101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Покоряя ультрафиолет

  • Елена Демьянова
  • 7 июня 2005 г.
  • 5833
На эту тему в России не написано учебников и не придумано обучающих курсов, но растущий спрос на УФ-печать вдохновляет типографии осваивать эту непростую технологию.

Спрос на производство картонной упаковки, высококачественной этикетки и рекламных пластиковых изделий неуклонно растёт. Параллельно повышаются и требования клиентов: им подавай быстрее и лучше. Решение системы уравнений — технология печати УФ-красками. Её ключевой аспект — мгновенное высыхание оттиска — даёт множество преимуществ: скорость печати, высокий стапель, возможность сразу лакировать, фальцевать, ламинировать, подбирать отпечатки. Значит, не нужен противоотмарывающий порошок, праймер перед УФ-лаком. Технология покоряет новые, недоступные обычному офсету, горизонты: печать по пластику, плёнкам и другим невпитывающим материалам. Разнообразию продуктов нет предела: пластиковые карты, удостоверения, POS-материалы, стерео/вариопечать, блистерная упаковка, из металлизированного картона…

В ответ на потребности рынка растёт и предложение в секторе УФ-оборудования и материалов. По оценкам экспертов, темпы роста составляют 7% (производство печатного оборудования), 10% (производство УФ-сушек) и 14% (расходные материалы). До недавнего времени в России УФ-печать оставалась чем-то экзотическим, но первопроходцы уже есть…

«Линия График»: быть первыми трудно, но прибыльно

Сейчас машина Heidelberg CD 74-6 LX UV печатает по плотному прозрачному пластику

Об установке печатной машины Heidelberg CD 74-6 LX UV в типографии «Линия График» мы упоминали не раз, и это предприятие до сих пор является одним из наиболее опытных пользователей УФ-технологии: машина работает здесь уже более года. Изначально она имела универсальную конфигурацию и была предназначена для УФ- и обычной офсетной печати. Её валики и устройства смывки устойчивы к компонентам УФ-красок лишь при нечастом их использовании. Поэтому «универсальную» машину можно было задействовать для УФ-печати не чаще, чем в 25% случаев. «Но оказалось, что мы недооценили спрос на УФ-печать, — рассказывает главный технолог Дмитрий Череповский. — Уже через два месяца стало очевидно, что УФ-заказов хватит, чтобы загрузить машину в круглосуточном режиме». Через 4 месяца оборудование было модернизировано для 100% УФ-печати: заменены валики, устройства автоматической смывки, закуплены соответствующие расходники. Сейчас машина работает круглые сутки, а Череповский утверждает, что заказов хватило бы ещё на одну УФ-машину формата А1.

Эта красивая упаковка — дело рук профессионалов из «Линия График»

По заказам лидирует рекламная продукция на синтетических самоклеящихся материалах и упаковка из картона, ламинированного металлизированной ПЭТ-плёнкой (в типографии налажено её производство). Именно за счёт сегмента упаковки существенно увеличился объём заказов: красивая и стильная упаковка нашла потребителя в лице производителей косметики и парфюмерии массового и элитного класса. 6 печатных секций позволяют за один прогон создать исключительно привлекательную упаковку. Технология выглядит так: на ламинаторе картон покрывается металлизированной (или голографической) плёнкой. В печатной машине наносятся белила (одним или двумя слоями), цветное изображение триадными или смесевыми красками и УФ-лак. УФ-сушки при таком варианте устанавливаются после белил и перед лакированием (краска должна ложиться на сухие белила, а лак — на сухую краску). В 10 м установлена машина для вырубки — красочная, блестящая упаковка готова за несколько часов. (Сравним с фолиевыми красками: после нанесения белил — сушка 1-2 дня, затем печать триады и снова сушка; лишь после этого — лакирование и вырубка. Итого — неделя.) В одной из секций может наноситься праймер — для повышения адгезии красок к сложным пластикам; производиться выборочное лакирование матовым или глянцевым УФ-лаком.

Технология оказалась настолько эффективной, что некоторые отечественные парфюмеры отказались от заказов упаковки за границей и стали постоянными клиентами «Линия График».

Другой сегмент заказов — POS-материалы, в т. ч. на пластике. В последнее время растёт интерес к стерео/варио (микролинзовой) продукции, которая даёт новые возможности для рекламы.

За «невпиткой» — в «Граффити»

Rapida 74 UV в «Граффити» работает в 3 смены

Серьёзно воспринимают технологию УФ-печати и в печатном дворе «Граффити». «Год назад мы задумались о покупке новой печатной машины, — рассказывает Юрий Бохонов, исполнительный директор типографии. — Было решено поставить на УФ-технологию». Выбрали 5-секционную Rapida 74 UV (5 УФ-красок или 4 краски + УФ-лак). Установка машины немецкими инженерами заняла 3 недели, и с 1 января машина начала работу. Она оснащена двумя промежуточными сушками и двумя на выходе, системами снятия статического электричества и автоматического перемешивания краски в кипсейке, датчиками для регистрации прозрачных материалов.

Максимальная скорость — 15 тыс. отт./ч, в «Граффити» работают при 10-12, в зависимости от запечатываемого материала. Сегодняшняя цель типографии — загрузить машину заказами на невпитывающих материалах. Поначалу шли «бумажные» работы, сейчас соотношение 1 к 1. Как и в «Линия График», в «Граффити» отмечают, что спрос на УФ-печать очень высок: Rapida работает круглосуточно в 3 смены. Неудивительно, что в будущее УФ-печати Бохонов смотрит с оптимизмом: «Через пару лет придётся менять ещё одну печатную машину, скорее всего, приобретём полноформатную УФ. Ведь полноформатные УФ-работы сейчас могут выполняться только трафаретным способом».

Гибридный «Центр оперативной полиграфии»

Переставная УФ-сушка на Rapida 74 UV

Одновременно с «Граффити» к УФ-типографиям присоединился «Центр оперативной полиграфии»: весь парк её печатного оборудования состоит из машин Komori, теперь выбор пал на Komori Lithrone 428+C (4 печатные секции и лак) с УФ-оснащением от Nordson UV: удлинённой приёмкой с УФ-лампами и двумя промежуточными УФ-сушками. Сейчас конфигурация гибридная — подходит для печати УФ- и обычными красками.

В ЦОП машина прибыла в начале декабря 2004 г., и уже спустя пару недель технологи начали «пробы». Загрузка заказами пока не завершена, но в типографии планируют достичь 100% УФ-загрузки менее чем за полгода после начала работы. «Сейчас машина работает круглосуточно, — рассказывает генеральный директор Андрей Доронин. — Мы печатаем на ней как обычные заказы по традиционной технологии, так и УФ-продукцию, соотношение пока 1 к 1». Но на этом в ЦОП останавливаться не намерены: активно привлекаются заказы именно «под УФ». Пока что УФ-красками здесь печатают пластиковые карточки, упаковку из металлизированного картона, открытки по ламинату и обложки для глянцевых журналов: продукцию, покрываемую УФ-лаком, выгоднее печатать на Lithrone за один прогон, ведь иначе перед лакированием нужно наносить праймер.

УФ-допечать

Введение УФ-технологии требует изменений и на допечатной стадии. Обычные пластины нестойки к УФ- и специальным краскам. Нужно либо использовать специальные пластины, либо обжигать обычные. В «Линия График» применяют обе технологии, в «Граффити» формный материал — стойкие к компонентам УФ-красок пластины Creo для термального СТР. ЦОП использует обычные пластины и обжиг: по словам Доронина, это гораздо выгоднее, чем дорогие специальные пластины. Для этого приобретено устройство обжига пластин.

Пока заказчик пьёт кофе…

Специально для 4-красочной Komori в ЦОП соорудили дополнительную пристройку

Основным конкурентным преимуществом, приобретённым вместе с машиной УФ-печати, считается большая скорость прохождения заказа на производстве. Ведь на выходе получается сухой лист — не надо ждать, пока краска окончательно закрепится на оттиске, а можно сразу приступать к послепечатной обработке или отгружать тираж заказчику. Производственный цикл сокращается в разы: подчас тираж может быть изготовлен (и отгружен!) за пару часов. «Пока заказчик пьёт кофе», — улыбается Бохонов.

Другой существенный плюс — расширенный ассортимент запечатываемых материалов. К бумаге и картону добавляется прозрачный пластик, ПВХ, все виды винила, самоклеящиеся материалы. Легче печатать и на сложных сортах бумаги с плохо впитывающей поверхностью: высокомелованной и каландрированной со специальными покрытиями (например, дизайнерской с перламутровым или металлизированным покрытием) и на фольгированных материалах.

Пусть меня научат

Сейчас две УФ-сушки отдыхают на полке: на Komori печатают тираж обычными красками.

Технология УФ-печати отличается от привычной офсетной и требует соответствующих знаний и умений. Но беда в том, что практике этой новой для России технологии не научат ни на одних курсах. «На освоение у нас ушло около двух месяцев, мы ставили множество экспериментов, пробовали разные режимы — вспоминает Бохонов. — До сих пор кое-что остаётся непонятным, но в целом технологию мы освоили».

Проблемы, в основном, с новыми материалами: на некоторых видах пластика не хочет закрепляться краска, материал с односторонним плёночным покрытием под воздействием УФ-сушек может свернуться в трубочку… Метод обучения пока один: пробы и ошибки.

Знания российским первопроходцам УФ-печати приходится собирать по крохам: в технологических инструкциях к материалам, иноязычных учебниках, беседах с западными коллегами. «Для работы на УФ-машине были выбраны лучшие печатники типографии, — рассказывает Череповский. — Их учили, в том числе и специалисты завода IST — немецкой компании-производителя УФ-сушек. Я сам начал подготовку к переходу на УФ за год до покупки: изучал статьи, консультировался с производителями и европейскими коллегами, участвовал в обучении и “Гейдельберг СНГ“. Такого, чтобы совсем не получалось, — не было, скорее, мы изучали тонкости, сравнивали разные материалы».

По мнению Доронина, особой сложности в технологии нет, загвоздка лишь в подборе материалов. Именно тестам красок, лаков и белил для разных поверхностей и была посвящена большая часть времени до запуска машины в коммерческую работу. Опытным путём печатники выяснили, например, что для печати по бумаге лучше подходят краски Akzo Nobel, а для пластика — Sicpa. Возникали сложности при многослойной печати по прозрачной самоклейке для размещения на стекле (триадное изображение для просмотра с одной стороны наклейки — белила — серебряная краска для непрозрачности — белила — зеркальное триадное изображение для просмотра с обратной стороны). При использовании некоторых сортов белил самоклейка пузырилась, лишь методом проб и ошибок технологи нашли подходящий материал. В ЦОП в печатники для новой машины также выбрали «самых-самых».

Качество

Здесь при нобходимости устанавливается УФ-сушка

В пользу УФ-печати — практически мгновенное высыхание краски без впитывания в материал, что исключает перетискивание и обеспечивает насыщенные и яркие цвета на оттиске. Но ведь закрепление исключительно на поверхности материала — увеличенное растискивание при печати. В классической офсетной закрепление краски происходит как за счёт испарения растворителя, так и за счёт впитывания: часть краски впитывается, а оставшаяся может растечься, обусловив эффект растискивания. Так как УФ-краска в невпитывающую поверхность впитаться не может, растискиваться будет весь объём капли, и отклонения от требуемой градационной кривой будут сильнее. Но это «лечится»: достаточно заложить соответствующие предыскажения в профиль вывода плёнок или форм. А сперва на основе измерений оттисков построить профиль, который будет использоваться на допечатной стадии.

Заработаем!

Какова финансовая выгода от УФ-печати? Во-первых, сокращение производственного цикла увеличивает оборачиваемость производства. Во-вторых, существенно расширяется круг заказчиков: предприятие осваивает новые рынки. По словам Бохонова, в первый год работы УФ-машины в «Граффити» планируется увеличить оборот на 20% (за первые 5 месяцев он возрос на 5-10%), а прибыль — на 20-30%.

Но издержки УФ-печати также выше, чем при традиционной. Дороже само оборудование (цена офсетной печатной машины 700 000 долл., а аналогичной, но оборудованной для УФ-печати, — 1 млн долл.). Значит, при одинаковом сроке амортизации уровень отчислений на неё может быть выше. Но в ЦОП это не так: «Оборудование действительно дороже, но и срок амортизации больше, — объясняет Доронин. — И месячные отчисления в амортизационный фонд у нас точно такие же, как для аналогичных машин без УФ-оснащения».

Значительно дороже УФ-краски и лаки (в 2-3 раза). Повышается расход электроэнергии — на 10-20% (правда, из-за её сравнительно невысокой стоимости в России это не столь весомо, как на Западе). Немаловажна сложная подготовка машины к печати и её обслуживание. Нужно предусмотреть и системы вытяжки — для удаления образующегося озона, системы охлаждения для УФ-сушек… Итого, себестоимость УФ-продукции на 30-40% превышает аналогичную для «не-УФ». «Чтобы оправдать затраты, нужно использовать печатную машину, только когда нельзя напечатать на обычной, то есть только для печати по невпитывающим материалам», — считает Бохонов. Другого мнения придерживается Доронин: «Хотя смена работы УФ-машины стоит процентов на 30-35% дороже, загрузка типографии заставляет печатать на ней любую продукцию, в т. ч. и обычными красками. Правда, невыгодно мешать заказы разных типов, ведь для перехода «УФ—обычная краска» нужно смыть машину и загрузить другие краски, что означает её простой».

В любом случае, высокие издержки и амортизация компенсируются экономией времени, а значит, и уменьшением приведённых расходов в графе «оплата труда». С другой стороны, отпускная цена УФ-печати (спрос-то высок!) существенно превышает обычный офсет, так что чистая прибыль всё же остаётся на хорошем уровне.


Листовые офсетные машины для УФ-печати

Heidelberg

Heidelberg начал выпуск УФ-машин в 1986 г. — Speedmaster CD 102 с лакировальной секцией, за ним последовал вариант с двумя секциями для лака; в 1998 г. появился Speedmaster SM 74, а в 2002 г. — Speedmaster CD 74 с полной УФ-подготовкой и Speedmaster CD 102 DuoPress. CD 74 для УФ-печати оснащается необходимым заказчику количеством УФ-сушек, которые устанавливаются после любой секции, устройством для перемешивания краски в красочном ящике InkMove, УФ-сушкой в приёмке. Все печатные секции имеют термостатированный красочный аппарат, УФ-валики и резину, устройства для отсоса красочного тумана. Кроме того, системы защиты от УФ-лучей и отсоса испарений для защиты от запаха. Модифицируются системы смывки цилиндров и устройства подачи лака.

Партнёр Heidelberg по внедрению УФ-технологий — немецкая компания IST, производитель высокотехнологичных УФ-сушильных устройств. Решения IST оптимизируют отвод тепла от материала, что особенно критично при работе с чувствительным к теплу пластиком.

КВА

Все листовые офсетные машины КВА секционного построения (КВА Rapida 74, КВА Rapida 105, КВА Rapida 130 и др.) изготавливаются в УФ-варианте. Отличия лишь в специальном оснащении. Во-первых, УФ-пакет, т. е. специальная защита для кабелей и шлангов в печатной секции, устойчивое к растворителям УФ-красок покрытие валиков и прокладки в ракельных камерах. Во-вторых, два комплекта пневматических лаковых насосов для использования различных лаков и пневматическое устройство перемешивания красок. Разумеется, сами УФ-лампы: одна или две промежуточные сушки. Одна всегда устанавливается перед лакировальной секцией, вторая может быть сменной и использоваться после разных секций, в зависимости от запечатываемой продукции. Плюс заключительная УФ-сушка на выходе и удлинённая приёмка.

Кроме «чистых» УФ-машин, КВА предлагает запатентованную гибридную технологию, позволяющую попеременно использовать печать обыкновенными и гибридными красками (с 25% УФ-составляющей).

Дополнительной оснастки требует печать на пластике. Проблем с ним возникает много: он накапливает статическое электричество, жёсткие, тяжёлые листы капризны на подаче и вибрируют при захвате за одну сторону. Поэтому машине, печатающей по пластику, нужны антистатические элементы — планки, раздувы; дополнительные раздувы на подаче, на вакуумной ленте, в блоке боковых упоров.

Komori

Японская корпорация предлагает УФ-решения в каждом из традиционно используемых форматов: для В3 — Lithrone 20, для В2 — Lithrone 26/28, для В1 — новая Lithrone S40. Машины для печати УФ-красками специально готовятся на заводах в Японии и оснащаются дополнительным оборудованием таких европейских производителей как Nordson, Technotrans, Tresu и др. В его состав всегда входит система УФ-сушек, включающая промежуточные и финишные лампы УФ-излучения, а также сопутствующая периферия — системы вытяжки горячего воздуха и озона, охлаждения ламп и оттисков, электрооборудование. Для европейского рынка машины Komori Lithrone, как правило, оборудуются сушками производства английской компании Nordson UV Limited.

УФ-машины поставляются заказчику со специальными валиками, офсетными полотнами и смывочными аксессуарами, стойкими к УФ-краскам и их растворителям. На заводах оборудование проходит антикоррозийную подготовку, оснащается системами термостатирования красочного аппарата. При необходимости УФ-машины оборудуются камерно-ракельными лакировальными аппаратами, приспособлениями для печати на пластике и устройствами перемешивания краски в кипсейках.

Любая из перечисленных моделей Lithrone может быть приспособлена под печать гибридными красками или для переменного использования традиционных и УФ-красок.

Ryobi

Все машины Ryobi 52-й cерии формата В3+ (4-8 секций) могут быть укомплектованы УФ-сушкой и УФ-валами (на заводе-изготовителе или прямо на месте работы).

Sakurai

Японская компания выпускает листовые офсетные машины для многокрасочной печати УФ-красками; УФ-комплектация должна быть указана на стадии заказа машины. Внешне и конструктивно УФ-машины не отличаются от серийных моделей, за исключением материала покрытия валов красочного аппарата. Можно дооснастить 4- и 5-красочные машины серии SD и SI. Обычно поступают заказы на модели 474 SD и 466 SI, но в Sakurai признают их немногочисленность.

Места расположения сушильных устройств между секциями определяются характером предполагаемой работы, но комплектация машины удлинённой приёмкой и мощной «финишной» УФ-сушкой в любом случае обязательна.

Shinohara

По словам поставщиков, стандартные офсетные машины дооснащаются полным УФ-комплектом по желанию заказчика.

Yiying

Готовые решения для УФ-печати предлагает китайский производитель: в каталоге 4 УФ-машины. PZ 4650UVС-AL и PZ 4650UVС-AL — половинного формата (650x480 мм), 4 и 5 печатных секций; PZ 41020UVС-AL и PZ 41020UVС-AL — полноформатные (1020x720 мм). Все оснащены одной УФ-сушкой на выводном транспортёре. Опционально предлагается система вытяжки воздуха и система охлаждения листов.


Автор благодарит за помощь в подготовке статьи Юрия Бохонова («Граффити»), Дмитрия Череповского («Линия График»), Андрея Доронина («Центр оперативной полиграфии»), а также сотрудников компаний «Анимар», «Апостроф», «Гейдельберг СНГ», «КБА Рус», «ЯМ Интернешнл».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Под защитой. Votum separatum

Автор оригинальной статьи Елена Никонорова при её подготовке проделала заслуживающую уважения впечатляющую работу, потребовавшую профессионализма, длительного практического опыта и столь редко встречающегося в наше быстрое время желания разобраться в деталях.

Маркетплейсы без иллюзий

Для многих компаний маркетплейсы кажутся лёгким билетом в e-commerce: разместил товар — и заказы пошли. Но в реальности за яркой витриной скрываются непростые правила игры, постоянно меняющиеся алгоритмы и расходы, которые нередко оказываются выше ожидаемых.

ИИ: от хайпа к обыденности

Ещё каких-то пару лет назад разговоры об искусственном интеллекте в рекламно-производственной индустрии звучали как фантазия. Даже в профессиональной среде ИИ воспринимался скорее как атрибут хайпа: можно обсудить, интересно попробовать — и только.

Цифровая текстильная печать. Перегрев, эволюция и новые горизонты

За последние годы цифровая печать на текстиле превратилась в стратегический сегмент для РПК. Рост спроса на мерч, корпоративную форму и интерьерные решения требует зрелых технологий и новых стандартов качества.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59