101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цвет в стиле HI-FI*

  • Хэл Хиндерлитер
  • 5 марта 2007 г.
  • 6971
Увеличьте цветовой охват — и оттенки заиграют. Теперь с расширенными цветовыми комплектами работают и цифровые печатные машины.

С популяризацией многокрасочной печати 4-красочная полиграфия превратилась в ходовой товар, но ожидания заказчика зачастую базируются на яркой графике неоткалиброванных офисных копиров и настольных струйных принтеров. Сейчас, когда цветные фотографии печатает даже факс, типографиям всё сложнее отстаивать позиции под натиском устройств с «приятным цветом».

Яркие цвета и точное воспроизведение — ключ к дифференциации типографий с высокими стандартами качества, в арсенале которых поставленные на поток технологии цвета «hi-fi». Обычно это комбинации из 5-6 красок, существенно расширяющие (по словам разработчиков) диапазон воспроизводимых оттенков (цветовой охват) по сравнению с триадной четвёркой — жёлтым, пурпурным, голубым и чёрным.

Комплекты с расширенным цветовым охватом в коммерческой печати известны уже больше 40 лет во многом благодаря Hallmark Cards, впервые использовавшей флуоресцентные цвета в качестве базовых и дополнительные краски ещё в 1962 г. К модифицированному триадному набору компания из Канзаса добавила ярко-розовый и светло-голубой, и её открытки-валентинки с сердцами и праздничными сладостями стали известны во всём мире.

Эксперименты Hallmark с 6-красочной комбинацией (одной из многих ею запатентованных) в полтора раза расширили диапазон воспроизводимых оттенков по сравнению со стандартной триадной печатью, хотя, как замечает эксперт Карл Гайлер, некоторые цвета лучше печатаются обычной триадой. Технология CcMPYK от Hallmark отличается от других hi-fi-систем тем, что расширяет диапазон в высоких светах. Розовый с добавлением флуоресцентных компонентов играет даже на немелованной и макулатурной бумаге.

Расширение цветового диапазона с помощью дополнительных цветов научно обосновано, но некоторые предпочитают ждать, пока заинтересуются клиенты. Установив новую листовую Komori, Cascade Printing (подразделение Core Communications) рассчитывала за счёт расширения цветового охвата выделиться среди других типографий региона. «Мы приобрели 6-красочную модель, чтобы печатать по технологии Hexachrome, — рассказал президент Core Эд Реттиг. — На нашем счету несколько действительно выдающихся проектов, но в принципе клиентам этого пока не нужно. Основная масса заказов по-прежнему печатается триадой, иногда с добавлением смесевого цвета, поэтому первую секцию просто оставляем пустой, чтобы офсетное полотно собирало пыль с листов».

На фоне отсутствия дизайнерского энтузиазма могут возникнуть вопросы: стоит ли ради расширения цветового охвата вкладывать средства в специальные краски, ПО и обучение? Завоюет ли hi-fi-цвет сердца и умы заказчиков или станет очередной «технологической концепцией», подобно стохастическому растру или CTP-системам?

Мнение представителя Kodak Гордона Притчарда однозначно: «Да, да и ещё раз да!» Причём, по его словам, оптимальные результаты даёт комбинация всех трёх технологий. Решение Spotless Printing Solution — CTP-устройство Kodak Trendsetter с лазером высокого разрешения плюс специальные разновидности частотно-модулированного растра Staccato для эмуляции широкого диапазона смесевых оттенков. Недавно вышедшая вторая версия поддерживает назначаемые пользователем комбинации из 4, 5, 6 и 7 красок.

Системы Kodak Prinergy автоматически преобразуют документы PDF в проекты Spotless Color, хотя в Kodak не тешат себя иллюзиями, что технология мгновенно станет популярной. «Для успешной работы с Spotless типографии придётся взять на себя маркетинг, — замечает Притчард. — Не ждите запросов от клиентов, а решайте с помощью полиграфии их задачи».

Стохастическое растрирование — ключевая составляющая FMsix, ещё одной новой технологии с расширенным цветовым охватом (рекомендованный растр — Kodak Staccato). Впервые представленный на Ipex-2002 процесс базируется на 6 цветах — CMYK, оранжевый (спец. формула FMsix) плюс зелёный или синий. Логотипы, текст и другие графические элементы для воспроизведения по технологии FMsix проходят предварительную обработку; фото переводятся в стандартные триадные цвета вместо шести. Лицензия на FMsix принадлежит PrinTech Systems со штаб-квартирой в Нидерландах.

Сейчас, когда цвет везде, триадной печатью никого не удивишь. Двухмерное изображение иллюстрирует расширенный цветовой охват заслуженной 6-красочной технологии Pantone Hexachrome, которой в прошлом году исполнилось 12 лет

Opaltone Digital Color — полностью интегрированная система воспроизведения, инфраструктура которой включает ПО для многокрасочного цветоделения, ПО для редактирования графики, вёрстки и цифровой/аналоговой цветопробы, а также стандартный комплект из 7 цветов (CMYK/RGB) с поддержкой традиционного и стохастического растрирования. Opaltone не только расширяет цветовой охват, но и позволяет печатать изображения с фотокачеством без чёрной краски. Замена в тенях изображения чёрного цвета на RGB повышает оптическую плотность, что оптимально для текста и векторных фрагментов. Файлы готовятся в дополнительном модуле к Adobe Photoshop или обсчитываются в специальных программах (ArtPro от Artwork Systems или PackEdge от Esko).

Hexachrome от Pantone — едва ли не самая популярная технология расширения цветового охвата, дополняющая специальную триаду флуоресцентным оранжевым и зелёным цветами. Появившаяся ещё в 1994 г. система завоевала популярность среди поставщиков допечатного оборудования и дизайнерского ПО. QuarkXPress оперативно конвертирует RGB-изображения в файлы, цветоделённые по схеме Hexachrome; для Photoshop и Illustrator (Adobe Creative Suite) у Pantone есть спецмодули. В комплект Pantone ColorSuite for Hexachrome входят отпечатанные версии цветовых каталогов (набор для оценки качества воспроизведения смесевых цветов Pantone при печати Hexachrome и цветовой справочник Pantone для перевода смесевых цветов в CMYK, программные надстройки Hexware и 6-красочная тестовая шкала в отпечатанном и цифровом видах).

C совершенствованием допечатных АСУ ТП к опциям управления цветом добавилось цветоделение для цветового пространства Device-n, под которым подразумеваются системы, отличные от RGB и CMYK. Цветовое пространство Device-n (другой термин — n-color) позволяет передавать RGB-изображения цветами, отличными от стандартной триады (или дополняющими её). Agfa Alterno, Screen Spektacolor and Esko InkWizard пересчитывают данные для вывода, ориентируясь на заданный комплект красок. Решение ProfileMaker 5 Publish Plus от Gretag Macbeth (теперь продукт X-Rite) создаёт многокрасочные профили цветоделения для RIP с функцией управления цветом, а в комбинации с надстройками PM5 Multicolor для Adobe Photoshop выдаёт предварительно цветоделённые файлы в формате Desktop Color Separated (DCS).

Не остаются в стороне от преимуществ расширенного диапазона оттенков и производители цифрового печатного оборудования. Подтверждение — разработки HP (Indigo), Kodak (NexPress), Oce и Punch Graphix (Xeikon), задействующие больше четырёх цветов тонера и оснащённые контроллерами печати, автоматически переводящими исходные изображения в нужное цветовое пространство.

Обложка номера Graphic Arts Monthly * наглядно доказывает — 6-цветная технология IndiChrome для HP Indigo даёт действительно широкий цветовой охват. Комбинация триадных минеральных масел с оранжевым и фиолетовым цветами увеличивает количество оттенков, а 7-я секция для смесевых цветов (на усмотрение заказчика) открывает дополнительные возможности. Станция смешения краски HP ElectroInk с сертификатом Pantone позволяет получать PMS-цвета добавлением к оранжевому, фиолетовому и CMYK красителей синего (reflex blue), зелёного, красного (rhodamine red), ярко-жёлтого и прозрачных.

«Умные» технологии цвета, лакирования и глянцевания от Kodak (Intelligent Color, Coating, Glossing) для расширения цветового охвата предусматривают красный, зелёный или синий сухой тонер в 5-й секции NexPress. Как вариант наносится защитный слой прозрачного сухого тонера–«лака», глянец которого дополнительно усиливает соседний модуль глянцевания NexGlosser. ПО NexStation отвечает за автоматическое управление цветом и опциональное повышение качества изображений.

В ассортименте Ocе две высокопроизводительные скоростные печатные системы на базе 7-цветной системы воспроизведения. Модели CPT 60 и CPT 90 из серии Color Production Tandem — самокалибрующиеся тандемные устройства для высококачественной цветной печати (до 92 стр./мин). К стандартным тонерам CMYK от Ocе под управлением цветного сервера EFI 1000C добавлены красный, зелёный и синий для стабильной печати с качеством, приближающимся к офсету.

Xeikon предлагает конфигурацию 5+5 для рулонных цифровых машин с дуплексной печатью. Флагманская разработка, модель 5000 печатает триадой, дополненной 5-й секцией для смесевых цветов. Варианты тонера — стандартный синий, фиолетовый, красный, оранжевый, зелёный или цвета по спецификации заказчика. Дополнительная секция работает и со специальными тонерами для защищённой печати, производственной проверки и др.

Как правило, проекты в hi-fi-цвете готовятся в поставляемом производителем дополнительном модуле к Adobe Photoshop, переводящем изображения в многоканальный формат DCS. Дополнительные «смесевые» цвета выбираются по цветовому справочнику в QuarkXPress, InDesign и Illustrator. В новом оборудовании данные автоматически обрабатываются с помощью многоканального профиля управления цветом (но только если RIP поддерживает цветоделение «n-color»).

Возросшее качество воспроизведения требует соответствующих оригиналов, поэтому для hi-fi-печати оптимальны RGB-изображения. (Преобразование в CMYK сужает цветовой охват и не задействует дополнительные цвета.) Новое поколение RIP с поддержкой цветового пространства n-color поддерживает описания смесевых цветов по схеме Pantone L*A*B (доступные в Adobe InDesign CS2), что позволяет автоматически генерировать 5-, 6- и 7-красочные растровые структуры.

Не все системы расширенного цветового охвата преобразуют сразу и растровые, и векторные объекты: решение FMsix от PrinTech концентрируется исключительно на смесевых цветах, поэтому оптимально для обработки фото через обычное воспроизведение триадой. В системах других производителей многоканальные изображения генерируются с помощью модуля к Adobe Photoshop, а Opaltone также предоставляет цифровые палитры для Adobe Illustrator и Indesign, QuarkXPress, ArtPro и PackEdge.

Pantone продолжает работу над модулями Hexware к Photoshop и Illustrator и недавно выпустила версию с улучшенной совместимостью с CS2. Последняя версия QuarkXPress стандартно предлагает новые библиотеки для перевода цветов и 6-канальный вывод — это по-прежнему единственная программа вёрстки со встроенной поддержкой Hex.

Приверженцев 4-красочных машин наверняка заинтересуют модернизированные триадные краски, расширяющие цветовой охват и улучшающие яркость цветов. Сразу несколько производителей работают над составами повышенной чистоты, которые должны сократить серение (грязь при наложении неосновных цветов). Как обычно, чем-то приходится жертвовать — цена на такие пигменты выше. «Улучшенное наложение красок — ещё один шаг к расширению диапазона воспроизводимых на печати оттенков», — замечает старший специалист Sun Chemical по физике цвета Денни Рич.

По просьбе клиента Flint Group разработала собственную систему на базе стохастического растра и улучшенных триадных красок. Краски, создававшиеся для листовых машин, а теперь доступные и для рулонного офсетного оборудования, отличаются повышенной прозрачностью и улучшенным краскопереносом. По словам директора по научно-техническому развитию листового направления Рода Бэлмера, расширенный спектр гарантирует: товар, увиденный потребителем в каталоге, будет неотличим от реального.

Об авторе: Хэл Хиндерлитер, редактор направления техпроцессов.


* Журнал Graphic Arts Monthly, август 2006. Copyright © 2006, Reed Business Information, a Division of Reed Elsevier Inc. All rights reserved.


Hi-fi в «цифре»

HP IndiChrome — одна из систем расширенной цветопередачи для цифровой печати. Для расширения цветового охвата печатных машин Indigo к триадному комплекту жидких красок HP добавила сертифицированные по Pantone оранжевый и фиолетовый. Расширенными наборами чернил комплектуются также цифровые машины Kodak, Ocе и Xeikon: контроллеры печати автоматически переводят изображения в нужное цветовое пространство.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Текстильная печать: итоги, тренды, планы

В начале нового года принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. Publish решил узнать, как прошёл 2023 год и какие планы на 2024-й у руководителей компаний, занимающихся цифровой текстильной печатью, и задал им несколько вопросов.

Выставка UPAKEXPO

Международная специализированная выставка упаковочного оборудования и готовых упаковочных решений под этим названием проводится впервые, хотя это всё та же знакомая нам upakovka. Ключевая идея UPAKEXPO — обмен профессиональным опытом и информацией по основным темам упаковочной отрасли. Ниже вы найдёте список экспонентов, которых мы отобрали как наиболее интересных для наших читателей.

Как дела у РПК?

Рекламно-производственные компании в 2023 году и анализ результатов их деятельности.

Дизайнерская бумага: рыночные вызовы и тренды

Фактически два года российская экономика находится в условиях беспрецедентно жёстких экономических санкций, которые затронули каждую сферу производства, в том числе такую, казалось бы, малозначимую область, как печать рекламной продукции на дизайнерской бумаге. Для некоторого числа типографий сокращение объёмов импорта материалов вызвало определённые проблемы, но прошёл значительный отрезок времени, и ситуация стала проясняться.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105