101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

CTP: настоящее и будущее

  • Эндрю Трибьют
  • 2 ноября 2005 г.
  • 4749

Эндрю Трибьют

Во многих регионах — в особенности в США, отчасти в Западной Европе — технология «компьютер—печатная форма» (Computer to Plate, CTP) стала широко распространённой, сформировавшейся и популярной. Крупные коммерческие и газетные типографии работают с ней уже много лет, а в последнее время на CTP с успехом переходят и небольшие предприятия.

На рынке коммерческой печати CTP-системы присутствуют уже больше 10 лет, а первые успешные инсталляции в газетных типографиях прошли 15 лет назад. С тех пор технологию существенно доработали, и теперь установить CTP-устройство и эффективно работать с ним может любой полиграфист.

Во многих регионах CTP практически вытеснили устройства фотовывода типа «компьютер—плёнка» (Computer to Film, CTF), что объясняется высокой эффективностью CTP-систем, качеством печатной продукции, тиражестойкостью получаемых форм, меньшими трудозатратами и экономией на фотоплёнке. Часто компании просто вынуждены переходить на CTP по требованию заказчиков, знающих, насколько это повышает качество печати.

Как приближающаяся к 20-летнему рубежу технология «компьютер—печатная форма» развивается сейчас? На первом этапе знакомства с ней многие задаются вопросом, что предпочтительнее — экспонирование излучением видимого спектра с фиолетовым диодом или термальный лазер? Мне кажется, это не столь важно, как хотелось бы производителям. Оба способа по уровню получаемых форм существенно превосходят и плёночные системы, и традиционное экспонирование в раме с УФ-источником. Если между ними и есть различие в качестве, проявляется оно разве что при печати высококачественных работ с линиатурой выше 120 лин./см.

При выборе технологии экспонирования обращайте внимание на следующие ключевые моменты. Во-первых, наличие печатных пластин у поставщика. Сейчас практически на всех рынках представлен широкий ассортимент расходных материалов для термальных и фиолетовых CTP-систем, но в России стоит обратить особое внимание на цену и наличие пластин на складе. Во-вторых, определитесь с количеством форматов пластин (при необходимости с форматами перфорации). После этого станет ясно, как лучше выполнять перфорацию — в CTP-устройстве или автономно. Важно учитывать имеющуюся площадь под установку CTP и процессора, что влияет, в том числе, и на выбор расходных материалов. Для некоторых типов пластин проявочное оборудование в комплекте со вспомогательным (печами для обжига) занимает много места. Это особенно актуально для термальной технологии, поскольку обработка негативных форм в них значительно сложнее и требует больших площадей. И наконец, выбор печатных пластин зависит от тиражей. Чем выше требования к тиражестойкости, тем вероятнее, что выбранные пластины потребуют дополнительной обработки.

Вот ключевые тенденции на рынке коммерческих CTP-устройств, рассматриваемые здесь (обсуждение газетных CTP выходит за рамки статьи):

  • появление пластин, не требующих обработки и химикатов, их влияние на рынок;
  • битва за новых пользователей CTP на рынке 2-, 4- и 6-полосной продукции;
  • битва за сектор 8-полосной продукции между высокоскоростными фиолетовыми и термальными системами;
  • рынок CTP-устройств второго поколения, где 8-полосные и сверхбольшие машины заменяют более быстрыми и усовершенствованными моделями;
  • растущее влияние флексографского CTP-рынка;
  • разработки в сфере растрирования и автоматизации техпроцесса.

Пластины, не требующие обработки и химикатов

Для изготовления печатных форм на основе пластин последнего поколения, как ясно из их названия, процессор не нужен. «Беспроцессная» (process free) пластина из CTP попадает сразу на печатную машину. Не требующие химии пластины перед монтажом проходят несложную обработку — например, промывание водой. Один из поставщиков — Presstek — достаточно давно предлагает такую продукцию, но экспонирование проводилось способом т. н. аблации, причём только на CTP-устройствах от Presstek. Основной недостаток аблации в большом количестве отходов (в основном пыли), которые нужно собирать непосредственно в экспонирующем устройстве. С появлением альтернативных пластин других поставщиков, использующих иные технологии, она постепенно теряет актуальность. Среди ключевых разработок — решения от Agfa, Fujifilm и Kodak.

Удивительно! Agfa успешно запустила не требующую химической обработки пластину Azura. В начале сентября Fujifilm и Kodak анонсировали новые пластины на Print-05. Наиболее перспективна Brillia High Definition PRO-T от Fuji. Будущее пластины Kodak Thermal Direct пока туманно — складывается впечатление, что её выпустили на рынок слишком рано. Впервые компания продемонстрировала пластину год назад, и её тут же раскритиковали: изображение на форме появляется только после нанесения краски в печатной машине — после экспонирования его не видно. Похоже, к демонстрации на Print-05 недостаток так и не устранили.

Все вышеупомянутые пластины, включая решения от Presstek, предназначены для термальных систем, поэтому самой интересной новинкой на Print-05 стала пластина без химикатов Brillia High Definition PRO-V (Fujifilm) для фиолетовых лазеров, которая в продажу пока не поступила.

Битва за новых пользователей

До сих пор основные объёмы продаж CTP приходились на 8-полосные и сверхбольшие форматы. Небольшие типографии с 2- и 4-полосными машинами переходили на CTP-технологию медленнее, но сейчас усилия всех поставщиков сконцентрированы именно на этом сегменте, где на первый план выходит цена. Поэтому большим спросом здесь пользуются устройства с фиолетовым лазером — по сравнению с термальными системами у них ниже и цена, и стоимость эксплуатации.

На рынке доступна масса новых разработок на основе фиолетового лазера и от главных поставщиков (Fujifilm, Agfa, Heidelberg, Escher-Grad, Screen и ECRM), и от множества других. Производителям термальных устройств сложно конкурировать с ними по цене, поэтому ставка делается на пластины без обработки и химикатов. Хотя последние дороже стандартных пластин для CTP, для небольших типографий с малыми объёмами технология будет выгодна, поскольку исключает затраты на приобретение и эксплуатацию процессора. Пока не ясно, насколько изменит ситуацию не требующая химикатов пластина для фиолетовых лазеров от Fujifilm. В случае её успеха ценовое преимущество фиолетовых устройств станет ещё больше.

В нижнем ценовом диапазоне у типографий по-прежнему есть отличный вариант с системами на базе полиэфирных пластин, выдающими готовую к монтажу обрезанную и перфорированную форму, качество печати которой в большинстве случаев не уступает металлическим аналогам. Единственный серьёзный игрок здесь — Esko-Graphics с пластинами от Mitsubishi Paper Mills.

Интересующиеся недорогим CTP-оборудованием с металлическими пластинами обратят внимание на две системы на основе модифицированных струйных принтеров, покрывающих пластину специальным раствором. Первая (от Glunz and Jensen) экспонирует зернистую алюминиевую пластину без покрытия, которая сразу готова к печати. Вторая (от JetPlate) — стандартную пластину с диазопокрытием с помощью раствора «Жидкий свет». После этого форма проходит термальную и стандартную обработки.

Рынок 8-полосной продукции и сверхбольших форматов

Он уже сформирован и представлен почти исключительно термальными системами от Kodak (Creo), Screen, Heidelberg и Agfa. За прошедший год значительно выросли продажи устройств с фиолетовыми диодами, в основном от Fujifilm, частично — от Heidelberg и Escher-Grad. Fujifilm и Heidelberg вместе продали более 1000 фиолетовых систем.

Упорная борьба разворачивается вокруг замены парка устаревшего 8-полосного оборудования, ставшего чересчур медленным и неконкурентоспособным. Производительность современных высокоскоростных устройств — 40 пласт./ч, хотя средняя вдвое меньше. Высокопроизводительные CTP предлагают Agfa, Fujifilm, Luescher and Screen.

Безусловный лидер — Kodak, готовящаяся полностью обновить модельный ряд. Уже модернизированы устройства сверхбольшого и 4-полосного формата, получившие названия Magnus VLF и Magnus 400. Похоже, вскоре рынок увидит Magnus 800, а самую успешную CTP-разработку Trendsetter снимут с производства. В основе Magnus 400 — разработанная в своё время Scitex система Lotem 400, а Magnus 800, вероятно, будет базироваться на Lotem 800. Система Lotem технологичнее, чем Trendsetter, поскольку, помимо прочего, предусматривает полную перфорацию форм в линию.

Термальные системы господствуют и на сверхбольшом рынке, где в ближайшем будущем ситуация, скорее всего, не изменится. CTP сверхбольшого формата предлагают также Escher-Grad и Krause, но объёмы продаж у них незначительны. Основная борьба за модернизацию устаревшего оборудования разворачивается между Agfa (новая разработка Avalon), Kodak (Magnus VLF) и Screen (Ultima). Единственный серьёзный конкурент — Luescher.

Устройства сверхбольшого формата чаще приобретают журнальные и книжные типографии, для которых важнее всего скорость.

Основное требование к оборудованию — существенно облегчающая работу автоматическая загрузка пластин. Это одна из причин обновления парка старых машин с ручной загрузкой.

CTP для флексографии

На CTP переходит всё больше флексографских типографий: их привлекает высокое качество печати с компьютер-экспонированными формами. Рост качества достигается благодаря контролю размера точки, позволяющему избежать избыточного растискивания при печати.

Основные поставщики CTP-систем для флексографии — Esko-Graphics и Kodak, причём первая лидирует со значительным отрывом. С технологической точки зрения, флексографские решения существенно отличаются от офсетных, поскольку предусматривают два этапа экспонирования. Сначала — маскирующий слой пластины, затем (в отдельном устройстве) — через маску экспонируется и после обрабатывается собственно печатная форма. Такие пластины предлагают несколько поставщиков, лидер — DuPont. Самый перспективный путь избрала Esko-Graphics, комбинирующая два процесса экспонирования в одном устройстве CDI. Время экспонирования и обработки пластины сокращено более чем вдвое.

В 2006 г. Kodak собирается выпустить на рынок собственную цифровую флексопластину и наращивать производительность CTP-систем для флексографии. Но результатов не стоит ждать раньше, чем через год-два.

Разработки в сфере автоматизации и растрирования

Работы по автоматизации техпроцессов в первую очередь касаются поддержки JDF-режима RIP CTP, что должно упростить передачу данных между CTP и системами контроля подачи краски и настройки на бумагу в печатном оборудовании. Это позволит быстрее и точнее настраивать машину, повысит скорость печати. Одно из главных достижений — новые подходы к растрированию. Сейчас в CTP-системах широко используется частотно-модулированный растр (FM), благодаря точному контролю размера точки. Предлагают производители и собственные алгоритмы растрирования, самый известный — Staccato от Kodak. Некоторые отошли от концепции FM-растра и внедряют комбинированные алгоритмы, сочетающие в одном изображении FM- и традиционный растры. Самое известное решение — Agfa Sublima, но аналогичные есть у Fuji и Screen. Мне кажется, будущее именно за такими алгоритмами, поскольку качество выше для всех типов работ.

Об авторе: Эндрю Трибьют, независимый консультант в области допечатной подготовки.
Специально для Publish

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
#неТакойКакВсе

С 10 по 14 апреля 2024 года в Сочи пройдёт ежегодное мероприятие для производителей рекламы «#неФОРУМ для РПК».

Хороший год

Чем ознаменовался для «Смарт-Т» минувший 2023 год, как провести за год более тысячи инсталляций оборудования и зачем внедрять систему наставничества, рассказывает директор компании по маркетингу Дмитрий Грацков.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

Дружелюбный «Помидор»

Санкт-петербургская цифровая типография «Помидор» отличается от сотни подобных полиграфических компаний своей максимальной открытостью. У них, без шуток, молодой коллектив, и они знают толк в хорошем SMM. Я давно слежу за их соцсетями и восхищаюсь этой стороной работы «Помидора»: стильные фотографии, юмор, много полиграфической красоты, интересные и регулярные посты — всё это создаёт впечатление, что здесь работают доброжелательные ребята, которые без выноса мозга и нервов сделают то, что тебе нужно.

Новая реальность в офсете

Генеральный директор «Т-Системы» (ранее — «Терра Системы») Стефан Валуйский рассказывает, как прошёл год в компании, что изменилось в полиграфическом бизнесе и почему не осталось дешёвого офсета на вторичном рынке.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22