2007.12.28, Автор: Виталий СенаторовЕкатерина Подобед1899 прочтений

ЗА БЕЗОПАСНЫЙ ДИЗАЙН!

Теги: Бумага Consum

Ассортимент дизайнерской бумаги на российском рынке богат как никогда. Мы начинаем серию статей об особенностях работы с этим красивыми, но капризными материалами.

Ассортимент дизайнерской бумаги на российском рынке богат как никогда. Мы начинаем серию статей об особенностях работы с этим красивыми, но капризными материалами.

Россыпь наименований, цветов, фактур, спецэффектов должна вдохновлять художников на создание самых неожиданных, поражающих великолепием и роскошью творений. Увы, многие рекламные агентства и дизайн-бюро либо вообще не работают с такой бумагой, либо берут только давно известные в России марки. Спору нет, выбрать нужный цвет из богатой гаммы отлично зарекомендовавшей себя коллекции легко и спокойно. Но если вы хотите по-настоящему удивить и заинтриговать клиента, создав необычную и запоминающуюся работу, стоит обратить внимание на новинки. Причём являющиеся таковыми по технологии изготовления и возможностям.

Океан перспектив

Один и тот же оттиск на металлизированной бумаге Comet, Balkis и обычной меловке — почувствуйте разницу!

Сектор дизайнерских коллекций самый динамичный в бумажной отрасли. Практически каждый месяц производители заявляют о новинках с невероятными оттенками и эффектами. За последний год появилось несколько марок бумаги с синтетическим латексным покрытием, особо устойчивым к истиранию и механическим воздействиям. Материал, как правило, приятен на ощупь (напоминает хорошо выделанную кожу), прекрасно запечатывается и тиснится. Последний писк — флокированная (бархатная) бумага, пригодная для обычной офсетной печати. Очень много металлизированной (от золота до серебра) плюс кальки нового поколения с затейливыми фактурами, рисунком и цветовой гаммой. Ассортимент тонированного в массе картона с различными тиснениями и фактурами настолько велик, что найдётся идеально подходящий к фирменному цвету любой компании — ведь обложка буклета из дизайнерской бумаги выглядит куда солиднее, чем из стандартной «меловки». Для корпоративной документации (визитки, папки, конверты, бланки) предлагается широкий выбор бумаги пастельных цветов с разными видами тиснения и водяными знаками. Отдельное спасибо поставщикам, облегчающим жизнь дизайнера. В одной коллекции есть бумага 90 г/м╡ для бланков и 250 г/м╡ для папок и визиток, а также конверты.

Большинство дизайнерских марок создают ощущение неповторимости продукта — будь то простой бланк или визитка, меню или папка для документов, скромный пакет или футляр для ювелирного украшения стоимостью, соизмеримой с годовым бюджетом небольшой африканской страны.

Кто не рискует — теряет клиента

Примеры печати открыток на бумаге с псевдометаллическим оттенком Comet и и металлическими вкраплениями Galaxia

Что же тормозит использование прекрасных материалов? Почему, имея каталоги и зная о новинках, мало кто рискует работать с такой красотой?

1) Дизайнеру сложно донести идею до заказчика без личного контакта. Даже хорошая принтерная распечатка не передаёт богатого блеска фольги, впечатления от конгревного или блинтового тиснения, тактильных ощущений от фактуры и особого покрытия бумаги. Убеждать заказчика приходится «на пальцах».

2) Молодые дизайнеры, стремясь честно «отработать» гонорар, набивают макет издания «милыми штучками» плотнее банки шпрот. «Дизайнерка» такого подхода не любит. Лучше делать макет сразу под конкретную бумагу, а не пытаться свёрстанный в стиле глянцевого журнала материал для «крутизны» отпечатать ещё и на дорогой бумаге. Такие опусы каждый встречал. Увы, в этом случае 1 + 1 = 2.

3) Полиграфисты страшатся неизвестности, их пугает непредсказуемость результата. Все прекрасно осознают: это в «цифре» можно напечатать тестовый лист, в офсете проба пера обойдётся весьма дорого. Очень часто работать приходится наверняка, с первого раза.

Если работаете с дизайнерской бумагой, руководствуйтесь правилом «100 раз спроси, 1 раз напечатай»: выясните все особенности выбранной марки и только потом заказывайте тираж. Запросите у поставщика рекомендации фабрики-производителя, образцы готовой продукции, проконсультируйтесь с технологом типографии, поищите информацию в Интернете, посещайте семинары поставщиков бумаги — соберите максимально полную информацию. Затем возьмите бумагу и представьте, что бы хотели на ней увидеть. И тогда — создавайте эксклюзивный шедевр.

Блеск бумажного металла

Те же примеры на бумаге Balkis, Sugar и Magestik

А теперь подробнее о самом популярном выборе в преддверии Нового года: бумаге металлизированной или с эффектами, имитирующими металлизацию. Таких материалов великое множество: с металлическими вкраплениями — т. н. «искрой» (Lake Paper Sugar, Fabregas Galaxia); c псевдометаллическим или перламутровым оттенками (Fedrigoni Splendorlux Metal, James Cropper Comet, Lana Balkis, Zuber Rieder Zed); с металлизированной стороной (Lake Paper Emotion, Gmund Treasure, Specialities Aluminium Foil, Zanders Chromolux). И каждая марка в печати ведёт себя по-разному. Какие проблемы возникают при запечатывании?

Высохнет — не высохнет

Первая и самая важная. От скорости высыхания краски на бумаге зависит срок готовности тиража. Поставщики рекомендуют оптимальный вариант: быстросохнущие (фолиевые) краски и линиатуру растра не более 150 lpi. Обязательно внесите параметры вывода в техкарту заказа, но учтите, что печать такими красками налагает ограничения на макет. Например, при малой площади запечатки надо предусмотреть полосу краскосъёма за линиями реза — жирную полосу по всей ширине печатного листа. Многие типографии просто не берутся за такую печать, не желая возиться с сиккативами и увлажнением.

Выход есть — и не один! При печати на бумаге с хорошей впитываемостью используйте обычные краски и «на сырую» (в один прогон с пигментами) покройте оттиск офсетным лаком, защищающим изображение от повреждений и перетискивания. Дайте отлежаться тиражу до высыхания или придумайте другой макет и не морочьте голову технологу типографии.

Проседание краски

Вторая проблема весьма характерна для всех дизайнерских коллекций. Выход напрашивается сам собой. Подготовка макета должна учитывать, что некоторые виды бумаги (Balkis, Сомет или Zed) «просаживают» изображение. И при печати яркой картинки в тираже, скорее всего, получится что-то пастельное. Если, конечно, не запастись сумасшедшим фанатизмом (достойным лучшего применения) и не заставить типографию прогнать оттиски раза два-три, замучив всех печатников и технологов. Более простой способ — положить оттиск на тот же офсетный лак или использовать бумагу, дающую высокую яркость оттиска. Например, Lake Paper Sugar великолепно поднимает цвет даже по сравнению с меловкой. А на Fabregas Galaxia краски почти не проседают и хорошо сохнут.

Вопрос о цветопробе

«Сезонные» календари на бумаге Sugar, Zed и New Line

При печати на металликах он неизбежен, особенно если материал окрашен в массе. Вариантов немного: экранная и аналоговая цветопробы, пробная печать. У всех свои минусы.

Экранная цветопроба зависит от правильности настройки монитора, визуального подбора оттенка бумаги (с металликами это не так просто) и имитации наложения дополнительных красок. Последнее мы делаем путём логического умножения цветов (Multiply) в Adobe Photoshop. Из-за разницы аддитивной и субтрактивной моделей даже очень хороший монитор склонен к искажению цветов в светлых оттенках и переходах. Поэтому не скупитесь на профессиональные мониторы и оборудование для калибровки и составления сквозных цветовых ICC-профилей устройств.

Аналоговая цветопроба — весьма дорогостоящий процесс: пробный оттиск делается c готовых форм, да и не всякую тиражную бумагу через неё пропустишь.

Пробная печать ещё дороже, но это самый точный способ, так как выполняется на тиражной бумаге и с тиражных форм тиражными красками. Если заказ дорогой и ответственный, лучше заранее заложить в бюджет печатную пробу.

Отделка

Блестящий календарь – блестящая репутация (Comet)!

По большому счёту, металлики не вызывают проблем при тиснении. Кроме того, тиснение фольгой смотрится очень красиво, особенно с голографическим эффектом. Конгрев и блинт — тоже не проблема, ведь в основе достаточно эластичной металлизированной бумаги чистая целлюлоза. С УФ-лаком и шелкографией также всё хорошо. Хотя нет смысла использовать их на дизайнерской бумаге — этот вид отделки лучше смотрится на матовых поверхностях.

«Цифрой» по металлику

Цифровая печать отлично ложится на металлизированную бумагу. Однако некоторые владельцы Canon 3200 не рискуют на ней печатать, опасаясь, что бумага не выдержит температурного режима. Мы же пробовали печатать на разных машинах (цветных Canon CLC 3200, Xerox DocuColor iGen3, Kodak NexPress 2100, монохромном Kodak DigiMaster 9110) — результат отличный.

Будьте сдержанны

Металлизированная бумага сама по себе очень красива, поэтому вполне достаточно векторного рисунка в 1-2 краски — картинка заиграет сама. Экономия на печати существенная, а итог эффектный. И главное: при относительно небольшой стоимости выглядит всё очень дорого, что важно для многих клиентов.

В следующем номере поговорим о работе с красивой и дорогой «синтетической» бумагой: обладая потрясающим тактильным эффектом, она вызывает вожделение у заказчиков….

Об авторах: Виталий Сенаторов, Екатерина Подобед, рекламное агентство и дизайн-студия Doc&Alex.


Каждому дизайну — своя бумага

Сценка из жизни. Заказчик в типографии пытается на дизайнерской бумаге воспроизвести картинки, подготовленные для мелованной. Больно смотреть, как на оранжевой дизайнерке выводят сине-зелёную картинку, накладывая офсетные белила в несколько слоёв и краску в несколько прогонов. Результат похож на шелкотрафарет — фактура бумаги теряется, а печатники и технологи тихо проклинают непутёвого заказчика.


Лак металлику не враг

Чудесный был случай, когда при работе над ответственным и дорогостоящим заказом мы побоялись, что офсетный лак «убьёт» безумно красивую золотую искру на Lake Paper Emotion. Использовать его не стали, тиражу дали отлежаться, сколько позволяло время. И всё равно, при обрезке получили перетискивание на белом обороте. Пришлось его запечатать бронзой, а заказчику рассказать про «суперкреативное» решение. Когда пришло время допечатки, мы рискнули, положив лак, и — о чудо! — он не повредил эффекту металлика, ушёл вглубь бумаги и связал краску, избавив тираж от «креативности».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus