусловленные широким ассортиментом тканей (проблема характерна и для текстильного рынка в целом). Природные и искусственные волокна отличаются по физико-химическим свойствам, весу, толщине, размеру нити и впитыванию краски. Ситуацию осложняют варьирующиеся требования к свойствам готовой продукции — цвету, стойкости к стирке и свету, растрескиванию и износу.

Половина объёмов печати приходится на хлопок, почти всё остальное — полиэфир и его смеси с хлопком, вискоза. Реже встречаются полиамид, полиакрил, шерсть и шёлк.

Последние достижения по красковосприятию полипропилена открыли для печати самый популярный полимерный продукт нефтехимической промышленности. А обрабатывают после печати любую ткань, в основном для качественной адгезии краски к волокнам.

Ещё одна проблема — стандарты безопасности, соответствия которым европейские торговые компании начинают требовать от всех участников цепочки поставок. Больше внимания стало уделяться сокращению отходов и загрязнения окружающей среды. В печати по текстилю приоритеты отдаются технологиям, снижающим потребление воды и энергии.

Торговая английская компания Marks & Spencer, задающая тон в стандартах, недавно ввела минимальные экологические и химические требования к продукции текстильной промышленности, касающиеся и печати по тканям. Вместо запрещённых сольвентных связующих для пигментированных красок рекомендованы водные составы. Запрещён ряд красителей, органических растворителей и пластификаторов, в т. ч. фталатов в красках. При печати крупных рисунков на детской одежде не допускается применение ПВХ.

Международная торговая компания H&M из Швеции совместно с крупнейшими реализаторами одежды и владельцами торговых марок работает над требованиями к качеству воды, чтобы сократить загрязнение окружающей среды выбросами текстильных фабрик и типографий.

Часть производителей красок рассматривает внедрение торговыми компаниями стандартов как дополнительное преимущество, особенно если подразумеваются технологические инновации. Так, реализаторы будут рекомендовать поставщикам текстиля определённые краски.

Sun Chemical запустила в производство серию текстильных красок без фталатов, где мягкую, но эластичную плёнку на поверхности материала формируют термопластичные смолы. Краски совместимы практически с любыми тканями, включая хлопок, шерсть, ацетат, полиэфир и его смеси с хлопком. «По сравнению с другими красками без фталатов наши отличаются лучшей водостойкостью и подходят для термопереноса, — объяснил Нейра. — Совместно с Marks & Spencer мы работаем над их сертификацией для применения поставщиками компании».

В прошлом году Huntsman Corporation приобрела текстильное подразделение Ciba Specialty Chemicals и теперь уделяет больше внимания социальной и экологической ответственности своего бизнеса. Недавно анонсирована серия трафаретных красок с новым типом активного красителя для печати по хлопку и вискозе. Их особенность — сокращённый расход воды при печати за счёт увеличенного содержания красителей, закрепляющихся на ткани паровой обработкой. Остаточные красители смываются большим количеством воды.

«Инновационная химия активного красителя снижает расход воды на 30–40%, — рассказывает Иан Бернелл, менеджер направления новых красок, которые планируется выводить на рынок под маркой Cibacron PH. — Стандартный уровень закрепления активных красителей 65–75%, мы повысили его до 90%, значительно уменьшив время вымывания. Краски будут актуальны для текстильных фабрик и типографий Европы, обязанных соблюдать нормы Евросоюза по загрязнению воды, жёстко ограничивающие количество красителей в сточных водах. Масса текстильных предприятий уже переместилась в Азию; надеемся, оставшиеся смогут соблюдать все экологические нормы, и в этом им поможет Cibacron PH», — подчеркнул Бернелл.

Новые горизонты струйной печати

Из-за сложности текстильных красок не все производители решились попробовать силы в сегменте, где продолжают доминировать долгожители. Эксперты в традиционной трафаретной печати по текстилю параллельно разрабатывают и решения для новых технологий.

Несколько лет назад BASF отделила подразделение красителей, в 2005 г. продала долю бизнеса в полиграфических красках, но продолжает активно заниматься текстильной печатью, оставаясь сильным игроком на рынке пигментных красок. Её торговая марка Helizarin — лидер среди концентрированных пигментов для трафаретной печати по текстилю. Теперь в серию входят ещё и пигментированные составы для струйной печати по тканям — сублимационные чернила от BASF.

Струйные технологии впервые стали применяться для печати по текстилю 10 лет назад. Сейчас на них приходится всего 1-2% рынка, хотя в узкоспециализированных сегментах струйная печать используется весьма активно, например, для изготовления образцов. Значительная часть работающих с текстилем трафаретных мастерских Европы задумывается о приобретении струйного оборудования. Особенно уверенно струйная печать чувствует себя в секторе футболок.

«Чем ближе предприятие к полиграфии, тем выше вероятность, что там приживутся струйные технологии», — уверен менеджер по развитию струйного бизнеса BASF Майк Фреч.

Одна из главных проблем струйной печати по текстилю — повышенный расход чернил по сравнению с бумагой из-за активно впитывающих волокон ткани. Трафаретная печать выгодно отличается расширенным цветовым охватом за счёт 12–15 красок; 4-красочным струйным технологиям здесь конкурировать проблематично, в т. ч. и по цене. Но качество печати струйных систем постоянно растёт, на новых машинах работать с тканями становится проще. Усовершенствованные составы сократили потребность в до- и послепечатной обработке текстиля, расширили цветовой охват, сделав струйную печать экономичнее.

BASF разработала специальные связующие для решения проблем струйной печати с адгезией чернил к волокнам.

«Пигментированные чернила для струйной печати значительно прогрессировали и теперь печатают на 95% тканей, — делится впечатлениями Фреч. — Проблематичной пока остаётся шерсть, неровная поверхность которой слишком сложна для сопел печатных головок».

Струйной печати не доминировать в текстильной отрасли, пока производство не станет более индивидуализированным. В прошлогоднем обзоре долгосрочных перспектив европейского текстильного рынка ассоциация текстильной промышленности Eurotex спрогнозировала переход к персонализации предметов одежды.

Вместо современной системы интуитивного определения спроса индустрия может получить нестандартную базу — с трёхмерными сканерами тела, интернет-коммуникациями и мелкими локализированными производствами. Вписаться в подобную инфраструктуру струйным технологиям будет гораздо проще.

Об авторе: Син Милмо, редактор европейского отдела журнала Ink World.


* Журнал Ink World Magazine, февраль 2007 г. © 2007, Rodman Publications.


( Наши

Мягкая консистенция трафаретных красок Freedom обеспечивает исключительное качество печати. Сочетание высокой кроющей способности и отличной устойчивости даёт им особое преимущество на тёмных тканях. Красками Freedom можно печатать «сырое по сырому» только с одной финальной сушкой. Один раз высушенные, они дают мягкую, гладкую, эластичную плёнку, устойчивую к стирке. Поставляются в широком спектре ярких цветов, смешивающихся по системе Pantone, подходят для большинства видов тканей, включая хлопок, шерсть, ацетат, смесь полиэфира и хлопка, полиэфир и т. д. Но главное преимущество — экологически чистые компоненты, входящие в состав краски. — Дядькина Татьяна, менеджер по продажам и техническому сервису трафаретных красок Sun Chemical MPI

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Незаменимых нет

Несмотря на то, что уходящий год не был столь драматичным для отечественного рынка расходных материалов, как 2022-й, назвать его простым отнюдь не получается. На смену экстренным поискам альтернатив пришло время серьёзной работы и вдумчивого планирования. О том, каким оказался 2023 год на самом деле, поговорили с ведущими российскими компаниями-поставщиками и производителями лакокрасочных материалов.

Энергично и молодёжно

9 ноября 2023 года в петербургской гостинице «Россия» состоялся семинар для полиграфистов, организованный компаниями «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и Koenig & Bauer, которые в этом году отмечают своё 20-летие на российском рынке, и производителями картона и бумаги с ещё более богатой историей — компанией «КАМА» и Сыктывкарским ЛПК.

Круглая дата — на троих

7 сентября 2023 года «ОктоПринт Сервис», «Европапир», Mondi и «Кама» провели полиграфический семинар в Нижнем Новгороде.

Так много и такие разные: 25 наивных, но важных вопросов про полиграфические лаки

Требования к качеству полиграфической продукции постоянно растут. Заказчики хотят не только красивое изделие, но и тактильно приятное и надёжное, если речь идёт об упаковке. Один из видов послепечатной обработки оттиска – лакирование. Разбираемся в разнообразии видов лаков, их свойствах и особенностях с руководителем направления «Полиграфические лаки» компании «ОктоПринт сервис» Еленой Ютишевой.

От расходников до оборудования

2022 год был уникальным: в этот период так стремительно менялись события, что кажется, будто за эти 12 месяцев мы прожили несколько лет. С уходом с российского рынка зарубежных поставщиков наши компании столкнулись с дефицитом расходных материалов и оборудования. Заполнение пустующих ниш стало возможностью для развития отечественных предприятий. Об итогах непростого во всех смыслах года и наметившихся перспективах поговорили с первым заместителем генерального директора ООО «Танзор» Анной Перовой и директором по развитию Дмитрием Токманцевым.



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
1. Да, это перспективный вариант диверсификации полиграфического бизнеса
37%
37 %
2. Да, другие сектора полиграфии сейчас менее надёжны или прибыльны
10%
10 %
3. Да, новые технологии позволяют войти на этот рынок при умеренных расходах
15%
15 %
4. Нет, покупка специального оборудования и освоение технологий обойдутся слишком дорого
18%
18 %
5. Нет, все хорошие ниши в этом секторе уже заняты
7%
7 %
6. Не видим смысла осваивать новые сектора: нет уверенности в завтрашнем дне
13%
13 %
Проголосовало: 60