101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Металлизация: жизнь в ярком свете<i><A HREF="#vr"><SUP>*</SUP></A></i>

  • Роберт Шиммин
  • 11 декабря 2006 г.
  • 7808
Имитирующие металлизированные материалы краски, горячее и холодное тиснение фольгой делают дизайн этикеток всё более красочным.

Металлизированная отделка и декор всегда ценились дизайнерами за возможность сделать этикетку и упаковку броской, яркой и привлекательной, повысить ценность товара в глазах покупателя. Имитация дорогого металла — прекрасное дополнение к имиджу торговой марки. Золотую и серебряную фольгу давно применяют для оформления алкогольной продукции, косметики, предметов личной гигиены — высокая стоимость товаров оправдывает расходы на дорогостоящий процесс. Но недавно появившиеся технологии и материалы позволили снизить затраты, принесли на рынок интереснейшие инновации, распространили возможности металлического декора на короткие тиражи и недорогую продукцию.

В обзоре новинок металлизированной отделки — особенности и достоинства технологий, анализ затрат.

 

Горячо — не значит быстро

Металлизированная отделка сразу ассоциируется с горячим тиснением фольгой. Её яркая зеркальная поверхность превосходно имитирует исторического предшественника — листовое золото. Особенности технологии — сравнительно низкая скорость нанесения и дороговизна.

Время для эффективного переноса фольги, за которое адгезионный состав нагревается до уровня активизации, ограничивает скорость печатной машины. Дополнительная статья расходов — дорогостоящий штамп. Стоимость среднего ротационного штампа в 1000 фунтов стерлингов не окупается на коротких тиражах, а каждое изменение в дизайне требует его замены.

Перед печатниками давно стояла проблема поиска альтернативных решений, которые создадут поверхности с аналогичной фольге отражающей способностью без указанных недостатков.

 

Жаркие споры о холодном

Одно из них — холодное, или «бесштамповое», тиснение фольгой. На первом этапе с помощью обычной печатной формы на материал вместо краски наносится клеевой слой. Затем на него накатывается фольга, лишний носитель удаляется, оставляя приклеенный к поверхности металлический рисунок. Тиснение производится прямо на печатной машине, в линию, на оптимальной скорости печати недорогими, быстро изготавливаемыми флексографскими формами.

Качество холодного тиснения зависит от количества клея, поэтому с впитывающими материалами не исключены проблемы, а оптимальны глянцевая бумага и плёнка (без лупы результаты на ней не отличить от горячего тиснения фольгой). Технология прижилась на узкорулонных машинах с УФ-сушкой, но сейчас холодное тиснение фольгой доступно и на листовом оборудовании. По яркости результат пока уступает горячему тиснению и наносимой на узкорулонных машинах холодной фольге, но не исключена модернизация технологии.

Ключ к эффективному холодному тиснению — адгезионные составы двух типов: катионные и свободно-радикальные. Отличие в том, что адгезив на базе свободных радикалов однократно отверждается УФ-излучением, у катионных же две стадии — начальная для обеспечения «липкости» и завершающая, полностью сшивающая полимеры.

Выбор технологии зависит от конфигурации печатной машины, но менеджер по развитию бизнеса API Foils Дэвид Джервис советует не забывать о некоторых особенностях: «В катионных составах используется адгезив замедленного отверждения, который отверждается до липкости перед нанесением фольги и полностью высыхает за несколько минут. При наличии опытного оператора прекрасный метод, но катионная химия непредсказуема (а некоторые уверены, что и нестабильна)». Он рекомендует современную технологию «полного отверждения» на базе свободных радикалов как более простую и надёжную.

Время от времени звучат заявления, что скорость холодного тиснения в 7 раз выше, а стойкость к истиранию намного лучше, чем у наносимой горячим способом фольги. Неоспоримо одно — холодное тиснение позволяет декорировать этикетку, на которую нанести фольгу ранее было невозможно. Простота и дешевизна адаптации печатных рулонных машин с УФ-сушками делают холодное тиснение доступным для типографий, не имеющих средств для инвестирования в традиционное оборудование для горячего тиснения. Главное преимущество холодного тиснения — широкий спектр совместимых материалов.

Результаты глубокой печати с помощью красок на базе пигментов с вакуумной металлизацией

Джервис добавляет: «Холодный бесштамповый способ можно применять и там, где горячее тиснение не подходит, в т. ч. на ламинированных пластиком тубах, гибкой упаковке и даже термобумаге». По его словам, холодное тиснение фольгой уже опробовано на вплавляемых этикетках, наносимых на выдуваемую в пресс-формах пластиковую упаковку. Не так давно API разработала решение для горячего тиснения подобных этикеток, ранее не выносивших повышенных температур.

В перспективах холодного тиснения — отделка усадочных рукавных этикеток, хотя для сохранения исходного изображения усадка не должна превышать нескольких процентов. Интересная возможность, ещё не до конца оценённая дизайнерами, — растровое нанесение фольги холодным способом. Обычная печатная форма позволяет получить металлизированные эффекты с реальным растром.

Среди недостатков — несовместимость с экономящими расход фольги устройствами её подачи с переменным шагом (из-за необходимости постоянного контакта в зоне нанесения). Использование подобных систем всегда нужно учитывать при сравнении затрат на горячее тиснение и альтернативные технологии.

 

Печатаем на фольге

Очередная недорогая альтернатива горячему тиснению фольгой сочетает последние достижения в области высококачественной флексографии с разработками УФ-красок и печатных технологий. С помощью стандартной печатной формы этикетка целиком печатается на самоклеящейся фольге, ранее обрабатываемые горячим тиснением зоны тщательно обходятся вывороткой. Единственный повод говорить о повышении цены в сравнении с обычной самоклеящейся этикеткой — незначительная разница в стоимости бумаги и фольги.

Другая достойная внимания технология — надпечатка краской по фольге для горячего тиснения. Раньше фольгу традиционно наносили последней, поэтому секция горячего тиснения располагалась в конце рулонной машины. Сейчас модуль холодного или горячего тиснения может находиться и в середине, открывая возможности для надпечатки краской. С одной стороны, это необычные эффекты, с другой — проблемы для поставщиков красок и фольги из-за плохой восприимчивости многих сортов фольги к краске. Сейчас проблему стараются решить. Например, фольга OR8 от Foils имеет гарантированное поверхностное натяжение более 42 дин и идеально подходит для надпечатки после горячего тиснения.

 

Блестящие краски

Самый простой способ добиться металлического эффекта — краски. В состав металлизированных входит алюминий, чьи плоские, в идеале, частички должны при печати, укладываясь, образовать мозаичное зеркало. На практике, частички далеко не плоские и сходство результата с металлом зачастую весьма отдалённое.

С 1990 г. Eckart начала поставки пигментов, получаемых методом вакуумной металлизации (под маркой Metalure от Avery Dennison). Вскоре компания приступила к разработке красок на их основе — сольвентные должны были давать зеркальную поверхность. Аналогичные краски на базе пигментов, получаемых методом вакуумной металлизации, есть в ассортименте Wolstenholme International.

В отличие от обычных металлических пигментов, частицы Metalure производят по методике вакуумного напыления (конденсации из паровой фазы) микроскопически тонкой алюминиевой плёнки на фольгу-основу. Алюминиевый слой затем удаляется и разделяется на частицы, добавляемые к краскам. Технология сделала возможным получение очень тонких, лёгких, гомогенных по толщине частиц, толщина которых в сотни раз меньше, чем у обычных металлизированных пигментов. За счёт меньшего веса и толщины пигменты быстрее укладываются параллельно поверхности. Если краска составлена правильно, на поверхности образуется ровная гладкая плёнка с минимумом рассеивающих свет углов и краёв. Свойства пигментов обеспечивают максимально направленное отражение. Краски на базе подобных пигментов (масляные, сольвентные или водные) подходят для всех основных способов печати.

Краска Wolsenholme Metasheen широко используется при изготовлении клеевых этикеток для пива способом глубокой печати. Металлизированные краски выгодно отличаются возможностями вторичной переработки. Благодаря изолированным красочным частицам, щелочной раствор легче проникает в материал, этикетку проще отделить от стеклянной бутылки.

 

А тиснение лучше!

Специалисты уверены, что по разнообразию эффектов краскам не сравниться с фольгой горячего тиснения. Матовая и ультраматовая металлическая фольга даёт привлекательный, более мягкий, чем краска, эффект, свет рассеивается намного лучше, не так сильно «бьёт в глаза».

Голографические материалы, привлекающие внимание к товарам на полках, одновременно борются с подделками, а новая прозрачная голографическая фольга не только защищает, но и открывает находящуюся под ней информацию.

В последнее время голографические элементы становятся больше по размеру. На фольгу или плёнку они наносятся с помощью плоских рабочих матриц, но, как и печатную форму, превратить плоскую матрицу в бесшовный рукав сложно. Производители стараются сократить количество их стыков или, как минимум, сделать следы от них незаметнее.

 

Успешные инновации

Металлизированная декоративная отделка этикетки и упаковки не утрачивает популярность. Её яркость, зеркальный блеск и привлекательность повышают престиж товара в глазах потребителя. На рынке появилось множество достойных альтернатив горячему тиснению фольгой, с которыми этикетка выглядит не хуже, а стоит существенно дешевле.

Развитие новых технологий и систем повлияло на экономические аспекты металлизации, существенно расширив выбор решений, материалов и сфер использования, выведя их на новые рынки. Море инновационных эффектов и способов отделки — мощное оружие в арсенале владельцев торговых марок в войне за потребителя, хотя, как обычно, всё сводится к балансу эстетики, цены и практичности. Технологий металлизации и способов сделать товар привлекательнее становится больше. А значит, больше и способов привлечь покупателя, открыть новые прибыльные рынки.

Об авторе: Роберт Шиммин, директор консалтинговой компании Shimmin Associates.


* Печатается в сокращённом варианте с разрешения издателей журнала Labels & Labeling, www.labelsandlabeling.com.


 

НАШИ

На рынке много достойных альтернатив тиснению фольгой. Заказчик и производитель могут выбирать, исходя из потребностей, эстетических представлений и ценовых рамок. Но если нужен глянцевый эффект, разнообразие металлизированных цветов и оттенков, ситуация меняется. Только тиснение фольгой удовлетворит требованиям. Всё более популярное холодное тиснение не заменяет, а дополняет горячее. Оба метода имеют преимущества и недостатки. Важнейший плюс горячего тиснения — великолепный металлический блеск, не воспроизводимый ни холодным тиснением, ни красками с металлизированными эффектами. Важное преимущество холодного — скорость тиснения. Если фольга для горячего тиснения наносится на ротационной машине со скоростью 30-40 м/мин, то фольгой для холодного можно работать на скорости 120-130 м/мин: чем выше скорость, тем лучше и стабильнее результат. Большое значение имеют угол отделения фольги, мощность лампы и количество наносимого клея, зависящего от поверхности применяемого материала.

Немецкая Leonhard Kurz давно известна в России как поставщик фольги для горячего и холодного тиснения разнообразных цветов. Наряду с голографической фольгой для горячего тиснения в программе производства появилась и голографическая фольга для холодного тиснения нескольких дизайнов. Есть фольга для холодного тиснения не только для узкорулонных флексомашин, но и для офсета. Метод успешно применяется в Европе и США. К сожалению, в России пока нет офсетных машин, оснащённых секциями для тиснения. Их появление может стать революцией в отделочных процессах и открыть новые возможности для оформления упаковки, этикетки и др. Конечно, использование фольги для холодного тиснения на офсетных машинах влечёт некоторые трудности. Высокие скорости требуют большой длины ролей фольги, чтобы как можно реже происходила остановка печатной машины для замены материала. Поэтому фольга Kurz поставляется и в ролях длиной до 30 тыс. м.

Елена Филимонова (filimonova@doublev.ru), технолог по фольге группы компаний «Дубль В»


 

НАШИ

Мне кажется, вопросы, связанные с металлическими эффектами, наиболее популярны в России. Что делать, скифы мы…

1. В статье упоминаются две технологии холодного тиснения — на катионных и свободно-радикальных клеях, можно сказать: технологии с предэкспонированием и послеэкспонированием. Катионная сейчас почти не используется. Действительно, первая причина — её плохая предсказуемость, это более искусство, нежели технология, вторая — нестандартное оборудование, третья — постоянно обсуждающийся вопрос о безопасности катионных продуктов.

2. Возникает сомнение относительно применения холодного тиснения для термобумаг. Нанести фольгу, наверное, можно, но как потом использовать термоэтикетку по прямому назначению, т. е. в термопринтерах? Я бы посоветовала провести тщательные тесты по сроку службы термоголовок принтеров, прежде чем ставить такую этикетку на поток.

3. Необходимо разделить понятия металликового блеска и «богатой» бархатной поверхности. В первом случае речь идёт о максимальной зеркальности поверхности, этот параметр можно определить измерителем глянца (глоссиметром), во втором случае говорят больше об ощущениях, в цифрах выразить «богатство» металлика сложно. Для достижения максимального металлического глянца поверхность красочной плёнки должна быть максимально ровной. Для этого используются крупные плоские частички пигмента, которые во время печати должны лечь на материал как можно ровнее. Различные технологии печати накладывают ограничения на максимальный размер частиц. Самые большие могут быть в глубокой печати, трафарете, далее идут флексография, высокая печать и офсет. Для достижения бархатистого металлика используется мелкий пигмент. Лидерами здесь, наоборот, будут офсет и высокая печать.

Евгения Баум (Eugenia.Baum@xsys-printsolutions.com), менеджер по продажам XSYS Print Solutions Flint Group

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Незаменимых нет

Несмотря на то, что уходящий год не был столь драматичным для отечественного рынка расходных материалов, как 2022-й, назвать его простым отнюдь не получается. На смену экстренным поискам альтернатив пришло время серьёзной работы и вдумчивого планирования. О том, каким оказался 2023 год на самом деле, поговорили с ведущими российскими компаниями-поставщиками и производителями лакокрасочных материалов.

Энергично и молодёжно

9 ноября 2023 года в петербургской гостинице «Россия» состоялся семинар для полиграфистов, организованный компаниями «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и Koenig & Bauer, которые в этом году отмечают своё 20-летие на российском рынке, и производителями картона и бумаги с ещё более богатой историей — компанией «КАМА» и Сыктывкарским ЛПК.

Круглая дата — на троих

7 сентября 2023 года «ОктоПринт Сервис», «Европапир», Mondi и «Кама» провели полиграфический семинар в Нижнем Новгороде.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22