2008.02.08, Автор: Михаил Борисов2640 прочтений

PDF под присмотром Acrobat'a

Теги: Adobe

Полная версия Acrobat способна на многое - даже на предварительную проверку работ, сдаваемых в печать.

Полная версия Acrobat способна на многое — даже на предварительную проверку работ, сдаваемых в печать.

Рост популярности формата PDF на рынке допечатной подготовки — результат множества факторов, в большинстве напрямую связанных с облегчением труда верстальщиков и дизайнеров. Взять хотя бы возможность сохранения InDesign в данном формате кадрирования изображений (Crop Image Data to Frames), особенно полезное готовящим каталоги, журналы и другие издания, насыщенные изображениями. Ещё один фактор — финансовый. Иногда можно отказаться от покупки дополнительного дорогостоящего ПО для проверки публикации на корректность, поскольку в Acrobat встроено большинство для этого необходимого. Кроме проверки базовых требований (CMYK и т. п.), несоответствие которым обязательно приведёт к проблемам, программа отлавливает и нюансы: текст менее определённого кегля; печатаемый несколькими красками; линии менее заданной толщины и др. Не всегда порождая реальные проблемы, они красноречиво свидетельствуют о профессионализме создателя публикации.

Популярность формата породила вопросы, касающиеся всех аспектов использования PDF: конвертации, проверки результата, способов решения проблем, возникающих в типографии (PitStop).

Статья посвящена проверке корректности созданных PDF. Acrobat 7 выбран из соображений универсальности — как правило, типографии не торопятся внедрять последние релизы ПО, благоразумно отдавая предпочтение предпоследним. Причина консерватизма: к моменту выхода очередной версии предыдущая обзаводится обновлениями, повышающими её надёжность до уровня, гарантирующего минимум проблем на выводе. В 8-й версии принципиально новых возможностей по предварительной проверке не появилось, поэтому статья будет актуальна и для неё.

Чтобы проверить PDF на соответствие принятым требованиям, достаточно в Acrobat выбрать операцию Preflight и в появившемся окне указать необходимый профиль — именованный набор правил, обеспечивающих проверку согласно требованиям, учитывающим специфику цветоделения и способа печати. В Acrobat четыре типа оповещений по результатам проверки: Error (серьёзная ошибка), Warning (предупреждение), Info (только для сведения). Опция Inactive отключает отслеживание выбранного свойства. Каждое правило может содержать комментарий, в котором даётся более полное описание проверки.

Для удобства контроля все правила профиля разделены на несколько групп, охватывающих базовые аспекты: параметры документа (Document), страниц (Pages), изображений (Images), использование цветов (Colors), шрифтов (Fonts) и тип рендеринга (Rendering). Создаются и пользовательские настройки (Custom Checks).

Параметры документа | Важнейший параметр — совместимость с определённой версией Acrobat. Необходимо, чтобы, например, прозрачные объекты не попали на обработку RIP, не поддерживающего прозрачность. Отметим и опцию проверки целостности файла (PDF is Damaged and needs repair). Чтобы определить, какую спецификацию использовать, помните, что в PDF 1.2 (Acrobat 3) встроена поддержка PostScript level 2 (линиатуры, функции переноса, PostScript-заливок, цветовой модели CMYK и Open Prepress Interface). В PDF 1.3 (Acrobat 4) появилась поддержка PostScript 3 (встраивание документов любого типа, редактируемые градиенты, ICC-профили). И лишь в PDF 1.4 (Acrobat 5) встроены поддержка прозрачности, треппинга, печати больших листов по частям.

Как правило, для максимальной совместимости достаточно выбрать соответствие PDF 1.3 — такой документ возьмут в любой типографии. Спецификация в InDesign выбирается в поле Compatibility, в XPress — только PDF 1.3.

Чтобы пройти входной контроль в репроцентре, достаточно получить у них рекомендуемые настройки (Preset — файл с расширением .joboptions) и записать в папку $UserSettings/Documents/Adobe PDF/Extras ($UserSettings — папка с системными настройками пользователя), после чего они появятся в InDesign в списке Adobe PDF Preset.

Параметры страниц | Большинство тамошних опций имеет информационный характер, поскольку трудно представить ситуацию, когда подаётся макет с размерами, не позволяющими его напечатать. Среди опций отметим лишь проверку количества страниц (для выполнения спуска полос), постоянство размеров и ориентации (если в публикации распашные вкладки).

Параметры внедрённых растровых изображений | Вкладка позволяет отслеживать важнейшие параметры растровых изображений.

  1. Resolution of color and grayscale images is lower than… (Минимальное разрешение). Как правило, предельным значением выбирают 150 ppi, поскольку значения ниже наверняка будут заметны при печати на любой, даже дешёвой, бумаге. Общее правило таково: чем тоньше и хуже бумага и больше растискивание, тем более лояльно можно относиться к низким значениям. Например, на немелованной бумаге 85 г/м2 изображения с разрешением 150 ppi могут смотреться терпимо. Большое влияние на восприятие оказывает контекст: если изображения имеют мелкие детали, низкое качество будет заметно; если же доминируют крупные объекты, оно будет менее критично (хотя опытный глаз его заметит). Оптимальным значением может считаться 200 ppi — при вёрстке сохраняется достаточная гибкость, позволяющая не отбраковывать интересные, но недостаточно качественные с технической точки зрения изображения; есть гарантия приемлемого восприятия изображения. Но многое зависит от контекста: если изображение окружено высококачественными снимками, к тому же обработанными для повышения чёткости, разница будет бросаться в глаза. Конечно же, мы взяли из ряда вон выходящие случаи: если таковых набирается много, необходимо предпринимать серьёзные меры.
  2. Resolution is bigger than… (Максимальное разрешение). Как правило, неоправданно высокие значения получаются при достаточно плотной вёрстке, когда верстальщик стеснён размерами, отведёнными на иллюстративную часть, а изображения высокого качества. В принципе, верхняя граница разрешения выбирается из соображений целесообразности. Разрешение элементов, формирующих полутоновую растровую точку выше 150 lpi, находится практически на границе восприятия глазом, поскольку при учёте растровой розетки (что при двукратном запасе даёт 300 ppi) минимальный размер элемента составит 0,08 мм. Дальнейшее повышение разрешения приводит лишь к напрасной растрате вычислительных машинных ресурсов, особенно ощутимой, если PDF был сформирован не из InDesign (как уже упоминалось, только он позволяет обрезать изображения по размерам видимой части, а PDF-модуль от QuarkXPress помещает в файл всё изображение без кадрирования). Теперь представьте ситуацию, когда эффективное разрешение 1000 ppi, а на экран выводится лишь четвёртая часть изображения, и таковых множество…

Отдельно стоят аналогичные настройки, но для полутоновых (bitmap images) изображений. В отличие от цветных или с градациями серого, они представляют особый класс (поскольку не формируют растровую розетку), а их настройки вынесены отдельно.

Следующие настройки в закладке Images — Images are uncompressed и Images use OPI — также требуют повышенного внимания (статус Error). Технология OPI (Open Prepress Interface) чревата проблемами с поиском использованных изображений, путь к которым потерян, в результате чего растровое изображение в сборочный файл (например, EPS) помещено не было. Результат — вместо изображения либо пустое место, либо экранное представление файла (разрешение 72 dpi и ниже).

Опция Images use lossy compression по умолчанию выключена. При сохранении изображения в JPEG, даже в хорошем качестве (не говоря уже о максимальном), потери настолько малы, что ими можно пренебречь (даже если речь о содержании с высоким контрастом — например, чёрные буквы на белом фоне; 5% флуктуации на границе — не в счёт, учитывая передаточные характеристики большинства офсетных машин). Другой вопрос — почему опция не дополнена проверкой степени сжатия. Ведь в файл записывается не только итоговая матрица, но и степень сжатия. Можно предположить, что причина — в отсутствии стандарта на шкалу компрессии (в одном ПО она имеет 10 делений, а в Photoshop их 12).

Используемые цвета | Критические опции здесь — When the pages in this document are separated they will generate more than … spot color plates (Цветоделение даст более чем … смесевых цветов) и Objects on the page use RGB (Существуют объекты в модели RGB). Причина столь высокого статуса ошибок — незапланированные финансовые затраты, за которые частично или полностью приходится расплачиваться исполнителю.

Шрифты | Опции предназначены для проверки наличия и полноты шрифтов, используемых в публикации. В Xpress 5 при экспорте в PDF настройки по внедрению шрифтов находятся во вкладке Job Options (при использовании операции Export/Document as PDF), где можно использовать либо переназначить настройки Distiller, в XPress 7 условия сосредоточены в закладке Fonts. В InDesign опции внедрения шрифтов расположены во вкладке Advanced. Если оставить все настройки экспорта по умолчанию, умное ПО само побеспокоится о корректности воспроизведения текста. Поэтому статус ошибок такого типа минимальный.

Обработка (Rendering) | Основные опции — проверка на стандартность настроек формирования растровой розетки (углы поворота и др.). Углы поворота и форму элементов в многоцветной печати меняют крайне редко, результат неправильных настроек — отклонения от стандартной плотности заполнения, искажения цветопередачи (традиционные углы выбраны для минимизации растровой розетки) и другие малоприятные вещи.

Создаём собственный профиль предварительной проверки

Среди остальных настроек — Uses transparency, Line thickness is less than … points и Contain embedded PostScript code. Первая проверяет наличие объектов с прозрачностью: поддержка растрирования полупрозрачных объектов появилась только в спецификации PDF 1.4, а сегодня есть множество RIP, поддерживающих только версию 1.3. В некоторых типографиях стараются не занимать время процессора на дополнительные преобразования, связанные со сведением нескольких растровых изображений в однослойную битовую карту (любые полупрозрачные объекты переводятся в растровое изображение, которое потом накладывается на остальные перекрываемые зоны).

Следующий набор правил касается проверки на совместимость со стандартами PDF/X (PDF/X compliance). Последние построены на основе PDF и предназначены для унификации приёма/передачи макетов в сервисные бюро. Основные спецификации:

PDF/Х-1а — поддерживает только CMYK и смесевые цвета, стандарт для офсетной печати;

PDF/Х-3 — допускает аппаратно-независимые цвета (модели sRGB, LAB), предназначен для печати цифровым способом.

PDF/X-совместимые файлы могут быть получены напрямую из InDesign или Quark.

Подробнее остановимся на содержимом следующей вкладки — Custom Checks. В ней сосредоточены дополнительные правила проверки, которые по разным причинам не были включены в основные. Поскольку все поставляемые с Acrobat профили предупредительно заблокированы от изменений (разблокировать их можно, щёлкнув по кнопке Locked, но делать это мы настоятельно не рекомендуем), для своих правил проверки лучше всего создать собственный профиль. Выберите в окне Preflight кнопку Edit profile, затем Create new Preflight profile (Создать профиль с нуля) либо же Duplicate selected profile, если хотите создать профиль на базе уже существующего (наиболее оптимальный вариант), и затем — на Custom Checks.

Изначально там находится два десятка часто востребованных правил (двойной щелчок по правилу приводит к появлению окна с его настройками).

Ink coverage above 340% — суммарное красочное покрытие превышает 340%. Может увеличить растискивание, что приведёт к искажению цветопередачи, а в особо тяжёлых случаях — к отмарыванию, короблению, растягиванию бумаги.

Produced with PDF Writer — творение Microsoft PDF Writer (аналог Distiller) исключительно для офисных целей, но никак не для использования в коммерческой полиграфии, поэтому при малейшем подозрении лучше опцию включить.

Результат проверки

Text smaller than 5 pt (Очень мелкий текст), Text smaller than 8 pt uses more than 1 colorant (Мелкий текст печатается в несколько красок). Потенциально опасно из-за проблем при неточном совмещении на печати. Результат во многом зависит от качества и состояния бумаги (см. избыток краски).

Text uses artificial … style (Для воспроизведения текста используется искусственно созданное начертание) — например, если нет шрифта с наклонным начертанием, он может быть искусственно создан в вёрстке за счёт трансформации «Skew» для начертания «Plain» — настройка отлавливает именно такие места.

Полный список проверок в Acrobat спрятан за кнопкой Add в той же вкладке Custom Checks. Названия правил, отмеченные серым цветом, — те, что уже используются. Общий список насчитывает полсотни правил, поэтому для быстрого доступа к требуемым разработчики предусмотрели фильтр. При вводе текста в поле Filter в списке остаются лишь те правила, в названии которых фигурируют введённые символы, что очень удобно. Среди них отметим:

>85% black filled/stroked object set to knock out — для объекта с заливкой/окантовкой, содержащей более 85% чёрной краски, надпечатка не установлена (во избежание проблем при совмещении тёмные объекты должны печататься поверх остальных);

Font not Embedded — шрифт не был внедрён;

Ink coverage above … % — можно выбрать необходимое граничное значение для суммарной плотности краски;

Uses Layers — несведённые файлы (со слоями) некорректно выводятся на печать (XPress);

Uses transarency — в файле имеются прозрачные объекты (несовместимость с Acrobat 1.3).

 

Вперёд!

Для запуска проверки служит кнопка Execute, а время сэкономит проверка только потенциально опасных участков (Preflight only pages).

Профили предпечатной проверки также переносимы, как и опции вывода в PDF, — для этого служат операции Export Preflight Profile и Import Preflight Profile.

Как видите, в Acrobat предусмотрено всё (или почти всё), чтобы результат на печати имел профессиональный вид. Пользуйтесь его возможностями, и обезопасите себя от неприятных сюрпризов при получении готового тиража.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов

     

     

    Подробное руководство по настройке параметров управления цветом в программах Adobe.

    Без модуля управления цветом — Color Management Module (CMM) — и цветовых профилей ICC предсказать на экране монитора результат печати невозможно. Даже при выборе опции Don`t color manage (Не управлять цветом, Отменить управление цветом) * CMM и цветовые профили всегда задействуются в Adobe Photoshop, хотя и не оптимальным образом.

     

  • Начинаем с цвета: предварительная работа детектива *

    Рабочий поток начинается с самого трудного шага. Последующие этапы коррекции сделают цвета настолько насыщеннее, что даже небольшие проблемы с цветом могут превратиться в очень серьёзные. Поэтому сначала нужно найти такие неправильные цвета и устранить их, пока проблема не стала фатальной.

    Подвиги знаменитого теоретика цвета лейтенанта Коломбо из департамента полиции Лос-Анджелеса являются иллюстрацией нетрадиционного подхода, известного как инвертированный детектив. В отличие от детектива классического, здесь личность преступника известна с самого начала. Интрига заключается в том, каким образом Коломбо сможет доказать его вину.

     

     

  • Adobe Muse CC 2015: блиц-обзор
    Самые интересные новшества в самом многообещающем инструменте для веб-дизайна.
  • Adobe InDesign CC 2015: блиц-обзор

    Самые интересные новшества  в самом популярном пакете вёрстки.

     

     


comments powered by Disqus