2005.10.05, Автор: Игорь Терентьев3391 прочтений

NEC SpectraView Reference 21

Теги: Publish

Хотим мы этого или нет, но ЭЛТ-мониторы на столах верстальщиков и дизайнеров будут постепенно заменяться ЖК-моделями. Конечно, в этом прежде всего заинтересованы производители, но и потребители не могут остаться равнодушными к эргономическим преимуществам и постоянно улучшающемуся качеству картинки. А ожидать прогресса в трубочной технологии уже не приходится — этот рынок стремительно сужается, а значит, инвестиций в него больше не будет. Зато бурлит жизнь на ЖК-рынке: быстро снижаются цены на ходовые диагонали, увеличиваются размеры и разрешение экранов, входят в моду широкоформатные, разработчики находят всё новые способы обойти наследственные ограничения «кристаллов».

Пытаясь прочнее застолбить место в полиграфическом секторе, наиболее требовательном к качеству изображения, NEC Display Solutions в июне объявила о запуске в серию мониторов, построенных на принципиально новой технологии — с подсветкой панели цветными светодиодами. Благодаря содействию официального дистрибьютора компании в России ГК «Легион», мы получили один из первых экземпляров NEC SpectraView Reference 21 (другое название — SpectraView LCD2180 WideGamut LED).

Напомним, что цветовое пространство standardised Red, Green, Blue (sRGB) задумывалось в HP и Microsoft как средство стандартизации. Оно описывает цветовой охват «среднего» монитора при гамме 2,2, точке белого D65, яркости 80 кд/м2 и других определённых в стандарте IEC 61966-2-1 условиях. Сейчас в это пространство по умолчанию преобразуют изображения большинство цифровых камер, оно поддерживается механизмом управления цветов в Windows (начиная с ICM 2.0) и используется для согласования цветов между устройствами ввода и вывода. Вроде бы, всё хорошо…

Но есть проблема — цветовой охват sRGB существенно уже, чем этого хотелось бы специалистам препресса. Поэтому в Adobe Photoshop для допечатной подготовки рекомендуется использовать более широкое Adobe RGB. Как следствие, sRGB-мониторы физически не в состоянии достоверно отображать все цвета Adobe RGB — охвата не хватает. Это касается ЭЛТ- и ЖК-мониторов (последних — в большей степени). Одно из ограничений, не позволявших расширить цветовой охват ЖК-мониторов — способ формирования цветов с помощью белой флуоресцентной лампы, свет которой проходит через ячейки ЖК-матрицы (на выходе — полутоновое изображение) и цветовые фильтры (на выходе — цветная картинка).

Конструкторы NEC, используя проверенную SA-SFT Dual-IPS панель (она применяется в модели LCD2180UX; см. обзор в Publish ? 6, 2004) с разрешением 1600х1200, объединили её с новой системой подсветки. Флуоресцентные трубки заменили на матрицу из 144 светодиодов (по 48 каждого цвета — красного, зелёного и синего). Технология называется Lumileds. Итог — цветовой охват свыше 100% Adobe RGB и более высокая равномерность освещённости экрана. За счёт того, что цветовая температура теперь меняется в зависимости от яркости свечения отдельных светодиодов, удалось избежать потерь яркости при смене цветовой температуры. Встроенный сенсор с обратной связью обеспечивает быстрый выход на заявленные характеристики цветопередачи — гарантируется отклонение менее 1 DЕ уже через минуту после включения.

В главном окне Profiler отображаются все параметры текущего профиля (или результата последнего профилирования) — исходного для «итерационного» профилирования

Новая функция ColourComp обеспечивает однородность цветопередачи по всей площади экрана, настраивается на фабрике и «зашивается» в электронику каждого экземпляра. Суть в том, что уже после профилирования отображаемые цвета измеряются ещё раз в разных секторах экрана, результаты интерполируются и компенсируют оставшиеся отклонения.

Внутри внушительных размеров коробки… вторая коробка, взвешенная на пенопластовых уголках. Производители считают изделие ценным прецизионным инструментом, требующим особо бережной транспортировки и упаковки. Помимо монитора, в комплекте светозащитный козырёк с магнитными полосками для монтажа на экран и прорезью сверху для провода калибратора. Его в коробке нет, но это необходимая опция, о чём говорит и специальное пустое отделение в пенопласте, куда отлично помещается коробочка с Eye-One Display. Почему не стандарт? Видимо, экранные калибраторы сейчас уже не редкость — зачем заставлять потребителя переплачивать за то, что у него есть? Но, если вы собираетесь покупать новинку и пока не обзавелись прибором — обязательно закажите его вместе с монитором.

В комплекте диск с ПО SpectraView Profiler (о нём ниже), DVI-кабель (оба разъёма монитора чисто цифровые) и сертификат. Из него мы узнаём, что этот экземпляр проверен и откалиброван на заводе. Любители цифр могут порадоваться — большинство отклонений цветов в сертификате менее 1 DЕ.

Есть одно внешнее отличие SpectraView от LCD2180UX, которое заметно сразу: панель стала толще и чуть тяжелее (11,6 кг), ведь матрица светодиодов охлаждается массивным радиатором. Разнятся и заявленные параметры: меньше яркость (200 кд/м2 против 250) и контраст (430:1 против 500:1). Это понятно, поскольку они зависят от конструкции подсветки, а она кардинально изменилась.

Мы подключили SpectraView к Macintosh G5 и откалибровали разными способами. Сначала вручную, с помощью утилиты Display Calibrator Assistant в Mac OS X и экранного меню. Затем — профилировочным ПО, идущим в комплекте с Eye-One. И, наконец, исследовали возможности SpectraView Profiler.

Проверка результатов профилирования показывает, что максимальное отклонение не превышает 1,14 DE

Уже после ручной настройки отображение довольно близко к печатному оттиску, хотя наблюдался небольшой уход красных тонов. В вашем распоряжении остаётся знакомая по LCD2180UX возможность зайти в экранное меню Omnicolor и скорректировать цвета вручную по любой из шести осей — RGB или CMY. Однако hi-end-мониторы дисциплинируют и переводят управление цветом в разряд точной науки. Посему лучше всё-таки взять в руки калибратор и соответствующее ПО. К тому же это единственная возможность привести к общему знаменателю по цветопередаче несколько мониторов.

С помощью Eye-One Match мы всего за полчаса добились на экране удовлетворяющего всех результата — хоть заказчика зови на подпись! Открыв Color Picker в Photoshop, попытались добиться эффекта постеризации (наблюдается на некоторых ЖК-моделях при отображении многоцветных градиентов), ан нет — все переходы между цветами отображались плавно, без резких границ.

Но самым интересным оказалось знакомство сo SpectraView Profiler 3.1. Программа начинает работать после выполнения онлайн-процедуры получения лицензии с сайта NEC Display Solutions, когда она привязывается к определённому компьютеру. На Macintosh это оказалась даже сложнее, чем последующее профилирование монитора…

Программа, написанная Color Solutions Software, поддерживает ЭЛТ- и ЖК-мониторы, большинство распространённых калибраторов плюс имеет полезные особенности. В самом начале, когда следует выбрать целевые значения калибровки, в обычном наборе гамм, помимо чисел, присутствует L*. Разработчики рекомендуют ориентироваться именно на этот метод, считая, что он обеспечивает максимально линейное восприятие тоновых переходов глазом. Подробности на www.lstar-rgb.com. Оценить разницу можно на этапе проверки качества калибровки градаций серого. При необходимости уровнять несколько мониторов, в качестве целевого значения рекомендуется указать одинаковую величину яркости. Если этого не нужно — попросите программу откалибровать экран под максимальную яркость.

Из других опций интересен выбор построения профиля — матричного (Matrix) или на основе LUT. Последний точнее, поскольку описывает цветовое пространство трёхмерной матрицей, а в «экстремальном» варианте строится из 16-разрядных значений. Разработчики честно предупреждают, что подобный профиль распознают не все приложения.

После выбора целевых значений сам процесс калибровки и профилирования проходит буднично и быстро — на полном автомате — и занимает 10 минут. Итоговый профиль автоматически становится текущим.

Идеология «итеративного» профилирования позволяет время от времени корректировать текущий профиль, делая его точнее. Можно проверить результаты, оценив отклонения в точности воспроизведения цветов в DЕ (по формуле DЕ 94), вручную скорректировать настройку точки белого и баланс серого. В нашем случае такой необходимости не было — помогает реализованная в мониторе 10-разрядная гамма-коррекция.

NEC Display Solutions оказались первыми, кто представил серийную модель с подсветкой светодиодами. Известно, что над этим работают Sony и Samsung, но пока же за единственный супермонитор в России просят 6500 долл. По большому счёту, пользователю всё равно, чем обеспечивается подсветка экрана; важнее — можно ли положиться на достоверность цветопередачи, и окупятся ли затраты на сверхточность. На первый вопрос отвечаем — да, а второй решать вам.

SpectraView Reference 21

Производитель: NEC Display Solutions

Рейтинг:****1/2*

Заключение: профессиональный, высококачественный 21,3-дюймовый ЖК-монитор для допечатной подготовки. Единственный на рынке с заявленным цветовым охватом 100% Adobe RGB. Смущают высокая цена и новая, пока ещё непроверенная технология.

Цена в России: 6500 долл.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по Printech 2018

    Представляем наиболее подробный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке, а также на соседней RosUpack 2018. Все экспонаты Printech расположены в павильоне 3.

     

  • Собираетесь ли вы посетить выставки Printech и RosUpack?

    Илья Кунахович, технический директор типографии onebook.ru (Москва):

    Выставку посещаю каждый год. Новинок, к сожалению, выставляют мало, в основном хожу пообщаться с поставщиками расходных материалов и послепечатного оборудования. Также интересно повидаться с коллегами по цеху, посетить конференции. Всё это приносит пользу на перспективу.

     

  • Сферы интересов FESPA

    Выставка, когда-то начинавшаяся как «междусобойчик» для трафаретных мастерских и производителей сувениров, превратилась в самую популярную площадку для цифровой широкоформатной индустрии. Каждый год она не просто растёт, но предлагает участникам новые сферы применения цифровых технологий печати.

     

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Цифровое будущее книжной печати

    На организованной Canon и Hunkeler конференции обсуждались практические аспекты организации современного цифрового книжного производства на примере проекта в московской типографии «Паблит».

     

  • География экспансии Ricoh

    Развивая свой бизнес в странах бывшего СССР, Ricoh Rus эффективно использует возможности глобальных и локальных партнёров. В Грузии — это Heidelberg Georgia. В Казахстане и Киргизии — партнёры, которым помогает национальный менеджер по этим странам.

     


comments powered by Disqus