2005.10.05, Автор: Шелли Габерт10984 прочтений

Сеанс лентикулярной магии с разоблачением *

Теги: Publish

Вы давно хотели поразить заказчиков новым эффектом? Лентикулярная печать становится доступнее и разнообразнее...

Вы давно хотели поразить заказчиков новым эффектом? Лентикулярная печать становится доступнее и разнообразнее…

Помните «переливающиеся» карманные календарики? Наклоняешь, и картинка меняется — прекрасная иллюстрация основ лентикулярной печати (другие названия — стерео-варио или печать на линзовых растрах). C её помощью современные типографии добиваются сложнейших эффектов на этикетках, плакатах, упаковке и даже пластиковых стаканчиках. Смотреть — сплошное удовольствие, но сама технология не из простых.

Печатать по линзовым растрам, безусловно, стало легче. «Раньше лентикулярная печать представлялась порождением чёрной магии, — рассказывает Майк Чедвик, менеджер направления KBA Karat 74 (машин с прямым экспонированием форм). — Постепенно исследования и разработки вылились в новые программы, устройства и технологии, облегчающие её распространение».

Несмотря на это лентикулярная технология по-прежнему требует определённого уровня мастерства. «При отсутствии опыта линзовая печать напоминает катание на водных лыжах — вас просто тащит за лодкой. Помимо более сложной допечатной подготовки, способ дороже, сложнее и капризнее печати на пластике», — предупреждает Чедвик.

Потрясающие эффекты достигаются с помощью специально обработанного изображения и рифлёной пластиковой линзы. Основные составляющие — специальное ПО для чересстрочной развёртки (плюс компьютерное оборудование соответствующей мощности для обработки объёмных файлов), экструдированные листы пластиковых линз, допечатное и печатное оборудование, отвечающее самым высоким требованиям к качеству.

Популярно о лентикулярном

Чтобы понять, в чём же сложность стерео-вариопечати, рассмотрим материал, из которого делают линзы. Сайт Lenstar.org (онлайн-ресурс для дизайнеров, рекламных агентств и типографий) объясняет, что это лист экструдированного пластика, на одной стороне которого вытиснено микро-рифление, т. н. лентикулы. Другая сторона, на которую наносится изображение, остаётся гладкой. Лентикулы одинакового размера располагаются на равном расстоянии, при этом количество линий на дюйм (lpi) варьируется от 10 до 200, в зависимости от применения. Толщина листа 0,2–9,8 мм.

Сложности печати на линзовом растре те же, что и с другими пластиками: в отличие от бумаги, он не прощает ошибок и значительно дороже. При несоблюдении технологических требований пластик усаживается и разбухает. Кроме того, это невпитывающий материал — нанесённая на него краска не проникает в глубину, а полностью остаётся на поверхности. Поэтому при отсутствии УФ-сушки или другой соответствующей технологии печать занимает массу времени.

Печатать лентикулярным способом можно и на обычных машинах, но практически все сходятся в том, что проще модели с УФ-сушкой. «Мы рекомендуем УФ как оптимальный вариант по сушке и адгезии, — поясняет Джон Санти, менеджер направления листовых машин Mitsubishi Lithographic Presses U.S.A. — Если типография планирует работать с лентикулярными заказами, понадобится опыт в сфере УФ-технологий, иначе проблем не миновать».

Что нужно заказчикам

Санти добавляет, что самое сложное — обработка изображения. «Без практики нелегко понять, что смотрится хорошо и чего на самом деле ждёт заказчик, — объясняет он. — Выбор техпроцесса зависит от желаемого результата. Кроме специфики изображения, нужно учитывать разрешение линз».

Помимо сложностей с пластиком, лентикулярный заказ требует безупречной приводки, иначе спецэффектов не получится. В статье, недавно опубликованной в Heidelberg News, владелец типографии Klenke (Германия) Манфред Кленке объясняет, что в основе стереоэффектов — разделение изображения на полосы с последующей компоновкой: «Малейшее несовмещение означает совершенно бесполезную продукцию на выходе, поскольку эффект должен наблюдаться по всей ширине материала. Настройки цилиндров в машинах и секциях варьируются. В традиционной печати отклонениями можно пренебречь, но для лентикулярных работ это крайне важно».

C новой технологией экспонирования ProFire Excel от Presstek владельцы DI-машин смогут выполнять лентикулярные заказы. Работа отпечатана на KPG DirectPress 5634 DI, линзовый растр Lenstar

Даже смещение в несколько пикселей бросается в глаза. Представьте, как выглядит макет с портретом, где несовмещён пурпурный цвет: сразу заметно — что-то не так. «Пурпурный первым привлекает внимание, поэтому должен печататься безупречно», — поясняет Кленке.

Компания выполняет лентикулярные работы на Heidelberg Speedmaster SM 52: «На малоформатной машине для соответствия допускам приходится потрудиться, но печать на ней чище, воспроизведение точнее, готовая продукция качественнее».

Дон Краузе, президент National Graphics, которой принадлежит ряд базовых патентов в области линз и офсетной лентикулярной печати, подчёркивает значение выравнивания отпечатка относительно линзы: «Не допускается ни малейшей неточности — изображение должно соответствовать линзе по разрешению, чтобы меняться вместе с точкой обзора. Независимо от типа продукции (карманное изделие, плакат или рисунок на изогнутой поверхности), в первую очередь, это технология, а не просто краска на пластике».

Ещё один достойный вариант для лентикулярной печати — машины с прямым экспонированием форм. На Drupa-2004 компания Presstek представила ProFire Excel — технологию экспонирования для печати на DI-оборудовании с линиатурой до 300 lpi. Если принять во внимание скорость настройки и точность приводки в машинах этого типа, становится очевидным, что на DI-оборудовании выгодно выполнять лентикулярные заказы тиражом от нескольких сотен до тысяч экземпляров.

Директор по маркетингу полиграфического направления Presstek в Северной Америке Стефан Сэнкер считает, что преимущество машин с прямым экспонированием в едином грейфере и быстрой сушке: «Немногие в состоянии выполнять лентикулярные заказы, но с DI-машинами даже небольшая типография извлечёт выгоду из этого маркетингового инструмента и составит конкуренцию крупным предприятиям». Майк Чедвик из KBA разделяет эту точку зрения, так характеризуя преимущества KBA 74 Karat: «Нужный цвет достигается за 5-10 листов, минимизируя отходы. К тому же, в машине нет УФ-сушки, поэтому запечатываемый лист не перегревается и не деформируется».

Новый коврик для мыши от Digispec

В 2003 г. H&H Enterprises — один из крупнейших производителей ковриков для мыши в США — объявила об установке первой в Северной Америке Speedmaster CD-74 от Heidelberg с УФ-сушкой. До этого компания печатала коврики на бумаге и обрабатывала на трёх работавших в две смены ламинато-рах. С CD-74 изображение стали наносить сразу на пластик, значительно сократив время сушки.

Недавно компания, переименованная в Digispec, завоевала золотую награду Международной ассоциации рекламной продукции (Promotional Products Assn. Intl., PPAI) за коврик с объёмными флип-эффектами.

Сначала Digispec на CD-74 UV запечатывала пластик, а два года назад решила добавить к услугам лентикулярную печать тиражом от 125 экз. Заказы на линзах Pacur и VPI выполняются с помощью специализированного ПО.

«Рисунок получается значительно чётче, чем в большинстве виденных нами работ, — рассказывает директор по маркетингу Моника Фавро. — Секрет в том, чтобы сосредоточиться на максимально качественном воспроизведении изображения, не пытаясь создать излишнюю глубину картинки, — обычно это приводит к общему снижению резкости».

Digispec, у которой собственные каналы сбыта, делает ставку на скорость работы. «Заказ клиенту нужен не на следующей неделе, а здесь и сейчас, — поясняет Фавро. — Heidelberg выполняет все операции за один прогон — наносит цвет, лакирует, сушит и выдаёт на выходе готовый продукт».

Хотя в Digispec уверены, что лентикулярная печать — прекрасный маркетинговый инструмент с неограниченными возможностями, Фавро подчёркивает сложность технологии: «Вряд ли стоит говорить о массовом производстве, ведь стерео-вариопечать — почти искусство. Даже опытный специалист, печатая лентикулярным способом, будет иметь проблемы».

7 лет практики

Вот уже почти 7 лет Lithographix печатает стерео-вариоработы на машинах Mitsubishi формата 102 см. Листовая и рулонная типография с оборотом в 113 млн долл. и предприятиями в Лос-Анджелесе и Карлсбаде обслуживает клиентов из киноиндустрии, автомобильной и швейной промышленности, торговые компании, выпуская бейсбольные карточки Dodger, наружную рекламу, заказы для Национальной футбольной лиги (NFL). Листы форматом 51 х 71 см обычно запечатывают с разрешением 300 lpi, тиражи варьируются от 1000 до 20 тыс. и даже 50 тыс. экз.

National Graphics иллюстрирует применение лентикулярной технологии. Слева направо: главный технолог Джефф Хеккерс держит чашку со стереоэффектом, разработанную компанией, президент Дональд Краузе и технический дизайнер Дэн Серталик — отпечатанные листы со стереомозаикой

«Совмещение с линзовым растром должно быть максимально точным, и файлы получаются просто огромными, — рассказывает вице-президент по производству Джордж Вольден. — Необходимы контроль за цветом, развёрткой файла и машина с высочайшей точностью приводки».

В печатных машинах Mitsubishi установлены цилиндры конфигурации «на 7 часов», снимающие напряжение с оборотной стороны движущегося листа, сокращающие расползание от секции к секции и исключающие проблемы с приводкой.

По словам Вольдена, сложности лентикулярной технологии не ограничиваются печатным цехом: «Менеджеры и типографии не интересуются параметрами линзовых растров и особенностями их выдува. Не стоит забывать о специфике цветопробы и о том, что утверждение стереомакета часто отнимает массу времени».

Прекрасная приводка на подаче

Девиз Universal Lithographers — «Вы мечтаете, мы печатаем». В типографии установлены две 6-красочные MAN Roland 706 с секцией водного лакирования в линию. «Мы не работаем с УФ-технологиями. Предпочитаем ИК-сушку, и результаты нас устраивают», — поясняет исполнительный вице-президент типографии с 42-летней историей Джерри Келлер. Тиражи 5–20 тыс. экз. при линиатуре 300 lpi. Лакирование пластика в линию исключает царапины на приёмке.

Объём продаж компании, специализирующейся на высококачественной многокрасочной полиграфии, приближается к 6 млн долл. Основные заказы на лентикулярную печать — POP- и POS-материалы. Пока для развёртки здесь пользуются Photoshop, но Келлер считает такой способ слишком трудоёмким — сейчас в Universal присматриваются к специализированному ПО.

Типография по достоинству оценила вакуумный стол подачи и пневматический боковой упор в Roland 700. Даже при скорости 12 000 отт./ч в момент соприкосновения с передним упором она падает на 65%.

В некоторых машинах боковое положение листа корректируется с помощью колеса. Накладной стол с пневморемнями Roland 700, на котором лежит лист, растягивает его в поперечном направлении, не оставляя отметин на материале. «В лентикулярной печати особенно важно качество приводки на подаче, а механизмы проводки листа в Roland 700 выше всяких похвал», — отмечает Келлер.

Всё дело в DI

В сентябре 2004 г. Blanks Printing & Imaging установила первую в штате Техас KBA 74 Karat. В типографии бывшего препресс-бюро (8300 м2) уже имелись две полноформатные Heidelberg. Новая машина формата 74 см с возможностью печати на пластике и быстрой настройкой помогает выжить в условиях перенасыщенного полноформатного рынка.

Семейное предприятие с 63-летней историей располагает собственной цифровой студией и выполняет заказы по наружной рекламе, POP-материалам, почтовым рассылкам и каталогам для крупных торговых предприятий.

Прежде чем осваивать лентикулярную технологию, пробовали печатать на пластике. Первый стерео-вариозаказ (календарь) выполнили без малейших проблем.

«Новое оборудование себя оправдало, — вспоминает вице-президент по операциям Кевин Шредер. — Первый же заказ стал настоящим испытанием. Одно изображение было светлым, другое — слишком тёмным. Мы были уверены, что ничего не выйдет, но машина справилась».

По мнению Шредера, 74 Karat — идеальный вариант для лентикулярных работ: «Единый захват означает прекрасную приводку: за один прогон наносятся триадные краски и лак, а затем лист отпускается. Быстрая, по сравнению с полноформатными моделями, настройка экономит средства».

Для лентикулярных заказов здесь используют линзы Pacur и ПО HumanEyes. Работы с разрешением 100 lpi печатают на материалах толщиной 0,35–0,46 мм тиражами 1500–6000 экз.

Подробная информация

Несколько компаний, с которыми мы связывались, отказались раскрывать секреты мастерства — они долго работали над совершенствованием лентикулярной технологии и предпочли обезопасить свои знания. Тем, кто хочет узнать больше о линзовых эффектах и познакомиться с реальными примерами, рекомендуем посетить Lenstar.org. Сайт будет интересен не только типографиям, но и дизайнерам, рекламным агентствам, бренд-менеджерам. Его эксперты — представители крупнейших поставщиков печатных машин, а также Sun Chemical, Flint Ink и INX, разработчики ПО Flipsigns, Photo Illusion и HumanEyes, специалисты по запечатываемым материалам из Eastman Chemical и Pacur.

Шелли Габерт, журналист; Кэтрин О’Брайен (kobrien@primediaubusiness.com), редактор журнала «Американский печатник».


Объёмные эффекты

Анонсированное на Drupa-2004 ПО HumanEyes (от 3500 долл.), по информации создателей, создаёт специальные (лентикулярные) эффекты для коммерческой печати (традиционной или с прямым экспонированием форм) и электронных приложений, в т. ч. сложные пространственные (флип, морфинг, масштаб). Но её конёк — объёмные изображения. Уникальное ПО оптимально для рекламной продукции — от электронных индикаторов с объёмными эффектами до традиционной полиграфии, упаковки, рекламы с подсветкой и материалов сверхширокого формата. Предусмотрено создание лентикулярных макетов не только для офсетной, но и для фотопечати, струйных и планшетных УФ-устройств. Скоро компания планирует представить решение для узкоформатных DI-машин от Heidelberg, KPG and Ryobi.

Созданные с помощью HumanEyes объёмные рекламы привлекают в 5 раз больше внимания, чем обычные

Основные особенности ПО HumanEyes

Простота в работе Для получения трёхмерных эффектов достаточно стандартной цифровой камеры, а овладеет программой любой фотограф. Перенесённое на компьютер изображение можно многократно обрабатывать, меняя формат и размер. Одновременное применение панорамных и стереоскопических эффектов.

Создание эффектов Глубина достигается с помощью специальных графических инструментов. Программа автоматически рассчитывает глубину и создаёт заданное количество вариантов с разными точками обзора.

Допечатная подготовка Выходной формат HumanEyes 3D — компрессированный Postscript, устраняющий сетевые и допечатные сложности. Беспроблемная интеграция с RIP Postscript3.

Надёжность Комплексные инструменты проверки снижают вероятность повторных ошибок и сокращают время от разработки до цветопробы и печати.


Принцип лентикулярных эффектов

В основе лентикулярной технологии лежит принцип нанесения на особую плёнку идентичных полос вплотную друг к другу. С помощью специализированного ПО изображение делят на полосы, компонуют заново (выполняют развёртку), затем помещают за плёнкой. При этом за каждой полосой линзы оказывается от 2 до 25 фаз/полос изображения, в зависимости от нужного результата. Для стерео-вариоэффектов используют разные типы плёнок и пластин с определённым количеством линзовых полос на дюйм. Размер и тип линзы варьируются в зависимости от эффекта, но не последнюю роль при выборе играет и цена.

Лентикулярная печать требует точной приводки. Чтобы добиться иллюзии движения или любого другого эффекта, изображение делят на полосы и компонуют заново

В стандартном варианте линза 3,15 на миллиметр изображения применяется при разрешении 80 lpi. Ширина одной стереополосы со всеми необходимыми для эффекта фазами всего 0,25 мм. Различают несколько типов стереоэффектов.

Морфинг (Morphing) Один объект (A) трансформируется в другой (B), возможно до 12-ти фаз. Эффект глубины отсутствует, трансформация происходит на переднем плане.

Эффект объёма (3-D) Подразумевает две точки обзора. 5–10 исходных изображений для эффекта перспективы или 3–4 слоя (передний план, слой с изображением, задний план).

Эффект масштаба (Zoom) Основной принцип, как при морфинге. Разница в том, что объект не трансформируется, а приближается и удаляется в зависимости от угла обзора.

Флип 2/3 (Flip) При повороте картинки меняется объект: болотная лягушка превращается в прекрасного принца.

Анимация/движение Незначительное изменение объекта: смена перспективы создаёт иллюзию движения (например, складывается и раскрывается кузов автомобиля).

Возможна комбинация сразу нескольких эффектов в зависимости от изображений-оригиналов, размера картинок и специфики линз.


Лентикулярная печать с размахом

Big3D.com подготовила рекламный плакат фильма «Дети-шпионы 3D» на 7-красочной KBA с УФ-сушкой шириной 158 см, работающей с широким ассортиментом линзовых материалов. Кроме фотоплаката, офсетным способом отпечатаны светоотражающий вариант и плакат для лайт-боксов.

Flipsigns.com, профессиональная ассоциация и разработчик лентикулярного ПО, приняла решение вручить основателю и президенту Big3D.com Тома Савилля награду Ph3D за выдающиеся достижения в области трёхмерной и стереополиграфии. Как пояснили в Flipsigns, компания добилась такого качества, что в титрах фильма «Дети-шпионы 3D» создателей плакатов упомянули наравне с актёрами.


Новый уровень стерео-вариопечати

National Graphics начинала в 1977 г. как препресс-бюро. Начало 90-х ознаменовалось первыми лентикулярными эксперимента-ми — технолог подготовил простейший макет с ребёнком на качелях. Назвать его впечатляющим было сложно, но, по воспоминаниям президента Донa Краузе, этого оказалось достаточно, чтобы пробудить интерес.

По словам Краузе, 15 лет назад линзовую технологию мало кто воспринимал как нечто большее, чем жетоны для Cracker Jack: «Массово выпускать высококачественную стереопродукцию на коммерческих печатных машинах возможности не было. Тогда в основе технологии лежала фотография — всё делалось при активном участии Kodak».

В 1995 г. National Graphics разработала материал с 75 лентикулярными линзами на дюйм — первое решение для стандартных офсетных машин. Вывести технологию на новый уровень помогла линза толщиной 0,5 мм, основанная на патентованной разработке Extreme Vision. После компания предложила сверхтонкие линзы Crystal — 0,18 мм, 200 lpi. Благодаря тонкому профилю материал подходит для самоклеящихся этикеток — он не трескается, прочно держится на пластике и стеклянных бутылках.

Помимо этикеток, упаковки, плакатов, книжных и журнальных обложек, технология нашла применение в производстве игрушек и вплавляемой (in-mold) продукции. Extreme Vision от National Graphics используют типографии по всему миру, и все отвечают определённым критериям. «Поскольку речь идёт о патенте, мы внимательно относимся к выбору партнёров, обращаем внимание на оборудование и техпроцесс»,— рассказывает Краузе.

Широкому распространению лентикулярной технологии по-прежнему мешает цена на материал. Поскольку тонкая линза всегда дешевле, сейчас в National Graphics создают разработку толщиной 0,08 мм. Идёт работа и над технологией получения лентикулярных линз в линию с печатным оборудованием. (Сейчас для изготовления линзы нужны специальные гравированные цилиндры и экструдер.) «Линзу можно будет наносить на любой участок запечатываемого листа», — поясняет Краузе. Уникальный способ Spot Lenticular планируется анонсировать в следующем году.


* Журнал «Американский печатник», август 2005 г. © 2005, American Printer Magazine, a PRIMEDIA publication. All Rights Reserved.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus