2006.06.05, Автор: Сергей Маликов3220 прочтений

Следим за листом

Теги: В печатном цехе с Сергеем Маликовым В печатном цехе... Publish

При печати на офсетных листовых машинах важно контролировать прохождение каждого листа. Это обеспечивает элементарные нормы безопасности работы механизмов машины и качество совмещения красок.

Сергей Маликов

"Вовремя найти причину иногда важнее всего…"
Д. Фредерик

При печати на офсетных листовых машинах важно контролировать прохождение каждого листа. Это обеспечивает элементарные нормы безопасности работы механизмов машины и качество совмещения красок. Причин, по которым лист неправильно подаётся и позиционируется в системе равнения, множество; мы же поговорим о логике работы системы контроля прохождения листа, типах датчиков, причинах сбоев и профилактическом обслуживании.

Для должного подхода и выравнивания листа после его подачи из стопы и транспортировки до системы равнения на печатных машинах, в зоне системы равнения листа устанавливают датчики. Они контролируют передвижение листа по нескольким пунктам. Рассмотрим подробнее каждый.

Контролируют своевременный и правильный подход листа к передним упорам датчики, расположенные в зоне системы равнения листа по передней кромке. Как правило, на машине два оптических датчика непосредственно перед передними упорами вмонтированы в направляющую пластину (симметрично относительно продольной оси печатной машины). Лист должен быть подан к передним упорам за строго определённое время в соответствии с циклом работы печатной машины — электронной циклограммой. Это основной закон, прописанный в памяти контроллера, по нему работают все системы и механизмы машины. Она постоянно (интервал обычно равен времени, за которое валы поворачиваются на несколько градусов) опрашивает датчики, включает/выключает механизмы. Оба датчика должны одновременно «увидеть» переднюю кромку листа. Если он подходит раньше или позже запрограммированного интервала, подача листов со стола самонаклада автоматически прекращается. Если один из датчиков «увидит» лист раньше, сработает система контроля перекошенных листов: они перестанут подаваться в машину и не попадут в листопроводящую систему.

Страхуют печатную машину от листов, перескочивших передние упоры, датчики перескока. Располагаются они за линией передних упоров, а их количество отличается в зависимости от производителя. Логика работы аналогична предыдущей. Иногда, для полного исключения попадания «неправильно поданного» листа или обрывка бумаги в машину, при сигнале датчиков срабатывает система пневматических тормозных цилиндров, выключающая передние упоры и захваты форгрейфера.

Выровненный с помощью датчиков лист попадает в листопроводящий механизм и передаётся захватами от одного цилиндра к другому. Важно, чтобы каждый лист контролировался до выхода из печатной машины, иначе может быть подано больше листов, а их скопление в листопроводящей системе привести к поломке и дорогостоящему ремонту. Датчики контроля прохождения листов располагаются после каждой печатной секции. Они проверяют наличие листа в определённый момент в том месте листопроводящего тракта машины, где он должен находиться при правильной работе. Если этого не происходит, сигнал с датчиков подаётся на контроллер, а тот отключает подачу бумаги и останавливает машину.

При работе в механизмы листопроводящего тракта попадает много бумажной пыли и противоотмарочного порошка, скапливающихся на датчиках. Тогда они дают ложный сигнал в контроллер машины, следствие — её частые остановки. При ложных срабатываниях многие печатники начинают регулировать всё подряд. После долгих мучений выносят вердикт — машина сломалась. Затем пытаются самостоятельно найти и устранить неисправность, а когда это не удаётся, вызывают сервис-инженера. Ремонт же заключается в нескольких регулировках и занимает секунды. Поэтому любой печатник должен знать расположение всех датчиков контроля листа на машине «как дважды два» и раз в неделю обязательно их очищать. Но нельзя использовать смывки, растворители и какие-либо жидкости! Так можно испортить датчики и своими руками вывести машину из строя. Несмотря на кажущуюся простоту действий, нюансы есть. Например, на очистку датчиков в углублениях или колодцах уходит больше времени.

Самый распространённый и эффективный способ очистки датчиков — сжатым воздухом из компрессора машины. При этом нет абразивного воздействия на поверхность датчика, приводящего к необходимости дополнительной регулировки его чувствительности.

И ещё раз напомню — для правильной эксплуатации печатной машины обязательно понимание принципов её работы. Как говорится: «Кто предупреждён, тот вооружён».

Об авторе: Сергей Маликов (220@terraprint.ru), технический директор «Терра Принт».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus