2006.07.10, Автор: Игорь Микаэлян1784 прочтений

Переход на CTP: каков порог?

Теги: Форум Publish

Размышления на заданную тему были очень популярны на рубеже 2003-2004 гг.

Игорь МикаэлянРазмышления на заданную тему были очень популярны на рубеже 2003-2004 гг. Расчёты публиковались во всех отраслевых изданиях, а консолидированное мнение авторов сводилось к следующему: если месячное потребление пластин на предприятии превышает 1500 (1000) м? пластин, то уже пора. Но 1,5 года для динамично развивающегося сектора — срок немалый. Особенно с учётом позитивных изменений в банковской сфере.
Игорь МикаэлянРазмышления на заданную тему были очень популярны на рубеже 2003-2004 гг. Расчёты публиковались во всех отраслевых изданиях, а консолидированное мнение авторов сводилось к следующему: если месячное потребление пластин на предприятии превышает 1500 (1000) мІ пластин, то уже пора. Но 1,5 года для динамично развивающегося сектора — срок немалый. Особенно с учётом позитивных изменений в банковской сфере.

Поводом для анализа послужила командировка в Минск, где в конце прошлого года открылся филиал YAM International. На его базе проводился семинар, посвящённый современному полиграфическому оборудованию, технологиям и расходным материалам. Ситуация с оснащённостью оборудованием допечатных участков предприятий республики Беларусь очень похожа на российскую пятилетней давности; актуальность вопроса подтвердил неподдельный интерес аудитории.

Тенденция последнего времени (наряду с опережающим ежегодным ростом инсталлированной базы CTP) — существенный рост установок б/у ФНА (CTF), приобретаемых у западных типографий, по отношению к новым. Итоги 2005 г.: новые ФНА — 35%, б/у — 22%, CTP — 43%. С учётом внутреннего рынка б/у ФНА тенденция ещё очевиднее — 30/30/40%.

Покупателей б/у можно понять — цены на само «железо» крайне привлекательные. Но полноценная техническая поддержка на изрядно изношенный аппарат обычно отсутствует, постоянно растут цены на запчасти (если они ещё доступны) и на фототехническую плёнку, а её качество снижается. Такое решение может быть только промежуточным — сродни поддерживающей терапии в районной больнице в ожидании вертолёта с бригадой хирургов.

А каковы альтернативы для тех, кто не приемлет вариант «разойтись по домам»?

Приобрести новое оборудование по оптимальной финансовой схеме. Только это позволит уйти от регулярных «реанимационных» мероприятий и сконцентрироваться на производственном процессе. Будет ли он базироваться на ФНА или CTP, зависит от соотношения амортизационной доли (определяется стоимостью комплекса оборудования) и получаемой добавленной стоимости, приведённых к печатной пластине.

Расчёты целесообразности внедрения на предприятии новой технологии строились на сопоставлении приведённых стоимостей пластин, изготовленных с помощью копировальной рамы или системы CTP; с учётом дополнительных расходов на фотоплёнку и химию для её обработки, арендных платежей, затрат на оплату электричества, воды, зарплату персонала и т. д. Если получалось, что «CTP-пластины» дешевле, то, исходя из желаемого срока окупаемости, выводили ежемесячную загрузку.

Не оспаривая справедливость такого подхода, отмечу: покупка CTP в первую очередь должна преследовать цель не только снизить производственные издержки, но и дать возможность предприятию больше заработать. Получить дополнительную прибыль за счёт увеличения скорости гарантированного исполнения заказа, повышения качества печатных оттисков… (Горящие глаза печатников, твердящих об отсутствии «марашек», дорогого стоят! Добавьте ещё встроенную пробивку, да отсутствие усадки фотоформы прямо на глазах монтажиста, да возможность преднастройки печатной машины на следующий тираж…)

Систематическое, а не в режиме эксперимента, использование современных стохастических и гибридных растров (в т. ч. за счёт отсутствия пресловутой усадки плёнки и нестабильного копировального процесса) — неоценимо при печати сложных работ, содержащих дополнительные цвета. И абсолютно все руководители предприятий, использующих технологию CTP для изготовления печатных пластин, отмечают существенное повышение технологической и организационной культуры производства в целом. Всё это даёт предприятию конкурентные преимущества, позволяющие и увеличить цену на продукцию, и эффективнее загружать парк печатных машин. Дополнительно заработанные деньги могут, при определённых условиях, существенно превысить сэкономленные, что позволит увеличить амортизационную составляющую при приобретении дорогостоящего оборудования.

Напрашивается аналогия. Небольшой автомобиль с двигателем скромного объёма обойдётся дешевле и обеспечит комфортную езду по городу в одиночку или вдвоём, но не даст возможности «рвануть» на трассе или со светофора и загрузить весь скарб с семейством в придачу для поездки к морю или на дачу. Конечно, выбор авто более субъективный и эмоциональный процесс, но условия эксплуатации, цели и задачи анализирует каждый покупатель. От «насколько комфортно будет в салоне любимому сенбернару» до «как сочетается цвет кожаной обивки с новой сумочкой».

Свой вклад вносит и изменившийся рынок банковских услуг, наконец поворачивающийся «лицом» к реальному сектору экономики. Задача получения предприятием финансовой поддержки на приобретение нового оборудования из «невыполнимой» превращается в рядовую.

Каков же порог?

Возьмём типографию с 4-красочной машиной формата 52х74 см, работа в одну смену (12 часов с коэффициентом загрузки 0,8), 24 дня в месяц. Средний тираж — 5000 (4+4), при стоимости 200 евро и с рентабельностью 20% (40 евро). Цена за лист бумаги 130 г/м? — 0,03-0,07 евро (в среднем, 0,05 евро). Предположим, что профессионализм сотрудников отдела продаж и ёмкость рынка позволяют обеспечить загрузку оборудования на уровне его плановых возможностей.

Рассмотрим варианты комплексов оборудования на основе ФНА и копировальной рамы с проявочным процессором (80 000 евро) и комплекс CTP (20 пл./ч, 120 000 евро); желаемый срок окупаемости — 2 года при удорожании 25%. Разница в стоимости оборудования не в пользу CTP — 50 000 евро.

Средние приведённые стоимости 1 м? пластин: обычных — 10 евро, CTP — 13 евро. «Прямой» расчёт «порогового» количества потребляемого формного материала в месяц — 700 м? (2000 пластин половинного формата). Неплохо, наш порог снизился в 2 (1,5) раза за 2 года!

А что получается с точки зрения эффективности работы печатной машины? Среднее время приладки при «классическом» процессе с использованием фотоформ — 20 мин, а полное время печати нашего тиража — 1 ч 10 мин. При использовании CTP время приладки сокращается на

5-10 минут (возьмём 5), а экономия бумаги 40-70 листов (возьмём 50).

Таким образом, за счёт качества CTP-пластин и связанного с ним меньшим временем печати, мы выполним на 2 заказа больше (и заработаем на 80 евро больше), а экономия на бумаге даст ещё 20х50х0,05 = 50 евро. Итого: для нашего примера максимальная дополнительная прибыль 130 евро. Для большей жизненности уменьшим её раза в три и примем равной 50 евро. На изготовление всех заказов мы истратили 80 пластин (28 м? формного материала). Учитывая дополнительную прибыль в стоимости СTP-пластин, получим порог в 400 м? в месяц. А если «поиграть» ценой (3-5%), в половине случаев (аргументация «за срочность», «CTP-качество» — прерогатива вашего отдела маркетинга)? Это может дать более 50 евро в смену и снизить порог до 300 м?!

А если печатных секций не 4, а 6 (8), при среднем тираже заказа 2500? Считайте сами…

Заключение

Сегодня вопрос «порога перехода на CTP» из категории количественной перешёл в качественную. Основное — желание и воля руководителя вывести предприятие из сутолоки и пробок городского движения на простор автомагистрали. Если такое решение принято, пора переходить к конструкции двигателя, типу кузова и расходу топливу.

Но это — уже другая тема…

Об авторе: Игорь Микаэлян (mikaelyan@yam.ru), продукт-менеджер «ЯМ Интернeшнл».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     

  • Времена не выбирают: людям нужна память

    В рамках выставки «Фотофорум» 12 апреля 2018 г. в «Крокус-Экспо» состоялась панельная дискуссия о рынке фотокниг, в которой приняли участие представители компаний, их выпускающих, а также поставщики оборудования и материалов. Cреди выступавших не хватало, пожалуй, только кого-то из заказчиков, для которых все эти компании работают. Хотя дискуссия продолжалась всего час, но она вместила в себя наиболее важные вопросы — от тенденций рынка до новых проектов.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • Итоги 2017 года в печати

    Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

     

  • Упаковка без остановки

    В Heidelberg уверены, что готовы снабжать упаковочные типографии самыми эффективными в этой индустрии комплексными решениями, в том числе цифровыми. Чтобы продемонстрировать это, компания 8 ноября пригласила заказчиков и журналистов в Print Media Center, расположенный на заводе в Вислох-Вальдорфе, а также предоставила возможность посетить несколько передовых типографий.

     


comments powered by Disqus