101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Рынок струйных чернил *

  • Дэвид Савастано
  • 5 марта 2007 г.
  • 9811
Струйная печать продолжает бурно развиваться — производители чернил работают над новыми технологиями, немыслимыми ещё пару лет назад. Станет ли коммерческий рынок листовой печати очередным рубежом для струйного оборудования?

Цифровая полиграфия — сила серьёзная: темпы развития намного превышают рост ВВП. Это почуяли акулы бизнеса — HP, DuPont, Kodak, Xerox, Fujifilm.

Жирный кусок и рынок чернил для струйной печати. Сперва его делили OEM-поставщики (DuPont Ink Jet, Sensient Technologies и Avecia), крупные красочные компании (Sun Chemical, Sericol и Markem), частные предприятия (Collins Ink, Triangle Digital, Lyson, Squid Ink) и др.

Нынче он формируется через слияния — производители традиционных красок интересуются цифровым направлением. Flint Group создала Jetrion (быстроразвивающуюся компанию по краскам и системам), Markem — оперативно расширяющееся подразделение Aellora Digital **.

В феврале 2006 г. крупные производители красок приобрели две частные компании. Sakata Inx купила Triangle Digital LLC, превратившись в INX International Ink — третьего по величине производителя красок в США. Его подразделение Triangle Digital INX специализируется на стойких пигментных составах для наружной сверхширокоформатной печати, чернилах для цифровой широкоформатной печати и защитных прозрачных покрытиях. Предполагается, что совместно с INX выйдет на новые рынки, в т. ч. листовой печати. Президент Triangle Digital INX Бред Киснер доволен: «Мы стремительно развиваемся. Рынок струйных чернил растёт так быстро, что производителям работы хватает!»

Не отстаёт и Nazdar, в феврале 2006 г. купившая Lyson и пригласившая известного эксперта по струйной печати и основателя Web Consulting Стюарда Партриджа директором подразделения цифровых чернил. «В 2006 г. созрели плоды цифровой стратегии, которой Nazdar посвятила два года, — объяснил Партридж. — Теперь все знают, что на мировом рынке струйных чернил Nazdar намерена стать серьёзным игроком. Сейчас мы интегрируем в организацию команду Lyson — квалификация сотрудников нашего расширившегося цифрового подразделения высочайшая».

Успешная модель в сегменте планшетного УФ-оборудования, Spyder 320 от Fujifilm Sericol (США) — это скорость, качество и доступность

Тем временем, по словам менеджера по продажам и маркетингу SunJet (подразделение Sun Chemical) Питера Сандерса, по росту продаж компания существенно опередила рынок, а недавно ввела в строй новые производственные мощности в США.

Jetrion продолжает развивать инновационные технологии: цель — взаимодействовать с потребителями в разработке спецрешений (совместно с Crown Holdings созданы струйные чернила для печати на консервных банках). «Мы наращиваем присутствие на традиционных для себя рынках — рассылки, широкоформатная печать, упаковка, этикетки (самые высокие темпы у двух последних)», — объясняет директор направления Шон Скелли.

Задействовав 20-летний опыт Markem в сфере разработки струйных решений, Aellora Digital заняла прочные позиции на рынке. «Уж насколько успешным был 2005 г., а сейчас темпы только растут! — радуется президент Aellora Digital Майкл Штаудт. — Наш новый малоформатный промышленный принтер “под ключ” SureFire TKMP1000 приняли на ура во всём мире. В комплекте с нашими высокопроизводительными гибридными чернилами УФ-отверждения и печатным механизмом SureFire 65 — это базовый продукт для продвижения струйных технологий в промышленные и коммерческие сегменты».

«Благодаря популярности оборудования Inca Digital в 2005 г. продажи были отличными, — рассказал менеджер по маркетингу широкоформатных решений Fujifilm Sericol U.S.A. Терри Америн. — С появлением Spyder 320 (универсальной машины с исключительными скоростью, качеством и доступностью) мы укрепили позиции на рынке планшетного УФ-оборудования США. Вырос интерес и к серии сольвентных цифровых чернил Color+».

Движущей силой на рынке цифровой печати стала Kodak. В рекордный для Kodak Ink Jet 2005 г. компания продолжила развивать бизнес; по словам менеджера направления Кевина Шимамото, продажи расходных материалов для широкоформатной струйной печати побили все рекорды: «Мы будем и впредь фокусироваться на струйных технологиях широкого формата, разрабатывая принтеры, чернила и носители».

«Collins продолжает наращивать присутствие на всех крупных рынках, — делится впечатлениями президент Collins Ink Лоуренс Гемблин. — За последние 10 лет показатели ни разу не опускались ниже 20%. Тенденция сохраняется, хотя с расширением компании задача становится всё сложнее.

23-сантиметровая технология Kodak открывает перед компанией новые рынки. Если Kodak преуспеет, это будет важнейший шаг для Kodak Versamark за последние 25 лет. А продажная цена чернил Kodak кардинально ниже, чем у конкурентов, хотя себестоимость примерно одинакова. Бизнес-модель здесь кардинально отличается от других рынков струйной печати, где на расходные материалы приходится львиная доля оборота и прибыли. В случае с Kodak всё наоборот.

Растёт и наш рынок чернил HP с выходом поставщика на новые рынки промышленной печати. Наибольшие темпы у упаковки. Основное преимущество HP — простота в использовании. Печатные головки в полном смысле слова одноразовые — вам не нужны ни большой опыт, ни длительное обучение. Collins создаёт инновационные чернила, удовлетворяя возросшие потребности заказчиков».

Сольвентные, водные и УФ-составы для струйной печати

У чернил для струйной печати разнообразный химический состав. У сольвентных, водных и УФ-чернил свои ниши, как и у водных составов на основе пигментов и красителей. Все ищут новые сферы применения, без которых рост невозможен. У каждой есть преимущества. По объёмам лидируют сольвентные чернила благодаря хорошей цене и солидной инсталлированной базе. Активно развивается УФ-направление, а водные системы привлекают низкой стоимостью оборудования.

«Сольвентный рынок развивается фантастическими темпами и может похвастаться серьёзным парком установленного оборудования, — говорит Киснер. — УФ-рынок только формируется и будет расти за счёт печати на жёстких материалах. Для струйной печати водными чернилами носители приходится обрабатывать, что повышает затраты, зато оборудование стоит дешевле».

В сегменте домашних и офисных струйных принтеров доминируют водные чернила, важнейшими производителями которых остаются DuPont Inkjet, Sensient и Avecia. Они поставляют продукцию OEM-партнёрам, которые заполняют и продают картриджи. Рынок слегка подрывают неработающие по OEM-соглашениям компании, предлагающие чернила и картриджи с возможностью перезаправки. Ещё один сегмент водных струйных чернил — цифровая печать по текстилю, нацелившаяся на широкий формат. Сандерс отмечает использование водных составов для интерьерной графики.

«Водная струйная технология набирает популярность среди сервисных бюро, в сегментах POS-материалов и выставочной печати, но основные перспективы роста — коммерческая и корпоративная полиграфия», — делится мыслями Шимамото.

Печатная УФ-головка Jetrion 3025 UV оптимальна для струйной печати этикетки и упаковки

«Водные чернила будут доминировать на рынке высококачественной цветной печати для дома и офиса, в фотопечати, цветопробе и CAD/GIS-приложениях, хотя цветные лазерные принтеры легко могут потеснить их в сегменте цветной документации, — отмечает Партридж. — Водными остаётся основная часть чернил для текстиля, но технология вряд ли существенно укрепит позиции в сегменте широкоформатной печати. Перспективны новые сферы промышленной струйной печати, и Nazdar активно работает именно здесь».

«Водные составы имели большой успех в сегменте почтовых рассылок, а сольвентные — в надпечатке переплётов и обложек, широкоформатной печати и идентификации товаров», — поясняет Скелли.

Сольвентные чернила для струйной печати доминируют в сверхбольших форматах и широкоформатной продукции, благодаря качеству печати, стойкости изображений и небольшой стоимости носителей. «Основной недостаток — проблемы с экологией, сдерживающие развитие сольвентного рынка США и Европы, — поясняет Сандерс. — Активно развиваются чернила с мягкими и экорастворителями. А сольвентная печать процветает в Азии, особенно в Китае».

«Во всём мире сольвентная струйная печать развивалась за счёт широких и сверхшироких форматов, — замечает Партридж. — В последние годы рост частично обусловлен продуктивным применением водных принтеров, на этой волне компании типа HP могут выйти на сольвентный струйный рынок. Nazdar считает, что потребление сольвентных составов будет расти и дальше, но со временем напряжённая ситуация с атмосферными выбросами, производительность и высокое качество УФ-отверждаемых чернил потеснят сольвентную печать с лидирующих позиций».

Самое быстроразвивающееся направление струйной печати — УФ-технологии, выигрывающие по производительности и стойкости. По мнению некоторых экспертов, к концу десятилетия объёмы продаж в этом сегменте превысят 250 млн долл. В УФ-направлении работают SunJet, Fujifilm Sericol, Jetrion, Aellora Digital и многие другие производители. Как пояснил Сандерс, УФ-технологии набирают вес в сегментах наружной рекламы и планшетной печати.

«Основной рост наблюдается на рынке УФ-чернил, идеальных для печати на широком спектре носителей (ярлыки, билеты, формы, открытки, упаковка)», — уверен Скелли.

«Мы сконцентрировались на разработке УФ-отверждаемых чернил, — замечает Штаудт. — Считаем, что выход струйной печати на традиционные полиграфические рынки зависит от разработок чернил и механизмов печати, соответствующих требованиям данных сегментов. Наши гибридные УФ-отверждаемые чернила отлично себя зарекомендовали на многих впитывающих и невпитывающих материалах. Они уникальны, поскольку не нуждаются в мгновенном отверждении — систему можно конфигурировать с учётом специфики продукции. Скоро в коммерческое производство запустят чернила для проблемных поверхностей (необработанное стекло, керамика, металл) типа наших гибридных УФ-отверждаемых чернил GCM. Эти преимущества помогут струйной печати потеснить традиционные технологии».

Перспективы развития есть у каждой технологии. «Мы укрепили позиции на рынке сольвентной печати и в ближайшие годы будем продолжать наращивать присутствие, — гарантирует Амерайн. — Самым перспективным направлением цифровой печати остаются УФ-технологии. Появление УФ-оборудования в конфигурации “с рулона на рулон” станет дополнительным стимулом развития».

«Перспективы роста УФ- и водных технологий, безусловно, есть. Развиваться может и сольвентное направление, если появятся более экологичные составы», — считает Сандерс.

Новые рубежи

Струйная печать продолжает доминировать на широкоформатном рынке, а лидеры отрасли рассчитывают на перспективы цифровой печати в других сегментах полиграфии. Партридж и Сандерс выделяют упаковочное направление.

«В определённых отраслях для струйной печати есть прекрасные возможности, и разноплановый рынок упаковки яркий тому пример, — говорит Партридж. — Но добиться значимого успеха на новых рынках можно только после модернизации технической базы и повышения стабильности технологии. Производителям и OEM-партнёрам придётся потрудиться, чтобы сделать прибыльными долгосрочные кампании по разработке новых решений. Ключ к успеху — эффективные альянсы».

Сандерс считает следующей ступенью для струйной технологии упаковку, особо выделяя новую технологию FastJet от Sun Chemical, разработанную совместно с Inca Digital Printers. FastJet — цифровая печатная машина для изготовления вторичной гофрокартонной упаковки и POP-материалов. Комплект фиксированных печатных головок существенно ускоряет многокрасочную печать УФ-чернилами SunJet. Печатающие элементы не перемещаются по материалу — он сам проходит под ними. Первая машина уже выпускает коммерческую продукцию в Великобритании, ожидаются новые инсталляции.

По мнению Коллинса, продвижению струйной печати на рынок упаковки способствует возможность добавить на продукцию переменные данные в расчёте на борьбу с контрафактными товарами.

«Струйная печать будет наращивать присутствие на упаковочном рынке по мере того, как производители начнут добавлять всё больше переменных данных на всё более компактную упаковку, — уверен Гемблин. — Цель — не только лучше отслеживать перемещение продукции, но и противостоять реальной опасности подделки». Пока эти рынки крайне малы, но некоторые разработки заслуживают пристального внимания. Будучи поставщиком чернил с доступом к новым картриджам HP, Коллинс постоянно в центре дискуссий. О прибылях пока речь не идёт — просто интересно.

«Что касается новых рынков, по-прежнему процветает печать по требованию, особенно в сегменте гофрокартона и широких форматов, — добавляет Гемблин. — Пытаясь выделиться на рынке, типографии учатся извлекать выгоду из потенциала струйной технологии».

Скелли считает, что узкорулонный сегмент и упаковка для струйной печати весьма перспективны: «В расчёте на это Jetrion добавит к модели для данного рынка (популярный струйный УФ-принтер Jetrion 3025) многокрасочное струйное устройство узкорулонной печати, которое анонсирует на LabelExpo».

Широкоформатная система Kodak 1200i предлагает множество возможностей: регулируемая скорость печати в зависимости от типа работы, вспомогательные резервуары с чернилами для непрерывной подачи краски к печатной головке, система быстрой сушки Rapid Evaporation, чернила Kodak Quantum

Kodak считает, что очередными рубежами для струйной печати станут фотография/репродукции и коммерческая печать. «В обоих случаях, внедрив технологию в производство, вы получаете оптимальное качество и сроки, экономите средства, повышаете прибыли, — поясняет Шимамото. — Сферы применения в основном те же, просто технология смещается в сторону струйной печати, отличающейся простотой в работе, экономичностью на коротких тиражах, ускоренным выполнением нетипичных заказов и широким ассортиментом форматов. Спектр услуг типографии расширяется».

В Aellora Digital нацелены на малоформатную печать. «Наша SureFire TKMP1000 — планшетная система 1в1 м производительностью до 25 м╡/ч, работающая с материалами толщиной до 15 см, — рассказывает Штаудт. — Рассчитана на рынок малоформатной трафаретной печати и изготовление клавиатур. В комбинации с механизмом печати SureFire 65 в триадном или белом режимах получаем универсальную систему 600в600 dpi для печати вывесок, промопродукции и промышленных приложений.

Что стимулирует струйную печать? Разработка чернил, отвечающих требованиям конечной продукции; создание надёжных механизмов печати для распыления этих чернил; проектирование высокопроизводительных промышленных принтеров. Этими принципами мы и руководствуемся».

Коммерческий рынок

Струйная печать планомерно вторгается на традиционные рынки шелкографии. Какими станут её следующие шаги? Выставки Print-05 и IPEX подтвердили, что она в состоянии конкурировать с листовым офсетом. Насколько ей удалось проникнуть на рынок традиционной коммерческой полиграфии?

Когда струйная печать только начинала в сегменте широких форматов, к ней прибегали немногие. Сейчас на широкоформатном рынке струйные технологии доминируют. Киснер считает, что подобное произойдёт и с коммерческой листовой печатью: «То же и в традиционной полиграфии. Внедряющие “цифру” типографии расширяют бизнес, прибыли растут. Для тех, кто не боится рисковать, это реальный шанс».

Вытеснят ли цифровые технологии в ближайшем будущем коммерческий листовой рынок? Маловероятно. «Компании предпочитают гибридный техпроцесс, комбинируя листовое и цифровое оборудование для обслуживания клиентов на более высоком уровне за счёт переменных данных и персонализации, — полагает Скелли. — Подобно традиционной печати, струйная изначально кооперируется с листовым оборудованием, открывая перспективы для новой продукции. Речь не идёт о полной замене — мы применяем термин “гибридная модель производства”. В реализации таких проектов Jetrion — мировой лидер. Хороший пример — переплётный цех, где подбирают листовую продукцию и впечатывают переменные данные (адреса, штриховые коды и т. д.). Есть и автономные, узкоспециализированные варианты, где струйная печать эффективна для персонализации и надпечатки партий (персонализированные календари и небольшие тиражи локализированной рекламы). Печать переменных данных в коммерческой листовой полиграфии только зарождается, но уже есть способы нацеленного применения струйных технологий, например, для замены форм с чёрной краской».

Персонализация оттиска особенно привлекает коммерческие типографии и заказчиков к цифровым технологиям.

«Офсетные машины традиционно проектируются для оперативной печати статичной информации и будут прекрасно справляться с задачей, — прогнозирует Штаудт. — Но там, где становится больше коротких тиражей или переменная информация в постраничном режиме оказывается ценным дополнением к оттиску, струйная печать может выполнять важные вспомогательные функции».

«Перспективы струйной технологии на рынке коммерческой листовой полиграфии ограничиваются впечатыванием переменных данных и персонализацией там, где это выгодно, — полагает Сандерс. — Струйная печать здесь, скорее всего, будет играть вторую скрипку — по крайней мере, в ближайшие годы».

«Интерес со стороны этого сегмента рынка растёт, — отмечает Амерайн. — Всё только начинается, но мы рассчитываем на сохранение тенденции. Экономика цифровой печати, скорость оборудования и спрос на короткие тиражи способствуют укреплению “цифры” в этом сегменте».

Потенциал цифровой печати на коммерческом рынке стал одним из важнейших стимулов для создания Triangle Digital INX. У неё сильные позиции в струйной печати, особенно широкоформатной, а в активе INX International Ink обширная база коммерческих листовых типографий.

«Открываются перспективы в новых областях, в т. ч. коммерческой печати, поэтому наше сотрудничество с INX весьма перспективно, — заметил Киснер. — К нам уже поступило несколько запросов от клиентов INX — значит типографиям интересно через пару лет заняться цифровой печатью. Тем временем, крупные коммерческие предприятия уже установили цифровое оборудование».

При скорости и экономичности коммерческих машин, выдающих в час 18 000 отт., на длинных тиражах цифровые системы им не конкуренты. О прямой конкуренции можно будет говорить, когда струйные устройства сравняются с листовой печатью по производительности.

«В конечном итоге струйная печать начнёт соответствовать всем требованиям коммерческого листового офсета (скорость, качество, ширина). Только тогда её можно будет назвать непосредственно конкурирующей технологией, — уверяет Скелли. — Такая модель принятия технологии/продукта (гибридный вариант с последующей заменой) реализуется на всех полиграфических рынках, только с разной скоростью (в шелкографии раньше, чем в офсете). Как только многокрасочная струйная печать в один прогон станет реальностью на других рынках (например, в сегменте этикеток с серией Jetrion 4000), в коммерческой листовой полиграфии начнётся переход от гибридной к многокрасочной струйной печати».

Киснер так видит перспективы струйной печати на коммерческом рынке: «Цифровые технологии оптимальны для небольших тиражей без ценовой планки. С наращиванием производительности струйная печать здесь укрепится. Через 10, 20, 30 лет все перейдут на “цифру”, если она обеспечит достаточные скорости».


* Журнал InkWorld Magazine, 2006. © Все права защищены.

** В ноябре 2006 г. Markem объявила о закрытии подразделения Aellora Digital. Решение было продиктовано тем, что в августе о своём намерении приобрести Markem заявила Dover Corporation. Сделка была завершена в декабре. Часть продуктов Aellora Digital будут продолжать выпускаться и поддерживаться Markem. – Прим. ред. Publish


Последние разработки

Поставщики чернил стремятся полнее удовлетворять потребности полиграфистов. В сегменте водных составов Kodak сосредоточилась на укомплектованных системах типа широкоформатного принтера 1200i с чернилами Quantum Ink. «Мы продолжаем работать с водной струйной технологией, предлагая решения для всех известных моделей принтеров», — заметил Шимамото.

Объединившись с Lyson, Nazdar получила доступ к новым наработкам. «Уже несколько лет мы нацеленно разрабатываем высокопроизводительные сольвентные чернила и УФ-отверждаемые составы с непревзойдёнными характеристиками, — говорит Партридж. — С приобретением Lyson охватили сегменты водных и текстильных составов, задумались о новых рынках».

Активны и в Fujifilm Sericol. «Мы концентрируемся на эволюции наших УФ- и сольвентных чернил, — поясняет Амерайн. — Для УФ-чернил планируем увеличить диапазон адгезии, ускорить отверждение с учётом возросшей производительности оборудования. Для сольвентных составов расширяем цветовой охват, повышаем оптическую плотность для оптимизации передачи цвета и расхода чернил».

SunJet в последние годы уделяет значительное внимание разработке составов УФ-отверждения для разных приложений, включая широкоформатную графику и упаковку. Сандерс подчеркнул, что SunJet всегда сотрудничала с производителями печатных головок, предлагая подходящие решения всем клиентам, независимо от оборудования: «Тем самым мы закрепляем лидирующие позиции в струйной печати».

Jetrion в 2005 г. разработала УФ-чернила быстрого отверждения, собственную серию УФ-составов, сократила применение сольвентных чернил с содержанием VOC на рынках почтовых рассылок и широкоформатной печати (что отмечено специальной экологической наградой), предложила многокрасочный комплект УФ-чернил для головок «серого» типа и составы для печати на специальных носителях, в т. ч. по металлу для Crown, Cork и Seal, составы для электронного отверждения.

Aellora Digital также занимается полностью укомплектованными системами, дополняя опыт потенциалом родительской компании Markem. «Мы создаём чернила и расширяем спектр применений струйной печати, — рассказывает Штаудт. — Печатный механизм SureFire 65 с различными конфигурациями открывает перед струйной печатью новые горизонты. Два уникальных продукта плюс принтер “под ключ” обеспечили нам хорошие перспективы и продемонстрировали зрелость струйной технологии».


Полёт фантазии

Одно из главных преимуществ струйной печати — оформление… практически всего. Это большой плюс, поскольку фантазия заказчиков беспредельна.

«Струйная печать неоднородна — это семейство родственных технологий, — считает Партридж. — Трафаретные технологии — самые гибкие из аналоговых процессов, а струйная печать предлагает наибольший спектр решений в цифровой сфере».

«Самые интересные струйные процессы — упаковка лекарств, нанесение расплавленного припоя на кремниевые пластины для фиксации чипов, воспроизведение последовательности генов в ДНК, микрохимия и имитация искусственной древесины в мебельной промышленности, — загибает пальцы Партридж. — Как вы понимаете, список бесконечен».

«Самое необычное из виденного нами — печать на чехлах для сидений унитазов! — смеётся Амерайн. — Возможности цифровых УФ-систем часто ограничены лишь воображением их владельцев».

«Превосходные результаты даёт прямая печать по оптическим дискам — CD и DVD», — добавляет Сандерс.

По словам Скелли, самое необычное использование Jetrion — гибридные комбинации, когда струйная печать вдыхает вторую жизнь в традиционную полиграфию. Он упомянул многокрасочную струйную печать этикеток и ярлыков, прямую печать по упаковке (в т. ч. консервным банкам) и спецпечать флуоресцентными и металлизированными красками.

«Упомянутая гибридная модель печати просуществует ещё много лет, прежде чем струйная печать вытеснит с широкого рынка традиционные технологии, — уверен Скелли. — Тон будут задавать несколько компаний-пионеров, заменяющих или дополняющих многокрасочными струйными системами привычное печатное оборудование. Чтобы соответствовать требованиям и массового рынка, и технологических лидеров, Jetrion воспользовалась опытом в области струйных систем для создания инновационных гибридных решений и вариантов, заменяющих традиционное оборудование».

Сильная сторона струйной печати — открытость для заказчика: цифровой файл можно распечатать практически на любом материале. Киснер рассказал о самых необычных образцах: «Планшетные УФ-системы печатают почти на всём. Видел изображения высокого разрешения на дверцах машин, фото детей в полный рост на дверях спальни. Люди хотят разнообразия, а это — струйная печать. Не перестаю удивляться оформительским идеям — двери, стекло, плитка… Да всё что угодно! Если предмет можно разрисовать, он подходит и для струйной технологии».

Гемблин и Штаудт ждут от струйной технологии сюрпризов.

«Работая в Collins, сталкиваешься со множеством интереснейших разработок, — делится Гемблин. — К сожалению, говорить практически ни о чём нельзя — конфиденциальность. Но среди разработчиков струйных чернил популярна тема нанотехнологий… Мы наносим изображения на такие предметы, о которых 5 лет назад даже не задумывались! Каких-то три года назад я бы сказал, что серебряные или магнитные чернила несовместимы с печатными головками HP. Теперь это не проблема».

«Многие тестируемые нами варианты не подлежат разглашению, но я научился ничему не удивляться», — подводит итоги Штаудт.


( Наши

Из-за отсутствия жёсткого экологического законодательства российский рынок чернил существенно отличается от Западной Европы и Америки. У нас один из тех рынков, по которому сольвент идёт «широчайшими шагами». Конечно, водная печать до сих пор лидирует в упаковке и при изготовлении однотипных работ. Здесь гранды — Aellora Digital, Sericol (Fujifilm), SunJet (Sun Chemical), (Nazdar), Lyson — как рыбы в воде. Но спрос на качественные индивидуальные отпечатки с длительным сроком использования, хорошо защищённые от воздействия окружающей среды, растёт. Поэтому рынок аналоговой печати в России активно вытесняется струйными технологиями. При этом водная печать отходит в сферу домашне-офисного применения, зато сольвентный сегмент с каждым годом набирает обороты как единственно выгодное решение.

Причина? Российский рынок всегда реагировал на оптимальное соотношение «цена/скорость/качество». Если раньше сольвентная печать давала только первую и третью составляющие, то с развитием новых технологий печатающих головок (Konica-Minolta, SPT-IRH-1315) и расширением спектра применения и усовершенствования имеющихся (XAAR-128/360+, Spectra Galaxy, Epson) растёт и скорость, а спрос на дорогую при малых тиражах продукцию аналоговой печати сокращается. Вытеснение же из коммерческой сферы водной технологии обусловлено высокой ценой расходных материалов (в первую очередь — запечатываемых, со специальными покрытиями) и малой стойкости незащищённого готового отпечатка.

Нельзя забывать и о почти отсутствующем в Европе «китайском факторе». По цене сольвентные и масляные печатные широкоформатные принтеры аналогичны моделям на водных чернилах из Европы, из-за чего последние оказываются абсолютно неконкурентоспособными. Как следствие, дешёвые чернила и универсальность сольвентных принтеров превращают их в лидеров рынка.

Выбор чернил у нас также значительно превосходит западноевропейский ассортимент. Один из главных факторов российской действительности — умение считать, отсюда тенденция ухода от крупных поставщиков, пытающихся «подсадить» клиента на свои материалы (картриджи, чернила, носители). Машин со сложной системой защиты, не позволяющей ни на шаг уйти от материалов поставщика оборудования, было продано в разы меньше, чем аппаратов, использующих альтернативные чернила (достаточно сопоставить продажи HP 9000 и нового Saturnjet 1806; Mutoh Rockhopper 2,1 и Roland 645, Mimaki JV3). Показатели вторых на порядок выше из-за дешёвых расходников, что повышает конкурентоспособность рекламно-производственных компаний.

Среди производителей чернил в статье не названа израильская Bordeaux Digital Printing — в Европе она мало известна. Её чернила не уступают продукции Sun Chemical и Sericol, значительно превосходят Lyson, поэтому удачно конкурируют на рынке сольвентных, водных, масляных и УФ-отверждаемых чернил, имея долю 10-15% рынка. Следует отметить бурный рост китайских производителей, пока не обеспечивающих стабильно высокое качество продукции, но активно атакующих рынок за счёт очень низкой цены.

Рынок же УФ-технологий и чернил в России пока невелик. Главные причины: высокие цены на чернила и оборудование, слабое знание сфер применения. В этом виноваты и сами российские компании, занимающиеся широкоформатной печатью, но и мировые производители оборудования и чернил пока проявляют к нам недостаточное внимание.

Пока не затронут производителями принтеров и чернил из Европы активно разрабатываемый коллегами из Юго-Восточной Азии сегмент планшетной сольвентной печати, позволяющей наносить стойкое изображение на любые материалы толщиной до 20 см (печать на них ещё несколько лет назад казалась немыслимой). Относительно доступная цена принтера и невысокая себестоимость печати делают это направление младшим братом и конкурентом УФ-технологий. А модель SureFire TKMP1000 (планшетная система формата 1в1 м производительностью до 25 м╡/ч, работающая с материалами толщиной до 15 см), едва появившись на российском рынке, рискует сразу же стать устаревшей и неконкурентоспособной.

Не вызывает сомнений, что цифровая струйная печать в ближайшее десятилетие станет основной для рекламного и других рынков России. — Глеб Фёдоров, руководитель проекта «Материалы для цифровой печати» компании «Зенон — Рекламные поставки»


( Наши

В России большинство наружной рекламы и весомая часть интерьерных изображений по-прежнему печатается на сольвенте. К указанным в статье условиям, обеспечивающим доминирование сольвентных чернил в широкоформатной печати, я бы добавил приемлемую цену на сольвентные чернила — на порядок ниже УФ. Высокая стоимость последних обусловлена структурой их распространения — только через производителя.

Что касается высокой экологичности УФ-печати, то ответ не столь однозначен. Технология существует не так давно, если запах сольвента наглядно говорит печатникам о вредности производства, то её последствия не так очевидны. Но это не значит, что их нет. Утверждение же о том, что УФ-печать скоро потеснит сольвентную, спорны: ведь стойкость, качество изображения и производительность во многом зависят от применяемых чернил и качества оборудования.

В ближайшие 5-7 лет ежегодный прирост продаж УФ-оборудования будет больше, чем сольвентного. Вряд ли УФ-технологии смогут вытеснить сложившийся сольвентный рынок, скорее мы будем наблюдать параллельное развитие этих видов печати. Не исключено, что каждое займёт свою нишу. Причём, как показывает практика нашей работы с УФ-принтерами, возможна экспансия УФ-печати на сопредельные, близкие по тематике рынки: архитектурный дизайн и строительные технологии. — Александр Удод, коммерческий директор ТД «Папиллонс»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

Семейные чернила

Философия германской Marabu — одного из ведущих мировых производителей печатных красок и чернил для цифровой печати — следует двум принципам: максимально возможному качеству продуктов и максимальной безопасности для человека и окружающей среды при использовании на всех этапах — от производства до конечного потребления. Как эти принципы помогают компании оставаться в тренде, о новых точках роста и о том, как создаются новые чернила, рассказывает директор по региональным продажам направления цифровой печати концерна Marabu Франк Мишо.

В активе — модернизация производства

В предыдущем интервью генеральный директор Chembyo Александр Арцимович рассказал, как компания работает в условиях кризиса, постоянно оставаясь в русле производственных тенденций и при этом создавая доступную и качественную химию для печати в России*. О том, какие изменения случились в Chembyo за это время, что происходит сейчас и какие есть планы на будущее, — читайте прямо сейчас.

Интерес в стабильности

В этом году «ОктоПринт Сервис» исполняется 21 год. Достижения, которыми гордятся в компании: 10 филиалов, 11 технологов, 13 станций смешения красок, 200 сотрудников, 1200 постоянных клиентов и 8000 стандартных ассортиментных позиций на складе. Поговорили с техническим директором «ОктоПринт Сервис» Татьяной Климовой о проблемах в типографиях с расходными материалами, о новых интересных продуктах для полиграфических производств, о расширении услуг компании и поиске новых направлений.

Интерлакокраска-2024

С 27 февраля по 1 марта 2024 года в Москве прошла 28-я выставка «Интерлакокраска», традиционно собравшая всех причастных к производству материалов, сырья и оборудования для лакокрасочной отрасли. И хотя на первый взгляд данная выставка имеет весьма опосредованное отношение к полиграфии, именно динамика развития технологии покрытий весьма красноречиво отражает будущее печатной отрасли.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59